Текст книги "История винтовки"
Автор книги: Владимир Федоров
Жанр:
История
сообщить о нарушении
Текущая страница: 9 (всего у книги 9 страниц)
Выгоды автоматических винтовок
Большая интенсивность работ с автоматическими винтовками объясняется теми выгодами, которые представляет это оружие.
Выводы эта следующие:
1. Большая скорострельность. Число выстрелов при стрельбе из таких винтовок увеличивается, как показали опыты, на 100 % по сравнению с магазинным неавтоматическим оружием. В современном бою, когда цели будут появляться лишь на короткое время, скорострельность является важным фактором; автоматическая винтовка в этом отношении имеет громадное значение; особенную же пользу такие винтовки могут принести в обороне при отражении атак противника.
Постепенное увеличение скорострельности по мере принятия на вооружение более совершенных образцов винтовок видно из следующей таблицы максимального числа прицельных выстрелов в минуту:
2. Сохранение сил стрелка. Производство заряжания после выстрела взамен стрелка выполняется действием пороховых газов; стрелку остается лишь нажимать на спусковой крючок и наполнять новыми патронами израсходованный магазин.
3. При значительном числе выстрелов отдача современных винтовок сильно дает себя чувствовать. В новом автоматическом оружии – в винтовках с подвижным стволом – отдача несколько смягчается сжимающимися пружинами.
Первые образцы автоматических винтовок
Первая идея создания автоматического оружия принадлежит знаменитому английскому металлургу Генриху Бессемеру, который в 1854 г. взял привилегию на автоматическое оружие. Первый опытный образец автоматической винтовки был разработан в Америке Джозефом Куртисом в 1866 г.
Более интенсивные работы над автоматической винтовкой стали производиться лишь после Русско-Японской войны 1904–1905 гг., опыт которой выдвинул вопрос о необходимости повысить скорострельность оружия.
Первым образцом, который решено было принять на вооружение, была винтовка Мондрагона (рис. 144), разработанная для мексиканской армии, обр. 1907 г.; калибр – 7 мм, число патронов в магазине – 10, вес без штыка – 4,12 кг. начальная скорость – 700 м/сек, прицельная дальность – 2 000 м.
Рис. 144. Автоматическая винтовка системы Мондрагона обр. 1907 г.
Ввиду затруднений при установке производства, а также ввиду выявившихся недостатков винтовки при более широких испытаниях решение это не было приведено в исполнение.
Следующим образцом, принятым на вооружение, был германский автомат системы Маузера обр. 1910 г. (1913), калибром 7,9 мм. Число патронов в магазине – 25, вес без штыка – 4,8 кг. Стрельба возможна только при смазанных патронах. Перед войной 1914–1918 гг., а также за время этой войны было изготовлено несколько тысяч автоматов Маузера, причем они поступили главным образом на вооружение аэропланов; однако более широкий опыт применения их не дал хороших результатов, и изготовление их было прекращено.
Необходимо далее отметить французскую автоматическую винтовку обр. 1917 г. (рис. 145).
Рис. 145. Автоматическая французская винтовка обр. 1917 г.
Результаты ее применения также были не вполне благоприятны, а потому во французской армии был предпринят целый ряд изысканий в отношении дальнейшего усовершенствования этого оружия. В 1918 г. была принята на вооружение новая автоматическая винтовка, которая была подвергнута широкому испытанию, причем, по имеющимся сведениям, этот образец дал хорошие результаты. Калибр винтовки – 8 мм, вес без штыка – 4,97 кг.
В 1918 г. в американской армии был принят автомат Браунинга (рис. 146); калибр – 7,62 мм, вес —7 кг, магазин – на 20 и 40 патронов, придельная дальность – 1 460 м, начальная скорость – 823 м/сек.
Рис. 146. Автомат системы Браунинга.
Однако широкий опыт применения его в войсках не дал благоприятных результатов; было решено несколько его усовершенствовать и, придав ему тяжелый ствол, передать его в кавалерийские части уже в виде ручного пулемета.
Из образцов, разработанных в последнее время, необходимо отметить следующие.
Винтовку обр. 1929 г., принятую в бывшей чехословацкой армии; калибр – 7,92 мм, вес – 4,285 кг, длина ствола – 590 мм, магазины – на 5, 10 и 20 патронов, начальная скорость – 820 м/сек (рис. 147).
Рис. 147. Чехословацкая автоматическая винтовка 1929 г.
Автоматы и автоматические винтовки Томсона (рис. 148) калибром 7,71 мм, для английских патронов; магазины разработаны на 5, 10 и 20 патронов, вес – 4,5 кг – легкий тип и 6,8 кг – тяжелый тип с тяжелым стволом и сошками (автомат).
Рис. 148. Автоматическая винтовка системы Томсона.
В 1936 г. на вооружении армии США принята винтовка Гаранда; калибр —7,62 мм, вес со штыком – 4,5 кг.
Более интенсивная разработка автоматической винтовки началась у нас, так же как и за границей, после Русско-Японской войны; в то время начали работать в этом направлении В. Федоров, В. Дегтярев, Ф. Токарев, М. Рощепей и др. В 1907 г. В. Федоровым был составлен первый у нас курс по автоматическому оружию. Его автоматическая винтовка, в разработке которой принимал непосредственное участие конструктор, ныне Герой Социалистического Труда В. Дегтярев, была подвергнута наиболее подробным испытаниям; система В. Федорова была разработана для русских, японских, а также для новых патронов с улучшенной баллистикой, спроектированных В. Федоровым (рис. 149).
Рис. 149. Автомат В. Федорова.
Винтовка выдержала все положенные предварительные испытания и в 1916 г. была заказана в количестве нескольких тысяч для производства с новым оружием более широких опытов в войсках.
Для этих опытов был выбран образец винтовки под японский патрон, так как в то время все корпуса Северного фронта были вооружены японскими винтовками Арисака, и автоматы Федорова предназначались для выдачи их в эти части; образец под японский патрон был более компактен и легок.
Число патронов в магазине – 25, начальная скорость пули – 660 м/сек, темп – 600 выстрелов в минуту, практическая скорострельность – 75-100 выстрелов при стрельбе вставными магазинами непрерывным огнем, вес – 4,4 кг.
Широкие испытания автоматов в войсках не дали, однако, хороших результатов; причинами были сложность устройства и получавшиеся задержки при подаче патронов из магазинов вследствие недочетов в их изготовлении.
В 1924 г. решено было объявить конкурс на разработку автоматической винтовки для Красной Армии, к которому и были привлечены все известные в то время конструкторы, зарекомендовавшие себя своими работами по автоматическому оружию.
Конкурсные испытания происходили в 1926 и в следующие годы. Работу советских изобретателей для этих конкурсов много подвинули дело разработки надлежащего образца автоматической мотовки для Красной Армии.
Октябрьская социалистическая революция изменила все методы, которыми руководствовалось ранее оружейное дело и от которых зависели его дальнейшее развитие и усовершенствование. Были организованы проектно-конструкторские бюро с подготовленным персоналом для помощи изобретателям в их работе. Невиданного размаха достигло рабочее изобретательство. Возросло во много раз число оружейных конструкторов. Личное внимание и забота товарища Сталина и товарища Ворошилова вдохновляют оружейников, помогают им успешно работать.
При настоящих условиях и при наличии у нас таких выдающихся изобретателей автоматических винтовок, как В. Дегтярев, Ф. Токарев и С. Симонов, Красная Армия может не без основания гордиться новейшими образцами этого оружия.
Заключение
В настоящей книжке рассказана история постепенного развития метательного оружия, начиная с неогнестрельных образцов – боласа, пращи, лука, арбалета, аркебуза – и кончая современными автоматическими винтовками. В ней подробно изложено, как постепенно – по мере своего развития – человечество использовало в этом направлении силы природы, а также накопленный опыт, приобретаемые знания и последовательные достижения техники.
Развитие образцов оружия стояло в самой тесной связи со всей историей развития культуры человечества. В отношении материала бросаемых из оружия предметов и снарядов человек постепенно переходит от камня и голыша, применявшихся в примитивном боласе и праще, к металлическим снарядам и пулям из бронзы, а затем свинца в аркебузах и ружьях, вплоть до современных пуль в оболочке, не говоря уже о громаднейшем разнообразия специальных пуль – бронебойных, трассирующих, пристрелочных и др., введение которых характеризует переживаемое нами время.
Человек вначале изготовлял оружие из дерева, ремней, жил животных, которые находили себе применение в боласе, праще, луке, и постепенно переходит к металлам, изготовляя из железа различные огнестрельные образцы, вплоть до применения стали – обыкновенной и специальной – с ее сложной термической обработкой в современном стрелковом оружии.
Как же изменялись задачи, которые ставил себе человек при конструировании образцов оружия?
Эти задачи заключались в постепенном увеличении дальности, меткости, отлогости траектории, скорости стрельбы и в последовательном облегчении работы бойцов при пользовании своим оружием.
Первобытный человек стремился защитить себя от нападавших на него хищных зверей; будучи сам более слабым, он должен был защищаться издали, бросая в животных камни и стрелы при пользовании боласами, пращами, луками и арбалетами.
Так зародился вопрос о всемерном увеличении дальности стрельбы.
Изобретая различные образцы оружия, человек стремился добиться меткости поражения; он приспособляет к луку ложу; упирая ее в плечо, он получает большее удобство в прицеливании, увеличивая тем самым меткость оружия; он присоединяет к арбалету ствол, изобретает аркебуз, в котором ствол дает пуле направление; это обстоятельство также отражается на улучшении кучности боя. При введении огнестрельного оружия аркебуз принимается за образец, от которого и начинаются все его усовершенствования. Вопросы об увеличении дальности и меткости в этом оружии идут параллельно, ибо они зависят почти от одних и тех же причин.
Вскоре человек сперва ощупью, опытом, а затем и при помощи теории узнает, какие преимущества получаются при пользовании нарезными стволами.
Целый ряд опытных исследований производится с целью устранить мешкотные способы заряжания этого более меткого и дальнобойного оружия; постепенно отходят от тугой загонки пули в канал ствола, обращаясь к пулям, расплющиваемым ударами шомпола в штуцерах Дельвиня и Тувенена, а затем к пулям, расширяемым действием пороховых газов – к пулям Минье и Тиммерганса, и, наконец, к пулям, сжимающимся по длине и расширяющимся по диаметру– в новейшем оружии.
Последовательное уменьшение калибра с 7 до 3 лин. и даже до 2 1/2 лин. (от 17,78 до 6,5 мм) дает возможность увеличить начальную скорость, с которой вылетает пуля из дула оружия; увеличение этой скорости также отражается благоприятным образом на улучшении всех баллистических качеств оружия, в том числе и его дальности, меткости и настильности.
Постепенно увеличивают величину заряда пороха, соответствующим образом увеличивая и прочность деталей оружия и главным образом стволов.
Принятие более сильного бездымного пироксилинового пороха имеет следствием дальнейшее улучшение этих качеств.
Обращают особое внимание не только на увеличение начальной скорости пули, но принимаются всевозможные меры и для того, чтобы пуля лучше сохраняла эту скорость при полете, чтобы она лучше преодолевала сопротивление воздуха.
Помимо уменьшения калибра, при котором пуля встречает сопротивление воздуха меньшей площадью своего поперечного сечения, изменяют и форму ее головной части, делая ее остроконечной, лучше рассекающей и раздвигающей воздух при полете. Принимая более дальнобойное и меткое оружие, постепенно совершенствуют и прицельные приспособления.
Помимо дальности и меткости, обращают особое внимание и на увеличение скорострельности оружия.
Уже в первоначальных образцах человек стремится получить большую скорость в нанесении ударов. В тройном боласе, наносящем один за другим три последовательных удара, можно видеть зарождение идеи о скорострельном магазинном оружии, о магазинных винтовках, введение которых характеризует последние десятилетия прошлого столетия.
Попутно с улучшением скорости стрельбы человек стремится использовать накопленный опыт для облегчения работы при пользовании оружием. Мускульную силу руки при бросании камня он увеличивает большим размахом нового своего оружия – пращи; в луке для достижения той же цели ему помогает сила натянутой тетивы и согнутого древка.
Человек использует, наконец, для этой цели силы природы: обратившись к применению состава из селитры, серы и угля, он знакомится с метательными свойствами пороха, открытыми, так же как и нарезные стволы, по всей вероятности, случайным, опытным путем.
Применение энергии воспламеняющегося пороха избавило человека от затраты мускульной силы при бросании снарядов. Человек использует силы природы и накопленный им опыт и во время длительной, продолжавшейся веками эпохи первоначального усовершенствования конструкции различных механизмов огнестрельного оружия.
Для облегчения приемов при стрельбе из нового оружия человек заменяет зажженный фитиль, служивший ему для воспламенения заряда, высеканием искр в колесцовом, а затем и в кремневом замке.
По изобретении ударных составов – гремучей ртути и бертолетовой соли – кремневый замок заменяется ударным; эти же составы дают возможность разрабатывать унитарные патроны, сперва бумажные, а затем металлические.
Последовательные достижения техники имеют следствием переход к винтовкам, заряжаемьм с казны, магазинным и, наконец, автоматическим с облегчением приемов заряжания и попутным увеличением скорострельности. В последней винтовке работа стрелка по подготовке к выстрелу доведена до минимума.
В автоматическом оружии энергия пороха применена не только взамен мускульной силы при бросании первобытным человеком камня или боласа и взамен натягивания тетивы в луках и арбалетах, но и для облегчения работы стрелка по производству всех действий, необходимых для перезаряжания.
Истекло около 600 лет со времени появления огнестрельного оружия, пока постепенное развитие человечества и соответствующий прогресс техники дали ему возможность выполнить это усовершенствование, являющееся непременным следствием применения пороха.
Выгоды и преимущества современного автоматического оружия хорошо объясняют те мероприятия, которые так широко организованы в нашем отечестве в целях всемерного развития дела проектирования различных его образцов и введения их на вооружение нашей героической Красной Армии.
Все новейшие образцы сконструированы нашими отечественными изобретателями и конструкторами; они изготовлены на наших советских заводах, из наших же материалов.
С какой гордостью говорит об этом Семен Кирсанов в своем хорошо известном советским людям стихотворении «Наше оружие!»
«Не взято оно у других на прокат,
Не куплено за морем на золотые!..
И пуль дегтяревских убийственный рой
Могилу бандитам взрывает и роет —
Оружье, которое сделал герой,
Творит чудеса в руках у героев…
Ничто не удержит железный прибой.
Машины и люди сроднились в сраженьях!
За родину счастья! За Сталина! – в бой,
Красноармеец и оружейник!»