Текст книги "Там алеет заря 3 (СИ)"
Автор книги: Александр Ефремов
Жанр:
Альтернативная история
сообщить о нарушении
Текущая страница: 15 (всего у книги 15 страниц)
Шестидневная битва на подступах к Ляояна, где русские войска атаковали, а японцы в основном стояли в обороне кроме своего правого фланга, победителя так и не выявила. Потери оказались велики как с одной стороны так и с другой. Обе стороны кроме центрального участка пытались обойти противника с востока по предгорьям. Там фронт смещался то в одну сторону на десяток верст, то в обратную, но в итоге все вернулось к позициям, которые противники занимали до начала сражения. Примерное равенство сил с некоторым перевесом в пользу русских не позволило Линевичу достичь поставленной задачи если не разгрома японцев, то хотя бы их вытеснения в предгорья и освобождения от них прямой дороги на Инкоу.
–
Новости из Квантуна князь Агренев узнавал регулярно. И уже потом, сложив воедино все известное насчёт проводки японского конвоя и одновременной поставки военных грузов в Инкоу, Александр мог только восхититься тем, как британцы «сделали» русских адмиралов. Умеют же, суки!
А вот на гибель от рук террориста наместника Квантуна и сына Великого Князя Владимира Александровича, главного над Гвардией, князь отреагировал мгновенно. Великовозрастного повесу и хама ему было ничуть не жалко. Назначенный Цесаревичем балбес поехал за воинской славой и получил своё от рук террористов? Так это нужно раскрутить в прессе и в высшем свете так, чтобы в сторону британцев командующий Гвардией Великий князь Владимир Александрович казал только звериный оскал. В Москву Сытину и Григорию Долгину ушли пространные телеграммы, всячески выпячивать героическую смерть Великого Князя от рук проклятых британских наймитов, которые получают свои 30 серебренников чуть ли не в английском посольстве. Эту тему нужно муссировать в прессе снова и снова, высказывая самые невероятные гипотезы. Чем их больше будет, тем лучше. Нужно непрерывно капать на мозги Владимиру Александровичу и его жене. Свет любит всякие слухи, вот и нужно эти слухи создавать. За достоверность создаваемых слухов можно не особо беспокоиться. Каждому слою общества собственные слухи. А уж общество само отсортирует те, которые ему более по душе. Ну, и бригаде Сытина следовало освежить все антибританские темы.
Потом во Владивосток пришёл вспомогательный крейсер "Угра" и привёл приз – английский пароход "Скандия" с разнообразной контрабандой на борту. Но, главное, на двух этих судах прибыл экипаж погибшего у Шанхая броненосного крейсера "Рюрик". Рейдер действительно ночью напоролся на пару японских миноносцев и, получив две торпеды, затонул в 10 милях от берега. С восходом к терпящему бедствие кораблю подошла "Угра", отогнала залпами японцев и смогла снять весь экипаж. Вроде бы даже повредила обстрелом один из японских миноносцев. Хотя возможно, что это сделал медленно тонущий "Рюрик", команда которого боролась за спасение своего корабля до конца.
У самого князя кроме темы бомбардировок Японии родилась новая идея. Вернее её родили изнывающие без работы его боевые пловцы. К сожалению, реально работы по полученной специальности для них не было. Ну не минировать же британские суда в условном Гонконге или Сингапуре. Подозрение в этом случае сразу падет на русских. И начнётся новая истерия. Англичане и так не затыкаются, обвиняя русских во всех смертных грехах. Но такое покушение на "свободу мореплавания" они точно не пропустят. Его личная шхуна хоть и ходит под нейтральным флагом, но под собственной личиной ей появляться что в этих английских портах, что в Японии не стоит. И хоть личину можно сменить, цель, достойную внимания его боевых пловцов, найти врядли удастся. А размениваться на ерунду явно не стоило. Это в России или прочей Европе боевые пловцы безумная диковина. А вот Япония их может производить в огромных количествах. Стоит только обучить подрывному делу массу ныряльщиков и собирателей морской капусты, трепангов и прочей морской экзотики, и японцы получат в свои руки страшное и массовое оружие. Так что не нужно будить лихо, пока оно тихо. Но зато экипаж шхуны вполне может выполнить роль иного плана диверсантов. У флота была выпрошена дюжина мин, включая пару учебных. И сейчас команда тренировалась в быстрой минной постановке и быстром демонтаже временных быстросъемных минных рельсов. В общем-то все уже получается. Осталось довести навыки до автоматизма, и можно следовать в порт восточного побережья Японии с миссией доброй воли. И не доброй. В качестве жеста доброй воли на складах лежали 3 тонны выпрошенного у флота конфиската – бобов каменного вида. Все равно ни русские интенданты, ни русские мужики этот вид пищи совершенно не уважали. И кроме наемных китайцев и корейцев его никто не потреблял. Этот груз должен был быть доставлен в японский порт от якобы солидарных с японцами граждан САСШ. Мало? Ну так и шхуна сама по себе небольшая. А вот мины должны быть выставлены до того, как к шхуне подойдёт для проверки охраняющая подходы к порту японская канонерки или вспомогательный крейсер. Причём мины ставятся с замедлением на 1-2 недели. Так что к этому времени шхуна сможет уже покинуть порт, в котором будет сгружены бобы.
Русская эскадра, состоящая из "Громобоя", "России", "Пересвета", и "Алмаза", ходившая в Корейский пролив и выведшая в Желтое море на буксире подлодку "Сом", уже вернулась в Золотой Рог. Безброневой крейсер "Алмаз" в этом походе исполнял роль минного транспорта. У подходов к Сасебо и Цусимы моряки выставили немало мин. И если часть из них японцы сразу могли вытралить, то немалая часть мин должна встать в боевое положение с различным замедлением. Так что японцев ожидал геморрой и гарантированные потери. Жаль только, что узнать кто, где и когда на них подорвется, было совершенно невозможно.
Во Владивостоке к этому времени спустили на воду подводную лодку "Осетр", купленную в Америке у Лейка. Князь Трубецкой, который ей командовал, привёз из столицы весть, что в Америке Адмиралтейство купило и ещё одну подлодку, построенную инженером Голландом. Но по слухам скорее просто для того, чтоб её не купили японцы. Вообще-то, субмарина полученное имя явно не заслуживала. Тянула она разве что на какую-нибудь макрель или бычка, не более. По сравнению со "Щукой", конечно. Бензиновый двигатель и дальность хода сужали область её применения до уровня охранника окрестных мелей, как когда-то выразился сам о себе и своей лодке капитан "Сома" Беклемишев. Впрочем, и такой охранник сейчас Владивостоку сгодится. А лодку Голланда наверно оставят на Балтике в качестве пугала для британцев. У них, конечно, и свои лодки есть, но эффективность, которую показывают в эту войну первые подлодки, может заставить Королевский флот отказаться от совершения какой-нибудь гадости у тамошних русских берегов. А потом Балтийский завод построит сестёр "Щуки" и ...
Большие владивостокские начальники решили вопрос с некоторым недостатком боевого угля для флота. Зачем покупать дорогой импортный уголь, если можно добыть собственный дешево? Кто будет добывать? Да вот тут во Владивостоке полно войск, мающихся без дела. Так что за полком, который сейчас строил железную дорогу от Сибирской дороги к Сучану, на угольные шахты Сучана отправился ещё батальон в качестве шахтеров поневоле. А князя обязали предоставить для добычи угля все необходимое и обеспечить премиальные. В общем, ничего себе так решение. Все равно пока Владивостоку японцы угрожать никак не могут. На этом генерал-губернатор Субботич не остановился и отдал указание набрать охотников на простаивающую часть рыболовных судов. Будут теперь похоже в Приморье кроме военных шахтеров ещё и военные рыбаки. Тоже дело. Заодно и прокорм армия сама себе добудет. Ведь в стране официально объявлен режим экономии.
От Александра Владимировича Сонина пришла телеграмма, что Гриша Долгин, зацепившись языками с главным из братьев Рябушинских – Павлом Павловичем на одном из званных обедов, уже практически продал нашу фабрику льняных тканей. Вернее обменял её на часть акций Алексеевского горнопромышленного общества, которые достались Рябушинским, когда распадалась промышленная империя Алчевского. Там ещё пока идут согласования, кто кому точно чего должен, но фактически о сделке можно говорить как о почти совершенной. Партнёр концерна – вичугский купец Красильников забирал себе ещё 15% акций к тем 10, которые он имел в ней ранее, а остальное отходило Торговому дому Рябушинских. Таким образом, каждая сторона избавлялась от актива, который был ей не особо нужен в будущем. У князя уже имелось 12% этого общества, теперь добавятся ещё сколько то. Сколько, пока не ясно, потому как после обмена у Рябушинских ещё остаётся пакет акций горнопромышленного общества, который теоретически можно выкупить за деньги, но с этим пока полная неясность.
Второй доброй новостью, которая пришла с запада России была весть о том, что Император утвердил единые стандарты, требуемые для электрификации и телефонизации страны. Токи, напряжения, частота и так далее. Там целый талмуд. А то каждая новая иностранная электротехническая фирма, приходящая на российский рынок, привозила свою технику со своими параметрами. А поскольку таких крупных фирм было уже четыре в одной только электрогенерации, получался дикий венегрет, который потом объединить в одну систему было трудно или вообще нельзя не только в рамках одной страны, но даже в рамках одного крупного города. Утверждение этих стандартов на базе выработанных его Русской электротехнической компанией значений являлось огромным шагом для Империи. И к тому же на некоторое время отсекало все иностранные фирмы от новых производственных инвестиций на российском рынке до тех пор, пока эти фирмы не начнут выпускать свою технику, удовлетворяющую принятым в стране стандартам.
А заодно по этой же электротехнической теме пришла новость о том, что в Сызрани успешно идет первый этап строительства самой крупной пока в стране гидроэлектростанции на реке Сызранька мощностью аж целых 2 МВт. Электростанции ещё пока нет, и здание для нее ещё только строится, но деривационной канал уже закончили копать и сейчас одевают его берега в бетон. Станция по сути пилотный проект компании в гидроэнергетике для того, чтоб показать официальным властям, что его Концерн на такое способен. Потому как следующим проектом в этой области по идее должна стать Волховская ГЭС. И если в Сызраньской электростанции помощь от казны особо не требовалась, то с будущим объектом на реке Волхов без всемирной поддержки властей никак не обойтись. И не только поддержки, но ещё и желательно хотя бы часть финансирования с казны получить.
А вот последняя новость, пришедшая от поверенного в дела нескольких компаний князя в Британии, была очень хреновой. Городской суд Ипсвича вынес постановление на задержание князя за совершение тяжких военных преступлений и об аресте его активов на территории Британской Империи. Правда, было совсем не понятно, почему этим делом занялся суд какого-то Ипсвича. Мелковат князь что-ли ещё для Лондонского суда? Вообще-то активов у Александра на Британских островах не было, ибо он прекрасно понимал, что играть с шулерами по их меняющимся правилам бесполезно. Но вот продукция его заводов, компаний и поместий в Британию поступала. И её было не мало. Счетов в английских банках лично у него тоже не было. Но были счёта пары-тройки акционерных компаний и недавно открытый счёт его банка «Русский капитал». И взаимные лицензионные платежи между его компаниями и английскими компаниями тоже были. Что теперь с этим делом делать, нужно было как следует подумать. С одной стороны он вроде как близкий друг Императора, и Мишель его всегда прикроет и отмажет. Не будут же британцы нарываться на скандал из-за ближника русского царя. Но вот с другой...
КОНЕЦ ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ.