Текст книги "DABRA и наука Третьего рейха. Оборонные исследования США и Германии"
Автор книги: Анатолий Бочаров
Соавторы: В. Корчак,Р. Реулов,А. Суворов,Е. Тужиков,Николай Волковский
Жанры:
Прочая научная литература
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 13 (всего у книги 13 страниц)
Рис. 2.6. Место государственных и частных научных организаций Германии в общей системе фундаментальных и прикладных исследований
Рассмотрим более подробно деятельность Фраунгоферовского общества в системе науки Германии.
У истоков Общества [26], основанного в 1949 году, стоял знаменитый немецкий ученый-оптик, физик Йозеф фон Фраунгофер (Joseph von Fraunhofer). Сын бедного стекольщика, родившийся в Германии на рубеже 18 и 19 столетий, он имел весьма мало шансов стать видным ученым и прославить свою фамилию на века. Это стало возможным лишь благодаря его упорству, трудолюбию, тяге к знаниям и одаренности.
Научная деятельность Йозефа фон Фраунгофера тесно связана с Мюнхенским университетом и институтами Мюнхена. Он был членом Баварской академии наук и членом Академии естествоиспытателей «Леопольдина». Помимо усовершенствований, введенных Фраунгофером в изготовление оптических стекол, он известен изобретением гелиометра, открытием постоянных линий солнечного спектра, впоследствии названных его именем, а также рядом интересных разработок в области физики и астрономии.
На сегодняшний день основная цель деятельности Фраунгоферовского общества, структура которого представлена на рис. 2.7, заключается в содействии научному прогрессу и экономическому развитию страны. В интересах проведения более успешной совместной работы 66 институтов Общества, проводящие исследования в смежных предметных областях, объединились в группы или альянсы по различным направлениям, включая информационные и коммуникационные технологии (15 институтов), науки о жизни (6 институтов), микроэлектронику (12 институтов), технологии обработки поверхности и фотонику (6 институтов), производственные технологии (8 институтов), материалы и компоненты (13 институтов), оборону и безопасность (6 институтов).
Рис. 2.7. Действующая структура Фраунгоферовского общества
Рассмотрим структуру отдельных групп более подробно. При этом следует отметить, что в их состав помимо институтов – постоянных членов могут входить на временной основе и другие научные учреждения в соответствии с закрепленной за ними тематикой. Так, группа информационных и коммуникационных технологий в настоящее время объединяет 15 институтов – постоянных членов и два института на временной основе. Общая численность сотрудников группы составляет около 3 тысяч человек. Поле ее научной деятельности включает следующие позиции [26]: медицина и науки о жизни, транспорт и мобильность, индустрия развлечений и искусство, е-бизнес, е-правительство, электронные коммуникационные средства, программное обеспечение, безопасность, коммуникационные системы и междисциплинарные приложения.
Из приведенного перечня можно сделать вывод о том, что группой могут рассматриваться информационные и коммуникационные аспекты и другие научные направления (например науки о жизни).
Собственно же группа «Науки о жизни» – это ключевое направление деятельности шести институтов Фраунгоферовского общества с общей численностью сотрудников около 600 человек. Объединение является важным партнером по НИОКР для фармацевтической и медицинской промышленности, а также для большого числа биотехнологических компаний. Его деятельность концентрируется на четырех основных бизнес-направлениях:
– разработка процессов для биологических и медицинских приложений;
– разработка и тестирование фармакологических и медицинских продуктов;
– создание биоматериалов и тканей;
– биотехнологии, относящиеся к окружающей среде, защита потребителей и окружающей среды.
Нельзя не упомянуть и такое важное объединение Фраунгоферовского общества, как «Производственные технологии», деятельность которого направлена на совершенствование производственных процессов и технологий. Тематическими направлениями исследований и разработок данного альянса, включающего восемь институтов, являются:
– создание новых продуктов;
– разработка производственных технологий;
– системы и производственные процессы;
– организация производства;
– дистрибуция продукции и рециклирование материалов.
В целом отличительной чертой Фраунгоферовского общества является специализация в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В обобщенном виде можно выделить следующие ключевые направления деятельности этой организации:
1. Исследования и разработки, включая прикладные исследования для гражданского сектора экономики, фундаментальные исследования, имеющие прикладное значение, ведомственные исследования для Федерального министерства обороны Германии.
В качестве примера подобных проектов, выполняемых в настоящее время, можно назвать проекты в области биотехнологий – производство биомолекул на конвейере, в том числе для создания различных вакцин (в выполнении проекта участвуют 8 институтов Фраунгоферовского общества, срок завершения – 2014 г.), и электротранспорта – разработка прототипов для гибридных и электрических транспортных средств (является продолжением проекта, выполнявшегося в 2009–2011 гг., в его выполнении участвуют 16 институтов Фраунгоферовского общества, срок завершения – 2015 г.) [26].
2. Предпринимательская деятельность – институты Фраунгоферовского общества являются самостоятельными «центрами прибыли» (при этом треть бюджета составляют доходы от проектов с промышленностью); институты создают дочерние инновационные предприятия.
К институтам Общества предъявляются определенные требования, подтверждающие их высокий статус и положение в обществе, в том числе:
– научная компетентность, признанная мировым научным сообществом;
– предпринимательская компетентность и успех на рынке (наличие заказов от промышленных предприятий и государственных учреждений);
– пропорциональное финансирование из различных независимых источников;
– наличие профессиональных объединений с другими институтами Общества, а также сторонними организациями.
От других подобных ассоциаций Фраунгоферовское общество отличает и характер финансирования исследовательских проектов, которое осуществляется по особой модели, согласно которой две трети доходов Общество получает от заказов промышленных предприятий и лишь одну треть вносит государство. Насколько эффективна подобная модель, свидетельствует и бюджет организации, составляющий более 1,2 миллиарда евро в год [11]. На рис. 2.8 представлена динамика финансирования исследований и разработок по годам, которая поступательно увеличивается, что также является показателем грамотно выбранной стратегии развития и управления.
Рис. 2.8. Динамика финансирования исследований и разработок Фраунгоферовским обществом по годам
Немаловажным фактором, определяющим эффективное функционирование и бурное развитие Фраунгоферовского общества, является наличие тесного взаимовыгодного сотрудничества как с научными организациями Германии, так и со всем мировым сообществом. Так, в рамках совместной деятельности с Обществом имени Макса Планка был подписан договор о стратегическом партнерстве, который позволил реализовать ряд успешных проектов в области фармацевтики и материаловедения. В частности, в 2002 году начала свою работу совместная группа по полимерным технологиям в медицине и фармацевтике в Гольме. В качестве равноправных партнеров в данном случае выступили Институт прикладных исследований полимеров (Institut für Angewandte Polymerforschung – IAP) Фраунгоферовского общества и Институт коллоидов и границ Общества им. Макса Планка. С 2005 года действует Центр наноструктурных материалов в Галле, объединивший усилия Института механических свойств материалов Фраунгоферовского общества, Института микроструктурной физики Общества им. Макса Планка и Университета им. Мартина Лютера. В конце 2005 года Институт механических свойств материалов Фраунгоферовского общества (г. Фрайбург) и Институт исследований железа Общества им. Макса Планка (г. Дюссельдорф) подали заявку на учреждение совместной исследовательской группы, направлением научных исследований которой является численное моделирование для разработки и контроля материалов.
Помимо Общества им. Макса Планка Фраунгоферовское общество плодотворно сотрудничает (рис. 2.9) с Объединением научно-исследовательских центров Германии им. Гельмгольца, Обществом Лейбница, Немецким научно-исследовательским сообществом, а также поддерживает тесные связи с 70 высшими учебными заведениями Германии.
Рис. 2.9. Сотрудничество Фраунгоферовского общества с научными объединениями и вузами Германии
Относительно международной деятельности Фраунгоферовского общества можно также констатировать, что проводимая его руководством политика направлена на существенное расширение и взаимовыгодное сотрудничество с научно-исследовательскими организациями зарубежных стран. В частности, на сегодняшний день представительства общества расположены в таких промышленно и технологически развитых странах, как США, Япония, Китай, Российская Федерация, Южная Корея, Малайзия, Сингапур и др.
Следует отметить, что система организации НИОКР в Германии имеет существенные отличия от соответствующих систем других развитых в научно-техническом отношении стран – США, Японии, Франции, Великобритании. Эти отличия проявляются в структуре
распределения финансовых средств, в методах управления, контроля и координации научной деятельности. В Германии организация НИОКР имеет свою отличительную особенность, которая заключается в отсутствии «центрального механизма», координирующего проведение научных исследований и определяющего их приоритетные направления. Университеты и научно-исследовательские учреждения финансируются как за счет государственного бюджета, так и за счет бюджетов региональных. При этом существует четкое разделение полномочий между федеральным правительством и 16 землями в финансировании НИОКР, профессионального образования и инновационных проектов.
Как уже отмечалось выше, распределение бюджетных ассигнований университетам и научным обществам на государственном уровне в основном производится Федеральным министерством образования и научных исследований Германии. В соответствии с германским законодательством выработаны нормативные документы, регламентирующие цепочку процедур от правил подачи заявок на НИОКР, определения их стоимости (прямые и косвенные затраты) до лицензирования результатов и распределения доходов. В то же время немецкие законы ограничивают влияние федерального правительства на выбор приоритетов и целей научных исследований, что дает возможность для реализации различных подходов к решению тех или иных вопросов [23].
Федеральное правительство отвечает за стратегический курс в организации НИОКР, систему мер по поддержке на необходимом уровне инновационной активности предприятий и организаций, проводимой посредством государственных банков, а также поддержке особо важных направлений научно-технологической политики, определяющих статус страны в мировом сообществе. К этим направлениям, в частности, относятся энергетика, транспорт, защита окружающей среды и здравоохранение.
Прерогативой правительств земель Германии является финансирование профессионального образования и региональных инновационных программ. Региональными правительствами финансируется также ряд исследовательских учреждений, поддерживающих исследовательские проекты земель. В Германии имеется более 100 институтов, работающих по широкому спектру научных направлений исследований регионального значения [17]. Региональные органы власти используют различные методы инновационного финансирования, однако во всех случаях соблюдается принцип выделения денег под конкретный проект. Правительства земель играют также существенную роль в организации процесса передачи технологий, создавая научные парки и инновационные центры, и рассматривают эту деятельность как одно из важнейших направлений в решении проблем регионального развития. При этом усиливаются ответственность и заинтересованность регионов, расширяются возможности и стимулы для сотрудничества высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в особенности со средними по объему выпуска продукции.
Что касается оборонных исследований в Германии, то здесь можно отметить следующее. В последние годы объемы ассигнований, выделяемых бундесверу на проведение НИОКР и закупки ВВТ, неуклонно сокращались. В 2013 году бюджетные расходы Германии на эти цели составили ~7 млрд евро (-21 % от общего объема оборонного бюджета страны). В связи с уменьшением государственных расходов на военные НИОКР многие немецкие научные организации были вынуждены существенно сократить тематику исследовательских работ, выполняемых в интересах национальной обороны и по многим направлениям переориентироваться на проекты НИОКР Европейского оборонного агентства (European Defence Agency – EDA). В последние годы вырос интерес американских военных учреждений (региональных подразделений Управлений научных исследований видов ВС США – ARO, AFOSR, ONR) к привлечению немецких ученых к выполнению программ фундаментальных и прикладных исследований Министерства обороны США. По различным данным, ежегодный объем средств, выделяемых военным ведомством США на исследовательские гранты для ученых из немецких университетов может составлять от 10 до 50 млн. долл. США. Для сравнения, бюджетные расходы ФРГ по статье «Военные НИОКР» в 2011 году составляли – 0,9 млрд евро [13].
Таким образом, краткий анализ организации научно-исследовательской деятельности в Германии позволяет сделать вывод об эффективности ее инновационной системы, которая считается одной из самых результативных в Европе.
Литература к главе 2
1. Буренок В.М., Ивлев А.А., Корчак В.Ю. Развитие военных технологий XXI века: проблемы, планирование, реализация. – Тверь: Издательство ООО «КУПОЛ», 2009.
2. Васильченко A.B. Прожектор доктора Геббельса. Кинематограф Третьего рейха. – М., 2010.
3. Военно-морской флот Третьего рейха, plam.ru.
4. Годт Э. Подводная война // Итоги Второй мировой войны. Сб. статей / Под ред. ген.-м. И.Н. Соболева. – М., 1957. С. 185–186.
5. Гротов Г. Рейхсмаршал Геринг. – М., 2005.
6. Залесский К.А. НСДАП. Власть в Третьем рейхе. – М., 2005. С. 320–322.
7. Инновационная политика / Под ред. проф. В.И.Друженкова. – М., 2000.
8. Инновационная политика: учебник / Л.П. Гончаренко, Ю.А. Арутюнов. – М.: КНОРУС, 2009.
9. Иойриш А.И., Морохов И.Д., Иванов С.К. А-бомба. telenir.net.
10. Ирвинг Дж. Вирусный флигель. – М., 1969. С. 144.
11. Исследовательский ландшафт Германии и современные тенденции в науке и исследованиях, 2010. https://www.destatis.de.
12. Кто был кто в Третьем рейхе. Биографический энциклопедический словарь. – М., 2003.
13. Военные расходы Германии, код доступа: web-poject.ru / fmansovie-novo-sti / voennieraschodigermanii.html, доступно по состоянию на 15 сентября 2014 года.
14. Левин В.И. Наука в Германии при нацистах // ru.exrus.eu.
15. Мировые войны XX века: В 4 книгах. Книга 3. С. 361.
16. Митчем С., Мюлдер Д. Командиры Третьего рейха. – Смоленск, 1995.
17. Научные исследования в Германии: учреждения и организации, http:// www.research-in-germany.de.
18. Овчинников В. Горячий пепел. Хроника тайной гонки за обладание атомным оружием. – М.,1984.
19. Погорлецкий А.И. Экономика и экономическая политика Германии в XX веке. – СПб., 2001. С. 116.
20. Погорлецкий А.И. Экономика и экономическая политика Германии в XX веке. – СПб., 2001. С. 133.
21. Разработка германских ГТД на сайте DGTR.
22. Расцвет и упадок германской науки в период Второй мировой войны // Итоги второй мировой войны. Сб. статей / Под ред. ген.-м. И.Н. Соболева. – М., 1957.
23. Стреле А. Инновационная Германия, http:// www.EconomicsAndWe.com.
24. Уолкер М. Наука при национал-социализме // Вопросы естествознания и техники. – 2001, № 1.
25. Фадеев В. Национальная инновационная система Германии, http:// www. up-pro.га.
26. Фраунгоферовское общество (Fraunhofer-Gesellschaft) – ведущее объединение институтов прикладных исследований, http:// www.fraunhofer.de.
27. Шнейдер Э. Техника и развитие оружия в войне. Итоги Второй мировой войны. Сб. статей / Под ред. ген.-м. И.Н.Соболева. – М… 1957. С. 324–326.
28. Шпеер А. Воспоминания / Пер. с нем. С. Фрилянда, И. Розанова. – М.: «Захаров», 2010. – 688 с.: илл. (Биографии и мемуары).
29. Элмхерст Т. Подлинная история люфтваффе / Пер. П. Смирнова. – М., 2006.
30. Энциклопедия Третьего рейха, plam.ru.
31. Anthony Kay. German Jet Engine and Das Turbine Development 1930–1945 Shrewsbury, England: 2002, P. 11.
32. Arnold B. The Past as Propaganda: Totalitarian Archaeology in Nazi Germany // Antiquity. 1990. Vol. 64. P. 464–478.
33. Clarence G. Lasby et al. Project Paperclip: German Scientists and the Cold War, 1975.
34. Fraunhofer Annual Report 2012. http:// www.fraunhofer.de.
35. Heinz Bergschicker. Deutsche Chronik 1933–1945. EinZeitbild Faschistischen Diktatur. 3. Auflage. Berlin, 1981.
36. Kater M. Das «Ahnenerbe» derSS 1935–1945.Stuttgart, 1974.
37. Klee E. Auschwitz, die NS-Medizin, und ihreOpfer. Frankfurt am Main, 1997;
38. Lifton R.J. The Nazi Doctors: Medical Killing and the Psychology of Genocide. NewYork, 1986.
39. The Organization of German Research and Development in: Simon Leslie E. German Skeintifik Establisments. N.Y.: Mapleton House, Publishers. January 1947, P. 183–199.