Электронная библиотека книг » Ю. Лисянский » Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803–1806 годах » Текст книги (страница 20)
Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803–1806 годах
  • Текст добавлен: 15 октября 2016, 02:05

Текст книги "Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803–1806 годах"

Автор книги: Ю. Лисянский

Освидетельствовав количество съестных припасов, я увидел, что, при хозяйственном употреблении, их было бы достаточно на три месяца. Полагая, что в течение этого времени мы можем достигнуть Европы, я решился оставить прежнее своё намерение итти к острову Св. Елены, а направил свой путь прямо в Англию, будучи уверен, что столь отважное предприятие доставит нам большую честь. Еще ни один, подобный нам мореплаватель не отваживался на такой далёкий путь, не заходя куда-либо для отдыха. К этому смелому подвигу меня побуждало также и само желание моих подчинённых, которые, будучи в совершенном здоровье, только о том и помышляли, чтобы отличиться чем-нибудь чрезвычайным. Я сожалел единственно об одном, что подобное путешествие должно нас разлучить с кораблём «Надежда» до самого нашего прибытия в Россию. Но что делать? Имея случай доказать свету, что мы заслуживаем в полной мере ту доверенность, какую оказало нам отечество, нельзя было не пожертвовать этим удовольствием. «Нева» находилась в море уже более трёх месяцев, в продолжение которых офицеры потратили много своей свежей провизии, а нижние чины употребляли непрерывно солёное мясо. Поэтому, чтобы никто не потерпел недостатка в пище и не подвергся болезням, я первым приказал отдать всю свою живность, оставив для себя только 20 кур, а для нижних чинов установил следующий рацион.

Для завтрака я предписал употреблять ежедневно чай, а для обеда и ужина – суп с солониной, кладя в него по полфунту [200 г] чая, вместо зелени.

Сверх того:

В воскресенье – каша из сарацинского пшена (риса) с патокой.

" понедельник)

" среду) – пикули или разная зелень, приготовленная в уксусе;

" четверг – каша из сарацинского пшена с патокой.

" вторник) – сарацинская (рисовая) каша с 6 фунтами [2,4 кг]

" пятницу) – сушёного бульона.

Распределение воды в неделю:

Мне – 3 1/2 ведра

Семи офицерам – 17 1/2 ведер

Команде на чай – 17 1/3»

" на суп – 21 ведро

" для питья – 42 ведра

Для птиц и скота – 10 1/2 вёдер

Итого – 112 вёдёр

Сверх этого, у меня было большое количество эссенции для елового пива, которое нам служило здоровым и приятным напитком.

11 мая. Третьего дня мы прошли гринвичский меридиан, а сегодня утром, при лёгком ветре с востока-юго-востока и приятной погоде, находились на экваторе. В полдень я занимался астрономическими наблюдениями на 0°37 с. ш. и 16°48 з. д. В этой точке я предпочёл перейти в северное полушарие для того, чтобы иметь удобный случай запастись как можно больше дождевой водой, так как дожди здесь бывают сильнее, нежели далее к западу. Кроме того, я не хотел слишком много удаляться от островов Зелёного мыса, которые, в случае нужды, могли бы подать нам немалую помощь.

12 мая. С самого начала этого месяца погода у нас была прекрасная, и дул свежий пассатный ветер. Как это обстоятельство, так и множество разных птиц и рыб, ежедневно нам попадавшихся, кажется, поздравляли нас со скорым достижением Европы.

16 мая мы находились на северной широте 6°48 и западной долготе 21°05 . Вместе с восходом солнца начал дуть попутный ветер. Погода была приятная, какой мы не имели с самого прибытия на экватор. Такая перемена нас очень обрадовала. В прошедшие дни шёл сильный дождь, и шквалы находили ежеминутно, а особенно 13-го числа ночью. От беспрестанных вихрей море кипело, как в котле, и, освещенное молнией, казалось совершенно огненным. Она часто сверкала над нами с ужасным треском, но без всякого вреда. Впрочем, неприятная погода дала возможность нам собрать до 30 бочек дождевой воды и поспешно удалиться от мест, в которых мореплаватели иногда мучатся по нескольку недель.

9 июня северо-восточный пассатный ветер продолжался до широты 28°. Сперва он дул с севера, а потом начал уклоняться к востоку и много благоприятствовал нашему плаванию. С вышеуказанной же широты, после маловетрия, продолжавшегося 4 дня, мы получили северо-западные ветры, при помощи которых достигли Азорских островов. В 9 часов сегодня утром в 35 милях [65 км] на юго-юго-востоке открылись острова Корво и Флюри [Флорес] [236]236
  Острова Корво и Флюри (Флорес) принадлежат к западной группе Азорских островов.

. Тогда я снял 12 лунных расстояний, по которым долгота южной оконечности первого из них оказалась 31°06 и, следовательно, довольно сходна с предполагаемой в Ост-Индских лоциях. По наблюдениям, наша полуденная широта была 40°13 , а южная оконечность острова Корво находилась тогда в 35 милях [65 км] на юго-юго-востоке. Сегодня подошедший к нам английский вооружённый катер уведомил меня о военных действиях между Россией и Францией. Хотя мы и снабжены были письменными свидетельствами от французского правительства для свободного плавания даже и в случае воеиных обстоятельств, но при этом я счёл нужным приготовить свою артиллерию и поступать весьма осторожно при всякой встрече с неприятельскими кораблями.

Во время перехода через экватор мы наблюдали довольно сильное западное течение, которое скоро переменилось на юго-восточное и продолжалось до северной широты 9°. Далее оно изменило направление на юго-западное, а временно на северо-западное и имело скорость около 15 миль [28 км] в сутки до тропиков. Отсюда же и до области переменных ветров оно было направлено к юго-западу, а потом изменилось на юго-восточное и продолжалось до Азорских островов. Здесь мы нашли, что были им снесены на 30 миль [55 км] к югу от экватора и на 3° к западу. Проходя между северными широтами 21 и 36,5°, мы постоянно видели морскую траву, которая составляла иногда довольно большие плавающие островки, служащие жилищем мелкой рыбе и крабам, которых мы наловили громадное количество.

24 июня вечером мы дошли до отмели Ла-Манша, а к ночи достали дно на 90 саженях [165 м], грунт – мелкий, сырой песок с ракушкой. Со времени нашего отплытия от Азорских островов мы встречались с разными вооружёнными судами, из которых одно только английское осмелилось к нам подойти, другие же держались на далёком расстоянии. Начальник его, Вилькинсон, прислал мне множество газет и довольно большое количество картофеля, что с нашей стороны было принято с благодарностью. В полдень по сделанным нами наблюдениям мы были в северной широте 46°40 и в западной долготе 9°41 .

26 июня. Ночь был мрачная и дул крепкий юго-западный ветер. Но я принуждён был итти на всех возможных парусах, чтобы избавиться от большого корабля, который гнался за мной еще со вчерашнего утра. Около полудня небо несколько прояснилось и позволило нам сделать наблюдения на 49°48 с. ш., на глубине 42 сажен [77 м], грунт – песок с ракушкой. Из этого я заключил, что мы уже миновали мыс Лизард, а потому и направил свой путь к мысу Старту. К вечеру наступила темнота, причинившая нам немалое беспокойство, тем более, что мы, после своего вступления в Ла-манш, еще не видали берегов. К счастью, к нам подошёл перевозочный бот и взялся провести «Неву» в Портсмут за 50 гиней [237]237
  Гинея – золотая монета, обращавшаяся в Англии с 1663 г. до начала XIX века. Название её возникло в связи с тем, что первые гинеи чеканились из золота, привезённого из Гвинеи. В 1816 г. гинея была заменена золотым совереном, или фунтом стерлингов, равным 20 шиллингам.

28 июня. При восточном ветре около 9 часов вечера мы бросили якорь на Портсмутском рейде [238]238
  Портсмут – главный город графства Гемпшир и важнейшая военная гавань и крепость на юге Англии. Состоит из пяти городов (собственно Портсмута, Порта, Лендпорта, Саутск, Госпорта), совокупность которых образует крепость с обширными укреплениями. В П. развито судо– и машиностроение и отливка орудий. П. ведёт торговлю углём, скотом, хлебом и другим продовольствием.

. Таким образом, мы окончили весьма длинное плавание прямо из Кантона, не заходя никуда в порты. При этом находившиеся на моём корабле люди были совершенно здоровы и не терпели ни в чём ни малейшего недостатка.

29 июня. Утром я съехал на берег и был весьма ласково принят губернатором сэром Джоном Прево. Он охотно вызвался не только оказать нам всякую зависящую от него помощь, но даже обещал доставить мне случай видеть в городе то, что показывается не всякому чужестранцу.

Нуждаясь в отдыхе и желая также поправить корабль в некоторых частях, я был принуждён простоять в Портсмутском рейде около двух недель. Пользуясь этим временем, я решился побывать в Лондоне, где публика и все мои знакомые осыпали меня лестными приветствиями. Во время нашего пребывания в Портсмуте корабль «Нева» посещали многие англичане, а особенно дамы, которые очень интересовались увидеть первый русский корабль, совершивший столь важное путешествие.

13 июля, при свежем западном ветре, мы снялись с якоря.

14 июля дул настолько свежий восточный ветер, что, дойдя до Даунсa [239]239
  Даунс – расположен на южном берегу Англии, к востоку от Портсмута.

, мы принуждены были остановиться на якоре посреди эскадры лорда Кита и на другой же день вступили под паруса.

20 июля. На рассвете нам показались берега Неза [240]240
  Берег Неза – на южном побережье Англии.

, а к заходу солнца и Роб-Сноут [241]241
  Робб-Сноут расположен на южном побережье Англии.

21 июля. Мы пришли к Скагенскому маяку. Сегодня умер у нас матрос Иван Горбунов. В прошлую шведскую войну он был ранен в грудь и на обратном пути часто страдал болями, а по прибытии в Портсмут не показывал уже больше надежды на выздоровление. Для облегчения его страданий были употреблены все способы. Его поили даже минеральной водой, но всё оказалось тщетным.

23 июля. В полночь достигли мы Гельсингерского рейда, где, простояв на якоре до 10 часов утра, опять вступили под паруса.

24 июля. Прошли Зунд. Так как ветер постоянно дул с востока, то мы были принуждены итти на всех парусах, чтобы, лавируя, можно было продвигаться вперёд. После того как мы миновали остров Борнгольм, появился туман и продолжался до 3 августа, или во всё время плавания до острова Даго. Отсюда при ясной погоде и западном ветре мы подошли вечером к острову Гогланду.

5 августа с полуночи начал дуть настолько крепкий западный ветер, что корабль «Нева» почти без парусов шёл до 11 миль [20 км] в час и поутру остановился на якоре в Кронштадте.

Таким образом, почти после трёхлетнего отсутствия, мы возвратились на родину к неописуемой радости и удовольствию наших соотечественников.

Литература, использованная автором вступительной статьи

1. А. Акимов. Ю. Ф. Лисянский. Русский биографический словарь, т. 10, стр. 165, СПб, 1914.

2. Л. С. Берг. Очерк истории русской географической науки (вплоть до 1923 г.). Труды комиссии по истории знаний, Ленинград, 1929.

3. Л. С. Берг. Открытия русских в Тихом океане. Тихий океан. Изд. Акад. наук, Л., 1926.

4. В. Берх. Хронологическая история открытия Алеутских островов, или подвиги российского купечества с присовокуплением исторического известия о меховой торговле, СПб, 1828.

5. И. Вениаминов. Записки об островах Уналашкинского отдела, ч. I–III, СПб, 1840.

6. Ф. Веселаго. Адмирал И. Ф. Крузенштерн.

7. В. М. Головнин. Путешествие вокруг света, совершенное на военном шлюпе «Камчатка» в 1817, 1818 и 1819 гг., ч. I–II, СПб, 1829.

8. В. М. Головнин. Сочинения и переводы, т. I–V, СПб, 1864.

9. Записки капитан-лейтенанта В. М. Головнина о плавании его на военном шлюпе «Диана» для описи Курильских островов в 1811 г., СПб, 1812.

10. Записки капитан-лейтенанта В. М. Головнина. Путешествие русского военного шлюпа «Диана» в 1807–1809 гг., СПб.

11. Н. Ивашинцев. Русские кругосветные путешествия. Записки Гидрографического департамента, ч. VII и VIII, СПб, 1849–1860.

12. И. Ф. Крузенштерн. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг., совершённое на кораблях «Надежда» и «Нева», ч. I–III, СПб, 1809–1812 гг.

13. Н. К. Лебедев. Завоевание земли. ГИЗ, М., т. II–III, 1925.

14. Ю. Ф. Лисянский. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг., на корабле «Нева», СПб, 1812.

15. Ал. Марков. Русские на Восточном океане. Журнал «Москвитянин», 1849, № 8-10, 14 и 16. Отдельное издание, М. 1849.

16. Материалы для истории русских заселений по берегам Восточного океана, вып. 1–4. Приложение к Морскому сборнику. СПб, 1861. Начало наших кругосветных плаваний. Записки Гидрографического департамента, ч. VII, СПб, 1950.

17. Мальтбрюн. О плавании вокруг света кораблей «Надежда» и «Неза» 1803–1806 гг. Вестник Европы, т. CXXI, 1822.

18. H. Нозиков. На кораблях Крузенштерна. Молодая Гвардия, 1930.

19. Н. Нозиков. Русские кругосветные мореплаватели. М-Л., Гос. Воен. – Морское изд-во, 1941.

20. О бывшем российском заселении на берегах верхней Калифорнии. Северная Пчела, № 32, 1849.

21. С. Б. Окунь. Российско-Американская компания. Гос. Соц. – Эконом, изд-во, М.-Л., 1939.

22. О первом путешествии русских кругом света. Статистический журнал, 1806.

23. О первом российском посольстве в Японии. "Друг просвещения", т. IV, 1804.

24. Первое путешествие россиян около света. "Вестник Европы", кн. XXX, 1806.

25. Н. Резанов. Первое путешествие россиян вокруг света. Отечественные записки, X–XII, 1812; XX, 1824; XXIII–XXIV, 1825.

26. М. А. Сергеев. Первые русские кругосветные плавания. Вступит. статья к кн. Н. Нозикова «Русские кругосветные мореплаватели». Гос. Военно-Морское изд-во, М.-Л., 1941.

27. М. А. Сергеев. Советские острова Тихого океана. Гос. соц. – эконом. изд-во, Ленингр. отд., 1939.

28. Тилезиус. Известие о естественном и политическом состоянии жителей острова Нука-гива. Технич. журн. № 3, 1806.

29. Федор Шемелин. Журнал первого путешествия россиян вокруг земного шара, ч. I–II, СПб, 1816 и 1818.