355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Коллектив авторов » Красноармеец Краснофлотец № 21-22
((ноябрь 1937))
» Текст книги (страница 8)
Красноармеец Краснофлотец № 21-22 ((ноябрь 1937))
  • Текст добавлен: 1 сентября 2017, 00:30

Текст книги "Красноармеец Краснофлотец № 21-22
((ноябрь 1937))
"


Автор книги: Коллектив авторов


Жанры:

   

Военная проза

,

сообщить о нарушении

Текущая страница: 8 (всего у книги 8 страниц)

Вот партизан Морозко, «шахтер во втором поколении», который уже «совсем не чувствовал в себе мужицкого груза». И все же Морозко резко отличается от потомственного шахтера Дубова, обладающего более крепким пролетарским закалом и четким классовым самосознанием. Рядом с ними, в их рядах бьется бывший пастух Метелица, которого толкнула на путь повстанчества батрацкая нужда и гнет жестокой эксплоатации. Другую прослойку крестьянства представляет Кубрак, чьи мелкобуржуазные крестьянские тенденции еще сильны и порой мешают ему выполнять долг перед пролетарской революцией.

Во главе отряда стоит Левинсон, в образе которого выражена несгибаемая воля большевистского руководства, непоколебимая вера в победу.

Однако, при всех своих отличиях друг от друга, герои повести «Разгром» объединяются глубочайшей ненавистью к общему врагу, безграничной преданностью общему делу. В их лице писатель сумел показать те движущие силы революции, которые отстояли и закрепили завоевания Великого Октября, несмотря на временные поражения, на временные «разгромы».

Богато героическими образами и другое произведение А. Фадеева – его еще незаконченный многотомный роман «Последний из удэге». Среди этих героев особенно выделяются руководители партизанского движения – Петр Сурков и Алеша Чуркин. Это люди, которые, не щадя жизни и сил, честно, по-большевистски выполняли в белогвардейском тылу сложные задания партии. Для них интересы революции выше всего. Вот почему, несмотря на личную дружбу, они не щадят друг друга в споре по принципиальным вопросам тактики и стратегии партизанской войны. Однако, в борьбе с врагами они дерутся дружно, вместе, плечо к плечу.

Эти трогательные взаимоотношения двух мужественных командиров особенно ярко показаны в сцене свидания Алеши с тяжело раненым Сурковым.

«– Я уже думал, что навеки потерял тебя, – сказал он тихо.

– Друг мой… – Петр крепко сдавил его руку. – Друг мой… Самое лучшее, что было в моей жизни, это ты, – сказал Петр, счастливо улыбаясь в темноте».

В том же романе «Последний из удэге» дан волнующий образ рабочего Игната Саенко, по прозвищу Пташка, схваченного колчаковской контрразведкой. Вот как повествует А. Фадеев о переживаниях Пташки, брошенного в белогвардейский застенок:

«С того момента, как динамит был обнаружен у него под половицей, Пташка знал, что ему больше не жить на свете. Правда, его участия в деле только и состояло в том, что он, согласившись на уговоры товарищей, предоставил им квартиру для хранения динамита. Но мысль о том, что он мог бы облегчить свою судьбу, если бы выдал главных виновников предприятия, не только не приходила, но и не могла придти ему в голову. Она была так же неестественна для него, как неестественна была бы для него мысль о том, что можно облегчить свою судьбу, если начать питаться человеческим мясом.

Весь остаток ночи он не то, чтобы набирался сил, чтобы не проговориться, – таких сил, которые заставили бы его проговориться, и на свете не было, – а просто обдумывал, как ему лучше соврать, чтобы укрыть товарищей».

Художник описывает в дальнейшем потрясающие сцены нечеловеческих пыток и истязаний Пташки, звериную жестокость палача Маркевича. Пташка был стоек и непоколебим. Он был замучен, героически погиб, не запятнав себя изменой и предательством. Так могли умирать и умирали люди, которым были дороги и священны идеалы Великого Октября.

Готовят «Боевой листок». Фото В. Храмцова.

Высоким пафосом героического прошлого проникнута повесть «Бpoнепоезд 14–69» В. Иванова. Центральной фигурой в ней изображен Вершинин – яркий представитель крестьянского партизанского движения в Сибири. В Вершинине еще сильны собственнические инстинкты и стихийность. Для него еще не ясна необходимость союза крестьянства с рабочим классом, общность их интересов. Однако, в отношении к врагам у Вершинина нет сомнений и колебаний. Во главе восставших партизан он громит белых, наносит смертельные удары интервентам, проявляя военно-организаторские способности, смелость, бесстрашие. Незабываем другой героический образ той же повести – китаец Син Бин-у, сражавшийся в рядах сибирских партизан за социалистическую родину трудящихся всего мира. Исключительная по драматическому напряжению сцена захвата белогвардейского бронепоезда, в которой с большой художественной выразительностью показан благородный облик Син Бин-у, пожертвовавшего собой для торжества общего дела, принадлежит к лучшим страницам советской художественной литературы.

Все эти герои Великого Октября, при всех своих индивидуальных, классовых и национальных отличиях, были воодушевлены общими целями: отстоять молодую советскую республику от атак внутренней контрреволюции и международной интервенции. Их героические образы, воскрешая славное прошлое и напоминая о победах Красной армии на всех фронтах гражданской войны, вооружают современных красноармейских читателей и служат для них прекрасным примером. Они воспитывают новых Чапаевых, которые, владея мощной военной техникой и всесторонним глубоким знанием военного искусства, сумеют еще более сокрушительно отразить и уничтожить любого врага, если он дерзнет посягнуть на священные границы Советского Союза.

П. Березов


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю