355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » "Завтра" Газета » Газета Завтра 811 (75 2009) » Текст книги (страница 9)
Газета Завтра 811 (75 2009)
  • Текст добавлен: 17 сентября 2016, 18:37

Текст книги "Газета Завтра 811 (75 2009)"


Автор книги: "Завтра" Газета


Жанр:

   

Публицистика


сообщить о нарушении

Текущая страница: 9 (всего у книги 9 страниц)

Анастасия Белокурова МОЛЬ И БОГОМОЛКА

«Дзифт» (Zift, Болгария, 2008, режиссер – Явор Гырдев, в ролях – Захари Бахаров, Таня Илиева, Владимир Пенев, Михаил Мутафов).

«Я узнаю его, когда увижу, но описать словами не смогу».

Сидни Поллак о фильме нуар

Ночь, улица, фонарь, аптека… С этой фразы могла бы начинаться любая книжка hard-boiled school – «круто сваренной» школы американского детектива 30-40-х годов. Вязкая обречённость вывихнутой эпохи Великой Депрессии, тот самый «бессмысленный и тусклый свет», прочувствованный Блоком еще в 1912 году, растеклась по городам и весям кризисной Америки, стала фоном для «усталой схватки со смертью». В 1946 году, французский критик Нино Фрэнк ввёл термин «фильм нуар» для обозначения стиля послевоенного заокеанского кино, возникшего на стыке американского «крутого детектива» и немецкого экспрессионизма. До этого критики использовали определение «нуар» (чёрный – фр.) для некоторых французских фильмов начала 30-х годов. Например – социальный памфлет «Сука» Жана Ренуара вполне укладывался в рамки нуара по меркам того времени.

Голливуд в корне изменил ситуацию. Психологизм, присущий "hard-boiled school", привлёк к жанру таких именитых и непохожих друг на друга режиссёров, как Джон Хьюстон ("Мальтийский сокол"), Орсон Уэллс ("Дама из Шанхая"), Билли Уайлдер ("Двойная страховка"), Говард Хоукс ("Глубокий сон") и пр.

В 1949 году режиссёр Рудольф Мате снял мрачнейший нуар "Мёртв по прибытии". Нашему зрителю более знаком одноимённый римейк этой ленты с Дэннисом Куэйдом, вышедший на экраны в 1988 году. Мате вошёл в историю еще и как великий оператор; он работал у Фрица Ланга, Альфреда Хичкока, Орсона Уэллса и др. "Мёртв по прибытии" стал первым фильмом, в котором рассказ ведётся от имени мертвеца: ничего не подозревающий человек понимает, что он отравлен и пытается докопаться до причины собственной смерти. Спустя 60 лет болгарский театральный режиссёр Явор Гырдев дебютирует в кино нуаром "Дзифт", где герой попадает в схожую ситуацию.

Болгария 60-х. Под бодрые звуки «Смуглянки-молдаванки», звучащей из радиоточки, проникает в застенки рядовое тюремное утро. Ложно осуждённый еще в 44-м Лев Желязнов, по прозвищу Моль, честно вёл партийный ликбез, зарекомендовал себя молодцом и потому выпускается на волю досрочно. В тюрьме парень почитывал Вольтера и словарь иностранных слов, сделал себе татуировку «Человек – это звучит гордо» и добился титула чемпиона по отжиманиям. Теперь Моль имеет четкий план действий: посетить могилу сына, добраться товарняком до Варны и махнуть на пароходе в теплые страны. Но у него есть сердце, а у сердца – тайна, но об этом зритель узнает позднее. За воротами тюрьмы героя встречает новая власть: черный автомобиль привозит парня в женскую баню, в сырых подвалах которой – казематы, боль и зубовный скрежет. Там Моль подвергается прессингу со стороны своего бывшего подельника по кличке Слизень. Пятнадцать лет назад Моль, его подруга Ада по кличке Богомолка и уголовный элемент Слизень задумали ограбить русского ювелира, бывшего белогвардейца Владивостока Лелюшкина. Целью преступления был чёрный алмаз, хранящийся в статуэтке негра, точнее – в его гигантском откручивающемся половом органе. В результате «операции» Лелюшкин был убит, алмаз пропал, а Моль угодил на нары за преступление, которого не совершал. Теперь Слизень стал «оборотнем в погонах», но так и не оставил надежду разыскать драгоценность. В результате Моль выпьет яд, сбежит от ищеек и начнёт странное, фантасмагорическое кружение по ночной Софии. Он выслушает много баек от случайных встречных, переживёт предательство и горечь потерь, но так и не расколется, унеся тайну с собой в могилу.

Картина снята по одноименному дебютному роману болгарского писателя Владислава Тодорова. В начале фильма зрителю объясняют, что такое дзифт: в арабском языке это означает смолу, применяемую в дорожных работах, а также гудрон, мумие и т.д. На сленге дзифт и вовсе трактуется как дерьмо. "Больше дерьма – меньше морального ущерба", – философски произносит в прологе могильщик, и ярый антисоветчик тут же увидит в этом намёк на ужасы тоталитаризма. Но если вспомнить, с чего берёт свое начало фильм нуар, то еще Раймонд Чендлер в свое время писал: "На улицах стемнело, но вовсе не из-за того, что наступила ночь". Пускай исполински вздымаются в ночное небо "сталинские" здания, увенчанные звёздами, а "бег зайца через поля" рано или поздно упирается в мавзолей Димитрова – подобная история могла произойти где угодно. И происходила уже не раз. Как тонко подметил Василий Шумов – "разные сюжеты, разные актёры, разные режиссёры, но в основе все та же мрачная криминальная драма".

Если бы Гырдев захотел поиграть только в Рудольфа Мате, возможно, мы имели бы дело с шедевром. Но Явор амбициозен и слишком любит "чёрные фильмы". Не так давно он потряс театральную Москву авангардным спектаклем ирландского драматурга Мартина МакДонаха "Человек-подушка". Приступая к кинопроцессу, он и вовсе задумал объять необъятное. Нуар очень разнообразен. Желание скомпилировать жанровые оттенки, связать воедино сюжетные и этические линии классических лент привело к тому, что эмоции, которые рождает "Дзифт", сложно конвертировать в единый поток ощущений.

Поначалу Гырдев выдаёт мастерскую стилизацию под Жюля Дассена, затем переходит к строгому реалистичному стилю Сэма Фуллера, не забывая при этом о закадровом монологе, внедрённом в фильм нуар Билли Уайлдером. После и вовсе обращается к "чёрной" романтике хрестоматийной "Гилды" Чарльза Видора. Моль, в отличие от персонажей а-ля Хамфри Богарт, представляет собой тип героя фильмов нуар, который волей рока оказывается вовлечён в цепь криминальных и драматичных событий. К необычному для Голливуда тех лет unhappy end такого героя нередко приводит безрассудная любовь к женщине, по глазам которой сразу видно, что она предаст. Стоит ли удивляться, что в "Дзифте" роковая красавица Ада – Богомолка, в исполнении фотомодели Тани Илеевой, в какой-то момент запоёт знаменитую песню Риты Хейворт "Moon is the One to Blame", из той же "Гилды"? Композицию о том, что в дьявольской сущности женщины виновата не она сама, а лишь полнолуние. Запоёт на болгарском языке, и именно здесь песня прозвучит запоздалой попыткой оправдать козни и интриги, из-за которых отправлялись на тот свет или в тюрьму обманутые персонажи "чёрной серии".

Но это всего лишь флёр губительного женского очарования. Самка богомола в порыве любовной страсти зачастую откусывает самцу голову. Жизнь насекомых по Гырдеву не переходит на новый виток эволюции. Режиссёр остаётся верен канону, который как нельзя лучше проиллюстрирован Василием Шумовым: "Женские персонажи фильмов нуар – кровожадные нимфоманки, манипулятивные, ненадёжные, вороватые, беспринципные, продажные, павшие, сексуально озабоченные шантажистки, которые в любой момент увлекут тебя в тёмный угол".

Прошлым летом на Московском Кинофестивале «Дзифт» получил «Святого Георгия» за лучшую режиссуру. Попытка завоевать «Оскар» за лучший иностранный фильм была менее успешной. Не прошло и года, как «Дзифт» (для простоты переведённый как «Гудрон») прокатывают в Москве, правда, всего в пяти кинотеатрах. Болгарам есть чем гордиться. «Дзифт» – этакая вещь в себе, кино истинно тарантиновской закваски, кроме всего, еще и отличный пример того, как родной материал можно использовать в лучших традициях мирового опыта. Еще несколько лет назад казалось, что отечественный кинематограф движется в ту же сторону. Что еще чуть-чуть – и жанровое великолепие заиграет новыми красками, оживит тусклый ландшафт безвременья. Ровно так же наивные герои фильмов нуар до последней минуты надеются на лучшую жизнь, поворот судьбы, зигзаг удачи. Но обычно героев ждут только мрак, отчаяние и тёмный угол.

Сергей Угольников ЧТО ТАКОЕ ГОЛОБЕЦ О фестивале «Славянский путь»

Финансовый кризис, снявший с повестки дня лозунг «прогрессивно всё, что оторвано от корней», не может преодолеть себя, не выговорив фразу: «устойчивое развитие может существовать только в связи с устоями общества». И устойчивость, душевное равновесие возвращаются не в мегаполисах с мишурой неактуальных «конкурсов межгалактического масштаба», а в духовных центрах, коим для России издревле является Сергиев Посад. В этом городе, в рамках праздника Славянской письменности и культуры, был проведён Первый международный фестиваль «Славянский Путь». Поездка в Историко-художественный музей-заповедник всегда интересна и полезна сама по себе, его красота и гармоничность умиротворяют и без торжественных событий. Но визит, совмещённый со слётом фольклористов и этнографов, для городского человека, не знающего, что такое голобец, увлекателен вдвойне.

Удивляет в принципе даже сама трансформация участников фестиваля, которые из обычных пассажиров автобусов превращаются в действующих лиц праздника. Вместо кроссовок – сапоги, вместо джинсов – шаровары и сарафаны, и всё это так абсолютно естественно, как будто в них родились и выросли. А для мероприятий, связанных с закладкой памятника славянским городам-побратимам Сергиева Посада, это выглядело очень органично. Немного настораживает, конечно, то, что монумент будет воздвигнут при участии Российской Академии художеств, но теплится маленькая надежда, что в этом учреждении найдутся мастера, не увлечённые большими фантазиями Зураба Константиновича. По крайней мере, вернисаж, развёрнутый в историко-архитектурном комплексе "Конный двор", свидетельствует, что есть множество других скульпторов, способных соблюдать пропорции между городской средой и выразительными средствами для её украшения.

На начавшемся позже фольклорном празднике "Свет земли родной", прошедшего при поддержке Государственного Республиканского центра русского фольклора, который открывал Хор Троице-Сергиевой Лавры, присутствовали послы стран-участниц фестиваля, но отсутствовал г-н Швыдкой, что пустячок, но приятно. Да и происходящее на сцене внушало оптимизм, в общем этнографическом направлении творчества – не было повторяемости. Радовал и московский ансамбль "Маков Цвет", и "Журавушка" из Бородино, "Радоница" из Клина, подольская "Моя Русь", талдомский "Вересень", "Ладушка" и "Вечерок" из красногорской школы искусств. Прекрасные голоса у ансамбля "Веснянка" из Тушино. На недавнем фестивале "Русская вещь – Казакия" солистки группы "Химия низких температур" после вступления, сидя в зале, подпевали малоизвестные песни казачьему хору. Откуда берётся такой народный огонь в сверхпроводящем холоде, из внешне непересекающихся культурных явлений, стало понятно в Сергиевом Посаде после ансамбля "Задоринка", в выступление которого органично вплетены наряду с жалейкой, рожками, баяном – ударная установка и бас-гитара.

Начало выступления польского ансамбля "Гнездно" из одноимённого города показалось сначала некоторым диссонансом. Взрослые – с контрабасом, дети, одетые в городские костюмы, как бы сошедшие из семидесятых годов с песней про "Ёжина Сбажина". Однако во время короткого музыкального проигрыша дети успели переодеться, и стало понятно, что они всё-таки славяне. Славянскому костюму, кстати, была посвящена отдельная музейная экспозиция "Мир русской деревни". В музее, открытие которого было приурочено к дням памяти Кирилла и Мефодия, некоторыми экспонатами можно не только любоваться, но и увидеть в действии. Прялка не должна быть статичной, она красива в динамике. И куклы, изготовленные народными мастерами, можно потрогать, чай, не Барби, слепленные из пластика неведомого качества на сомнительных китайских фабриках. Но и те выставочные образцы, основной задачей которых является устойчивость (печь, наличники, или охлупни, обычно называемые коньками) – показывают, что строительство, рассчитанное на нормальную жизнь, должно в максимальной степени учитывать климат территории, а не бумажный однодневный дизайн. Даже улей "Медведь", изделие вполне утилитарное, гораздо интереснее, чем безвкусные декоративные садовые гномы, которых впаривают незадачливым дачникам городские продавцы "европейского стиля". Не знаю, насколько организаторам фестиваля удалось воплотить в жизнь всё задуманное, но путь развития ими выбран правильный, способный объяснить значимость самобытности, и рассказать заинтересованным лицам, что же такое "голобец".

Татьяна Иванова ОРДЕН ПУШКАРЁВА

В Санкт-Петербургской академии художеств состоялось вручение первого в истории России общественного ордена для музейных работников «Василий Пушкарев». Наград имени выдающегося деятеля русской культуры, директора Русского музея в Ленинграде, а потом Центрального дома художника в Москве Василия Пушкарева удостоились наши современники, специалисты, отдавшие всю жизнь любимым музеям и достигшие высоких вершин в деле сохранения и прославления прекрасного.

Сегодня редкий орден вручен: директору Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина И.А.Антоновой, "всемирноизвестному деятелю культуры и непререкаемому авторитету музейного дела"; президенту Музея-заповедника "Петергоф" В.В.Знаменову – "благодаря таланту и умению которого был возрожден шедевр мирового зодчества – Петергофский дворец и создан музей-заповедник"; директору Музея-заповедника А.С.Пушкина "Михайловское" Г.Н.Василевичу – "истинному продолжателю дела С.С.Гейченко, поднявшему на новый научный и экскурсионный уровень уникальный заповедник"; директору Музея-заповедника А.С.Грибоедова "Хмелита" В.Е.Кулакову – "подвижнику отечественной культуры, который всю жизнь, как архитектор-реставратор, директор и просто гражданин, посвятил возрождению памятников культуры русской провинции"; Председателю Ассоциации реставраторов России С.В.Ямщикову – "деятелю культуры государственного масштаба, для которого нет преград в деле защиты, сохранения и возрождения культурного и духовного наследия России".

Высокой значимостью и одновременно удивительной теплотой отличалась церемония вручения орденов "Василия Пушкарева" в ректорском зале Санкт-Петербургской Академии художеств. Награды преподносили известные представители российской общественности: Н.Н.Скатов, член-корр. РАН; И.А. Найвальт, руководитель Балтийской строительной компании, лауреат "Золотой книги Санкт-Петербурга"; ректор Санкт-Петербургской Академии художеств А.С. Чаркин; ведущий специалист по А.С. Грибоедову, профессор С.А. Фомичев; советник губернатора Псковской области по культуре И.В. Гаврюшкин, принимавший самое активное участие в создании ордена "Василий Пушкарев", который превосходно исполнил художник и медальер Алексей Архипов.

Славная традиция родилась в Санкт-Петербурге и теперь ежегодно будет радовать музейных работников России.

ДОСПЕХОВ «ВИТЯЗЯ» ДОСТОЙНЫ

Международный кинофорум «Золотой Витязь» прошел уже в восемнадцатый раз. В этом году – в городе Липецке и других городах Липецкой области.

Гран-при получил фильм Владимира Бортко "Тарас Бульба". "Золотой витязь" также присужден фильму Натальи Бондарчук "Гоголь. Ближайший", посвященный последнему периоду жизни великого русского писателя. Еще один "Золотой витязь" достался сербскому фильму "Гастроли" режиссера Горана Марковича.

"Серебряным витязем" и дипломом награжден фильм Александра Прошкина "Живи и помни", а "Бронзовый витязь" достался белорусской картине "Кадет" режиссера Виталия Дудина. Диплом "За лучшую главную женскую роль" – актрисе Дарье Мороз за роль в фильме "Живи и помни", а "За лучшую главную мужскую роль" был награжден дипломом Богдан Ступка.

Отдельным стал конкурс полнометражных документальных фильмов, который оценивался специальным жюри под руководством московского кинематографиста: премия "Золотой витязь" и диплом присуждены фильму "Коридор N8" режиссера Бориса Десподова (Болгария), серебряный приз и диплом достались фильму "Не один дома" режиссера Елены Фитисовой (Украина), а награда "Бронзовый витязь" вручена фильму "Пространство жизни", автор Виктория Фомина.

