355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Всемирный следопыт Журнал » Всемирный следопыт 1929 № 02 » Текст книги (страница 10)
Всемирный следопыт 1929 № 02
  • Текст добавлен: 7 октября 2016, 16:59

Текст книги "Всемирный следопыт 1929 № 02"


Автор книги: Всемирный следопыт Журнал



сообщить о нарушении

Текущая страница: 10 (всего у книги 10 страниц)

СТЕКЛЯННЫЙ ДОМ.

Один японский бактериолог соорудил двухэтажный дом из стекла, непроницаемый для пыли и бактерий. Стены дома устроены из стеклянных кирпичиков, изготовленных из зеркального стекла и вставленных в железные рамки. Воздух из помещения выходит через небольшие отверстия, устроенные в верхней части второго этажа. Извне свежий воздух непосредственно в дом попадать не может и накачивается по трубам. Вначале он пропускается через фильтр из ваты, потом проходит над стеклянными пластинками, покрытыми глицерином, и попадает внутрь дома совершенно чистый от всяких бактерий и зародышей.

Благодаря своеобразному устройству стен, солнечный свет и тепло попадают беспрепятственно в дом. Отдельные стеклянные кирпичики наполнены внутри раствором соли. Сделано это для поглощения солнечных лучей, благодаря чему в доме днем всегда бывает прохладно, а вечером стены отдают поглощенное тепло, согревая комнаты. Двух часов солнечного освещения в течение дня в холодную погоду бывает достаточно, чтобы дом мог получить нужное количество тепла. При продолжительном ненастье внутрь дома будет накачиваться нагретый воздух.

Б. Вл.

СНОВА ЗА ТУНГУССКИМ ДИВОМ.

В конце января – начале февраля, под руководством Л. А. Кулика Академия Наук СССР[18]18
  Совместно с Совнаркомом СССР и Осоавиахимом.


[Закрыть]
снова отправляет экспедицию по изучению знаменитого Тунгусского метеорита.

Экспедиция проедет по железной дороге до ст. Тайшет Великого сибирского пути и, высадившись здесь, дальше будет продвигаться через тайгу на лошадях.

Добравшись до центра падения метеорита, экспедиция займется раскопками с помощью вымораживания. Дело в том, что воронки-кратеры от падения осколков метеорита за двадцать лет (метеорит упал в 1908 году) заболотились, и рыть в них летом очень трудно, так как шахту заливает водой. Поэтому Л. А. Кулик решил применить для раскопок способ вымораживания, то-есть раскапывать, постепенно выкалывая замерзающие под действием сорокаградусных сибирских морозов слои болотистой почвы.

Кроме раскопок, экспедицией будут производиться: разведывательное бурение (с помощью ручных алмазных буров), гидрологические работы и т. п.

Осоавиахим взял шефство над экспедицией Л. А. Кулика и весной (в мае) организует полет на гидроплане к центру падения метеорита, в Страну Мертвого Леса, для того, чтобы произвести аэро-фотосъемку этого района. Аэро-фотосъемка имеет большое научное значение и даст материалы о структуре и расположении метеоритных воронок, которые очень похожи на лунные кратеры, и покажет законы веерообразного бурелома вокруг центра падения.

В экспедициях, помимо их персонала, примут участие группы добровольцев, которые, знакомясь с грандиозным явлением природы, будут также и помогать экспедиции в ее работах.

В. С.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ДЛЯ НАУЧНЫХ РАБОТ.

В Соед. Штатах впервые страшное орудие истребления – подводную лодку – собрались использовать для научных целей. В распоряжение научной экспедиции, производящей работы по выяснению рельефа морского дна в южной части Атлантического океана, в Мексиканском заливе и у берегов Кубы предоставляется военная подводная лодка S-21. Лодка будет снабжена особым чувствительным маятником для определения изменений в силе земной тяжести, акустическим прибором для измерения глубин и другими точными инструментами, которые с успехом могут быть применены только на погруженном в воду судне. Во главе экспедиции стоит голландский ученый Вейнинг Мейнеш, производивший некоторое время подобные измерения в виде пробы на голландской подводной лодке.

Б. Вл.

УКРОЩЕНИЕ БОЛИВАРА.

Короткие воспоминания Гаррисона, служителя в Филадельфийском зоосаду, приставленного специально к уходу за слонами, заключают интересные странички, характеризующие ум и привязчивость этих огромных животных.

В 1888 году с о. Цейлона в зоосад прислали огромного слона Боливара весом в 4800 кг. Ему предшествовала дурная слава, ибо за короткое время своего невольничества он успел убить двух служителей по дороге в Америку.

Боливар.

В зоосаду Боливар очень тяжело переживал свое заточение. Угрюмый и готовый наброситься на каждого, кто подошел бы близко к нему, он не завел дружбы даже с двумя африканскими слонихами, бывшими с ним в одном помещении, и только тяжелые короткие цепи, приковывавшие все его четыре ноги к полу, удерживали его от буйства.

Одна из слоних, Лиззи, любимица Гаррисона, начала высказывать признаки нервности, которые Гаррисон принял за ревность, ибо, желая заслужить любовь Боливара, он ухаживал за ним, подбавлял свежей соломы, давал лишки порций сена и свежие яблоки. Прошел год, но Боливар оставался диким и не обнаруживал ни малейших признаков приручения. Наоборот, его злые глаза неотступно следовали за Гаррисоном, и последний начал уже робеть, входя в помещение своих питомцев.

Лиззи бросилась на Боливара.

Однажды утром он по обыкновению отвязал обеих слоних, чтобы выпустить их на прогулку, как вдруг Лиззи, точно взбесившись, зарычала и со всего размаха бросилась, опустив голову, на Боливара. Неожиданным ударом в ребра она сбила его с ног и Боливар рухнул всей массой на бетонный пол. Не думая об опасности, Гаррисон бросился между ними и с трудом отвел слониху в стойло. Сам же он вернулся к Боливару, который, ошеломленный падением, лежал неподвижно, и помог ему подняться на ноги.

Лиззи незаметно приблизилась, но на этот раз с ласковым рычанием и начала поглаживать бока Боливара хоботом. Затем внезапным резким толчком она бросила его на колени пред Гаррисоном и, подняв голову, начала угрожающе и дико рычать…

Лиззи начала ласково поглаживать бока Боливара хоботом.

Видимо этот урок на слоновом языке оказался вполне понятным для Боливара, ибо с этого момента он стал кротким и уступчивым, и через месяц его можно было уже выпускать со слонихами на прогулку во двор. По отношению же к Гаррисону он никогда больше не проявлял враждебных настроений.

Г. М.



Галлерея колониальных народов: Меланезийцы.

К северу от Австралии широкой дугой с юго-востока на северо-запад раскинулась цепь островов Тихого океана – Меланезия.

Сюда относятся: Новая Каледония, острова Лояльти, Новые Гебриды, Банксовы острова, Санта-Круц, Соломоновы острова, Архипелаг Бисмарка, Адмиралтейские острова, Новая Гвинея (величайший остров Океании).

Меланезия (в переводе значит «черные острова») – название, полученное этой группой по ее исконному темнокожему населению, которое застали здесь европейцы.

В такой многочисленной группе отдаленных друг от друга островов, разбросанных по огромному пространству Тихого океана, мы не можем, конечно, встретить однородное по своему физическому типу, по своей культуре население, и племена разных островов весьма отличаются одно от другого.

Эти различия существуют и между населением центральной части островов и береговыми племенами, испытавшими на себе последовательное влияние всех культурных волн, которые в разные эпохи шли с Азиатского материка к отдельным частям островного мира.

Жители Меланезии известны под названием папуасов и меланезийцев. Папуасы, населяющие западную часть архипелага (главным образом Новую Гвинею и Адмиралтейские острова), отличаются от основного населения остальных островов – меланезийцев – в первую очередь, своим языком (папуасские языки), своим физическим типом (более высокий рост, более темная кожа, выпуклый нос) и, наконец, целым рядом элементов своей культуры.


* * *

Вспомним соседей меланезийцев – жителей Австралии. При сравнении с ними, культура Меланезии представляется значительно более высокой. И здесь мы встречаем отдельные племена охотников и сборщиков, но для Меланезии в целом характерен другой, более высокий тип хозяйства – земледелие, правда, в его наиболее простой форме, без использования домашних животных, без культуры злаков, – так называемое мотыжное земледелие.

Каменными полированными топорами вырубаются густые заросли тропического леса; лес сжигается, и удобренную таким способом почву папуасы вспахивают своими мотыгами или тяжелыми шестами. Выращивают ямс, таро – гигантские клубни, которые приносят обильный урожай.

Западная часть Меланезии.

Здесь природа благоволит человеку: плоды пальм и хлебного дерева щедро вознаграждают его за труды. Особенно важную роль в хозяйстве играет кокосовая пальма: несозревший кокосовый орех содержит питательную жидкость, спелое ядро дает в изобилии масло, скорлупа служит для изготовления сосудов, листья идут на покрытие хижин, для плетения цыновок, парусов.

С полем, с земледелием связана прочная оседлость – постоянные селения, деревни. В Меланезии мы встречаем разные типы жилища, но особенно характерными являются так называемые свайные постройки, представляющие помост на сваях, на котором устанавливаются хижины, служащие нередко кровом для нескольких семейств. Первоначальное назначение этих построек – защита от врагов, зверей, наводнений, зловредных испарений тропического леса.

Своеобразную картину представляет деревня на сваях. Вдоль берега – длинный ряд свайных хижин. На помосте кипит жизнь: женщины за своей работой – лепят глиняную посуду, растирают каменными ручными мельницами плоды, плетут цыновки, корзины. Внизу у помоста – лодки. В Меланезии мы встречаем довольно высоко развитую кораблестроительную технику – лодки особой конструкции с «аутригером»: к лодке прикрепляется параллельно ей массивное бревно, придающее судну устойчивость, необходимую при дальних морских плаваниях, которые нередко предпринимают папуасы и меланезийцы.

Если охота в Меланезии не имеет большого значения, то рыболовство, особенно в береговых зонах, является важным занятием. Способы лова разнообразны и совершенны. Так, папуасы на Новой Гвинее употребляют сети, разнообразные крючки, бьют рыбу копьями, стреляют из луков. Интересен способ глушения рыбы ядовитым растением, которое бросают в воду.

Из домашних животных и птиц в Меланезии знают собаку, свинью и курицу, но и эти последние являются, вероятно, недавним приобретением культуры папуасов и меланезийцев, теперь, правда, прочно вошедшим в хозяйство и быт.

Одежда папуасов и меланезийцев в общем весьма бедна, а у многих племен ограничивается лишь повязкой на бедрах. Украшения же, напротив, весьма богаты и разнообразны. Разные виды татуировки, протыкание ушей и носовых перегородок, подпиливание зубов практикуются почти повсеместно. Перья в волосах, ожерелья из зубов и раковин, серьги, палочки в носу, браслеты на руках и на ногах употребляются и женщинами и мужчинами. Особую заботливость уделяют волосам, расчесывая и убирая их в огромные фантастические прически. Чтобы не испортить прическу во время сна, пользуются специальными деревянными (надо сказать, весьма неудобными) головными подставками.


* * *

Социальный строй меланезийцев и папуасов весьма интересен, – не даром сюда так часто обращаются взоры исследователей. Структура меланезийского общества наглядно показывает нам целый ряд этапов развития общественных форм человечества. Однако для Меланезии характерно в общем родовое устройство; во многих местах, главным образом среди меланезийцев, мы встречаемся с материнскими родами, материнским правом, наследованием не по отцовской, а по материнской линии (признаки матриархата).

Прогулка по меланезийской или папуасской деревне дает возможность понять многие черты общественной жизни островитян. В центре селений стоят большие, богато украшенные постройки – «мужские дома»; здесь мужское население проводит ночь, здесь происходят общественные собрания, хранятся предметы культа – ритуальные маски, барабаны.

Но многое в жизни и быте островитян недоступно рядовому наблюдателю. В Меланезии мы встречаем своеобразное социальное учреждение – мужские тайные общества, союзы мужчин, посвященных в таинства племени. Такие союзы известны в разных областях, но особого развития они достигли на архипелаге Бисмарка, откуда происходит знаменитое тайное общество «Дук-дук». Эти союзы устраивают мистические церемонии в определенных, недоступных для непосвященных и для женщин, местах. Нарушившему тайну грозит смерть. Здесь выстроены хижины, в которых хранятся предметы культа – театральный реквизит происходящих церемоний. Окружающее население относится к тайным союзам с суеверным страхом, что, конечно, нередко используется многими с корыстной целью. Бывает, что после мистерий члены союза нападают на окружающие деревни, грабят население, собирают безропотно уплачиваемую им дань.

В результате – редкий юноша не стремится стать членом тайного общества. Посвящение связано с особыми церемониями, пышными торжествами и нередко с особым вступительным взносом (далеко не для всех посильным). Так эти общества превращаются в господствующий союз наиболее состоятельных.

Трудно доступны эти союзы постороннему: члены обществ ретиво хранят свои таинства, и еще очень мало известно об этом социальном вывихе.

Много кровавых обрядов и обычаев существует в Меланезии. Это классическая страна людоедства, раньше распространенного по всей Меланезии и теперь иногда встречающегося в глубине островов (например, в центральной части Новой Гвинеи). Не голод, не недостаток пищевых продуктов ближайшая причина этого кровавого обычая. Корни его лежат в религиозных представлениях. Верят, что вместе с пожиранием человека приобретают его качества, его доблесть и храбрость.

Своеобразную форму каннибализма представляет охота за черепами врагов – обычай, не совсем исчезнувший и до настоящего времени в северной части Новой Гвинеи. Количество накопленных трофеев определяет общественное положение охотника. Нередко у хижины победителя красуется воткнутый на копье череп жертвы. Как ни странно, эта охота предпринимается порой из романтических побуждений: чтобы заслужить симпатию своей возлюбленной, сделав ей желанный подарок – череп врага.

В настоящее время острова Меланезии являются колониями Великобритании, Нидерландов и Франции. Огнем и мечом прошли колонизаторы по островам. Миссионеры, в свое время обращавшие туземцев в «истинную веру», также далеко не всегда делали это с христианским смирением.

Уничтожение селений, даже целых племен, и здесь, как во всем мире, сопровождает триумфальное шествие империализма. Излюбленным поводом для карательных экспедиций служит именно людоедство, почему в буржуазной прессе островитяне Меланезии постоянно фигурируют в образе лютых и неисправимых каннибалов. Безусловно сведения о людоедах Меланезии и Полинезии намеренно преувеличиваются с определенной целью – чтобы скрыть подлинный характер колониальной политики: расчистку островных угодий и беспросветную эксплоатацию туземцев обычными способами – запугиванием, обманом, вымогательством «штрафов», спаиванием и обращением в рабство.

Прикрытой формой уничтожения туземцев является вербовка рабочих на островах для отправки их в Австралию. Немногие из них снова увидят свою родину!..

М. Л.



Шахматная доска «Следопыта».


ОКОНЧАНИЕ ОДНОЙ ПАРТИИ.

Д-р Тарраш в своей книге Dreihundert Schachpartien дает анализ нижепомещаемому положению. В этом положении противники согласились на ничью, так как, повидимому, черные не могут задержать пешку а6 и должны пожертвовать за нее слона, после чего, разумеется, ничья.


Ход черных.

Но Тарраш нашел выигрыш для черных и дал два замечательных варианта.


I

БелыеЧерные
1.. . .Сb8—а7+!
2. Крb6 : a7Kpd7—c7
3. Кра7—а8Kf3—d4
4. Кра8—a7. . .

или 4. c6 Кb5; 5. а7 Крс8; 6. c7 Кс7×


4.. . .Kd4—b5+
5.Кра7—а8Крс7—с8
6.c5—c6Крс8—c7
7.а6—а7Крс7—с8
8.с6—c7Kb5 : с7×


II

1.. . .Cb8—a7+
2.Kpb6—b7Kf3—d4
3.Kpb7 : a7Kpd7—c7
4.Kpa7—a8Kd4—b5
5.c5—с6Kpc7—c8
6.c6—c7Kb5 : c7+ и т. д.


ЛОВУШКИ В ДЕБЮТАХ.
(Продолжение).

В предыдущем номере мы остановились на ловушках во Французской партии.

Один вариант, часто встречающийся на практике, хорошо иллюстрирует опасность удаления коня f3 (f6) и рокировки в ту же сторону.


 БелыеЧерные
1.e2—e4e7—e6
2.d2—d4d7—d5
3.Kb1—с3Кg8—f6
4.Cc1—g5Cf8—e7
5.Cg5: f6Ce7 : f6
6.Kg1—f30—0
7.Cf1—d3c7—c5
8.e4—e5Cf6—e7
9.h2—h4Kb8—c6
10.Cd3: h7+Крg8 : h7
11.Kf3—g5+Ce7 : g5
12.h4: g5+Крh7—g8
13.Фd1—h5f7—f5
14.g5—g6 

И мат в следующий ход.

Здесь черные не оценили всей силы атаки белых. Им следовало предупредить ее, ответив на 9. h2—h4  f7—f5. Они могли на 11 ходе попытаться играть 11 . . .  Kph7—g6, но и это не спасало партии, так как последовало бы:


12.Фd1—d3+f7—f5
13.e5: f6+Kpg6 : f6
14.Фd3—f3+Kpf6—g6
15.h4—h5+Крg6—h6

Если 15 . . .  Kpg6 : g5, то Фg3+ и Фg6+


16. Фf3—d3. . .

и белые дают мат или выигрывают ферзя в несколько ходов.

В следующем номере мы покажем несколько знаменитых ловушек Маршалля, – великого мастера на этот счет, – которому попадались на удочку нередко даже первоклассные игроки.


«ПАЛОМНИЧЕСТВО В РИМ».

Задача С. Ллойда.
Белые начинают и выигрывают.

Это одна из остроумнейших задач знаменитого американца. Идея ее – в выигрыше темпа. Но… не «все дороги ведут в Рим» на шахматной доске, а только одна. Такова аллегория задачи.

Рассмотрите внимательно положение.

Черные могут двигаться только слонами, да и то в сущности только одним (h2), так как, если другой слон (f1) сойдет со своего поля, белые немедленно дают мат (Ch1: g2×).

Но что же делать белым? Если только любая из их фигур тронется с места, черные немедленно освободятся от тисков и, так как материальный перевес на их стороне, быстро выиграют у белых.

Очевидно, только белый король способен к свободному движению. Но где цель? И как дойти до нее? Тут надо не забывать, что на белые поля ему становиться опасно, потому что черный слон f1 ценой самопожертвования дает шах, черная пешка f2 превращается в ферзя, после чего для белых выигрыш, конечно, уже невозможен.


ЭТЮД, КОТОРОМУ 200 ЛЕТ.

Филипп Стамма.
Белые начинают и выигрывают.

Араб Филипп Стамма, переводчик при английском правительстве, жил в первой половине XVIII века и считался сильным игроком своего времени. В 1737 г. вышла его книжка «Опыт о шахматной игре». Он был мастером составления ловушечных задач на пари – с целью завлекать неопытных игроков и обыгрывать их. Такие задачи на пари были очень распространены на Западе еще в средние века.

Большая его заслуга в том, что ему первому пришла мысль обозначить вертикальные линии шахматной доски буквами латинского алфавита, а горизонтальные – арабскими цифрами.


НЕПОПРАВИМАЯ ОШИБКА.

Игрок, играющий белыми, случайно взялся за одну из своих фигур. Вынужденный ходить этой фигурой, он проиграл партию. А между тем у него была верная ничья, если бы не этот злополучный ход.

 Требуется решить:

1. Какой фигурой белые вынуждены были ходить перед этим?

2. Каким способом белые достигают ничьей, если бы им позволено было взять свой последний ход назад и сделать взамен его другой?


ЭТЮД.

Автор неизвестен.
Белые начинают и выигрывают.

ЭТЮД.

В. и М. Платовы.
Белые начинают и выигрывают.


ОКОНЧАНИЕ ОДНОЙ ПАРТИИ.
Ход белых.

Конечно, выигрыш белых несомненен. Но во сколько ходов они могут дать мат?


ХРОНИКА.

В 1929/30 гг. будут два больших шахматных события: звание мирового чемпиона у Алехина будут отвоевывать сначала Боголюбов, а потом Капабланка. Матч с первым будет в разных городах Зап. Европы. Матч со вторым – еще неизвестно где, вероятнее всего опять в Америке.





    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю