355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Лев Кассиль » Вратарь Республики » Текст книги (страница 19)
Вратарь Республики
  • Текст добавлен: 10 сентября 2016, 00:29

Текст книги "Вратарь Республики"


Автор книги: Лев Кассиль



сообщить о нарушении

Текущая страница: 19 (всего у книги 19 страниц)

Эпилог

Всем еще памятен рекордный поход сверхглиссера «Гидраэр-10» вокруг Европы – из Балтики в Черное море. В очерках участника похода Евгения Кара (Карасика) были уже подробно описаны и слепая гонка в туманах Балтики и Северного моря, и беспримерный уход от настигавшего шторма в Бискайском заливе сквозь смерчи Атлантики, и тяжелая авария в Черном море… Имена Баграша, Русёлкина, Бухвостова, конструктора Валежной, метеоролога Проторовой, Кандидова, Крайнаха и Карасика долгое время не сходили со страниц наших газет.

«Бешеный понтон», «московские близнецы», «скользящие двойняшки» – так называли в заграничных газетах сдвоенную машину гидраэровцев. Формами и линиями своими она напоминала снаряд, пришедший из будущего.

Обо всем этом Карасик обещал написать книгу.

В день традиционного парада московских физкультурников на Красной площади команда гидраэровцев должна была участвовать в показательном матче, которым завершался праздник.

Июльский день сжигал Москву. Но, огнеупорные, шли москвичи на площадь.

Томились в зное пепельно-синие ели у священной стены. Густые, медоподобные капли смолы падали со стен Верхних торговых рядов, сплошь завешанных хвойными ветвями. Звезды на башнях Кремля, прозрачно-раскаленные, словно выточенные из пламенеющего угля, прожигали небо. Накалена была брусчатка площади, и странным казалось, что капли смолы, падая на камень, не шипят. На Красной площади пахло нагретым лесным полднем.

К шести часам закончился марш физкультурных колонн, но на трибунах ждали. И вот тогда от Лобного места покатился огромный зеленый вал во всю ширину площади. Спортсмены разматывали гигантскую скатку. Толстый зеленый войлок лег посередине площади, прикрыв камни.

На обоих краях этого зеленого ковра появились белые футбольные ворота с сетками. Судья выбежал на середину площади и свистнул. Оркестр грянул «Спортивный марш»[44]44
  Из фильма «Вратарь». Музыка И. О. Дунаевского. Слова В. И. Лебедева-Кумача.


[Закрыть]
:

 
Ну-ка, солнце, ярче брызни,
Золотыми лучами обжигай!
Эй, товарищ, больше жизни!
Подпевай, не задерживай, шагай.
 

По Красной площади шла команда гидраэровцев. Впереди, с огромным знаменем, на лазоревом шелку которого был вышит серебряный глиссер, шел исполин-вратарь. Пылал красный лак древка. Вратарь нес знамя, немножко наклонив вперед. Все узнали Кандидова. За ним шли в белом Груша и Настя. Они несли на высоко поднятых руках модель сверхглиссера. Она отливала серебром в горячем воздухе.

За ними, весь тоже в белом, с большим кубком Спартакиады, шагал Карасик.

Далее следовала тройка нападения – Баграш, Бухвостов, Русёлкин. Они несли вымпелы из зеленого и малинового бархата, штандарты с пышной бахромой – трофеи выигранных мячей и гонок. Сверкало золото реек. Качались тяжелые бронзовые кисти.

Опаленные океанскими ветрами, одутые, овеянные штормами десяти морей, шли прославленные гидраэровцы.

Они выстроились перед Мавзолеем. В габронилитах[45]45
  Габронилит – род гранита.


[Закрыть]
его матово отражались зелень поля, лазоревые майки футболистов. А оркестры всё играли «Кандидовский» марш.

 
Эй, вратарь, готовься к бою!
Часовым ты поставлен у ворот.
Ты представь, что за тобою
Полоса пограничная идет.
 

На трибунах тысячи людей подпевали:

 
Чтобы тело и душа были молоды,
были молоды, были молоды.
Ты не бойся ни жары и ни холода…
Закаляйся, как сталь!
 

Антон стоял в воротах. За спиной, за футбольной сеткой с крупными ячеями, витой, старый, мозаичный, высился Василий Блаженный. Солнце висело над шпилями Исторического музея и било прямо в глаза. Судья поднес свисток к губам.

Но в эту минуту куранты Спасской башни стали бить время. Они проиграли вступление, потом стали отвешивать мерные удары счета. На последнем ударе судья просвистел.

Матч начался.

Москва, 1932 – 1937; 1959.

ОСТАВАЯСЬ «В ВОРОТАХ»…
Послесловие

Среди большого количества книг, написанных Львом Кассилем и знакомых юным читателям с детства, произведения, посвященные нашим спортсменам, занимают не последнее место.

Любителям спорта хорошо известны многие рассказы, статьи, очерки писателя, посвященные различным видам спортивных состязаний, и радиорепортажи о выступлении физкультурников, которые он нередко ведет с Красной площади в дни народных праздников или со стадиона.

Не случайно под дружеским шаржем в одной комической портретной галерее советских писателей Лев Кассиль изображен в очках, в которых вместо стекол вставлены футбольные мячи.

Лев Кассиль пишет о спорте весело и увлекательно, и в то же время читатель ощущает, что автор относится к спорту с большой любовыо и серьезностью. Писатель сам выразил свое отношение к нашему спорту в строках, которые имеются в прологе к спортивно-приключенческому роману «Ход Белой Королевы», изданному не только в СССР, но и в Японии, Германии и других странах.

Говоря о своих взглядах на спорт, Кассиль соглашается с героем одного из своих романов:

«Мы с ним одинаково смотрели на спорт как на одно из самых наглядных и великолепных проявлений человеческой воли, когда все телесные силы человека подчиняются всепоглощающему стремлению к самосовершенствованию и радостно утоляется здоровая, естественная жажда самоутверждения, удивительно сочетающаяся с самоотверженностью.

И оба мы видели такую же разницу между будничными занятиями физкультурой, с одной стороны, и спортом – с другой, какая есть, например, между общедоступной грамотой и поэзией».

И вот именно поэзии спорта, воспитательной атмосфере его, в которой сочетаются такие как будто противоречивые стремления, как самоутверждение и самоотверженность, посвящен роман «Вратарь Республики».

Мне кажется, что, несмотря на богатство тем и на разнообразие видов спорта, о которых писал и пишет Лев Кассиль, лучше всего и наиболее значительно он пишет про футбол.

Пусть меня не упрекают тут в пристрастии. Дело, конечно, совсем не в том, что автор этих строк сам был вратарем и многое из того, что случалось с героем романа «Вратарь Республики», пережил и я сам, защищая ворота наших сборных команд, хотя, быть может, и не всегда с таким успехом, как это делал «сухой» вратарь Антон Кандидов.

Роман «Вратарь Республики» не издавался уже около двадцати лет.

Между тем я, как и все мои сверстники, хорошо помню, как горячо было встречено это произведение, с каким интересом читатели ожидали очередной номер журнала «Красная новь», в котором оно печаталось.

Ведь это был, по существу, один из первых спортивных романов в нашей литературе.

Почти одновременно вышел тогда и художественный звуковой фильм «Вратарь», поставленный по этому роману режиссером С. Тимошенко в студии Ленфильм. Хотя фильм оказался не столь широким по разработке темы, как сам роман, он имел большой успех.

Роман был издан не только в нашей стране. В Болгарии писатель-академик Людмил Стоянов перевел его на свой родной язык, и книга выдержала не одно издание.

Недавно «Вратарь Республики» был дважды переиздан в Польше.

О популярности и доходчивости этого романа говорит одно любопытное его «издание». Это маленький, немногим больше ладони, томик в твердом, тисненом переплете, на котором во вдавленном медальоне изображен вратарь, в прыжке достающий мяч, с цветной суперобложкой, с многочисленными красочными иллюстрациями, каждая из которых проложена вклеечкой из прозрачной папиросной бумаги. Чрезвычайно мелкий, но очень разборчивый шрифт. Томик поражает своей компактностью и изяществом. На обороте титульной страницы, там, где помещают так называемые выходные данные, можно прочесть нечто такое, что заставит вас поразиться, больше всего. Там написано тем же четким мельчайшим шрифтом:

«Оформление, переплет и суперобложка работы А. Коврижкина, ученика 7-го класса 209-й школы. Текст переписан с „Пионерской правды“. 1937 – 1939 гг.»

Так и сказано: переписан с «Пионерской правды»… Да, не дождавшись выхода романа отдельной книгой, московский школьник Толя Коврижкин сам издал его, искусно оформил книгу собственными рисунками, переплел ее на станочке дома, с удивительным терпением при помощи тонкого пера и туши переписав весь текст произведения.

Почему же этот роман так долго не переиздавался?

Прежде всего, конечно, это объясняется тем, что через несколько лет после выхода двух первых изданий романа разразилась война и писатель целиком перешел на другую тематику.

Но следует иметь в виду и то, что писатель не совсем был удовлетворен своим романом, видя в нем ряд недостатков. Кое в чем упрекала его и литературная критика.

Находились, например, люди, которые упрекали автора в преувеличении. Они считали совершенно неестественным, что герой романа, исключительно одаренный от природы безошибочной реакцией и замечательными физическими данными, Антон Кандидов, достигнув высокого мастерства, становится абсолютно «непробиваемым» вратарем, никогда не пропускающим в свои ворота мяч.

Да, несомненно, здесь имеется некоторое преувеличение. Представить себе такого вечно «сухого» вратаря так же трудно, как боксера, способного при встрече с любым противником в любую минуту одним ударом нокаутировать его… Но ведь именно такой боксер, «одноударный Глендон», и изображен в известном романе Джека Лондона «Зверь из бездны». И допущение этой известной условности нисколько не снизило художественного качества популярного произведения американского классика. Некоторое преувеличение воспринимается здесь читателем как определенный художественный прием, подчеркивающий исключительный спортивный талант героя, выросшего в наших благодатных условиях.

Некоторые находили неправдоподобной историю с голом, который на последних секундах международного матча забил в ворота противника сам Антон Кандидов, стоявший в этой игре вратарем. Однако вот не так давно мы читали в газете «Советский спорт» о том, как «во время футбольного матча на первенство Аргентины вратарь команды „Атланта“ Роха выбивал мяч от ворот. Удар был настолько силен, что мяч перелетел через все поле, опустился в штрафной площади противника, ударился в штангу, а затем был добит в сетку ворот набежавшими нападающими». В той же заметке рассказывалось, как «вратарь швейцарской команды „Нейхаузен“ Вальтер Дорш во время матча на первенство страны взял два одиннадцатиметровых удара и сам забил противникам три мяча – также одиннадцатиметровых». Таким образом, подлинные факты, взятые из международной футбольной практики, даже превышают «рекорд» Антона Кандидова, который казался кое-кому неправдоподобным…

Но даже если и признать, что в романе Льва Кассиля допущены кое-какие преувеличения по части спортивной, то мы, спортсмены, готовы охотно простить их автору, так как он в своем произведении рассказал о самом дорогом для нас и главном: о подлинном благородном духе советского спорта, в котором на первом месте живут правила товарищества, законы мужества и чести.

Через взаимоотношения юного героя революции, а впоследствии выдающегося советского спортсмена Антона Кандидова и самого близкого его друга, с детства почти с ним неразлучного журналиста Евгения Карасика, писатель рассказал живую историю своего поколения.

И через яркие картины спортивной жизни, через жизнеописание героев романа хорошо просматриваются многие важнейшие черты большого времени в истории нашего народа.

Внимательно прислушиваясь к голосу читателей, к замечаниям литературной критики, писатель заново отредактировал свое произведение. В романе опущены многие страницы, казавшиеся лишними и придававшие главному герою порой черты уже неестественной спортивной универсальности: он и в боксе преуспевал, и французской борьбой увлекался… Многое стало более мотивированным и точным во взаимоотношениях Антона Кандидова и коллектива, в котором он вырос.

В образе прославленного советского вратаря Антона Кандидова, вышедшего из недр народа, человека широкой самобытной натуры, не лишенного ряда недостатков, но беззаветно преданного Родине и советскому спорту, писатель как бы обобщил ряд лучших черт, присущих многим нашим выдающимся спортсменам. Таковы были, например, Н. Соколов, Ф. Чулков, М. Леонов, И. Филиппов, И. Рыжов, А. Идзковский, В. Никаноров, А. Иванов, А. Хомич, А. Леонтьев, ныне играющий Л. Яшин и ряд других славных стражей ворот наших сборных команд.

Надеюсь, меня не сочтут нескромным, если я позволю себе рассказать, что при встречах с молодежью и мне доводилось слышать лестный для меня вопрос: «А Антон Кандидов списан не с вас?»

По-видимому, молодые любители спорта, поверив в реальность героя романа, искали его прообраз в жизни.

Что же, я могу повторить тут то, что говорил моим молодым слушателям:

«Не знаю, в какой степени моя игра в воротах вдохновляла писателя, когда он писал свой роман, но знаю твердо, что знакомство с героем этого романа Антоном Кандидовым и вся книга в целом очень помогли мне в деле овладения спортивным мастерством и многими качествами, которые в дальнейшем пригодились мне во всей моей спортивной жизни».

Л. Кассиль не закрывает глаза и на некоторые недостатки, которые встречаются еще порой в нашей молодежной и спортивной среде, – элементы зазнайства, чемпионского высокомерия, неуважения к коллективу.

Отдельные случаи такого поведения, недавно осужденные комсомольской печатью, показывают, что роман «Вратарь Республики», в котором ряд страниц посвящен вопросам воспитания спортсменов, не устарел и сегодня.

Прошло двадцать лет со дня выхода первого издания «Вратаря Республики».

За эти два десятилетия наши спортсмены, в том числе и футболисты, достигли выдающихся успехов, завоевали мировую славу, стали олимпийскими чемпионами. Многое изменилось в технике и тактике футбола. Выросли, овладели секретами высокого мастерства и прославились новые футболисты, новые вратари.

Но мощная и подвижная фигура Антона Кандидова, созданная писателем, как бы продолжает стоять в воротах нашей спортивной литературы.

Тысячи читателей обрадуются новой встрече с Антоном Кандидовым, которого они давно полюбили. Другие впервые прочтут о нем и будут благодарны писателю, который талантливо, с подлинным знанием не только техники, но и самой сути спорта, с истинной страстью болельщика воссоздает обаятельный, хотя и сложный образ одаренного, вышедшего из недр нашего народа спортсмена-патриота, не всегда легкого для воспитания, но неизменно преданного тем высоким идеям, которым служит спорт в нашей стране.

Анатолий Акимов,

заслуженный мастер спорта.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю