Текст книги "Богдан и его семья. Беседы о православных праздниках"
Автор книги: Эдуард Качан
Жанр:
Религия
сообщить о нарушении
Текущая страница: 9 (всего у книги 9 страниц)
– То есть, если мы будем всегда помнить о предстоящем суде, и будем жить хорошо, то наша смерть будет… этим… успением? – уточнила Таня.
– Да, – сказал папа.
– Вы ведь знаете, что церковный календарный год начинается в сентябре, и первый большой праздник сентября – Рождество Девы Марии, Пресвятой Богородицы? – сказала мама.
– Да, – кивнул Богдан.
– А каким большим праздником оканчивается церковный год? – спросила мама. – Какой праздник мы отмечаем в конце августа?
– В августе много праздников, – ответила уклончиво Тоня.
– Пост августовский как называется? – подсказал папа.
– Успенский? – сказал Богдан.
– Успенский, – кивнула мама. – И последний большой праздник церковного года – это праздник Успения Пресвятой Богородицы.
– Мне кажется, что в этом есть глубокий смысл, – сказал папа. – Наша Церковь – Христова, ее Господь и Бог приобрел Себе Кровью Своею (Деян. 20, 28). Но ведь Господу ничего не нужно, Он ни в чем не нуждается! А кто нуждается в Церкви? Мы, люди. Все сделал Господь для людей, и Церковь – тоже для них. Но – не для всех, а для тех, кто захочет быть Господу верным! Что такое жизнь человека здесь, на земле? Это рождение, потом столько-то лет жизни, то ли в праведности, то ли во грехе, потом – смерть. И вот церковный год начинается с празднования рождения Той, кто была Господу особенно верна – Его Матери – и заканчивается празднованием того, как она отошла от этого мира и получила заслуженные плоды своего подвига. По-моему, годичный круг православного Богослужения, составлен очень мудро! А сейчас, я кое-что прочту вам из книги святого Иоанна Дамаскина.
Папа встал, подошел к полке, взял с нее книгу.
– Святой Иоанн Дамаскин, – начал он, листая страницы, – пишет о празднике Успения так: «В Святом и Боговдохновенном Писании не передается ничего о кончине Пресвятой Богородицы Марии. Однако из древнего достовернейшего предания мы узнали, что во время Ее славного Успения все святые апостолы, которые были рассеянные по вселенной для спасения народов, в мгновение по воздуху были собраны в Иерусалим и, когда были поблизости, им явилось видение ангелов и стало слышно Божественное пение высших Сил. Так с божественной небесной славой Пресвятая Богородица предала свою святую душу в руки Божьи неким неизреченным образом. Богоприемное Ее тело, вынесенное и погребенное с ангельским и апостольским пением, было положено во гробе в Гефсимании. И на этом месте три дня продолжалось непрерывное ангельское пение. Когда же через три дня ангельское пение прекратилось, то апостолы открыли гроб, поскольку один из них, отсутствовавший и прибывший после третьего дня, пожелал поклониться Богоприемному телу. Но они не смогли найти Ее всепетое тело, так что, обретя лишь лежащие погребальные одеяния и исполнившись исходящего от них несказанного благоухания, они закрыли гроб. Пораженные чудом таинства, апостолы только и могли подумать, что Бог Слово и Господь Славы, благоволивший воплотиться по ипостаси и вочеловечиться от Нее и родиться во плоти, Сам благоволил и после отшествия Богоматери почтить Ее чистое и незапятнанное тело нетлением и перемещением прежде общего для всех воскресения».
– То есть Дева Мария воскресла? Как Христос?! – спросил Богдан.
Папа пожал плечами.
– Так подумали апостолы, – сказал он. – А поскольку так думали они, так буду думать и я.
– А кто был тот апостол, который пришел через три дня после похорон Девы Марии? – спросила Тоня.
– По преданию – апостол Фома, – сказала мама.
– Господь прославляет святых для того, чтобы мы знали – этот человек жил правильно, и мы можем у него учиться, подражать его подвигу, – сказал папа. – Пречистая Мать Господа Дева Мария – это образец верности и чистоты. Вы хотите, чтобы и ваша смерть была успением? Чтобы после вашего ухода из этого мира Господь и вас ввел в вечные обители?
– Да! – сказал Богдан.
– Да! – сказала Тоня.
– Да! – сказала Таня.
– Тогда давайте помолимся Господу, чтобы Он, по молитвам Пресвятой Богородицы, дал нам хоть каплю той верности и той чистоты, что была у Нее!
– Давайте! – хором сказали дети.
Конец.