355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Владислав Чумало » Автократор Второго Рима (СИ) » Текст книги (страница 4)
Автократор Второго Рима (СИ)
  • Текст добавлен: 27 февраля 2018, 22:30

Текст книги "Автократор Второго Рима (СИ)"


Автор книги: Владислав Чумало



сообщить о нарушении

Текущая страница: 4 (всего у книги 4 страниц)

Вообще-то правила этой игры были немного другими, но я специально их изменил с учетом своих потребностей. Мне хотелось посмотреть как дети будут защищать своих командиров, слушаться их приказов и вообще стратегически мыслить стремясь освободить товарищей из плена.

– Всего будет проведено десять таких игр, причем вожаки и составы команд каждый раз будут разными, – завершил свою речь судья.

Никакого оружия кроме собственных рук у детей не было. Чтобы уменьшить вероятность травм им выдали толстые кожаные доспехи и шлемы. Судьи лично одевали детей в эти защитные одежды и доложили мне о том, что ничего кроме синяков участникам не грозит.

– Внимание, начали! – закричал судья и подул в свисток.

Две детские группы сразу же ломанулись друг на друга и сбились в "кучу малу". Командиры не отличались от рядовых игроков и действовали наравне со всеми. Перед началом состязания судьи завязывали детям платки специальным узлом-завязкой. Теперь все дети упорно пытались ухватить противников за завязки и защитить при этом свои от того чтобы их не сорвали. Судьи стояли рядом и разводили по сараям потерявших свои платки детей. В конце концов на площадке осталась только одна сильно поредевшая команда, да и то без вожака. Судьи не забыли записать их имена в свои книги.

Я печально вздохнул. Ребята действовали безо всякой командной игры, просто сбившись в одну толпу. О том чтобы прикрывать вожака или освободить пленных никто из них даже не подумал. Одна команда победила другую только потому что в ней по счастливой случайности оказалось больше физически крепких детей, способных лучше действовать грубой силой.

– Ребята! – обратился я к детям. – Помните, что вы не просто толпа. Вы команда! На первом месте у вас должен быть вожак. Слушайтесь его и защищайте. Кроме того, пытайтесь освободить пленных и тогда вы обязательно победите.

Дети призадумались. Когда прозвучала команда к началу второй игры они уже не сразу бросились в атаку, а сначала молча постояли, рассматривая друг друга. Но нашелся один особо отчаянный парнишка, который бросился вперед, за ним последовали все остальные и скоро это состязание точь-в-точь повторило предыдущее. Когда оно закончилось мне пришлось повторить свою речь еще раз, причем практически слово в слово. Говорил я им и про командную игру, и про вожака, и про освобождение пленных.

К счастью, в третий раз одна из команд учла мои слова и повела себя более грамотно. Ребята собрались вокруг своего вожака и начали о чем-то совещаться. Потом они привычно бросились в атаку. Пока большинство участников этой команды отвлекали противника, вожак и еще парочка детей обошли общую свалку и залезли в никем не охраняемый сарай, а потом дернули за колокол. Пленные, получив свободу и новые платки, бросились в общую, уже изрядно поредевшую кучу и принесли своей команде победу.

– Молодцы, ребята! – радостно воскликнул я, и дал указание судьям. – Запишите имена детей, участвовавших в этом обходном маневре. Особенно отметьте имя вожака.

Следующие игры велась уже между опытными игроками. Закончилось то время, когда ребята сразу рвались в необдуманную атаку и образовывали общую свалку по принципу "куча мала". Теперь они сначала собирались в круг и совещались со своими вождями, планируя действия. Вождей теперь старались беречь, ибо только они по правилам игры могли освобождать пленных. Частыми стали отвлекающие маневры и попытки обхода с флангов. У сараев появилась охрана, целью которой было недопущение вражеских попыток освободить пленников.

Список с именами наиболее перспективных ребят значительно вырос. Особо меня интересовали дети, которые активно охраняли командиров, ведь именно верность я хотел воспитать в своих подопечных. В свой список я вносил так же и тех инициативных ребят, которые предпринимали маневры по проникновению в сарай. А вот личную храбрость, то есть именно то качество, которое больше всего ценили люди этой эпохи, я учитывал в самую последнюю очередь. Мне были нужны не отчаянные рубаки, этим пусть занимаются рядовые воины. Я отбирал себе именно верных и инициативных помощников.

На следующий день дети были рассажены парами для игры в затрикий. Занимая места, ребята выглядели не слишком уверенно. Шахматы в Византии всегда были игрой для умудренных жизнью мужей, а не для сопливых детей. Поэтому архонты стали учить своих сыновей играть в эту игру только после того как я объявил о предстоящем состязании. Раньше ребята просто не имели понятия что такое затрикий. И вот теперь они страшно боялись из-за своей неопытности плохо проявить себя и не попасть в свиту наследника, что обязательно вызовет гнев родителей, а возможно и повлечет физическое наказание.

– Объясняю правила для тех, кто их не знает! – обратился к детям один из судей, – Перед собой вы видите круглую доску с длиной по кругу в 16 клеток и с шириной в 4 клетки. На ней находятся черные и белые фигуры – царя, советника, слона, пехотинцев, коня и туры. Фигуры ходят следующим образом: царь и советник ходят только на одно поле по диагонали, слон прыгает через одно поле по диагонали на третье, пехотинцы одним ходом идут только на одно поле вперёд, конь движется зигзагом, тура – по кругу. Первый ход делает игрок, играющий белыми фигурами. Затем ходы делаются по очереди. Цель игры – поставить мат царю противника. Победой также считается пат царю противника, либо если у противника остался только один царь.

Судья медленно обошел притихших детей и продолжил.

– Соперники выбираются путем жеребьевки. За каждой парой игроков будет наблюдать отдельный судья, поэтому ведите себя прилично в его присутствии. Если вы плохо поняли правила не стесняйтесь обращаться к этому судье, он вам все объяснит. Время игры составляет пять лепт. Если за этот срок игра не будет завершена, побежденной признается та сторона, у которой осталось меньше всего фигур. Игры будут продолжаться два дня подряд по восемь партий в день.

– Время пошло! – закричал судья, взглянув на клепсидры.

Первое время никто не решался сделать первый ход, ребята просто сидели и молча взирали на круглые доски. Потом то один, то другой юный шахматист начали двигать фигуры, и вскоре все дети уже в полной мере увлеклись процессом игры.

Поскольку неопытные участники выступали в этом состязании против таких же неопытных участников, то первые партии можно охарактеризовать как "игра дилетантов". Все ребята допускали стандартные для новичков ошибки: недостаточную концентрацию внимания, торопливость и недооценку угрозы. Дети вследствие своего импульсивного возраста ещё не осознавали, что шахматы – это труд, требующий серьёзных мозговых усилий и длительного обдумывания. После каждой партии судьи записывали результаты в свои книги, а я просто бродил межу разбившимися на пары детьми и взирал за их игрой как школьный учитель наблюдает за проведением важного экзамена.

– Господин деспот! – неожиданно обратился ко мне один из судей.

– В чем дело?

– Мы поймали нарушителя! – доложил судья.

– Он что – жульничал?

– Нет. Его родители не принадлежат к архонтам, – объяснил судья.

– То есть как? Давай, рассказывай подробности.

– Мы только что сверили списки состоящих сейчас на столичной службе архонтов со списками родителей, указанных участниками соревнований. Оказалось, что один ребенок назвал фамилию своего отца, которой нет в списках архонтов.

– Так может его отец не столичный архонт?

– Может быть, – ответил судья. – Но маловероятно. О состязаниях было объявлено совсем недавно и архонты из других городов просто не успели бы прислать в столицу своих сыновей.

– Когда он закончит играть эту партию, позови его ко мне, – распорядился я.

– Будет исполнено!

Вскоре ко мне привели щуплого мальчишку лет семи, одетого в шерстяной хитон.

– Почему имени твоего отца нет в списках архонтов? – спросил я его.

– Потому что мой отец не архонт, – пожал плечами парнишка.

– Тогда почему ты участвуешь в состязаниях?

– Я не знал, что в них могут участвовать только сыновья архонтов, – еще раз пожал плечами ребенок.

– А как ты вообще узнал об этом состязании?

– Во дворце говорили что наследник василевса организовывает детские соревнования и победители в них станут его этерами. Вот я и решил попытать свое счастье, чем я хуже других детей?

– А во дворце ты что делаешь?

– Моя мать здесь служанка, а я работаю на конюшне помощником конюха.

– А отец?

– Он умер когда я был совсем маленьким.

– А звать то тебя как?

– Алексей Аргиропул.

Я задумался. Допустим, этот парнишка мне солгал. Допустим он знал о том, что на эти состязания допускаются только дети знати и пролез сюда "контрабандой". Но что это меняет? Я выбираю соратников не по принципу наличия у них голубой крови, а по принципу личностных их характеристик. Мне наплевать кто у них там родители. Поэтому если этот Алексей хорошо себя проявит на соревнованиях почему бы его не взять его к себе в свиту?

– Скажи мне, любезнейший, – обратился я к судье, – Какие результаты у этого паренька по вчерашней игре в ампру и по сегодняшним состязаниям в затрикий?

– Хм, сейчас посмотрю, деспот, – ответил судья, заглядывая в книгу, – По ампре он два раза был вожаком и оба раза освобождал пленных. Семь раз был среди тех, кто помогал в этом вождю. Пять раз был в составе команд-победительниц. По затрикию – выиграл только одну партию из семи проведенных сегодня. Остальные шесть – проиграл.

А парнишка то мне подходит! Конечно, судя по результатам игры в шахматы он явно не умник, но вот преданного и инициативного исполнителя из него можно вырастить.

– Пусть Алексей продолжает участвовать в соревнованиях, – объявил я судье свое решение.

– Но он ведь не из архонтов?

– Делай что я сказал!

– Да, деспот! – поклонился судья.

Как хорошо что папаша назначил меня начальником! Не нужно спорить и что-то доказывать подчиненным, просто приказал им и все. И ведь слушаются, даже несмотря на то что я ребенок. Вот что значит приказ императора.

Следующий день соревнований принес новое происшествие. Я как обычно прогуливался между рядами играющих в затрикий детей, когда неожиданно услышал крики и визг. Повернув голову на звук шума, я увидел весьма нелицеприятную картину. Двое ребят, сцепившись в один большой клубок катались прямо по игровой доске и наносили друг другу удары кулаками. Судьи не заставили себя долго ждать и вскоре драчуны были разведены в разные стороны.

– Что здесь происходит? – обратился я к детям.

– Это все он! – закричал ближайший ко мне паренек.

– Нет, это он! – тут же заголосил другой участник конфликта.

– Оба заткнулись! Немедленно! – приказал я им.

Драчуны тут же замолкли, а я окинул их внимательным взглядом. Ну что сказать? Дети как дети, на вид лет шести-семи, одеты в стандартные для этих мест хитоны и штаны. У того что стоял ближе ко мне уже начинал наливаться синяк.

– Ты! – показал я рукой на того, что был с синяком, – Назови свое имя и скажи что здесь произошло?

– Мое имя Феодор Ангел. Этот негодяй оскорбил мою маму!

– Что, просто взял и оскорбил?

– Да, он хотел чтобы я разозлился и плохо играл.

– А теперь ты назови свое имя, – обратился я ко второму ребенку, – и объясни, что здесь произошло?

– Мое имя Мануил Ватац. Этот гад украл у меня туру с доски для игры.

– Я ничего не воровал! – тут же закричал Феодор, но был остановлен моим грозным взглядом.

– Чем ты докажешь, что Феодор – вор? – спросил я у Мануила.

– Я видел как он схватил туру и ее съел!

– А ты почему не следил за игрой? – обратился я к тому судье, что был приставлен к этим двоим.

– Я отошел по естественной нужде, – объяснил судья. – Прости меня, деспот за то что недосмотрел.

Ну да, бывает. К тебе, мужик, претензий не имею. А вот этот детский детектив нужно поскорее завершать, вон как на нас глазеют все окружающие. Ребятам надо продолжать играть в шахматы а не на нас пялиться.

– Значит так! – объявил я свое решение всем присутствующим. – Феодора сейчас отведут в отхожее место и дадут слабительное лекарство. Если после этого тура не будет обнаружена то Мануил будет наказан за клевету.

Конечно, я не был уполномочен наказывать детей. Точнее, отец мне не разрешал этого делать, но и не запрещал. А раз так, то буду поступать по своей воле. К тому же, если мое решение будет справедливым то Андроник наверняка его одобрит.

Через час судьи принесли мне туру и доложили что она была извлечена из желудка Феодора.

– Вот теперь верю что Феодор – вор! – заявил я всем присутствующим. – За воровство исключаю его из соревнований и выгоняю вон. Его отцу будет сообщено о таком недостойном поведении своего сына.

Я специально не стал применять телесных наказаний. Во-первых, родители и так накажут этого мальчишку, а во-вторых, зачем мне портить отношения с родом Ангелов? Родня этого воришки занимает далеко не самое последнее место в аристократической верхушке империи. Зачем мне такие враги? Нет уж, мне наоборот нужно налаживать отношения со знатью, а телесные наказания одного из ее представителей уж точно не прибавят мне популярности в этом узком кругу.

На следующий день в мои покои явились судьи и зачитали результаты соревнований.

– Во время игры в ампру хорошо проявили себя 14 ребят. Шестеро из них были вождями, которым удавалось освобождать пленных, остальные отличились при обороне командиров. Все они показали личную храбрость. Команды, в которых состояли эти ребята наиболее часто побеждали в соревнованиях.

– А что по затрикию?


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю