Текст книги "Путешествие на всю жизнь"
Автор книги: Юрий Дмитриев
Жанр:
Природа и животные
сообщить о нарушении
Текущая страница: 12 (всего у книги 12 страниц)
Лиса
Лиса почему-то считается самым хитрым зверем или, во всяком случае, одним из самых хитрых. Почему у нашей рыжей красавицы такая слава, честно говоря, не знаю.
Конечно, когда дело идет о спасении жизни или о добывании еды, лисица действительно кажется осторожной, изворотливой и хитрой. И все-таки не очень-то она хитрая и осторожная.
Однажды вышел я зимой на поляну и увидел лису. До чего же хороша она была – рыжая на белом снегу! Бежит легко, осторожно, остренькая мордочка вытянута, хвост пушистый стелется, словно следы заметает. И бежит так деловито, будто и правда торопится куда-то по своим лисьим делам. Вдруг… что такое? Остановилась лисица, свернула в сторону и направилась к какому-то блестящему предмету. Подошла, посмотрела, понюхала и побежала дальше. Я дождался, пока лисица скроется в лесу, и решил посмотреть, что же это заинтересовало ее. Оказалось – консервная банка. Вот те на! Осторожная называется! Свернула со своего пути только для того, чтобы обследовать незнакомый предмет! А если бы это оказался капкан?
Другой раз я видел, как лисица внимательно обследовала какой-то яркий лоскуток.
Вообще лисицы очень любопытны. Все им интересно, все они хотят посмотреть, понюхать. И если бы не умение маскироваться, если бы не острый слух, зрение и обоняние, плохо пришлось бы лисам! Особенно выручает лисицу нюх – врага чувствует она издали и вовремя успевает убежать или спрятаться. Другого способа защиты у лисы нет. Слух помогает ей и еду добывать. Особенно зимой. Несколько раз случалось мне в зимнюю лунную ночь на полянке или на опушке видеть лису за странным занятием: она бежала легкой осторожной рысцой, то и дело останавливаясь, прислушиваясь. Потом вдруг круто сворачивала, неожиданно подпрыгивала несколько раз, ударяя всеми четырьмя лапами о землю, поднималась на задние лапы, как-то резко и круто изворачивалась и падала на снег.
Было очень похоже, что лисица исполняла какой-то необычный танец. Но это не танец. Настоящий танец лисы, когда она поднимается на задние лапы и некоторое время ходит в таком положении, будет весной. От этого танца получил свое название «фокстрот», что в переводе значит «лисий танец». Да, фокстрот лисы танцуют весной. А зимой ее «упражнения» называются мышкованием. Так лисица ловит бегающих под снегом мышей. Малейший писк – и лисица обнаруживает грызуна. Мышкует лисица долго – ведь чтоб насытиться, ей надо до двух десятков мышей или полевок в сутки.
Мышам и полевкам лисица, конечно, предпочитает зайцев. Но догнать ушастого она не может. Поэтому разговоры о том, что лисицы уничтожают много зайцев, вообще не очень верны. Если случайно столкнется рыжая с косым – тут уж косому несдобровать. Или наткнется она на лежку зайца. Чаще ей в зубы попадаются зайчата. Не брезгует лисица и ящерицами, и лягушками, и насекомыми, разоряет она и гнезда птичек, живущих на земле. Но делать из этого вывод, что лиса зверь вредный, никак нельзя. И птицы, и зайцы, и лягушки – все вместе составляет не больше 15–20 процентов в лисьем рационе. Остальное приходится на грызунов – мышей и полевок. И там, где кормится лисица, а площадь ее кормового района в среднем около 10 километров в диаметре, грызунов гораздо меньше. Ведь за год она уничтожает их несколько тысяч. Это одна. А вместе с лисятами – в два-три раза больше.
Весной или в начале лета в гнезде лисицы появляются щенята. Иногда их бывает больше десятка. Такое семейство трудно прокормить, и оба родителя «работают» неустанно. Правда, законный отец не всегда принимает участие в воспитании потомства, часто его прогоняет посторонний лис и «усыновляет» выводок. Происходит это потому, что, если посторонний лис смог прогнать законного отца, значит, он сильнее, значит, он лучше сможет заботиться о потомстве. И он заботится – приносит еду, учит лисят охотиться. Он же охраняет лисят, пока они резвятся и играют около норки, и тявканьем подает сигнал, если увидит опасность.
При опасности лисята моментально прячутся в нору и затаиваются. Однако обнаружить нору можно издали – такой неприятный и сильный запах распространяется вокруг. Лисицы очень нечистоплотны и так захламляют свое гнездо и все вокруг, что, видимо, охотно покидают его, когда четырехмесячные лисята уже становятся самостоятельными и расстаются с родителями. С этого времени и молодые и старые лисицы начинают вести одинокую бродячую жизнь. До следующей весны.
Путешествие на всю жизнь
Вместо послесловия
Кончилась книга – кончилось наше путешествие. Очень хорошо, если после чтения этой книги тебе захочется пойти в настоящий лес, на луг, в поле, к водоему понаблюдать за животными, подсмотреть муравьиные и птичьи секреты.
Очень хорошо, если у тебя возникнут всякие вопросы, на которые ты в этой книге не нашел ответов. Обо всем ведь в одной книге не скажешь, и ты пойдешь в библиотеку, чтобы взять другие книги о природе.
Но, возможно, у тебя возникнет и такой вопрос, на который тебе захочется получить ответ сразу же, в этой книге.
Возможно, ты подумаешь: а для чего мне знать природу? Я не ломаю деревья и не гублю птиц, не разоряю муравейники и не ловлю бабочек. И вовсе не собираюсь становиться биологом. Так, может быть, мне и не надо больше ничего знать о природе и, прочитав эту книгу, закончить путешествие в природу?
Что ж, это твое право. Но прежде чем принять такое решение, подумай-ка: допустим кто-то каждый день, каждую минуту отдает тебе все, что у него есть, дает тебе самое необходимое, без которого ты не можешь жить. Доставляет тебе и радости, помогает тебе и в трудную минуту. Но вот этот «кто-то» стал сам нуждаться в помощи. А ты взял и отвернулся, да еще махнул рукой: пускай, мол, тебе кто-нибудь другой помогает! Хорошо это будет? Наверное, ты согласишься, что это плохо.
Но вот в твоей помощи нуждается природа. Та самая природа, дающая тебе все – и книгу, которую ты читаешь, и стол, за которым ты сидишь, и рубашку, которая на тебе надета, и все, что ты ешь, и лекарства, которые ты принимаешь, когда болеешь, и фильмы, которые ты любишь смотреть, – ведь кинопленка делается из древесины – и еще многое и многое. А точнее, нет такой области промышленности, где бы не нужна была древесина или продукты ее – она нужна в химии и самолетостроении, она нужна врачам и космонавтам, текстильщикам и кондитерам. И именно потому, что древесина нужна всем, ежедневно вырубают огромное количество деревьев.
Расширяются города, увеличиваются пахотные земли, проводятся дороги и каналы – и тоже вырубают лес. Он отступает, его становится меньше и меньше. Должен ты помочь лесу? Должен! Особенно, если вспомнишь, что лес – это не только древесина, не только ягоды и грибы, не только место, где живут звери, дающие ценный мех, лес – это и жизнь на земле. Не будь деревьев, кустов, трав, давно бы исчез кислород, давно бы прекратилась жизнь на земле.
Ну а как помочь лесу? Броситься с кулаками на тех, кто рубит деревья? В одиночку, конечно, этого делать не надо – против тех, кто незаконно рубит деревья, выступает и специальная лесная охрана, выступают и ребячьи «зеленые патрули». И если у тебя есть возможность вступить в «зеленый патруль», решай – должен ты это сделать или нет.
Если же лес рубят законно, по правилам – нельзя же обойтись людям без древесины – то взамен срубленного дерева сажают другое, ухаживают за ним, выращивают его, выращивают новый лес. Выращивают взрослые. Но немалую помощь оказывают им и ребята.
И если у тебя есть возможность стать членом школьного лесничества, решай – должен ты это сделать или нет?
Но, может быть, там, где ты живешь, нет ни школьного лесничества, ни зеленых патрулей. А тебе очень хочется отплатить зеленому другу добром за добро. Что ж, и в этом случае у тебя много возможностей сделать это.
Лес – это ведь не только деревья. Деревья не могут обойтись без трав и цветов, без насекомых, без насекомоядных и хищных птиц. Ты теперь знаешь: насекомые опыляют цветы и деревья, насекомоядные птицы ловят вредных насекомых, хищные – некоторых насекомоядных птиц…
Непонятно? Если насекомые так нужны для опыления, то, может быть, не нужны насекомоядные птицы? А если нужны насекомоядные птицы, то, может быть, не нужны хищные?
Давай разберемся.
Насекомые опыляют растения. Некоторые из них только полезны как опылители, но некоторые, кроме пользы, приносят и вред – питаются растительной пищей. Этих насекомых поедают насекомоядные птицы. Пока насекомоядные птицы есть – вредных насекомых немного. Их достаточно, чтоб опылять растения, но недостаточно, чтоб уничтожить много растений и принести сильный вред человеку. Но если птиц станет мало, насекомые моментально увеличатся в количестве и начнут сильно вредить человеку. А если птиц не будет совсем или птицы не станут трогать вредных насекомых, произойдет катастрофа, как, например, это произошло в США с непарным шелкопрядом.
Гусеница этой бабочки многоядна и очень прожорлива. К тому же она несъедобна для многих птиц – волосатая и ядовитая. Тем не менее непарный шелкопряд практически не приносит большого вреда. В Европе немало птиц, которым не страшны ни волосатость, ни ядовитость этой гусеницы. В Америке таких птиц нет. И когда несколько гусеничек непарного шелкопряда, привезенного для опытов в США, случайно очутились на свободе, птицы их не тронули. А через несколько лет огромные полчища гусениц непарного шелкопряда атаковали поля и сады многих штатов страны. И до сих пор непарный шелкопряд – бич сельского хозяйства США.
В таком случае надо всячески охранять насекомоядных птиц и уничтожать хищников, которые иногда ловят насекомоядных птиц? Но ты уже знаешь, что произошло с белыми куропатками в Норвегии, когда там уничтожили ястребов.
В одном из районов США решили уничтожить волков, чтоб увеличить количество оленей. Действительно, сначала оленей стало больше. Но вскоре количество их резко уменьшилось – не стало хватать всем еды, олени начали голодать, среди них распространились болезни.
Это лишь несколько примеров того, как важно внимательно и осторожно относиться к природе. Ты можешь возразить: я-то, мол, не стреляю в хищных птиц и не охочусь на волков…
Постой, разве только в них дело? Тебя в лесу, на лугу, на опушке окружают тысячи тысяч животных и растений. И от того, как поведут себя твои друзья и ты, очень многое зависит.
Если ты сам не разоряешь птичьи гнезда – хорошо!
Если не позволяешь делать это другим – очень хорошо!
Но если ты еще повесишь дуплянку или скворечник – это уже замечательно!
И если ты будешь членом зеленого патруля или школьного лесничества, если ты сделаешь несколько птичьих домиков или домиков для летучих мышей, ты отдашь часть долга своему другу – природе.
Если ты спасешь несколько птичьих жизней, несколько муравейников, несколько лягушек – спасибо тебе скажет лес!
«А потом, спросишь ты, – если, кончив школу, я стану строителем или физиком, химиком или летчиком. Потом кончается путешествие?»
Нет, путешествие будет продолжаться.
Возможно, ты станешь строителем дорог или городов. И может так случиться, что где-то тебе понадобится срубить дерево или целый участок леса. Иногда это бывает необходимо – ничего не поделаешь. Но иногда можно что-то придумать, чтоб спасти деревья. Равнодушный человек только пожмет плечами – чего думать? Ведь никто плохого слова не скажет, само собой разумеется, что деревья надо сводить. Но ты, возможно, что-то придумаешь, чтоб спасти деревья. А не сможешь спасти – посадишь взамен другие там, где они не будут мешать. Но посадишь обязательно. Если, конечно, твое путешествие в природу не прекратится.
А может быть, ты станешь физиком. И уж совсем далеко отойдешь от природы. Но однажды придешь в лабораторию известного ученого и увидишь в маленькой клеточке… кузнечика. Да, самого обыкновенного кузнечика, которого ты раньше, в детстве, и не замечал почти. Ты, может, даже забыл, как он выглядит. И тогда профессор, осторожно взяв в руки кузнечика, покажет тебе на его передних ножках узенькие полосочки – уши кузнечика. Удивительные уши! Способные воспринимать любые, даже самые-самые незначительные колебания. Как они устроены, эти уши? И как бы людям сделать такой аппарат, чтоб он так же принимал самые малые колебания?
Сейчас люди еще не открыли секрет кузнечика. Но может быть, к тому времени, когда ты станешь физиком, его уже откроют. Тогда, очень возможно, ты увидишь в лаборатории бабочку и людей, которые пытаются разгадать, как она чувствует запах другой бабочки на расстоянии нескольких километров?
Может быть, ты увидишь паука и сам попытаешься открыть тайну его замечательных ног?
А может быть… Да мало ли, что может быть через несколько лет! Люди думали, что хорошо знают животных. Но оказалось, что только-только начинают проникать в их тайны и секреты. Совсем недавно, например, узнали они о «разговорах» животных, о том, например, что саранча «дает команду» подниматься и опускаться. И уже люди используют это: записали на магнитофон команду саранчи «в полет» и через усилитель прогоняют ее с поля. Но это только первые шаги. А представляешь, что будет, когда человек по-настоящему узнает «язык» животных и сможет «разговаривать» с ними?!
Много лет бьются люди над секретом перелета птиц. Тайна едва-едва стала приоткрываться, а тут новая загадка: оказывается, не только птицы, но и бабочки совершают межконтинентальные перелеты. Если человек разгадает тайну птиц, он создаст удивительные компасы. А если узнает секрет бабочек, он сможет создать такой аппарат, в котором будут «заложены» все знания, накопленные человечеством. И по желанию в любое время человек сможет получить любые сведения, любые данные, любую справку. А величиной этот аппарат будет… со спичечную коробку. Но все дело в людях – когда смогут они открыть секрет бабочки, и в бабочках – когда они захотят открыть его людям?
В одном конструкторском бюро висит шутливый плакат такого содержания: «Майский жук летает, нарушая все законы аэродинамики, но он этого не знает и продолжает летать».
Секрет майского жука еще не разгадан. И какой летательный аппарат поможет создать разгадка этого секрета, мы еще не знаем, так же как не знаем, что «подскажут» нам дельфины и киты, рыбы и осьминоги. А химиков интересует жук-бомбардир. Оказывается, он «знает секрет» длительного хранения перекиси водорода, секрет, который не знают люди.
Архитекторов интересуют муравьи. Города будущего, какие они будут? Может быть, многоэтажные небоскребы? А как будут соединяться этажи, налажена вентиляция, как вообще они должны быть построены? Не подскажут ли муравьи? Ведь их муравейники идеальны со строительной точки зрения: прочные, в них хорошая вентиляция, постоянная температура и влажность, прекрасное сообщение… Но как они этого добились? Люди выясняют…
Много еще предстоит узнать людям, многому научиться у животных. Да и у растений, кстати, тоже.
Но откроют они свои сокровенные тайны лишь тем, кто любит природу, кто с детства привык смотреть и видеть, терпеливо наблюдать и бережно относиться к природе.
А теперь вот и подумай: стоит ли прекращать путешествие в природу или стоит продолжать его всю жизнь?