412 000 произведений, 108 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Игорь Акимушкин » Проблемы этологии » Текст книги (страница 14)
Проблемы этологии
  • Текст добавлен: 8 октября 2016, 15:13

Текст книги "Проблемы этологии"


Автор книги: Игорь Акимушкин


Жанр:

   

Биология


сообщить о нарушении

Текущая страница: 14 (всего у книги 14 страниц)

Серая крыса

«Число специальных работ, посвященных психологии крысы, необычайно велико, и в настоящее время только специалисты могут хорошо ориентироваться в этой области. Вероятно, ни одно другое животное не было объектом столь разнообразных исследований» (Ян Дембовский).

Серая крыса. Она же амбарная, она же шур, карако, она же пасюк. Это, так сказать, различные клички, из них самая распространенная последняя, присвоенная на Украине и принятая в лабораториях. Ею мы и воспользуемся.

Этот пасюк в основном совершает странные и часто необъяснимые деяния. Мамаша-крыса за год приносит до трех пометов, в каждом до пятнадцати детенышей, в среднем семь. Через три-четыре месяца они уже размножаются, так что от одной пары крыс за год может «произрасти» до 15 тысяч потомков.

Беременная крыса сразу же принимается за строительство гнезда. Самец ей помогает в меру своих сил. То соломинку принесет, то пушинку. Если холода близки или уже наступили, работа идет веселее. Интересный опыт проделал один польский ученый. Он удалил у самки щитовидную железу. После этой операции крыса потеряла чувство меры и показала, на что способна: гнезда строила огромнейшие, расходуя в сутки по 150 метров бумаги! У здоровой крысы, когда гнездо готово, строительное рвение пропадает.

Итак, двенадцать народившихся ртов (либо меньше, либо больше) занимают свои места у двенадцати сосков. Первые два-три дня они сосут непрерывно. Желудки сокращаются в постоянном ритме, как бы командуя: ешь! ешь! ешь! Их маленькие рты «непрерывно совершают сосательные движения». Крысята еще ничего не слышат, но уже попискивают.

На четырнадцатый, пятнадцатый день крысятам открывается серый, неприглядный мир, краски его они не видят. Но еще раньше, в самом начале жизненного пути, крысята проявляют кое-какую опытность. Ползти, например, стараются в сторону, где потемнее, а если посадить крысенка на наклонную плоскость, то, взбираясь по ней, он выберет наикратчайшее расстояние. Это наследственные инстинкты, но далее ждут маленькое существо таинственные университеты. Таинственные для нас, потому что крысы не любят делиться секретами.

Однако ученые нашли способы приподнять завесу над крысиной «педагогикой». Лучший из них прост и остроумен: сами решили заняться обучением крыс. Их учили находить дорогу в специально построенных лабиринтах. Но не удавалось создать такого лабиринта, которым бы не сумел овладеть хоть один из подопытных грызунов.

После 200–300 пробежек крысы научились безошибочно ориентироваться в лабиринтах. Задачу усложнили: лишили крысу зрения. Все равно нашла дорогу! Лишили обоняния – нашла! Провели анестезию осязательных нервов лап – нашла ожидаемый гостинец. Выключили несколько органов чувств сразу, и тут не растерялась, нашла, что требовалось. Но самое интересное: уж очень быстро приспосабливалась она к своим физическим недостаткам. Лишат зрения – работает на ощупь лапами и вибриссами (усами). Вибриссы обрежут и лапы анестезируют – идет, касаясь стенок боками. Однако, когда лабиринт развернули на 180 градусов, крыса заблудилась.

Учили лазать по лестницам с полки на полку. Крысы сами поднимали лестницу, соединяющую две нижние полки, ставили ее на второй полке, прислонив верхним концом к третьей, где лежало угощение, и, проявив такие редкие дарования, добирались до пищи!

Однако поначалу крысы не умели справиться с этой задачей. Они в растерянности бегали по второй полке, на которую забрались по лестнице, соединяющей первую полку со второй. Но после длительной серии опытов одна из крыс умудрялась поднять не закрепленную наглухо лестницу с первой полки на вторую и прислонить ее концом к полке третьей (инсайт!). Сразу же научились это делать и другие крысы (подражание!).

Крыс обучали распознавать нарисованные фигуры, и тут они проявили немало сноровки: быстро запоминали рисунок, обещавший награду, узнавали его, даже если он был включен как составная часть в другой узор. Узнавали и когда изменяли его размер.

Конечно, исследовали и органы чувств крысы. Оказалось, что обоняние у нее не тоньше и не лучше, чем у человека, и «вовсе не является для нее самым важным чувством».

И вкусовые ощущения у крысы хуже, чем у нас, хотя она и владеет теми же категориями вкуса: сладко, горько, солоно, кисло.

В отношении слуховых особенностей крысы данные опытов не полны. Доказано, что шорохи крыса воспринимает лучше человека, так же как звуки частотой ниже 8 тысяч герц (то есть 8 тысяч звуковых колебаний в секунду). Что касается более высоких тонов, к ним крыса, насколько это пока установлено, менее восприимчива, чем человек, и верхний диапазон слышных ей звуков не установлен. Напомним, что человеческое ухо воспринимает звуки с частотой колебаний от 16 до 20 тысяч герц. Что сверх того – ультразвук, а ниже – инфразвук.

Острота зрения крысы опять-таки недостаточно испытана. Во всяком случае, исследования ее глаза показали, вопреки ожидаемому, что его строение нетипично для животных, ведущих ночной образ жизни, крыса отлично видит и днем, хотя и очень близорука.

Потребность крысы в движении весьма значительна. Помещенная во вращающийся барабан подопытная крыса «накручивает» за день 8–16 километров, а рекорд – 43! Надо сказать, что она не все время находится в движении. Крыса – так называемое многофазовое животное. Она не спит ночью или днем, как, скажем, птицы или другие однофазовые существа. В течение суток она равномерно раз двадцать то пребывает в покое, то активна.

Может быть, кто-нибудь из читателей видел уникальные кинокадры: пасюк по причальному канату перебирается на судно. На канат надета плоская деревянная муфта, через нее грызуну не перелезть… Он и не пытается. Добравшись до муфты, отцепился и плавает, ожидая, когда канат ослабнет и коснется воды. Тогда крыса повисает на канате по другую сторону муфты, и через минуту она уже пассажир! На что военные моряки любят чистоту, но и им приходится ходить в походы с такими тварями на борту. Казалось бы, порт – отличное местожительство, а вот лезут на корабли, и все тут!

Человек изобрел много способов борьбы с крысами. Но среди них нет ни одного радикального. Причина – потрясающая приспособляемость крыс.

Главный жизненный фактор – питание – для них не проблема. Они всеядны. Все, что ест человек, им тоже пища. Но они могут сожрать простыню, обувь, книгу, кожу, кости, кору деревьев. Конечно, при отсутствии сыра «рокфор», который особенно любят.

Главная опасность, которую несут человечеству крысы, не в том, что они пожирают наше продовольствие. О ней, об этой жуткой опасности, узнали только в начале нашего века: крысы заражают нас чумой! Исследуя далее, установили, что, кроме чумы, крысы переносят еще не менее двадцати опасных заболеваний: тиф, бруцеллез, рожистые воспаления, трихинеллез, сальмонеллез, лептоспироз, лихорадку Ласса – одну из опасных болезней – и многие другие заболевания.

«Болезни, занесенные крысами, надо полагать, унесли за последние десять столетий больше человеческих жизней, чем все войны и революции» (Эрнест Уолкер).

Послесловие

Ну вот… мы прочитали с вами книгу и перевернули ее последнюю страницу… Что же в ней самое главное, самое важное?

Мне как автору хотелось в этой книге на сотнях разных примеров из жизни самых различных животных, то есть на фактическом материале, показать и рассказать вам о постепенном развитии мышления, постепенном усложнении поведения животных, о становлении их психической деятельности, о самых первых зачатках ее проявления и о дальнейшей, разветвленной и множественной ее эволюции, начиная от примитивных организмов беспозвоночных животных до высших приматов.

Пути развития психики каждого животного, или, вернее, каждой группы животных, конечно же, шли по самостоятельным тропам и тропинкам. Но с другой стороны, у всех у них, несомненно, в этом развитии было и общее, что их связывало и объединяло. И это «общее» присуще всем животным, в том числе и высшим млекопитающим – приматам и человеку разумному – Homo sapiens.

Это «общее» в самом широком понимании – воздействие среды, условий существования, всегда изменяющейся, всегда различной окружающей обстановки и, конечно, различное восприятие, различная реакция на это воздействие у разных животных. У каждого по-своему, по-особенному, характерному только для него одного.

Часто возникающие перед животным новые, неожиданные, еще незнакомые ситуации, заставляли его находить правильное решение, лучший выход, приспосабливаться к новым условиям, менять поведенческие реакции. И не только находить, но и запоминать!

И на каком-то очень раннем этапе их существования возникает у животных память. Сперва «память образов», как назвал ее академик И. С. Бериташвили, который всю свою жизнь посвятил изучению психической деятельности животных. Память, связанная со зрительными или звуковыми восприятиями окружающей действительности. Затем память «краткосрочная» и «долгосрочная».

Множество таких примеров приведены в тексте этой книги. Но конечно, одним из самых главных и самых важных факторов развития психической деятельности животных явилась возникшая (вероятно, не сразу) способность к научению и запоминанию полученного опыта. Ведь животные появляются на свет вовсе не обладающими всеми нужными для существования навыками и привычками. Например, наши домашние кошки, как это было доказано на экспериментах французскими учеными. Котята, отнятые от матери в раннем возрасте, не приученные ею ловить мышей, становясь взрослыми, не умеют это делать. Более того, взрослую кошку очень трудно, а иногда просто невозможно научить этому искусству. Время упущено!

Таких примеров этологи знают множество. Поэтому способность к научению молодого поколения и способность к запоминанию полученного опыта, проявляющаяся в самом раннем возрасте, – могучая сила эволюции психики. Кроме того, у всех возрастных групп есть также способность к подражанию, к использованию опыта уже не одного животного, а всей популяции. И конечно, при изучении постепенного совершенствования психической деятельности животных оба эти фактора должны быть в центре внимания этологов.

Следовательно, без самого пристального, самого скрупулезного изучения и глубокого анализа развития мышления и уровня поведения каждого из видов животных на разных этапах их существования, их эволюции мы не сможем понять, не сможем досконально исследовать все пути и то «генеральное направление», каким шел человек в своем постоянном совершенствовании, своем постоянно усложняющемся психическом развитии к становлению разума. И не может быть никаких сомнений в том, что психическая деятельность человека имеет свои истоки, берет свое начало в психической деятельности животных.

Польский зоопсихолог, бывший президент Польской академии наук, почетный член Академии наук СССР, ныне покойный Ян Дембовский, в своей книге «Психология животных» писал: «Психика человека не могла появиться внезапно; она развивалась постепенно, и ее эволюцию можно понять лишь на основе подлинных знаний о психической деятельности животных». И это совершенно справедливо!

Все последние годы у нас в стране и за рубежом идет интенсивное накопление материалов. Учеными разных стран были развернуты широкие этологические исследования, поставлены разнообразные эксперименты для решения этой большой и трудной проблемы, написаны тысячи новых работ, проведены научные конференции по отдельным разделам этологии. Но до окончательного понимания и решения всех стоящих перед этологами вопросов, до раскрытия хотя бы главных аспектов этой тайны мы пока еще не дошли.

