Текст книги "Газета Завтра 481 (6 2003)"
Автор книги: Газета Завтра Газета
Жанр:
Публицистика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 9 (всего у книги 9 страниц)
ВЕНОК ПЕСНЯРУ
Даниил Торопов
11 февраля 2003 0
7(482)
Date: 11-02-2003
Author: Даниил Торопов
ВЕНОК ПЕСНЯРУ
Мулявин ушел, так и не оправившись после тяжелейшей автокатастрофы. Для многих и многих он был и останется олицетворением светлой белорусской души, идеалом музыканта, образцом настоящего человека. Пафосно, но говорить о Мулявине иначе не получается. Особенно представляя масштабы популярности его главного детища – легендарного ансамбля "Песняры".
"Песняры" – были и есть действительно общенародной любовью. Причем общенародной в самом широком смысле. Наверное, немного еще можно назвать имен, перед которыми преклоняются и стар, и млад.
В середине девяностых выходившая на волнах "Радио 101" программа "Трансильвания беспокоит" Георгия Осипова (графа Хортицы) фактически сломала музыкальные (а с ним и общекультурные, и мировоззренческие) пристрастия у определенной прослойки современной молодежи, буквально заставила обратить внимание на истинных героев. Хортица переключал внимание с персонажей иноземной, разного рода странной музыки на своих, родных. Не будь этой программы, возможно, многие остались бы в стороне от плеяды великолепных людей и художников. А так, в фонотеке появились и заняли достойное место пластинки "Поющих гитар", Магомаева, Мулермана, Ножкина. Но даже на этом могучем фоне четко и ясно выделяются "Песняры", ставшие символом Белой Руси, и в какой-то степени символом Советской Империи.
Владимир Мулявин не был, как нынче говорится, фронтменом "Песняров", но именно он для всех был, есть и будет главным "песняром". Находясь за спиной плейбоистого Борткевича и моложавого Кашепарова, Мулявин чем-то напоминал сказочного Дядьку – Черномора, создавая у всех уверенность в абсолютной надежности тыла. Он писал музыку (вспомните, чудесный "Крик птицы"), и в первые годы, наверное, более значимые, чем творчество 80-х гг. делал шикарные аранжировки. У него был замечательный голос. Послушайте гениальную рок-оперу Игоря Лученка по произведению Янки Купалы "Гусляр".Пресловутый вебберовский "Jesus Christ Superstar" отдыхает. Мулявин исполнил центральную партию Гусляра. Гусляр в этой поэме-легенде противостоит Князю, соблазнившемуся чужеземными идеями, жаждущему утвердить иные, чуждые ценности. Князь пытается переманить на свою сторону Гусляра. "Полны гусли насыплю дукатов". Но старик отвечает отказом и обличает властителя, подписывая тем самым себе смертный приговор. О, как напоминает сей Князь наших руководителей последних лет.
Вообще, некая предсказательность в сюжетах, в интонациях многих песен группы прослеживается. "Беловежская пуща" после катастрофы 1991 года воспринимается, как плач по великому братству, по доселе невиданной в мире цивилизации, "Наследство", как укор прадедов великих нам, правнукам поганым, в миг промотавшим великое наследство, доставшееся от предков.
А еще можно вспомнить такие шедевры, как "За полчаса до весны", "Крик птицы", "Александрина", "Косил Ясь конюшину", "Ой, рано на Ивана". И, конечно, "Белоруссия". Лично мне ближе, скажем так, ранний период "Песняров", особенно тот, когда они еще назывались "Лявоны". Циклы конца семидесятых – начала восьмидесятых (например, на стихи Бернса)довольно тяжеловесны. Но не надо забывать, что даже самые неудачные творения "Песняров" помощнее иных хитов, особенно сегодняшних клонов-клоунов.
Последние годы, когда "Песняры" оказались заграничной группой, коллектив откровенно лихорадило. Пошли расколы, возникло несколько вариантов "Песняров", каждый из которых претендовал на аутентичность. Хотя, думаю, для большинства аксиомой было – "Песняры" там, где Мулявин. В одном из последних интервью Владимир Георгиевич признавался: "За последние 15-20 лет я немного устал от примитивных песен. И переключился на серьезные программы, театрализованные мини-спектакли, где мы показывали, как проходили славянские праздники – колядки, ночь Ивана Купалы". ("АиФ" №5, 2003). Кстати, о фольклоре. "Песняры" первыми на эстраде стали на таком уровне работать с фольклором. Первыми показали, что фольклор может быть не музеем, но живым народным творчеством. И работая с таким тонким материалом, как фольклор, не оступились в пошлость, что произошло с некоторыми их коллегами. Не говоря уже об уродливых проявлениях сегодняшней российской поп-сцены.
"Песняры" были еще своеобразны тем, что сформировали свой неповторимый стиль, легко узнаваемый, но не позволяющий наклеить какой-либо ярлык. Они и эстрада, и фолк, и рок. Ранние вещи не уступают лучшим образцы западной психоделии 60-х. Более поздние – делают то же самое с прогрессивом. По большому счету в семидесятые именно "Песняры" были мостом между Западом и Россией. Уровень исполнительского мастерства "Песняров" никто никогда не подвергал сомнению. По слухам, вокалом восхищался не кто иной как Пол Маккартни. Да и у нас покойный лидер одной из первых отечественных панк-групп "Автоматические удовлетворители" Андрей "Свинья" Панов признавался, что учился у "Песняров" "петь, протягивать, чтобы хватало дыхалки и потом переходить еще куда-то". В общем белорусские витязи делали все на таком высоком мировом уровне, который до сих пор недооценен у нас в полной мере и в то же время сохраняли свое оригинальное лицо, национальную и культурную идентичность. Их с интересом и приняли на Западе, именно потому что "Песняры" были иными, были оригинальными.
"Песняры" открывали своим слушателям чувство истории, вселяли гордость за прошлое и настоящее Родины. И делали это без фальши, без унылой официозности. "Песняры" всегда были неотделимы от своей малой родины. Их Белая Русь, словно Стоунхендж, Светлояр, Красная площадь в Москве, наполнена сакральными энергиями и смыслами, и образует особое загадочное пространство. Но в то же время они были певцами Большой Империи, Советской. И когда не стало "свода Советской России", фактически не стало и "Песняров". Сегодня, после ухода Владимира Георгиевича Мулявина, лично для меня история великого ансамбля закончилась. Но остались песни "Песняров". Жизнеутверждающие, выпрямляющие, вдохновляющие песни белорусских волшебников.
ПОСЛЕДНЯЯ ЗИМА
Андрей Смирнов
11 февраля 2003 0
7(482)
Date: 11-02-2003
Author: Андрей Смирнов
ПОСЛЕДНЯЯ ЗИМА
О Наталье Медведевой как о писателе, о поэте говорить будут другие. Вспомнят ее яркие произведения, которые могли быть откровеннее Анаис Нин и изящнее Мисимы. Будут спорить о размерах влияния на них Эдуарда Лимонова. Будут заново открывать ее блестящие публицистические выступления, наблюдательные и смелые, вызывавшие своей остротой непонимание и возмущение так называемой демократической общественности. Можно присовокупить ее скандальные радикальные тексты в ранней "Лимонке", публиковавшиеся под псевдонимом Марго Фюрер. Конечно, отделять друг от друга грани ее творчества неправильно. (Тем более неправильно разделять их с ее жизнью). Но, тем не менее, – последние годы Наталья Медведева была, на мой взгляд, в первую очередь рок-персонажем. Именно рок-культура дала ей наиболее широкое пространство для самовыражения. Когда она вернулась в Россию и выпустила пластинку "Кабаре рюс" – СМИ отреагировали как обычно, по-хамски: назвали "начинающей певицей". Хотя она пела с 23 лет. Причем ни где-нибудь, а в Лос-Анджелесе. Выступала с группой "Cars".
Она моментально оказалась ярче и интереснее всех. И инертной Насти, и худосочной любимицы полуинтеллигентов Арефьевой, и узкотусовочных: хипповой Умки или фолковой Инны Желанной. Медведева с легкостью ломала рамки жанров, ибо одна из немногих имела, в эпоху серости и смешения, свой неповторимый стиль (Ее, правда, постоянно с кем-то сравнивали – то с Ниной Хаген, то с Патти Смит, то почему-то с Джоплин. Но это скорее была привычная журналистская игра – ставить штампы). Она всегда оставалась Медведевой. Кстати, и наш музыкальный мейнстрим она постоянно опережала . Наверное, поэтому ее туда не брали. Первый альбом "Трибунал Натальи Медведевой" "Russian trip" был весьма экспериментален, много электроники. Среди участников проекта были музыканты хулиганского "Х.З" и гуру отечественной электронной музыки Иван Соколовский. Через три года, когда все стали работать с компьютером, делать сэмплы, выходит второй "Трибунал", имевший одноименное название с повестью "А у них была страсть". Музыку в нем делает уже Сергей Высокосов, бывший гитарист и вокалист "Коррозии металла", известный как Боров, и звучание в нем соответственно жесткое и тяжелое. (Сбылась запись в дневнике, сделанная в 80-е в Париже, после увиденного по ТВ сюжета о Пауке и Ко – "Я буду играть с “Коррозией металла"). И притом, что такая музыка далеко не нова, звучит пластинка свежо, оригинально и стильно. (Через годик некоторые модные коллективы утяжелили звучание, сделали шаг назад, кто в сторону глэма, кто – харда).
Последний альбом, вышедший в минувшем году, хотя записан был летом 1999 года, теперь слушается, как завещание. "ХХ век. Хроника предпоследнего лета". Жанр его тоже своеобразен. Это пронзительные стихи, положенные на потустороннюю (в духе Нейла Янга) гитару Высокосова.
Медведева так и зависла между андеграундом и мейнстримом в таком неразработанном в России пространстве независимой музыки. С одной стороны, она был хорошо известна, с другой, никто не решался заняться ее раскруткой. На мой взгляд, вполне логично. Единственная попытка была предпринята Пугачевой, которая закончилась выпуском альбома на "ОРТ– рекордс" и участием в "Рождественских встречах", на которых боевики Медведевой разогнали сидевших в первых рядах представителей россиянской "элиты". После этого Алла Борисовна как-то охладела к дальнейшей промоушен-работе.
Но объективно (и слава Богу) такие песни и не могли бы спокойно пройти в пространство россиянского шоу-бизнеса. Ибо они и по звучанию, и сущностно противоречили унылому однообразному пейзажу того самого шоу-бизнеса. Ибо ее живые, дерзкие, страстные композиции были натуральными "лимонками" в омертвело-спокойное затишье нашей жизни. По радиостанциям слегка прокрутили "Токсово– гимн 70-м". Но даже "мягкие" 70-е по-медведевски были слишком радикальны. Ее антибуржуазный пафос, бескомпромиссность раздражали многих. "Ваша жизнь – игра", – заявила на "Акулах пера" одна дама. Медведева встала и вышла, вызвав аплодисменты по обе стороны экрана.
На деле и творчество, и жизнь Натальи Медведевой – это вызов серому времени, вызов системе, бессмысленной тяжестью пыльного мешка навалившейся на нас. Это Восстание. "Бунт сегодня заключается уже просто в страстной жизни", – повторю в очередной раз фразу талантливого немецкого автора Герда Бергфлета. Медведева выразила это в своем манифесте – песне "Бунт":
Повторяй каждый день – жить!!!
И живи – страстно по-русски безудержно.
Знай, что самый твой злейший враг —
Банк хранения жизни на будущее.
Верь только себе. Себе из прошедшего времени,
Когда боль была болью, а не гримасой с экрана тиви.
И когда злость была злостью, а не угрозой уголовной статьи
И когда если любил кого-то, Знал, что любишь.
Так сердце стучало в крови. Аааа Бунт!
А помимо "Бунта" было единственное в своем роде посвящение русскому солдату "Посмертная награда", одна из лучших в истории нашей музыки песен о Ленине "ДаДа", лимоновские реминисценции "Поедем на войну". И пронзительный последний цикл "Хроника предпоследнего лета". Были книги "Мама, я жулика люблю" и "Моя борьба". Был замечательный цикл статей "Вечное возвращение". И яркая, но короткая жизнь. Наталья Медведева полгода не дожила до сорока пяти лет.
СТАРЫЙ-НОВЫЙ ЛЕТОВ
Иван Калиничев
11 февраля 2003 0
7(482)
Date: 11-02-2003
Author: Иван Калиничев
СТАРЫЙ-НОВЫЙ ЛЕТОВ
Вслед за переизданием уже заслуженных и именитых альбомов "Гражданской обороны" в этом году "Хором" были изданы три новые пластинки коллектива, стартовавшие сравнительно недавно, но уже снискавшие обильную критику со стороны почитателей таланта Егора Летова и "Г.О.". Единственным аргументом коих является уже набившее оскомину утверждение о плохом дядьке Летове, чья природная жадность заставляет то и дело "выпускать всякое старье", дабы нажиться на преданных поклонниках, скрупулезно собирающих многотомное наследие "Гражданской обороны". Тут же хочется возразить и встать на защиту Егора. Ведь, по сути, Летов не переиздает, а именно издает свои альбомы. То, что мы до недавних пор имели честь слушать, есть не что иное, как продукция пиратов, не говоря уже о таких мутантах, как двойник "Русское поле экспериментов" и "Все идет по плану", изданных в начале девяностых и не имеющих ничего общего с номерными пластинками "Г.О.".А теперь непосредственно о дисках.
«Поезд ушел» есть не что иное, как очередная компиляция, составленная Игорем Федоровичем по мотивам легендарного четырехтомника «Война», «Здорово и вечно», «Армаггедон-попс» и «Русское поле экспериментов». В альбом вошли не использованные ранее в официальных изданиях дубли песен, входивших в уже упомянутые альбомы. В противовес недавней «Тошноте»/для несведущих уточню, что «Тошнота» представляет собой нарезку с альбомов 1988 года/, «Поезд ушел» можно назвать вполне целостным и оформленным произведением, а отнюдь не сборником.
«Свобода» – запись с концерта в кинотеатре «Улан-Батор», победоносно прошедшего 26 апреля 2002 года в Москве. Примечательнен тот факт, что «Свобода» – первый изданный зальник «Обороны» за последние 5 лет. Палитра исполняемых песен пестрит от «удивительных редкостей и красот», роль которых выполняют такие незаслуженно забытые вещи, как «Пластилин», «Он увидел солнце», «Некрофилия». По своей энергетической мощи «Свободу» можно поставить в одну шеренгу с легендарным «Русским прорывом в Ленинграде», по праву носящим титул лучшего концертника группы.
Концерт в О.Г.И., прошедший годом позже в вышеуказанном московском клубе, по задумке организаторов должен был стать разовой акцией, посвященной юбилею Сергея Жарикова, основателя группы "ДК", по праву считающегося “отцом” русского концептуализма. В рамках концерта братья Летовы намеревались исполнить ряд песен "ДК" и проекта "Коммунизм", что и было продемонстрировано в первом отделении концерта. Далее, то ли в угоду публике, то ли по иным каким причинам, в уши слушателю стал вливаться стандартный набор "Г.О."-шлягеров. И даже несмотря на это, альбом интересен прежде всего своим звучанием. Здесь Егор отошел от стандартной подачи акустического материала, вывел на передний план перегруженный рев зафуженной гитары, щедро сдобренный атональным соло на саксофоне в исполнении Сергея Федоровича. Комментарии излишни, надо слушать.
"Кто умеет в дрожь, кто умеет в кайф?
Кто умеет вдрызг, кто умеет вскачь?
Кто умеет на свободу, кто умеет в плен?
Кто умеет наблюдать сквозь дыру в моей голове?"
СКВОЗЬ ИНФОРМБЛОКАДУ
Сергей Яшин
11 февраля 2003 0
7(482)
Date: 11-02-2003
Author: Сергей Яшин
СКВОЗЬ ИНФОРМБЛОКАДУ
Чего я только ни наслышался от наших "доблестных" оперов, когда меня "винтили" на различных тусовках той части молодёжи, которой не безразлична судьба нашей многострадальной Родины.
Одни "блюстители порядка" уверяли меня, что скинхеддвижение финансируется ни больше ни меньше чеченскими боевиками. Другие пытались доказать, что "бритоголовые" – это "пятая колонна" ЦРУ. Третьи пугали криминальными связями подростков, как раз и восставших против тотального криминалитета с явно нерусским акцентом. Того самого криминалитета, с которым, кстати, МВД нашло общий язык. Наверно, там не часто говорят по-русски. Наслушавшись этих бредней, можно было бы написать фантастический роман в жанре "чёрного юмора" и угарной антиутопии. Не являясь любителем подобного жанра, я решился, как мне кажется, на объективный анализ того, что в действительности представляют собой скины.
В условиях информационной блокады со стороны средств массовой дезинформации из скинхедов сделали социальный жупел, ужастик для оболваненного пропагандой обывателя. Вместе с тем, другие представители молодёжной контркультуры, особенно так называемые "рэперы", отличаются гораздо большей агрессивностью. К тому же их характеризует патологическая ненависть ко всему традиционному и здоровому. Примечательно, что "рэп" возник именно как контркультура "чёрного расизма", тогда как скинхеддвижение проявило себя на первом этапе своего существования, как исключительно движение социального протеста против засилия "золотой молодёжи" с её болезненной тягой к извращённой экзотике и болезненному эротизму. Очевидно, не случайно, что в условиях антирусского режима всевозможные "децелы" и "эминемы" так раскручиваются.
Прорваться сквозь информационную блокаду более чем сложно. Зачастую это связано с опасностью для жизни. Но всё же, как сквозь обледенелую "Дорогу жизни", под ковровыми бомбардировками лжи, прорывается израненная правда. Судьба, наверное. Русская правда всегда, а особенно сейчас, ранены.
В первую очередь хотелось бы отметить сборник статей, выпущенный Опричным братством св. преп. Иосифа Волоцкого "Бритоглавая Русь". (Бритоглавая Русь.-К., 2001.-40с.)
Уникальность этого издания состоит в том, что в нём подчёркивается именно религиозный аспект White Power движения. Размежевание с чужеродным и единство с идентичным – норма духовной и физической жизни. Ведь сказано: "Мните ли, яко мир приидох дати на землю; ни глаголю вам, но разделение" (Лк. 12,51). Так что скины, будучи движением в чём-то религиозно неопределённым, всё же следуют стезёй нашего Спасителя.
Примечательно, что во время ментовских облав ребят задерживали за нашивку Кельтского Креста, который является вариантом нашего Креста Новогородского. Подозрительна эта ненависть к Святому Кресту, ой как подозрительна...
В качестве информационного прорыва следует отметить книгу Сергея Беликова "Бритоголовые". (Беликов С. Бритоголовые. Всё о скинхедах. Эксклюзивные материалы. М., 2002.– 175с.).
Книга предельно информационна. Здесь можно найти сведения о различных скинобъединениях, специфике их идеологии. Достаточно подробно описываются культурные пристрастия скинхедов. Подробно рассмотрено становление скиндвижения в России. Книга содержит много иллюстраций. Иллюстрации задорные, бойкие, с юмором. Кстати, в них не просматриваются никакого экстремизма, никакой "расовой разжигалки". К сожалению, "ложку дёгтя в бочку с мёдом" всё же добавляет заключение книги. Всё те же расхожие глупости о "фашистской угрозе".
Из многочисленных скиновских периодических изданий следует выделить журнал "Русская Воля". (Русская Воля.-№№1-5)
Хотелось бы отметить, что от номера к номеру журнал становится серьёзнее. Так, в 5-м номере размещён прекрасный материал об англо-бурской войне и участии наших соотечественников на стороне сражающихся за свою свободу буров. Также номер радует великолепной подборкой стихов.
Указанные издания – далеко не "первые ласточки". Однако они заслуживают внимания уже принципиально иным, весьма серьёзным уровнем. Всё ещё впереди. Великий поход под знаком Новогородского Креста только начинается. Протестное движение нашей молодёжи уже не остановить. Страх существующей власти перед крепкими бритыми парнями объясняется тем, что их практически невозможно взять под контроль. Несмотря на свой возраст, они видели уже достаточно много. Унижение русского народа, беспредел ментовского режима, смерть от наркоты своих сверстников. Многие из них уже отмотали тюремные сроки, многие продолжают мотать. Не один из них уже пожертвовал своей жизнью. А, как известно, сказано не случайно: "И не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убита: убойтеся же паче могущего и душу и тело погубити в геенне" (Мф. 10,28).