Текст книги "Рассказы о календаре"
Автор книги: Яков Шур
сообщить о нарушении
Текущая страница: 15 (всего у книги 15 страниц)
ЧЕМУ УЧИТ ИСТОРИЯ КАЛЕНДАРЯ?
Нынешняя культура еще совсем молода…
Если описать долгую историю человечества, уделяя каждому тысячелетию всего лишь одну страницу, и то получится объемистая книга – больше восьмисот страниц. Почти весь этот том рассказывает о каменном веке и первобытном обществе. Лишь на последних пяти-шести страницах мы прочитаем о зарождении цивилизации на берегах Нила.
Почти одновременно и на той же широте возникли очаги культуры в Месопотамии, Индии, Китае. И это не случайно: как Нил в Египте, так и Тигр и Евфрат в Шумере и Вавилонии, Инд и Ганг в Индии, Хуанхэ и Янцзы в Китае выносили на прибрежные поля плодородный ил, щедро удобрявший почву. Сама природа словно позаботилась об этих странах, одарив их благодатным для земледелия климатом. Но природа дает только возможности: ее силы и богатства были покорены трудом многих миллионов людей.
Когда в дремучих лесах Азии и Африки еще бродили первобытные племена, народы древних государств уже сооружали оросительные каналы, создавали письменность, первые зачатки науки, прежде всего математики и астрономии.
Небесные светила издревле служили маяками для пастушеских племен. Путеводные звезды учили «географии», указывая дорогу к стойбищам. Алая заря на рассвете возвещала день, а заход Солнца – наступление ночи. Еще первобытные люди открыли первую природную меру времени – сутки.
Неведомо, когда и у каких народов зародился счет суток по пальцам – до чего же это было трудное дело! Куда легче подсчитать число голов в стаде: сколько их было до счета, столько остается и после него – всегда можно проверить. А дни исчезают безвозвратно…
К счастью, есть на небе «счетовод» неуловимо ускользающего времени – Луна. Недаром ее владыка Син почитался у вавилонян и богом счета. Совсем нетрудно вести счет времени от первого восхода узкого серпа до нового его рождения. Так была открыта вторая мера времени – месяц.
По этой мере и складывались самые древние лунные календари.
Но для земледельца важен не месяц, а сезон. Луна не знает времен года: одна у нее дорога и один счет что зимой, что летом. Другой путь у Солнца. Когда оно выше всего поднимается на небе, приходят самые длинные, теплые дни и созревают посевы. Потом укорачиваются дни и удлиняются ночи. От Солнца зависят времена года – легко догадаться, но как предугадать их?
Словно чаши весов колеблется долгота дня и ночи: то «дневная» чаша перетягивает, то вровень одна чаша с другой, то «ночная» тяжелее, то они снова уравниваются. По Солнцу можно заметить новые вехи непрерывно текущего времени: солнцестояния и равноденствия. Так была открыта третья мера времени – год.
По одному кругу неизменно движется Солнце. Сменяются дни и ночи, лунные месяцы, времена года – этот извечный ритм природы; подобно кольцу не имеет он ни начала, ни конца. С круговоротом Солнца необходимо связать и ритм хозяйственной жизни, но как связать три меры: сутки, месяц, год?
Вот здесь-то и оказалось, что Луна вовсе не такой уж надежный счетовод. От одного новолуния до следующего проходит 29 1/ 2дней, не очень удобное число; пусть в одном месяце будет 29, а в следующем 30 суток – на круг счет сойдется. В лунномкалендаре были согласованы только месяц и сутки, как до сих пор у мусульман.
Но как согласовать лунный счет с солнечным круговоротом, от которого зависят расцвет и увядание, а затем новое возрождение природы? Как упорядочить счет дней – ведь только тогда можно предвидеть будущее и заранее подготовиться к сельскохозяйственным работам. Двенадцать лунных месяцев мало, а тринадцать – много; не дробить же один месяц между двумя годами, это и вовсе запутает счет.
Долгие века пытались решать вавилоняне эту задачу, чтобы не навлечь гнева богов. Ведь календарь связан с религиозными праздниками и двенадцать – хорошее, доброе число, а тринадцать – вредное и опасное. Наконец Хаммурапи отважился добавить еще один месяц, не тринадцатый, нет, а второй улулу. В календаре, мол, как было, так и осталось двенадцать месяцев, только один из них, в середине года, двойной: боги не заметят.
И еще больше тысячи двухсот лет жрецы произвольно, без всяких правил, удваивали один из месяцев, чтобы подогнать конец календарного года к началу весеннего «воскресенья» природы. Это был уже не лунный,а лунно-солнечныйкалендарь, в котором с грехом пополам были согласованы все три меры: солнечный год с лунными месяцами, а месяц с сутками.
Только в VI веке до нашей эры халдейские жрецы, умудренные многовековыми астрономическими наблюдениями, примирились скрепя сердце с ненавистным тринадцатым месяцем и назначили ему определенное место в годах восьмилетки. Еще раньше, чем халдеи, китайские астрономы создали более точный девятнадцатилетний лунно-солнечный календарь, а потом и греки ввели Метонову девятнадцатилетку. Такой календарь до сих пор уцелел в Израиле.
Но вот что странно: к тому времени уже более четырех тысячелетий в Египте существовал превосходный календарь, в котором были удачно и просто согласованы только две меры времени: год равен 365 1/ 4суток. В этом чисто солнечномкалендаре лунные месяцы, неизбежно вносившие путаницу, уже не играли никакой роли. Вавилоняне и греки должны были знать об этом более точном и удобном календаре. Почему же жрецы не заимствовали его? Мешали религиозные верования: разве можно отступить от месяцев и дней, посвященных богам?
Впрочем, и египетские жрецы запутали свой календарь: смущала их злополучная четвертушка суток – она, дескать, нарушает божественную гармонию. И календарь, в котором стало ровно 365 суток, по вине жрецов утратил самое важное и ценное свое качество – связь с временами года: любой его месяц странствовал по всем сезонам.
Календарь с древних времен был окружен тайной, доступной лишь избранным и посвященным. Если бы не религиозные предрассудки и суеверия египетских жрецов, их календарь с равномерными месяцами по тридцати дней мог бы стать образцовым для всех времен и народов: надо было только добавить еще один день в каждом четвертом году.
Это и сделал Юлий Цезарь, но все-таки не посмел отказаться от разнокалиберных римских месяцев, тоже освященных именами богов и многовековыми религиозными традициями. О григорианском календаре и говорить нечего: он был продиктован интересами католической церкви.
Исправленный египетский календарь вновь возродился во Франции после буржуазной революции. Передовые ученые с презрением отбросили религиозные предрассудки и создали удобный, точный, подлинно научный календарь, но вскоре он был уничтожен по настоянию римского папы.
Календарь, одно из древних изобретений, зародился на заре цивилизации, создан коллективным трудом многих поколений и прочно вошел в быт всех культурных людей. Но сколько еще сохранилось в нем нелепых пережитков!
Больше ста лет назад возник вопрос о реформе календаря. Необходимость ее уже давно назрела и признана большинством культурных народов, но осуществить ее нельзя опять-таки из-за противодействия церкви. Вся история календаря и более чем вековая борьба за его реформу – самый простой и очевидный пример того, как религиозные верования и предрассудки мешают прогрессу.
Слепая вера всегда порочила знание. Любая религия – враг науки. Это откровенно признает даже сама Библия: Адам был изгнан из рая за то, что вкусил плодов с древа познания.
Вряд ли даже верующие люди принимают всерьез эту сказку, но в ней, как ни странно, скрыто зерно истины. Религия боится науки, и поэтому бог обманывает человека: в день, когда ты вкусишь от запретного дерева, «смертью умрешь». Знание дает человеку могущество, которое, по древним верованиям, доступно только богам. Поэтому и сокрушается библейский господь: вкусив с дерева познания, «Адам стал как один из нас», то есть уподобился богу. Суровый и мстительный владыка мира, опасаясь соперничества человека, выгнал его из рая и обрек на труд в поте лица.
По Библии, труд – божье наказанье, презренное дело, худшее зло. И действительно, труд тысячи лет был проклятием для раба, для закрепощенного крестьянина, для «свободного» рабочего. «Он работает для того, чтобы жить, – писал Маркс – Он даже не считает труд частью своей жизни; напротив, трудиться значит для него жертвовать своей жизнью».
Труд, который создал самого человека, труд – творец всех ценностей, труд, в котором воплощаются лучшие способности и дарования, стал самым тяжким и ненавистным бременем в эксплуататорском обществе. Впервые в истории человечества социализм освободил труд от кандалов принуждения, уродующего личность, превращает труд в потребность, одухотворенную высшим смыслом и самыми благородными стремлениями.
А по евангелию, выходит, что смысл существования в том, чтобы заслужить вечное блаженство после смерти. Стоит ли после этого заботиться об улучшении временной жизни на грешной земле? И разве может, разве смеет человек изменять мир, который создан и одобрен самим богом?
Но по правде говоря, плохо еще устроен мир, в котором половина человечества голодает, а миллионы людей вынуждены трудиться не для созидания, а для разрушения. Нет, прав Маяковский:
Для веселия
планета наша
мало оборудована.
Надо
вырвать
радость
у грядущих дней.
На одной трети нашей планеты уже строится этот радостный мир близкого будущего. Социализм впервые в истории подружил Науку с Трудом, в едином устремлении они «переоборудовали» отсталую Россию в могучую, передовую державу и являют миру поразительные победы – от покорения атомной энергии до полетов в космос. Мы на пороге величайшей научно-технической революции, которая поистине сказочно умножит власть человека над природой и создаст изобилие, достойное эры коммунизма.
Мы живем по календарю, в котором все годы одинаковы, но для нас они неравноценны: мы теперь успеваем за год больше, чем еще недавно за целую пятилетку. И время мы измеряем тем расстоянием, какое отделяет нас от заветной цели.
Древнеримский философ Сенека сказал: «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра». У нас есть точный адрес, есть зоркий капитан – наша партия и верный компас – план, предначертанный Программой создания коммунизма. Мы прокладываем новый путь и твердо уверены в том, что он станет дорогой для всего человечества. Прекрасно сказал об этом Александр Твардовский:
За годом – год, за вехой – веха,
За полосою полоса.
Нелегок путь.
Но ветер века —
Он в наши дует паруса.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
ОБ ЭРАХ И ХРОНОЛОГИИ
Какой бы календарь ни был (лунный, лунно-солнечный или солнечный), он должен быть связан с определенной эрой, от начала которой ведется последовательный счет годов. У каждого культурного народа была своя – мифическая или историческая – эра, узаконенная обычаем или традицией, и в различные периоды его истории менялась: так, в России эра «от сотворения мира» сменилась летосчислением от рождения Христа.
Христианство в борьбе с язычеством еще в древности пыталось создать свое летосчисление «от сотворения мира». Впервые эту эру придумал Секст Юлий Африканский в III веке. По его предположениям, сделанным на основании изучения библейских текстов, мир был создан в 5503 году до н. э.
Это «изобретение» вызвало много подражаний. Сочинители новых эр – каждый, как ему нравилось, – исправляли расчеты Секста и создали десятки эр «от сотворения мира». Наиболее «дальновидные» относили это сказочное событие к 6984 году до н. э., другие, поскромнее, довольствовались 3483 годом.
В иудейском летосчислении эта мифическая дата приурочена к 3761 году до н. э., а особенно дотошный вероучитель, рабби Гиллель, разъяснил, что сотворение мира началось через 11 часов 11 минут 20 секунд после первого захода Солнца, только что созданного богом. Над всеми этими ухищрениями потешался один из протестантских богословов, справедливо указывая, что «Адам и Ева, к сожалению, не оставили никаких документов о начале мира».
В VII веке греческие богословы решили, что из многочисленных эр «от сотворения мира» наиболее достойна внимания та, начало которой отнесено к 1 сентября 5508 года до н. э. Это «византийское» летосчисление и было принято православной церковью. Для верующих католиков мир на полторы тысячи лет моложе: по их мнению, он был создан в 4004 году до н. э.
В VI веке Дионисий для своих расчетов пасхи заменил тогдашнюю римскую эру – от начала царствования императора Диоклетиана – летосчислением «от рождества Христова». Новое летосчисление постепенно распространилось по всему миру, однако его до сих пор не признают христиане ОАР и Эфиопии. Они пользуются отличным александрийским календарем (см. стр. 86) и ведут счет годам по эре Диоклетиана. Правда, их, как и Дионисия, смущало то обстоятельство, что Диоклетиан был «мучителем» христиан, но они нашли простой выход, переименовав эру ненавистного императора в «эру мучеников».
В Индии одновременно существовало около двадцати эр, главным образом религиозного характера, и много различных календарей. Месяцы имели от 29 до 32 дней, новогодие было приурочено к различным дням, а дни начинались в различные часы суток. Начало одной из древнейших эр – Калиюга, или «железного века», – приходилось на 3102 год до н. э. Самая поздняя эра, Фейсли, была введена «великим моголом» Акбаром в 1550 году н. э.
По Нынешнему, единому для всей Индии гражданскому календарю, год начинается с 1-го числа месяца чайтра, а летосчисление ведется по эре Шака – от 78 года н. э. Этот самый молодой в мире календарь принят 1 чайтра 1879 года по эре Шака (22 марта 1957 года).
Множество эр чрезвычайно усложняет работу историков. Дату события – год, месяц, число – помогают уточнить указанные в исторических источниках солнечные и лунные затмения, появление комет, положение небесных светил. Известно, например, что царь Ирод умер вскоре после весеннего затмения Луны. Астрономы вычислили, что это затмение произошло 13 марта 4-го года до н. э. А по Евангелию от Матфея, выходит, что Христос родился при царе Ироде, то есть не раньше чем за четыре года… до своего рождения.
Историкам удается довольно точно датировать события по древним летописям, документам, а иногда по стилю художественных произведений, по уцелевшим вещам и материалу, из которого они изготовлены, по технике и способу обработки, даже по химическому составу. Неумолимое время всюду оставляет следы свои…
Таким образом, создается единое, научно обоснованное исчисление времени – хронология. Она дает путеводную нить для определения «возраста» событий, позволяет «навести порядок» в истории человечества, связать отдельные звенья в единую цепь. Без этого нельзя уточнить даты событий, их последовательность, нельзя понять и правильно истолковать развитие общества.
Большую помощь историкам и астрономам оказывает эра Скалигера (см. стр. 147–149).
При датировании событий историки считают, что первому году нашей эры предшествует первый год до нашей эры, а нулевого года нет. В астрономической хронологии перед первым годом введен нулевой год, а все годы, предшествующие нулевому, считаются отрицательными, со знаком «–» (минус). Историки указывают, что Рим, по преданию, был основан 21 апреля 753 года до н. э., а по астрономическому счету эта дата отнесена к 21 апреля –752 года и не нужно добавлять «до нашей эры».
Следующая таблица поможет читателю ориентироваться в летосчислении по некоторым эрам.
ПРИЛОЖЕНИЕ II
КАЛЕНДАРЬ НА 200 ЛЕТ
Вспомним о круге Солнца и вернемся к таблице на стр. 119. Через каждые 28 лет дни недели вновь возвращаются «на свои места» и весь круг повторяется в неизменном порядке. Значит, достаточно составить календарь на 28 лет, и он будет служить хоть и не вечно, но все же до 28 февраля 2100 года.
Почему только до этого числа? Дело в том, что круг Солнца правилен лишь для юлианского календаря, в котором каждый четвертый год – високосный. А в григорианском календаре, как вы помните, некоторые вековые годы считаются простыми.
Двухтысячный год по обоим календарям будет високосным, а 2100 год, по григорианскому календарю простой, не будет иметь 29 февраля, и круг Солнца нарушится. Но к тому времени, можно не сомневаться, реформа уже наверняка будет проведена.
А пока воспользуйтесь чертежом на стр. 211 и сделайте себе календарь из двух прочных картонок. Одну из них разрежьте по длине на три части и две пришейте проволокой или скрепками вверху и внизу целой картонки. В просвете между ними должна свободно передвигаться рейка из более тонкого картона.
На верхнюю часть наклейте чертеж № 1, на рейку – № 2, на нижнюю часть – № 3, как показано на рисунке.
Помните только, что все это нужно сделать очень аккуратно: апрель (IV), июль (VII) и январь (I-жирный) должны находиться на одной вертикальной линии с 1970 годом и со столбиком чисел месяца – 1, 8, 15, 22, 29.
Календарь ваш готов. Как им пользоваться?
Допустим, вы родились 17 января 1944 года и хотите узнать, в какой день случилось это знаменательное событие.
Календарь для 1944 года такой же, как и для 1972 (1944 + 28). Это год високосный. Поэтому, передвигая рейку, вы должны поставить в одну линию с 1972 годом январь – I-жирный и получите табель-календарь на этот месяц 1944 года. Вы родились 17 января, то есть в понедельник.
Теперь вы и сами без труда узнаете, в какие дни недели началась и закончилась Великая Отечественная война – 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года.
Этот календарь поможет вам определить день недели и для любой даты прошлого столетия. Но при этом следует добавлять еще один день: ведь в прошлом веке григорианский календарь отличался от юлианского не на 13, а только на 12 дней.
Возьмем для примера дату рождения Модеста Петровича Мусоргского – творца бессмертных опер «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка». Великий русский композитор родился 21 марта 1839 года (по новому стилю). Хотите узнать, в какой день недели родился Мусоргский?
Для этого прежде всего нужно найти «подходящий» год в нашем календаре, умножая последовательно 28 на 2, 3, 4, 5. Очевидно, таким годом будет 1979-й (1839 + 140). Теперь передвиньте рейку так, чтобы март (III) стал в одну линию с 1979 годом. Получите табель-календарь на этот месяц, и 21 марта придется на среду. Добавьте еще один день, и вы узнаете день рождения Мусоргского: четверг.
Если дата какого-нибудь события в прошлом столетии указана по старому стилю (юлианскому календарю), то сначала прибавьте к ней число 12, а затем уже определяйте день недели по своему календарю.
Попробуйте сами решить еще две задачи: 1) в какой день недели было Бородинское сражение 7 сентября 1812 года? 2) в какой день недели исполнится столетняя годовщина Великой Октябрьской социалистической революции?