В конкурсе короткометражных документальных фильмов серебряный приз достался фильму "Аще будет око твое просто" режиссера Михаила Павлова (Россия), "Бронзовый витязь" и диплом – картине "Голубая гробница" режиссера Ясмина Вуйнович-Милошевича.

Специальный приз Липецкой и Елецкой епархии вручен фильму "Мы с тобой одной крови" режиссера Ларисы Рамоновой (Россия).

В рамках «Золотого витязя» отдельно проходил конкурс фильма для детей. Обладателем "Золотого витязя" стала картина "Услышь шепот звезд" Михаила Мелтева (Болгария).

Серебряный приз и диплом вручены фильму "Невинное создание" Евгения Юликова и Юрия Бердникова (Россия), и бронзовая награда досталась фильму "Лягушачий король" режиссера Франциска Буха (Германия).

В конкурсе дебютных и студенческих фильмов премию "Золотой витязь" получила картина "Яна и Лив" режиссера Тереса Алберга (Швеция).

"Серебряный витязь" достался фильму "Чай вдвоем" режиссера Виктории Лопач (Россия), и бронзовая награда – картине "Папа Моргана" режиссера Синиша Видович (Сербия).

Конкурс анимационных фильмов "раздал" свои награды таким образом: "Золотой витязь" вручен фильму "Ангелочек" режиссера Залины Бидеевой (Россия). Серебряная награда досталась фильму "Солдатская песня" режиссера Елены Черновой, и "Бронзовый витязь" вручен двум фильмам: "Фантасмагория-2008" режиссера Растко Чирича (Сербия), и картине "Спаси и сохрани" режиссера Евгения Сивоконя (Украина).

На форуме были отмечены некоторые юбилейные даты, в том числе 80-летие со дня рождения Василия Шукшина и 70-летие польского режиссера Кшиштофа Занусси.

Соб. инф.

Продолжение темы – в следующем номере «Завтра»

Евгений Нефёдов ЕВГЕНИЙ О НЕКИХ

Александр Сергеевич! Разрешите представиться – из России уже двадцать первого века, где, как прежде, Пушкин для всех считается образцом поэта и человека. Знайте, «Памятник» свой сотворив пророчески, что и впрямь не коснулась трава забвения той тропы, по которой – с любовью, с почестью – к Вам идут всё новые поколения…

Как начало июня всегда наполнено духом празднества светлого и огромного! Как в Москву, и в Михайловское, и в Болдино – к Вам спешат паломники очарованно! Вы – не идол круга надменно-узкого, не предмет салонного мельтешения. Вы велением Господа – чудо русское, всенародное утешение…

Слово пушкинское – слово вещее. Дух свободы роднит – боль с любовью в нём. Потому и жить ему – веки вечные, не тонуть в воде, не гореть огнём. С ним и пели мы, с ним и плакали… Этим словом – с Вами б ныне обмолвиться! Тут, в России, без Вас случалось всякое. Да и в наши дни она – что невольница…

Заправляют в ней цари – как тогда ещё. По-другому лишь сегодня называются. Остальные – господа (вчера – товарищи). Вот от тех господ Россия-то и мается. В Ваше время, Александр Сергеич, тоже ведь – были баре и рабы, к сожалению. После этот весь позор уничтожили, но сегодня снова то же явление…

Господа все – казнокрады, так уж водится. Грабят Русь, но прикрываются законами. Сквозь окно Петра – на запад всё увозится. А народ-то вымирает миллионами. Тяжко жить, когда у власти нету совести, а кругом одно молчание холопское… Эх, да что там – мы ж читали Ваши повести. Троекуровых хватает. Нет Дубровского!

"А поэты есть? – Вы спросите, наверное. – Что ж потворствуют, витии, сраму этому? Сколько помню, наша славная Империя небедна была изрядными поэтами! Отчего ж тогда молчат пророки-лирники, если бесы всюду вьются друг за дружкою?.." Что ответить тут учителю великому? Есть поэты. И немало. Нету Пушкина!

Нет Империи. Она в затишье штилевом… Но раз в год, в июне, в день, из солнца сотканный, – кто в Москве, кто в Кишинёве, кто и в Киеве – вдруг припомним о былом величье всё-таки! И увидим, как же страшно всё упущено… И поднимемся над временем-невеждой. И прочтём – чтоб мир услышал! – строки Пушкина. И о будущем подумаем – с надеждой!


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю