Текст книги "На сопках Манчжурии - Полный текст СИ"
Автор книги: Артем Рыбаков
Жанр:
Альтернативная история
сообщить о нарушении
Текущая страница: 10 (всего у книги 10 страниц)
ОРДЕН СВЯТОГО ГЕОРГИЯ.
Этот орден занимал совершенно особое место в системе наград Российской империи.
Указ об учреждении ордена был подписан Екатериной II 26 ноября 1769 г. Полное официальное его название – Императорский Военный орден святого Великомученика и Победоносца Георгия. В статуте ордена записано:
"Ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважение при удостоении к ордену Св. Георгия за воинские подвиги; удостаивается же оного единственно тот, кто не только обязанность свою исполнил во всем по присяге, чести и долгу, но сверх сего ознаменовал себя в пользу и славу Российского оружия особенным отличием…".
Особый раздел статута в нескольких десятках (!) пунктов детально перечисляются подвиги на поле битвы или в морском сражении, дающие право на представление к этой награде.
Прост и красив внешний вид этого орденского знака – покрытый белой эмалью золотой крест, с небольшим круглым красным медальоном в центре с изображением святого Георгия на коне, поражающего копьем змия. Необычна расцветка муаровой орденской ленты – пять чередующихся черных и оранжевых полос (три черных, две оранжевых, с узкими оранжевыми полосками по краям). Смысл этой расцветки обычно трактовался следующим образом: оранжевый и черный – цвета огня и порохового дыма. Необычна и форма орденской звезды 1-й и 2-й степеней ордена: если у всех остальных российских орденов звезды всегда были восьмиконечными, то звезда ордена Св. Георгия – это золотой строгий квадрат с вертикально расположенной диагональю.
Сразу по его учреждении орден Св. Георгия приобрел характер особо почетной награды.
В течение ряда лет орденом Св. Георгия 4-й степени награждали и за выслугу лет в офицерских чинах – 25 лет в сухопутных войсках и 18 шестимесячных морских кампаний на флоте; но при этом непременным условием было участие офицера хотя бы в одном сражении. На знаке ордена, вручавшегося за выслугу лет, помещалась соответствующая надпись на горизонтальных лучах креста (либо "25 лет", либо "18 кампаний"). Однако с 1855 г. практика награждения этим орденом за выслугу лет была отменена: с этого времени офицеры стали за выслугу лет награждаться орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом (с теми же надписями на лучах креста), а орден Св. Георгия 4-й степени стал исключительно боевой наградой.
В орденском статуте специально было оговорено: "Орден Св. Георгия никогда не снимается". При этом начиная с 1856 г. знаки низших степеней ордена не снимались при получении более высоких степеней.
Решение о награждении орденами 3-й и 4-й степени принималось особой Георгиевской Думой, составленной из кавалеров ордена, а награждение орденами Св. Георгия 1-й и 2-й степени производилось только указом Императора, как правило, по представлению Георгиевской Думы.
С 1868 г. право награждения орденом Св. Георгия 4-й степени было представлено главнокомандующему войсками на театре военных действий (по представлению Георгиевской Думы), а в период Первой мировой войны – командующим фронтами (при штабе каждого из фронтов имелась своя Георгиевская Дума).
Имена всех кавалеров ордена Св. Георгия заносились золотыми буквами на мраморные доски, помещенные на стенах Георгиевского зала Большого Кремлевского Дворца. Офицер, награжденный орденом Св. Георгия, автоматически получал следующее воинское звание (военный чин), а если он не был дворянином – приобретал права потомственного дворянства. Власть всячески подчеркивала особо высокий статус этой боевой награды.
Правило последовательного награждения данным орденом – от низшей степени к высшим – действовало и в отношении ордена Св. Георгия. Однако было и несколько исключений.
За всю историю ордена Св. Георгия лишь четыре прославленных военачальника были удостоены всех четырех его степеней: генерал-фельдмаршалы М.И. Кутузов (1812 г.), М.Б. Барклай-де-Толли (1813 г.), И.Ф. Паскевич (1829 г.) и И.И. Дибич (1829 г.).
Орден 1-й степени за полтора века вручался 25 раз.
В первые годы после учреждения ордена Св. Георгия несколько российских военачальников получили за выдающиеся боевые отличия сразу высшую степень этого ордена: генерал-аншефы П.А. Румянцев (1770 г.), А.Г. Орлов (1770 г.), П.И. Панин (1770 г.), В.М. Долгоруков (1781 г.), генерал-фельдмаршал Г.А. Потемкин (1788 г.).
Великий русский полководец А.В. Суворов получил в 1771 г. сразу орден Св. Георгия 3-й степени, затем в 1772 г. – орден 2-й степени и в 1789 г. – орден 1-й степени.
В тот же период кавалерами ордена Св. Георгия 1-й степени стали генерал-аншеф Н.В. Репнин (1790 г.) и адмирал В.Я. Чичагов (1790 г.). В 1814 г. ордена Св. Георгия 1-й степени был удостоен генерал от кавалерии Л.Л. Беннигсен, также не имевший ордена 4-й степени.
В годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг. орденом Св. Георгия 1-й степени были награждены главнокомандующий русскими войсками на Кавказском театре военных действий великий князь Михаил Нико-лаевич и командующий Дунайской армией великий князь Николай Николаевич Старший (оба – в 1877 г.). После этого в течение 40 лет, вплоть до Октябрьской революции, не было уже ни одного награждения орденом Св. Георгия 1-й степени.
При учреждении ордена Св. Георгия знаки 1-й степени ордена "возложила на себя" императрица Екатерина II как его учредительница. Это соответствовало существовавшей тогда практике и было логично и обоснованно.
Однако когда в 1869 г. по случаю столетия со дня учреждения ордена знаки его 1-й степени "возложил на себя" император Александр II, то это уже выглядело не очень достойно. Заметим, что Александр I отклонил в 1805 г. предложение Георгиевской Думы о преподношении ему ордена Св. Георгия высшей степени и сообщил Думе, что "в доказательство, сколь он военный орден уважает, находит приличным принять лишь знак 4-го класса".
Николая I в 1838 г. получил только орден Св. Георгия 4-й степени за выслугу 25 лет в офицерских чинах.
Николай II получил лишь орден Св. Георгия 4-й степени в 1915 г., в Первую мировую войну, по решению Георгиевской Думы Юго-Западного фронта (как известно из мемуарной литературы, многие современники считали это награждение незаслуженным).
Еще одну группу лиц, награжденных орденом Св. Георгия 1-й степени, составляют иностранцы, часть из которых получила эти награды заслуженно (военачальники союзных России держав в войне с Наполе-оном), другая – не по делу (коронованные особы). Всего имело место восемь случаев пожалования орде-на 1-й степени иностранцам: в 1813 г. его получили – шведский принц Бернадотт (впоследствии король Карл IV), прусский фельдмаршал Г.Л. Блюхер, австрийский фельдмаршал К. Шварценберг, в 1814 г. – английский фельдмаршал А. Веллингтон; в 1823 г. – герцог Людовик Ангулемский, командовавший французской армией в войне с Испанией; в 1849 г. – австрийский фельдмаршал И. Радецкий; в 1869 г. – король Пруссии Вильгельм I; в 1870 г. – прусский фельдмаршал эрцгерцог Альбрехт Австрийский.
Если не считать монарших "самовозложений" орденских знаков и пожалований ордена иностранцам, всего лишь 15 российских полководцев и военачальников удостоились этой награды за полтора века ее существования! (Для сравнения: высшим орденом Российской империи – Св. Андрея Первозванного – за этот период было награждено более тысячи чел.).
Орденом Св. Георгия 2-й степени был награжден 121 чел., Св. Георгия 3-й степени – 653, Св. Георгия 4-й степени – около 6 тыс. чел.
При Екатерине II была учреждена еще одна боевая награда – так называемое золотое оружие – шпаги, сабли и палаши (для моряков), на вызолоченном эфесе которых имелась надпись "За храбрость".
Генералы и адмиралы награждались золотым оружием, украшенным бриллиантами. С 1807 г. офицеры и генералы, награжденные золотым оружием, причислялись к кавалерам российских орденов, а с 1869 г. (год столетия со дня учреждения ордена Св. Георгия) – к кавалерам ордена Св. Георгия, причем старшинство этой награды было установлено сразу после ордена Св. Георгия 4-й степени.
Еще ранее, в 1855 г., для офицерского золотого оружия (без бриллиантовых украшений) было установлено ношение на эфесе темляка из георгиевской ленты. С 1913 г., когда был утвержден последний вариант статута ордена Св. Георгия, золотое оружие стало именоваться Георгиевским оружием (в "генеральском" варианте оно называлось Георгиевским оружием, украшенным бриллиантами). На эфесе Георгиевского оружия помещался крест ордена Св. Георгия, уменьшенного размера.
Интересно отметить, что в случаях, когда Георгиевским оружием награждался офицер, имевший орден Св. Анны 4-й степени, знак этого ордена (медальон) перемещался на эфес Георгиевского оружия, где он носился на прикрепленной к эфесу сабли в его нижней части специальной металлической пластинке, выступавшей поверх ножен.
"Семейство" георгиевских наград включало в себя также и коллективные награды, которых за особые отличия в боях удостаивались целые воинские части (полки, батальоны, батареи и др.). Это – Георгиевс-кие знамена и штандарты (на полотнищах которых обязательно присутствовали "георгиевские" цвета – оранжевый и черный – и надпись о том, за какой подвиг эта воинская часть получила эту награду); для военных кораблей – Георгиевские кормовые флаги и вымпелы; Георгиевские серебряные трубы и сере-бряные сигнальные рожки (с выгравированными на них изображением креста ордена Св. Георгия и надписью о подвиге; эти трубы и рожки украшались георгиевскими лентами); отдельные детали формы одежды "георгиевских" цветов и др.
В славной летописи георгиевских наград особое место занимает история солдатского Георгиевского креста.
Специальная награда для нижних чинов – Знак отличия Военного ордена Св. Георгия – была учреждена указом ("высочайшим повелением") Александра I 13 февраля 1807 г. Этот Знак отличия был "причислен" к ордену Св. Георгия.
Форма и размер этого знака были такими же, как орден Св. Георгия 4-й степени, но выполнен он был из серебра и не имел эмалевого покрытия; носился на такой же георгиевской ленте, что и орден Св. Георгия.
Раздел "О Знаке отличия Военного ордена для нижних чинов" статута ордена Св. Георгия отмечал, что Знак отличия установлен "в награду нижних чинов за храбрость, против неприятеля оказанную" и под-черкивал, что он "приобретается только на поле сражения, при осаде и обороне крепостей, на водах в морских битвах и дается единственно тем нижним чинам, кои, действительно служа в сухопутных и морских войсках, отличат себя особенною храбростию против неприятеля". Статут содержал подробное описание подвигов, за которые присуждалась эта награда и детально регламентировал порядок торжественной церемонии вручения этих наград.
Солдаты, матросы и унтер-офицеры, награжденные солдатским Георгием ("Егорием", как его называли в народе), получали ряд льгот (среди которых, в частности, было освобождение кавалеров солдатского Георгия от телесных наказаний).
С 1844 г. на крестах, вручавшихся нижним чинам нехристианского вероисповедания ("иноверцам"), изображение святого Георгия заменялось на изображение двуглавого орла.
В 1856 г. было установлено подразделение Знака отличия Военного ордена на четыре степени.
Кресты 4-й и 3-й степеней были серебряными (как и прежний "бесстепенной" крест), а кресты 2-й и 1-й степеней стали изготовляться из золота. Кресты всех степеней носились по-прежнему на георгиевской ленте, но на колодках крестов 1-й и 3-й степеней дополнительно прикреплялся бант из этой же ленты. Награжденных крестами всех четырех степеней обычно было принято называть кавалерами "полного банта" солдатского Георгия; за период с 1856 г. по 1913 г. их общее количество было около 1900 человек.
В 1913 г., когда был утвержден новый вариант статута ордена Св. Георгия, Знак отличия Военного ордена стал официально именоваться Георгиевским крестом; этот крест был уже единого образца и для христиан, и для иноверцев – с изображением на нем святого Георгия.
С началом Первой мировой войны количество награждений Георгиевскими крестами чрезвычайно резко возросло. Количество награжденных ими к 1917 г. превысило 1,5 млн. человек. Сами кресты с конца 1916 г. стали изготавливаться уже не из золота и серебра, а из простых металлических сплавов ("белого металла" и "желтого металла"). После Февральской революции 1917 г. приказом по Военному ведомс-тву, изданным в июле 1917 г., была предусмотрена возможность награждения солдат и унтер-офицеров офицерским орденом Св. Георгия, если они в бою выполняли обязанности командира. В этом случае к колодке с орденской лентой прикреплялась выполненная из металла лавровая ветвь.
К "семейству" георгиевских наград относятся и учрежденные в 1878 г. для нижних чинов медали "За храбрость" четырех степеней, носившиеся на георгиевской ленте. (В XVIII и XIX вв. целый ряд медалей – в том числе памятных – имел георгиевскую ленту).
Так же, как и Знак отличия Военного ордена, медали 1-й и 2-й степеней были золотыми, 3-й и 4-й сте-пеней – серебряными, на колодках медалей 1-й и 3-й степени помещался бант из орденской ленты. При утверждении в 1913 г. нового варианта статута ордена Св. Георгия эти медали стали называться Георгиевскими. Этой медалью отмечались подвиги нижних чинов как в военное, так и в мирное время, а в военное – и подвиги гражданских лиц.
Источник – Журнал "Обозреватель – Observer", N 11, 2001