Наш соотечественник, ученый, пользовавшийся мировой славой и признанием, выдающийся физиолог академик Иван Петрович Павлов, наблюдая, как шимпанзе решают поставленные перед ними в опыте задачи, говорил: «Вы точно воочию присутствуете при образовании нашего мышления(выделено мной. –  И. А.), видите все его подводные камни, все его приемы…»

С легкой руки Павлова в течение последних трех десятилетий многие этологи мира обратили особое внимание на изучение человекообразных обезьян и в первую очередь на шимпанзе, который наиболее близок к далеким предкам человека, хотя и не входит в их число. За последние годы были получены интереснейшие и очень важные данные. Шимпанзе действительно сделался помощником этологов во многих опытах, помогающих в раскрытии тайны становления разума человека. И недаром академик И. С. Бериташвили, изучая три вида памяти у животных – «память образов», «краткосрочную» и «долгосрочную» память – пришел к выводу, что лучше, чем у всех остальных животных, оба последних вида памяти проявляются именно у обезьян, как наиболее высокоорганизованных животных, самых близких к человеку.

Благодаря работе этологов с обезьянами, и прежде всего, конечно, с шимпанзе, в течение самых последних лет были получены новые, очень важные и ценные данные. У нас такие работы проводились, в частности, Л. А. Фирсовым в антропологическом центре Института физиологии имени И. П. Павлова АН СССР. А начало этих работ было положено самим Иваном Петровичем Павловым. Эксперименты на человекообразных обезьянах привели Павлова к важнейшему заключению о невозможности истолковать все их поведение только с точки зрения условных рефлексов. Многие их действия не укладывались в такое толкование. И этот очень важный вывод дал толчок к дальнейшим экспериментам, дальнейшим поискам.

Конечно, все процессы возникновения, формирования и развития психической деятельности животных, появление у них мышления, способности запоминать и в какой-то степени накапливать жизненный опыт, появление способности к образованию условных рефлексов, к научению и подражанию себе подобным – все это происходило значительно сложнее и разнообразнее, чем рассказано в этой книге. Я намеренно не касался здесь всех сложностей, всего многообразия, всех путей эволюции мышления и высшей нервной деятельности. Намеренно упростил и описание известных процессов этого становления, чтобы было легче понять основное. Тем более что пока еще далеко не все нам известно и большая работа, трудные исследования, разнообразные эксперименты и главные выводы еще впереди.


Содержание

Вместо введения… 3

Движение – простейшая форма поведения

Тропизмы… 5

Солнечный компас… 9

Научение и инсайт

Релизеры… 11

Запечатление… 14

Особая форма познания – игры… 18

Подражание… 26

Инсайт… 27

Опыты профессора Л. В. Крушинского…. 36

Иерархия и территориальный императив

Ранги у животных… 38

Позы подчинения и ритуальные бои… 45

Чем отличается территория от ареала… 50

Почему поют птицы?… 59

Пограничные столбы ревиров… 61

Брачные церемонии

Некоторые беспозвоночные… 66

Колюшка и цихлиды… 70

Брачные игры птиц… 73

Млекопитающие… 84

Запахи в мире животных

Насекомые… 87

Змеи, крокодилы, рыбы… 91

Птицы и звери… 95

Феромоны

Эпагоны – феромоны любви… 101

Одмихнионы – путеводные нити… 103

Торибоны – феромоны страха и тревоги… 108

Гонофионы – феромоны, меняющие половые свойства… 113

Гамофионы – феромоны полового созревания… 117

Этофионы – феромоны поведения… 120

«Лакомые» феромоны – лихневмоны… 123

Оборонные вещества – аминоны… 127

Боевые вещества – прогаптоны и феромоны паразитов – ксеноблаптоны… 131

Другие средства общения

Акустические сигналы… 133

Ультразвуковые коммуникации… 143

Зрение… 150

Частные примеры поведения

Беспозвоночные… 154

Рыбы… 168

Амфибии и рептилии… 171

Птицы… 180

Серая крыса… 183

Послесловие… 187


Писатель и ученый, Игорь Иванович Акимушкин широко известен в нашей стране как популяризатор биологии.

Об удивительном мире природы, о чудесах, которые ждут нас за порогом нашего дома, о самых последних открытиях биологии рассказывает он в своих книгах.

Им опубликовано более 60 научно-художественных и детских книг. Многие из них переведены на языки народов нашей страны и за рубежом.

Особо следует отметить шесть книг серии «Мир животных», получивших первую премию на Всесоюзном конкурсе общества «Знание».



    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю