355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Сергей Дмитриев » В заоблачной стране » Текст книги (страница 4)
В заоблачной стране
  • Текст добавлен: 3 октября 2016, 19:45

Текст книги "В заоблачной стране"


Автор книги: Сергей Дмитриев



сообщить о нарушении

Текущая страница: 4 (всего у книги 4 страниц)

Вслед за тем он послал другую телеграмму: «Большие насекомые пожирают и тайно уничтожают мелких насекомых». Это тибетское изречение означает: «сильные угнетают слабых».

Китайскому правительству была послана такая же телеграмма, которая кончалась фразой: «Мы вели с вами искренно переговоры, а вы теперь похищаете наше сердце».


Китайские солдаты в Тибете.

Представители индийского правительства обласкали далай-ламу и даже пригласили в Калькутту к вице-королю. Но на свое обращение к английскому правительству о помощи Тибету он получил отказ. Английское правительство не хотело выступать посредником между Китаем и Тибетом и заявило, что считается лишь с существующим в Тибете правительством, т.-е. с китайским.

Когда этот ответ сообщили далай-ламе, он был так поражен, что в течение двух минут не мог произнести ни слова.

Впоследствии далай-лама и его министры еще раз обратились к Англии с просьбой о помощи против китайского вторжения и опять получили отказ. Сообщение об этом отказе далай-лама перечитывал три раза и был до крайности огорчен и поражен. Его министры, ошеломленные и уничтоженные, повторяли только:

– Замечательно! Замечательно! Куда мы теперь обратимся, и где нам оставаться? Ведь мы не можем показать нигде своего лица.

Между тем англичане не теряли времени. Англия учла, что Тибет не хочет над собой господства китайцев, и послала приглашение китайскому правительству на конференцию в Симле[17]17
  Симла – город в Британской Индии; он отличается здоровым климатом и служит для летнего пребывания вице-короля Индии.


[Закрыть]
по тибетскому вопросу. На этой конференции (в октябре 1913 г.) состоялось соглашение, по которому Тибет был разделен на две части: «Внешний Тибет», в который входили области по соседству с Индией – с Лхассой, Шигитзе и Чам-до, – и «Внутренний Тибет» – с областями ближе к китайской границе. Китайцы получили право хозяйничать во «Внутреннем Тибете», а англичане закрепили свое влияние во «Внешнем Тибете».

Тибетское правительство оставшееся в Дарджилинге, между тем поддерживало связь со своей страной. Однажды ночью на имя далай-ламы пришла телеграмма от границы Тибета:

«Китайский начальник с двумястами солдат ворвался в один из известных тибетских монастырей. Что делать?»

Далай-лама ответил:

«Если они сильнее вас, то проведите их дальше с добрыми пожеланиями. Если вы сильнее их, то уничтожьте». Конечно, этот ответ не был передан английскими властями по телеграфу к границе Тибета.

Революция в Китае изменила положение дела. Китайцы, занятые своей внутренней борьбой, не могли во-время посылать подкрепления и снаряжение. Тибетцы воспрянули духом. На призыв далай-ламы восстал весь Тибет. Несмотря на отсутствие скорострельного оружия и мало-мальски организованного войска, тибетцы одной силой духа сломили китайцев. Китайцы начали беспорядочное отступление, при котором они почти все погибли.


Отступление китайцев из Лхассы, при котором они почти все погибли.

Как только тибетцы изгнали китайцев, они обратились к далай-ламе с просьбой снова принять управление в свои руки. Далай-лама с радостью согласился и торжественно вернулся в Лхассу.

НЕЗАВИСИМЫЙ ТИБЕТ

Вернувшись в Лхассу, далай-лама вместе с министрами задумал создать собственную армию в 10.000 человек. Для того, чтобы решить вопросы внутренней и внешней политики Тибета, они созвали по 4 представителя от каждого округа Центрального Тибета.

После изгнания китайцев из лхасских владений вооруженные отряды тибетцев и китайцев стояли друг против друга в восточном Тибете недалеко от китайской границы. Так как тибетцы были хуже вооружены и не имели военной подготовки, то им приходилось держать очень много людей. Населению было слишком тяжело содержать такое огромное войско. Государственные доходы были весьма скудны, и, кроме того, большая часть их уходила на разные религиозные дела. К тому же и год был неурожайный. А китайцы обещали тибетцам помочь освободиться от англичан. Они всеми средствами хотели склонить тибетцев на свою сторону, чтобы вновь проложить себе путь в Лхассу.

Один китайский генерал написал тибетцам, стоявшим по ту сторону реки Салуэна, такое послание:

«Если вы не выгоните иностранцев (англичан) и не соединитесь со своими братьями-китайцами, то мы двинем войска, опустошим страну и сотрем с лица земли все– вплоть до последней собаки и кукушки».

В течение всей империалистической войны тибетское правительство заботилось о двух вещах: задержать наступление китайцев на восточный Тибет и улучшить состояние тибетских войск. Однако китайцы имели перевес: у них были пулеметы и горные орудия, чего не было у тибетцев.

Когда главнокомандующий китайскими войсками убедился, что ни обещания, ни угрозы не действуют на тибетское правительство и оно не хочет вступить с ним в переговоры, он произвел неожиданное нападение на тибетцев. Тибетцы были захвачены врасплох. Они справляли свой праздник и не ожидали, что китайцы вероломно нарушат заключенное перемирие, не предупредив об этом. Тибетцы были выбиты из своих позиций. Но вскоре они оправились, собрались с силами и вернули потерянные позиции. Они погнали китайцев дальше и даже вернули себе опять весь восточный Тибет.

Две цепи сковывали тибетский народ: буддийская религия и огромное количество монахов. Монастыри были переполнены монахами-ламами. В монастырях было по 5—10 тысяч человек монахов. Все население внутреннего Тибета составляло 1 1/2 миллиона человек, из них монахов было более 300 тысяч. И Тибет справедливо получил название «страны монастырей и лам».

Одни из больших монастырей брали от китайцев деньги и поддерживали их сторону, в то время как Лхасса и тибетский народ не хотели над собой власти китайцев. Другие монастыри часто выходили из повиновения Лхассе и готовы были с оружием в руках напасть на этот город.

Об одном из таких случаев рассказывает англичанин Белль, глава английской миссии, которая находилась в Лхассе:

«В феврале начинается по тибетскому календарю новый год. В этом месяце справляется самый большой из всех праздников в году – праздник «Большой молитвы». Он продолжается полных три недели. Лхасса по обыкновению была полна монахами. В это время произошла ссора между главными монахами и некоторыми офицерами. Явилась серьезная опасность, что монахи соберутся около города в количестве 40 тысяч, нападут и разграбят город. Жители города начали прятать свое добро и вывозить его в отдаленные места. Далай-лама вышел из затруднительного положения: он об’явил город на военном положении».


Монастырь Ганден.


Тибетские бумажные деньги.

Другой бунт, правда, несколько меньший, произошел пять месяцев спустя в монастыре Дрепунг. В нем участвовало всего пять тысяч лам, но они держали связь с другими монастырями. Монахи угрожали напасть на Лхассу. Бунт был направлен против тех, кто веровал иначе, против чужеземцев, которые проникали в страну, подрывали религию и, главное, влияние лам на народ. Тибетское правительство стянуло к городу 3.000 солдат и повело осаду монастыря. Через некоторое время монастырь сдался.

Самое большое затруднение, которое пришлось преодолеть лхасскому правительству, заключалось в трудности увеличить государственные доходы. Новое войско требовало средств. В пастушеско-земледельческой стране нечего было обложить, кроме земли. Но земли большею частью принадлежали монастырям и дворянству, а этих «господ» правительство решалось облагать только в исключительных случаях.

Средства же, которые правительство отпускало монастырям в виде денег, зерна, масла, чая и пр., были огромные. Кроме того, оно не взимало с монастырей арендной платы за земли; лишь в самые последние годы, в виду крайней нужды в деньгах, Национальное Собрание постановило сократить церковные службы в монастырях и храмах и обложить те земли, которые недавно приобрели монастыри.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ТИБЕТЕ

Прошлое Тибета довольно темно. Первые сведения о Тибете можно найти у греческого историка Геродота. Они относятся к эпохе за 2.400 лет до нашего времени. Греческий историк передает как слух, что к северу от Индии живет порода исполинских муравьев, которая добывает из земли золото. Время от времени к ним наезжают люди, чтобы похитить золото. Однако, если муравьи их настигнут, то умерщвляют.

Поводом к этому слуху послужила добыча золота в западном Тибете. Необычайный холод этой высоколежащей страны и резкие ветры вынуждали тибетцев-рабочих одеваться в шкуры яков с черным мехом. Рабочих всегда сопровождали сторожевые собаки. Собаки были черны, дики и быстры. Они преследовали грабителей, и о них-то, верно, и рассказывает Геродот.

Из сообщений тибетских историков можно установить, что до VIII века нашего летоисчисления Тибет об’единялся под властью князей и вел довольно успешно войны с соседями. Тибетцы захватывали китайские владения на востоке, вторгались на юг в Индию и распространяли свою власть на запад.

В VIII–IX веке в Тибете укрепляется буддийская религия, воинственность тибетцев падает, и власть переходит к буддийскому первосвященнику далай-ламе. С распространением буддизма в Тибете начинают усиленно строить монастыри, и число монахов-лам неимоверно возрастает.

На дальнейшую судьбу Тибета с конца XIV века оказывают сильное влияние соседи. Англия подчинила себе земли по южному склону Гималайских гор и оказалась в соседстве с Тибетом. Граница Тибета с Англией в настоящее время тянется более чем на 3.000 км. Опасения за эту границу руководят всей политикой Англии по отношению к Тибету. Англия всеми силами старается помешать Тибету стать могучим. Англия не желает также, чтобы Тибет подпал под чье-либо другое влияние или был завоеван.

Для английской колонизации Тибет не представляет ничего привлекательного, но англичане оставили за собой исключительное право вывоза из Тибета шерсти и другого сырья через индийскую границу.

Северная часть Тибета поднята на высоту около 5.000 метров. Она представляет из себя плоскогорье, на котором поднимаются горы еще на тысячу метров. Здесь протекают реки. Они не доходят до моря и впадают в озера. Реки доставляют населению пресную воду, вода же в озерах соленая. Здесь не растут деревья, так как слишком высоко и холодно, но трава, хотя и скудная, доставляет корм диким якам, диким ослам, козам и антилопам, за которыми охотятся волки и другие хищники. Здесь кочевники пасут свои стада овец и яков. Эти животные доставляют им главную пищу. Тибетцы мало едят хлеба, так как зерно надо привозить с юга через высокие горы и по трудным дорогам.

Южная и юго-восточная часть Тибета занимает долины рек Цзанбо и Брамапутры.

На берегу Цзанбо и ее притока расположены Лхасса и Шигитзе – два самых значительных города Тибета. Здесь скрещиваются торговые дороги из Синь-Цзяня, Сибири, Монголии, Китая и Индии. Собственно эта область и называется Тибетом. Здесь пребывают глава буддистов – далай-лама и его правительство.


Тибетский преступник, наказанный за изготовление фальшивых денег

Третья часть Тибета – восточная – занимает горы и долину между Чанг-танг и китайской границей. С восточных склонов здешних нагорий берут начало величайшие реки Китая – Хуанхе (Желтая) и Ян-тзе-кианг (Голубая) и главные реки Сиама и Бирмы – Салуен и Меконг.

Восточная часть Тибета включает в себя многочисленные области и государства, из которых одни признают над собой власть Лхассы, а другие – Китая. Но все они находятся под религиозным влиянием Лхассы.

Восточный Тибет имеет будущее. В нем возможно земледелие, есть леса, изобилие пастбищ. В нем есть и ценные ископаемые – золото, серебро, медь, железо и свинец.

Тибет, как одна из высочайших стран на земном шаре, имеет суровый климат. Сильные ветры дуют большую часть года. Они делают климат еще более суровым. Эти ветры нужно испытать, чтобы оценить в должной мере.

В долинах ниже 3.500 метров климат довольно приятный и, несмотря на холод, здоровый, сухой и солнечный. Здесь могут жить европейцы, хотя пребывание здесь в продолжение ряда лет плохо сказывается на нервной системе, на сердце и органах пищеварения.

Недоступность Тибета увеличивается еще тем, что в нем нет благоустроенных путей сообщения. То, что разумеется в Тибете под именем «дорога» или «большая дорога», представляет на деле узкую тропинку, которая идет по глубоким лощинам, а то и ущельям. Эти тропинки пересекаются местами бурными потоками. Перейти по ним в брод очень трудно, а подчас и вовсе невозможно. Мосты же на подобных потоках попадаются очень редко. Часто дорога идет по крутым утесам. Эти утесы достигают 4 1/2 тысяч метров высоты. Их склоны покрыты льдом или снегом.


Переноска в мешке покойника для погребения.

Вести об Октябрьской революции проникли и в суровый, малодоступный Тибет. С глубоким волнением говорили тибетцы о том, что Октябрьская революция провозгласила освобождение угнетенных народов от ига империалистов. А независимость и заключение равноправных договоров является самым жизненным требованием Тибета. Воспрянул духом угнетенный народ, и английская железная пята стала еще болезненнее чувствоваться тибетцами.

Чаще и чаще стали повторяться народные волнения в Тибете. Народ, страдавший в течение веков под игом феодального строя и лам, начал ломать этот строй. Китайская революция, направленная против ига империалистов и неравноправных договоров, глубоко волновала тибетцев.

Но Тибет попрежнему мало доступен для сношений, и скудны сведения, доходящие из его высокого нагорья до нас. Лишь путешественники могут рассказать о том, что происходит в Тибете. Теперь для них Тибет не является, как прежде, запретной страной. В 1927 году в Тибет отправилась немецкая экспедиция, находящаяся там и по настоящее время. И наш путешественник Петр Кузьмич Козлов горячо стремится отправиться в путешествие в Тибет, чтобы обогатить науку и общество новыми ценными данными об этой недоступной, но глубоко интересной стране.

Советский Союз не имеет никаких завоевательных стремлений к своим соседям, а к Тибету, отделенному от Союза слишком большим и трудно проходимым расстоянием, граждане советских республик могут питать только чувство дружбы и научный интерес.



    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю