Электронная библиотека книг » Вячеслав Дегтяренко » Рассвет на Этне. Мой итальянский маршрут (СИ) » Текст книги (страница 1)
Рассвет на Этне. Мой итальянский маршрут (СИ)
  • Текст добавлен: 4 ноября 2017, 04:00

Текст книги "Рассвет на Этне. Мой итальянский маршрут (СИ)"

Автор книги: Вячеслав Дегтяренко

Текущая страница: 1 (всего у книги 27 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

Дегтяренко Вячеслав Иванович
Рассвет на Этне. Мой итальянский маршрут

Рига – Милан – Бергамо.

– Уважаемые пассажиры, с вами говорит командир экипажа, посмотрите, пожалуйста, вниз. Мы пролетаем над снежными альпийскими вершинами!

"Горы, как горы, – подумал про себя, – они все на одно лицо...Некрасивых не бывает... Всё же удивительна забота ирландского летчика при стоимости перелета в двадцать евро".

Спустя два часа мы приземлились в аэропорту Бергамо. Осень только пришла в Ломбардию и напоминала о себе слегка пожелтевшей листвой. Выйдя из самолёта, почувствовали непривычное тепло. Термометр показывал плюс четырнадцать.

Бергамо находится в шестидесяти километрах от Милана. Множество автобусных компаний предлагают проезд до столицы Ломбардии за десять евро с человека. Взяв карту города на стойки "турист информешн", я поинтересовался у девушки, насколько выгоднее ехать поездом. Она неуверенно ответила, что два-три евро мы, может быть, и сэкономим. Спешить нам особенно некуда. Решили устроить вылазку в этот небольшой итальянский город, который знаком по комедии "Труффальдино из Бергамо".

Из карты города узнал, что в нём есть "Citta alta". На автобусе (1,8 евро) доехали до железнодорожного вокзала, и ушли исследовать бульвар, который упирался в старый город. Широкие улицы, красивая застройка, чистота, множество скутеров и велосипедистов в окружении субтропической зелени. Периодически встречались величественные деревья хурмы с неубранным урожаем. Листья уже опали и в осеннем солнце эти фрукты смотрелись маленькими оранжевыми фонарями.

Старый город обнесён крепостными стенами. В своё время это был своеобразный бастион от непрошенных гостей с севера. Сейчас же его узкие мощёные улочки заполнены туристами, среди которых с трудом пробираются автомобили. Мы нашли его очаровательным.

В одном кафе познакомились с кофе по-итальянски, поданом со стаканчиком холодной воды и кексом-комплементом, в другом кафе испробовали пиццу (одну из тридцати в меню), в третьем ощутили вкус конфет ручной работы, опять же с ароматным кофе. Нам показалось, что итальянцы больше чем кто-либо разбираются в том, чтобы сделать жизнь комфортной. Об этом свидетельствовали и ухоженные красивые виллы, и дома пятисотлетней давности, и магазины одежды, обуви, которым поклоняется часть мира, и кондитерские, ароматный запах которых задолго до их появления извещал об их близости. Как сказала одна из туристок "bella vita" -красивая жизнь!

Мы любовались ранним закатом, поднимаясь всё выше и выше, и практически встретили его в тихом уютном маленьком квартале. Очередной и приятный экспромт!

На вокзале Милана не нашли "турист информ". Следующим этапом – поиск отеля. У меня была распечатка маршрута, но на машине, и из Бергамо. Есть адрес, но нет карты. Пытаемся разобраться по карте в магазине книг на вокзале. Улицы не находим, лишь район города. По транспортной карте метро определил направление движения и купили билет на городской транспорт (S) – некий симбиоз метро и электрички. Через три остановки очутились в нашем районе, где провели ориентировку на местности. Планировка Милана показалась достаточно запутанной, в дальнейшем это неоднократно подтверждалось. Спустя пятнадцать минут поиска и с подсказками прохожих нашли свой отель с благозвучным названием "Zefiro".

Портье, проверив паспорта, выдал внушительный ключ столетней давности. Номер просторный, чистый, стильный и современный одновременно, да еще и с хорошей скидкой.

Распаковав вещи, ушли искать ужин. Ночные минимаркеты с восточного вида продавцами предлагали немного продуктов, да и те африканского направления. Обнаружили пиццерию, в которой насчитали сорок девять видов пиццы. В ней отмечали день рождения, и мы предположили, что она закрыта. Но нас попросили присесть за столик. Пока мы незаметно разглядывали именинника и гостей, продавец как жонглёр подбрасывал кусок теста, практически в воздухе нарезал ломтиками начинку, а потом отправил всё в печь. Спустя шесть минут он приготовил пиццу с креветками и рукколой, которую решено взять с собой в номер. Немного потерялись в районе, который с первого взгляда показался неприглядным. Возможно, из-за громких подростков арабской наружности, которых старались обходить стороной. Так завершился первый итальянский день.

Милан

Планов на знакомство с городом было премного. Накануне читали хвалебные отзывы об этом городе и с нетерпением ожидали начала знакомства. Проснувшись в 11:00, отправились в ближайший супермаркет «Billa», который заметили неподалёку. В наше проживание не входила оплата завтраков. Цены и ассортимент в магазине значительно отличались от его конкурента «Spar».

В номере холодильник в виде минибара. Выбрали твёрдый итальянский сыр (8,00 евро за килограмм). Обнаружили любимые в России сорта итальянского кофе "Lavazza", "Illy", по ценам в два раза дешевле. Широкий выбор фруктов, овощей, молочных продуктов, булочек, кондитерской продукции. Долго подыскивали тару для кипятильника (в номере были только пластиковые стаканчики). В воскресенье большинство магазинов в Милане закрыто. Так что мы сразу решили вопросы с завтраками и ужинами на два ближайших дня.

Позавтракав в 15:00 (по московскому времени), мы отправились в пешую прогулку по городу. Решили не пользоваться общественным транспортом, так как размеры города нам показались небольшими. Да и проезжая в метро, многое может оказаться "за кадром".

Через тридцать минут оказались в центре города, на площади La Scala, перед одноименным театром и памятником Леонардо да Винчи. Фасад театра не производил впечатления грандиозности. Множество молодых людей перекусывали на площади, расположившись на ступеньках или просто на газонах.

Пройдя торговый пассаж, очутились на широкой площади перед главной городской достопримечательностью – собором Dom. Подобные соборы есть в каждом европейском городе. Как правило, строятся несколько веков, то же название, та же готическая архитектура, те же химеры на фасаде, есть обзорная площадка, стены либо чёрные, либо светлые (реже), меняется лишь размах строения. В Риге вход в него стоит два лата (мы не пошли). В Милане – бесплатно. Можно подняться на смотровую площадку за три евро, по лестнице. Решили, что перенесём это на позднее время. Как-то очень шумно и многолюдно было на его площади. Возведение сцены, постоянно летающие стаи голубей, множество фотографирующих людей, полиция, скорая помощь. Создавалось впечатление, что находишься в центре какого-то "броуновского движения", из которого хотелось поскорее выбраться, чтобы не попасть кому-нибудь под ноги.

Мы ушли на поиски начальной остановки двухэтажного автобуса компании "city sight bus", предлагавшей полуторачасовую обзорную экскурсию. Также хотелось найти офис "tourist information", чтобы раздобыть карту. Побродили по центру тридцать минут. Нашли кассу по продаже билетов в театр Ла Скала. Перед кассой представительного вида мужчина предлагал нам купить билеты на завтрашнее представление за пятьдесят евро. Может быть, в другой раз. В это путешествие кроме джинсов и пары кроссовок ничего не брали.

Вернулись обратно на площадь Dom, где была остановка обзорного автобуса под номером 5. Здесь тоже можно было приобрести билеты у девушки-кассира из автобуса. Билет на сутки стоил двадцать евро, билет со скидкой на последний рейс стоил десять евро. Выбрали второй вариант. Нам дали по паре наушников, и мы заняли места на втором ярусе. Экскурсия предлагалась на восьми языках. В городе рано темнеет (в пять вечера) и последний рейс отправляется в 15:45. Забегая наперёд, скажу, что разочаровались в русскоязычном аудиогиде.

Конечно, что-то прояснилось в отношении центра города и основных достопримечательностей. Дополнительно мы обзавелись картой центра города. Но голос девушки из наушников, то путал стороны, то опаздывал, то опережал места нахождения достопримечательностей, то пропадал, то появлялся, иногда заглушался шумом двигателя или городских улиц. Вид с наших мест открывался небольшой, что мешало делать интересные фотографии. Проехав по кольцу полтора раза, мы уяснили, что Милан – это столица мировой моды, в которой принято покупать одежду. Что в нём есть несколько средневековых дворцов, крепостей, множество музеев, пересохшие каналы, что миланцы любят давать прозвища не нравящимся предметам (памятникам, домам и т.п.), что символом города является свинья и др. Одновременно заметили ряд интересных магазинчиков и кафе, которые решили после окончания автобусной экскурсии навестить пешим образом. Очень замёрзли, пока сидели на открытой площадке, несмотря на тринадцать тепла. Поэтому первым делом забежали в понравившееся кафе, чтобы выпить кофе.

– Добрый вечер, сеньор. Вам какой кофе? – спросил у меня улыбающийся молодой бармен.

– Два американо, пожалуйста.

– С вас два евро. В кассу, пожалуйста.

Уплатив кассиру, мы получили две наполненные на треть чашки густого ароматного напитка. Также к ним предлагалось два стакана горячей воды, чтобы каждый мог самостоятельно разбавить его до необходимого вкуса. Решили пройти в соседний зал, но бармен сказал, что туда нельзя, так как это уже другое заведение. Странно, а мы уже там были и даже успели продегустировать сыр. Присели за столики, менее симпатичные, напротив стойки. Он также что-то прокомментировал на итальянском, но мы не разобрали. Кассирша принесла счёт, на котором обозначалось "1.60 евро". Мы, вроде бы уже оплатили. Два евро за кофе, плюс пятьдесят центов за конфеты.

Согревшись, собрались уходить. Но кассирша что-то настойчиво тараторила. По жестам мы догадались, что она предлагает заплатить. Но за что? За столики? Я ей объяснил, что уже оплатил, а чек отдал бармену. Она не отпускала нас. Подошёл администратор. Он предложил то же самое. Так дело не пойдет! Если они не понимают английского, то язык математики должны понять, и я всё написал ему на бумаге. Тогда он показал меню, которое мы поначалу не заметили. Оказывается, что если пьешь кофе, стоя перед барной стойкой – цена один евро, если садишься за стол – 1,80 евро. Разница уходит на оплату услуг официантки. Только теперь я понял, почему в кафе большинство посетителей пьют кофе стоя. Уплатив евро шестьдесят, мы ушли гулять по вечернему городу. Накануне из автобуса заметили велосипедный магазин итальянской компании "Oldo". Решили его найти по карте, а заодно пройти пешим порядком наш маршрут, чтобы ещё раз осмотреть достопримечательности. Магазин оказался закрытым, но ассортимент из витрины понравился. Удивились велосипеду за восемь тысяч евро.

Пора домой. На часах 21:00. По пути зашли ещё раз на площадь Dom. Народу уменьшилось, но немного. Суетливо. Голуби улетели. Но блуждают африканцы и индусы, поражающие своей навязчивостью. Одни предлагают купить розы. Другие повязывают веревки на руки, и просят три-пять евро в помощь голодающим детям Африки. Третьи подбрасывают светящиеся в темноте мячи и также предлагают их приобрести. Есть ещё вариации с механическими игрушками, попкорном для голубей.

Сами же североитальянцы нам понравились. Душевные, улыбчивые и отзывчивые. Хорошо одеваются. Приветливо смотрят в глаза, улыбаются. Заметили, что они любят разглядывать незаметно окружающих и обращают внимание на обувь. Нам даже как-то стыдно стало за свои кроссовки. Ещё бы, столько кожаной обуви в магазинах и по приемлемым ценам!

Через сорок минут быстрой ходьбы мы уже были в отеле. Ужин по-итальянски включал в себя сыр (уже четвёртый вид за сегодняшний день), который невозможно было разломать руками (карманный нож с собой не брали из-за провоза багажа в салоне), помидоры, багетсы, маленькую бутылочку вина (купил отвертку за евро), чай и торт тирамису. Пообщались через "Skype" с родными и спланировали завтрашний день.

Через сайт "www.marathons.ahotu.com" выяснил, что в это воскресенье в округе проходят три пробега. В Рива дель Гарда – полумарафон, в Ливорно – полумарафон, в Турине – марафон. Первые два варианта нас подкупали стартовым взносом – тридцать евро, второй расстоянием и удобством сообщения – два часа на региональном поезде. Но стоимость регистрации отпугивала. К тому же ни я, ни Надя не собирались бежать марафон из-за низкой тренированности. Зайдя на сайты железных дорог Италии "www.trenitalia.it" и автобусного сообщения, просчитал маршруты.

Чтобы добраться до горного городка Рива дель Гарда, необходимо выехать накануне вечером (поезд + автобус). Чтобы успеть на пробег в Ливорно (четыре – пять часов в дороге), необходимо воспользоваться услугами скоростного поезда, стоимость проезда на котором в три раза превышает проезд в региональном поезде (60 евро). Решено, что поедем в Турин. Проезд – десять евро за два часа на региональном поезде.

Это четвёртый по величине город Италии. Марафоны проводятся в нём с 1897 года. В прошлом году полную дистанцию пробежало 1700 человек. На сайте значилось, что все желающие могут принять участие, выбрав для себя любую дистанцию и даже бесплатно. Необходимо предоставить лишь медицинскую справку, выданную не позднее 10 ноября 2010 года.

Турин

В пять утра вышли из отеля в просыпающийся Милан. Общественный транспорт уже начал свою работу. Но мы решили пробежаться в качестве разминки. По GPS-навигатору три километра. Несколько раз отклонились от маршрута из-за запутанных городских улиц и на вокзал прибыли за пять минут до отправления поезда. Очередь в кассы, дефицит времени на изучение меню в автомате по продаже билетов. Сели в поезд без билета. Как мне сказали, в региональных поездах не штрафуют. Если едешь «зайцем» предлагают купить билет от станции встречи с контролером, плюс оплачиваешь его услуги – четыре с половиной евро.

Спустя два часа, преодолев сто сорок километров, мы оказались в столице Пьемонта – Турине. Городе, являющимся столицей итальянского кинематографа, сердцем автоконцерна "Fiat", компаний "Lavazza" и "Vermouth". Не найдя на вокзале карты города, обратились к навигатору. До piazza Castillo – площади, где в 9:15 будет дан старт марафона, чуть менее километра. По пути встретили веренеицы бегунов, сосредоточенных судей и волонтёров, занятых последними приготовлениями.

Погода – марафонская, если не считать густого тумана и моросящего дождя. Чем ближе к месту старта, тем больше разминающихся. Афроитальянцы раздают бесплатные газеты, посвящённые пробегу. Автомобильное движение полностью перекрыто. Перед площадью обнаружили белую палатку, в которой участники заполняли регистрационные карточки. Это на марафон? Не похоже, так как бегуны, уплатив десять евро, получали бумажные пакеты с номерами и литературой. Чипов нет, рюкзаков и футболок тоже. Предположили, что это какой-то экономный вариант заявки. Заполнив карточки, получили два бумажных пакета с номерами, булавками и рекламными буклетами.

Из динамиков доносится громкая речь комментатора. Услышали, что в сегодняшнем забеге принимают участие бегуньи из России – сёстры Нургалиевы. Спустя пять минут увидели их разминающимися. Оперативно нашли места для переодевания – брезентовые шатры. Сдали вещи в камеру хранения. На разминку времени не оставалось, и мы ушли в стартовый городок.

– Марафон побежишь, Слава? – спросила Надя.

– Не хотелось бы. Две беговые тренировки за последние сорок дней... это больше похоже на авантюру... А ты, что, на какую дистанцию решилась?

– Хотелось бы полумарафон, но раз нет, попробую за компанию с тобой.

Но судья направил нас в стартовый городок, находящийся в трёхстах метрах от марафонского. По количеству участников и по невообразимому шуму он превосходил первый. Встречались дамы, закрепившие свои номера на домашних питомцах и сограждане, разодетые в карнавальные костюмы. Народ веселился. Наше волнение в этой компании быстро прошло.

– Видимо, это дистанция-спутник, – предположил я.

– А сколько километров, ты не знаешь?

– Думаю, что десять. На сайте, кажется, читал об этом, но не уверен.

В половину десятого нашему забегу забегу дали старт. Первый километр пробирался через плотную толпу бегущих со скоростью семь минут на километр. Лишь спустя полтора километра удалось разогнаться. Появился указатель "2 км", но скорость определить сложно. Секундомер я в спешке оставил в отеле. Но мне нравится бежать, обгонять, слушать встречающихся чуть ли не каждые триста-четыреста метров барабанщиков и ударников. Зрителей немного. Видимо из-за непогоды. Трасса пролегала по центру города и отличалась от марафонской. Вдвойне приятно, что организаторы и "спутнику" марафона уделили столько внимания. Под ногами громадные булыжники. В голове промелькнула мысль, что впервые я знакомлюсь с новым для себя городом и одновременно участвую в уличном забеге. Запомнил интересные места, чтобы после финиша прогуляться по ним.

На одном из участков трассы встретился хвост сегодняшнего марафона в виде неспешащих пожилых людей да шагающих спортивной ходьбой ребят.

Мелькали указатели километров: 3, 4, 5, 6. Интересно, сколько ещё бежать? Скорость постепенно увеличивается, количество бегущих уменьшается, усталость прибавляется, ноги тяжелеют. Спрашиваю у бегущего со мной итальянца о протяжённости дистанции. Он не понимает. Повторяю, используя известные мне итальянские числительные. В ответ слышу "дуо", что значит "два". Видимо, это до финиша. "Граци" в ответ, что значит "спасибо".

Заметил спину лидера забега, посчитал, что бегу в десятке. Но времени догнать не остаётся. Выбегаем на широкую площадь, где возвышаются надувные ворота финиша. Медаль на шею, фото на память, пакет с яблоком, водой и сухариками в качестве подкрепления. У соперника, финишировавшего в пяти метрах передо мной, спросил время дистанции.

– Двадцать восемь двадцать два!

– А сколько бежали?

– Семь километров шестьсот метров.

Временем доволен, учитывая, что скорость потерял на старте. Самочувствие и настроение отличное. Значит можно бежать, имея в арсенале подготовку в велотренировке, плавании и спортивной ходьбе, а также горные прогулки.

Через девятнадцать минут финишировала Надя, которой также понравилась царившая на пробеге атмосфера и наш беговой экспромт.

Сфотографировались, переоделись, посетили достаточно скромный Марафон "Экспо", где приобрели женскую спортивную кофту и ушли смотреть финиш лидеров сегодняшнего забега. Среди десятка стартовавших африканцев первенствовал светлокожий итальянец, что вызвало бурю оваций со стороны зрителей. Время – 2:15.05, что вполне неплохо для такой погоды и уровня (рекорд марафона – 2:07). С нетерпением ожидали финиша женщин. Но здесь представители африканского континента взяли вверх. Наши соотечественницы были лишь пятой и седьмой (награждали десятку сильнейших).

Гуляя по центру города, мы ещё долго слышали шум этого события. По пути нам встречались довольные марафонцы с медалями на шеях.

Мы нашли "турист информатион", где раздобыли карту центра города. Предлагалась обзорная экскурсия после пятнадцати часов за пятнадцать евро. Решили самостоятельно начать знакомство.

Зашли в музей Египта. Столько мумий, саркофагов и предметов древнейшей цивилизации ещё не встречали. Следующий этап – набережная реки По, левый берег реки По, холм Капуццинов и одноименным храмом. Напоследок музей кино, где провели два с половиной часа. Если бы не предстоящий обратный путь в Милан, можно долго развлекаться в его залах или лёжа в креслах смотреть на сцены из фильмов итальянских режиссеров. Его здание, напоминающее собой средневековый храм, – визитка города.

И, конечно же, ароматные кондитерские и кофейни. Нам показалось, что в итальянских городах, если не считать Макдональдс, нет сетевых заведений. Каждое кафе, ресторан, кондитерская по-своему уникальны и неповторимы.

Милан, прощание

Сегодня последний день в Милане. Вечером мы улетаем в Париж. В планах было посещение музея науки и техники им. Леонардо да Винчи, велосипедного магазина «Oldo», поход в обувной магазин, который мы заметили накануне вечером, возвращаясь с вокзала в отель. С него решили начать, так как непрекращающийся дождь не оставлял шансов нашим кроссовкам.

Распечатав посадочные талоны на самолёт на стойке ресепшена, мы попрощались со "сладким" отелем "Zefiro". По пути заметили, что большинство магазинов закрыто. На дверях написано, что по понедельникам (lunedi) они открываются в 15:30. Но на наше счастье магазин "Cinti" работал. Судя по ценам, – обувь среднего класса. Прикупив полуботинки и демисезонные сапоги, мы облегчённо вздохнули. Побывать в Италии, и уехать без обуви – недоразумение. Хотя, как нам показалось, магазины Милана ориентированы на богатых туристов. Может быть, во время распродаж все иначе?

Добравшись до центрального вокзала, решили оставить сумки в камере хранения. Автоматической не обнаружили. В ручной – цена аренды ячейки четыре евро за сумку на пять часов, после чего – почасовая оплата.

Интересное бизнес-решение дополняет "кофе, сидя или стоя", "общий туалет для мужчин и для женщин". Для представительниц слабого пола на двадцать евроцентов дороже. Мы ещё не знали, с какого вокзала будем уезжать, поэтому взяли багаж с собой.

Пока определяли направление движения по навигатору, в сторону веломагазина, поблудили по привокзальным улицам. Такого количества перекрёстков, пешеходных переходов, светофоров, закоулков мы ещё нигде не встречали. Из-за обилия светофоров приходилось часто нарушать правила дорожного движения, так как утомляли бесконечные остановки. А тут ещё непрекращающийся дождь. Этим климатическим фактором оперативно воспользовались афроитальянцы и индусы. Сменив верёвочки и мячики на зонты по три евро, они навязчиво предлагают их прохожим (даже если у тебя он уже есть).

В итоге, мы вышли на широкую улицу под названием via Moscova (не знаю, имеет ли она отношение к нашей столице, но считается самой длинной в Милане – 1300 метров) и здесь уже, казалось, были у промежуточной цели – офиса автобусной экскурсионной компании. Решили сократить маршрут и опять заблудились. Так, чередуя навигатор, карту, интуицию и редкие подсказки прохожих, мы бродили по Милану.

В офисе компании нам не смогли сказать, где находится музей науки и техники, несмотря на то, что он был отмечен на их карте (там его не было), и посоветовали обратиться в городской туристический центр (тоже где-то спрятан).

Посетили расположенный в центре города спортивный магазин "Декатлон", где немного обновили себе и ребёнку гардероб. Ассортимент товаров, представленных в нём, нам понравился. Значительное различие с российским аналогом. Заметно, что итальянцы более искушённые в спорте. Много принадлежностей для гольфа, верховой езды и других достаточно редко встречающихся видов спорта. Здесь произошёл небольшой инцидент: когда мы расплатились за покупки, обнаружили, что ценники отличаются от пробитых в чеке. Решили разобраться. Но администратор, её помощница и кассирша меня не понимали. Пришлось опять применить математические выкладки. Так мы "отвоевали" законные пять евро.

Отмахиваясь, словно от навязчивых мух, то от продавцов зонтов, то от просящих милостыню чернокожих, мы дошли до Домского собора. Двое полицейских и один военнослужащий проверяют сумки граждан. Внутри достаточно просторно, несколько темновато и тихо.

Магазин велотоваров мы обнаружили закрытым, что противоречило режиму работы. Поэтому, зайдя напоследок в супермаркет, чтобы докупить себе итальянских сувениров, мы отправились на вокзал, с которого "отправляются девяносто тысяч пассажиров ежедневно", как сказала русскоязычный аудиогид во время экскурсии.

На площади перед вокзалом возведён своеобразный памятник, в виде разноцветной иголки (двадцать восемь метров высоты) с ниткой в ушке. Благо, что он рядом, следуя той же карте-подсказке.

Увы, здесь нас постигло разочарование. Это был северный вокзал, с которого не могли отправляться девяносто тысяч пассажиров. Времени на пешую прогулку уже не оставалось, и мы опустились в метро. Наземные вестибюли станций метро отсутствуют, поэтому нужно быть достаточно внимательным, чтобы заметить красного цвета букву "М", которую издалека можно спутать с вывеской Макдональдса. Ветки подземки так же, как и в Москве, имеют цветовую и числовую индикацию. На крупных станциях есть информационные бюро, где можно получить исчерпывающие ответы на вопросы пассажиров. В очереди, судя по талону, мы – девятнадцатые. Поэтому уходим на самостоятельные поиски необходимых сведений из карты. Через пять минут мы уже знали нашу ветку, станцию и получили билеты в автомате. Практически все надписи дублируются на английском.

Вагоны метро выглядели старомодно (из шестидесятых годов), также как и большинство ретро-трамваев, но чистые. Интервал движения между поездами шесть-семь минут. Диктор названия станций объявляет с платформы, поэтому в вагоне его голос расслышать не всегда возможно. За десять минут до отправления мы уже обедали на втором этаже регионального поезда, следовавшего в Бергамо.

Уезжали из Милана несколько разочарованными. Город контрастов: дорогих бутиков и ночлежек, дорого одетых горожан и просящих милостыню приезжих. Он показался некомфортным и неудобным для отдыха. Мы хотели посетить музей, но не нашли его, мы хотели познакомиться со столицей мировой моды, но она не для наших кошельков.

Новогодние каникулы

Планирование зимней поездки началось в сентябре, когда нами были получены испанские визы. В отношении отдыха на Тенерифе всё уже решено. А вот как, где и с кем встретить Новый год, было ещё не определено.

Раз есть шенгенская виза, то выбором места должна стать одна из стран Европейского союза. Наши друзья (Лиза и Дима) предложили присоединиться к ним и совместно праздновать в Милане. "Город – рождественских распродаж и чудной архитектуры!", – был один из главных аргументов Дмитрия.

Посовещавшись, решили искать билеты в Милан. Периодически отслеживая информацию на сайтах авиакомпаний лоукостеров "Ryanair" и "Wizzair", пришёл к выводу, что венгерский перевозчик, несмотря на привлекательность вылетов из Киева, ведёт игру на ежедневное повышение предновогодних тарифов. Остановились на североирландском перевозчике.

Сначала решили отправиться вдвоём, но когда уже были куплены билеты (тариф туда-обратно 8600 рублей на двоих из столицы Латвии), решили, что Новый год без ребёнка – не Новый год. Но сайт отказывался принимать дату рождения Таисии, так как по их правилам поездка ребёнка без взрослого запрещена. Пришлось ввести дату рождения мамы в её билет, что обмануло информационную систему. Спустя полтора месяца занялся бронированием отелей и покупкой билетов на наземный транспорт до Риги и обратно. Туда поездом: купе и два сидячих (для Нади и Таисии), обратно – автобусом, за две тысячи рублей. На поезд остался только "люкс" за двадцать пять тысяч рублей.

Месяц после отпуска пролетел, как одно мгновенье. Накатившаяся работа незаметно проглатывала дни. Вот уже подошло и время предновогоднего "корпоратива" нашего отделения, который провели в ресторане "Viaggio Venice". Слово "viaggio" в итальянском языке означает "приветственная". После короткой поездки в Италию неосознанно тянуло в итальянский стиль. К тому же предшествующий заход на кофе и горячий шоколад нам с Таисией понравился.

– Оставьте залог, в виде трёх тысяч рублей, – попросила администратор предприятия общепита.

"Это уже по-русски!" – подумал про себя.

Одно дело, пить кофе, другое – корпоратив! Параллели здесь проводить неуместно. Всё понравилось: улыбки и вежливость персонала, своевременность интерьера. Если бы не концовка.

Нас даже не спас предварительный просмотр сериала первого канала "Среда обитания", посвящённого корпоративам в московских ресторанах. Увы, всего не предусмотришь. Но что наши сограждане под итальянской вывеской проявят такую алчность в обсчете, я не ожидал – сорок процентов! И это только по не заказанным блюдам и "официальным" чаевым. А чего стоит семнадцатикратная наценка на бутылку веронского вина?

В день отъезда не стал навещать это заведение. К тому же через год из него сделали продуктовый магазин. Выписные эпикризы, традиционные переносы рыбок и растений из дома на работу, покупка евро, оформление страховых полисов, обмен электронных билетов на традиционные проездные документы.

За час с небольшим добрались до Рижского вокзала. И вот мы в поезде Москва-Рига. Ожидали увидеть что-то необычное. Обычный поезд из советского прошлого, – лишь вагоны перекрашены в серые и оранжевые цвета. Проводники понимают русскую речь. У меня место в купе, так как на работе оплачивает проезд только мне, у Нади и Таси – сидячие места. Цены за перевозку зашкаливают, если сравнивать с российскими расстояниями: 5 200 рублей – купе, 1 500 рублей – сидячие. Предлагается преодолеть восемьсот километров за семнадцать часов. Как-то рассматривал расписание поезда Санкт-Петербург-Симферополь 1910 года. Средняя скорость – 60 км/час. Прошло сто лет...

Разместившись в купе, познакомился с соседями. Все русскоязычные. Пара – лет пятидесяти пяти, граждане Австралии, и мужчина, их ровесник – гражданин Латвии. Об этом я узнал, когда начали заполнять таможенную декларацию. По словам пассажира, жизнь в Латвии после вступления в ЕС ухудшилась. Высокие цены на коммунальные услуги, дорогое медицинское обслуживание, сворачивание государством социальных программ, отток молодёжи на заработки в зажиточные страны, растущая бедность, развал промышленности и сельского хозяйства, растущие долги перед заёмщиками, изменение исторических приоритетов.

– Почему же вы не переедете в Россию? – спросил у него сосед.

– Потому что, лучше жить в красивом европейском городе, чем в деревне под Саратовом, – ответил невозмутимо рассказчик.

Тем временем проводник подал чай, печенье и воду, журналы и газеты, которые входили в стоимость билета. Также в цену включено пользование душем и бесплатным Wi-Fi-доступом в Интернет, на всём пути следования поезда, от компании "Skylink", но как я не старался, ни в вагоне купе, ни в вагоне-ресторане я так и не смог к нему подключиться.

А вот вагон, в котором ехали Надя и Тася, явно не соответствовал европейским стандартам. Он скорее напоминал собой вариант общего вагона. Пассажиры занимали кто вторые, кто третьи полки. Одни, не смущаясь, курили в тамбуре, другие попивали кто пиво, кто водку. К ним относился и Надин сосед. Неопределенного возраста и крупной комплекции рыжеволосый мужчина ехал в Ригу с двумя девочками.

– Будете за компанию? – налвиая водку, предложил он мне гранёный стакан.

– Спасибо большое. Что-то не хочется... я вчера перебрал на корпоративе, – соврал не моргая.