Текст книги "Для тех, кто не хочет ходить в школу. Среднее образование в семье"
Автор книги: Ольга Давыдова
сообщить о нарушении
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
Ольга Владимировна Давыдова
Для тех, кто не хочет ходить в школу
© Давыдова О. В., 2019
© Краснобаева О., фото на обложке, 2019
© Оформление, издание КТК «Галактика», 2019
Предисловие
Сегодня я беседовала с мамой, дочь которой не хочет больше ходить в школу. Дочь сейчас учится в 10 классе одного из лучших лицеев города. Причём не хочет давно и активно. Главные аргументы, впрочем, как и всегда, заключаются в том, что, посмотрев бесплатные лекции на YouTube, девочка получила намного более качественные и обширные знания, чем даются в школе. Ей самой разница слишком очевидна. А в школе постоянно слышит упрёки в умственной неполноценности, «страшилки» о ЕГЭ и получает двойки по физкультуре за отсутствие формы… И часами переписывает правила, которые не дают никакой практической информации. Ах, да. Я ещё забыла домашние задания на полтетради.
К счастью, мама узнала про СО, и ей дали мои контакты. И я действительно считаю, что это счастье. Потому что в ходе разговора выяснилось, что в министерстве образования нашего города мою собеседницу просветили, что у нас на семейное образование можно перейти только по медицинским показаниям!..
Это совершенная чепуха, конечно. Вы имеете право забрать документы из школы в любой момент. Хоть сейчас! Но сначала нужно вникнуть чуть глубже.
Мне бы не хотелось, чтобы эта книга воспринималась, как ода семейному образованию. Я не считаю, что оно нужно всем детям без исключения, потому что есть хорошие школы, хорошие учителя и, наконец, не все дети могут учиться дома и не все родители могут обучать собственных детей. Мало того, есть несколько подводных камней, о которых нужно знать заранее, чтобы не разочароваться и не стать ярым противником, опираясь только на собственное мнение.
Почему дети плохо учатся?
«Почему дети не понимают школьной программы?», «Почему дети не любят учиться?», «Почему ребёнку так сложно усвоить материал?». Эти и многие другие похожие вопросы часто задают мне, а я по возможности развёрнуто стараюсь на них отвечать. И вот сравнительно недавно, в очередной раз пытаясь найти простой ответ на сложный вопрос, я увидела очевидную закономерность, которую сейчас и опишу.
Начнём сначала.
Если говорить в целом, деятельность человека начинается с изучения какого-либо ПРИКЛАДНОГО УМЕНИЯ. А затем, совершенствуя этот навык, человек постепенно углубляется в него, находит закономерности, делает обобщённые выводы, исходя исключительно из собственного опыта. То есть навык сменяется всё более и более научным подходом.
Поэтому прежде чем заниматься чем-либо относящимся к науке, человеку эволюционно необходимо развить и закрепить предшествующие навыки, и, что очень важно, увидеть результат своего труда.
Что же происходит в современном образовании? С первого класса, который по факту и должен быть вводным и тренировочным, детям даются правила, не объяснив закономерности, нагружают необходимостью некоего самостоятельного рассуждения, то есть оперирования системой, в которой они (дети) не освоили ещё самых основ – чтения, письма и счёта.
В результате такого подхода у детей не формируется причинно-следственная связь. Дети не видят результатов обучения, не научаются в полной мере базовым навыкам. У детей формируется стойкая взаимосвязь УЧЁБА – НЕПОНИМАНИЕ – НЕЖЕЛАНИЕ – ОТТОРЖЕНИЕ.
То есть ребёнок начинает активно не хотеть учиться, ведь он в этой системе находится в заранее проигрышном положении. Для большинства детей нужно 1–1,5 года для «акклиматизации» в новой для него системе обучения. Обучение навыкам чтения, счёта и письма (а это именно прикладные навыки, которые ребёнок будет использовать постоянно) и должно занимать эти самые 12–18 месяцев.
Только при условии успешного усвоения начального, базового этапа у детей может появиться вполне закономерный человеческий интерес: «А что дальше?». Это и может развиться в интерес к учёбе. А политика постоянного уплотнения графика изучения дисциплин в школах приводит только к увеличению количества неграмотных людей.
Чем вредна школа?
На эти мысли меня натолкнул один случай и несколько параллельных, связанных единым смыслом событий.
А именно. Не так давно я занималась с одним школьником, у которого были значительные пропуски по болезни, и его родители уже серьёзно подумывали, а не оставить ли его учиться дома насовсем. Мы вполне успешно отзанимались и всё это время беседовали о семейном образовании. И вроде б всё хорошо, да что-то не хорошо…
Ребёнок был на тот момент в 8 классе и серьёзно опасался, что без школы его образование будет неполным, что учиться сам он не сможет, что без оценок сложно выяснить, понята ли тема или нет… И всё в таком духе.
Я старалась объяснить ему, что пройденные нами темы очевидно доказывают как минимум возможность домашнего обучения. Но мои аргументы, увы, не были услышаны, и ребёнок вернулся в прежнюю школу…
А за последнее время я занималась примерно с тремя десятками детей, которые раньше были в школе, а потом оттуда ушли на СО. И мои выводы весьма и весьма печальны…
Я перечислю основную «заразу», которую дети приносят из школ:
• неправильно, значит плохо;
• оценка – показатель статуса (плохие оценки = тупой человек, хорошие оценки = умный человек);
• не понял – молчи, не признавайся и кивай (будешь сидеть тихо, не спросят);
• списывать можно и нужно;
• обмануть учителя сродни подвигу (это проявление находчивости);
• учитель априори субъективен и не заинтересован в ребёнке;
• учатся всегда по принуждению, хотеть учиться невозможно;
• учатся только дети, взрослые освобождены от этой повинности (остаётся только отмучиться);
• общение возможно только со сверстниками (неумение разговаривать с младшими и старшими);
• инициатива наказуема (мне что, больше всех надо?);
• если объясняют новую тему, можно не слушать, потому что не спросят;
• я сам не разберусь в новом материале (даже начинать не стóит);
• важный ответ – это ответ на оценку; нет оценки, нет смысла ни думать, ни отвечать;
• я сам себя оценивать не могу, ибо бессмысленно;
• я никак не могу повлиять на собственное обучение.
И как итог: школа лишает ребёнка важнейшего навыка – самоопределения.
Из этого вытекает сразу такая масса всякого, что всё перечислять я не буду. Только главное: ребёнок перестаёт ощущать потребность в понимании внутреннего смысла любого явления (нельзя не понимать, нельзя переспрашивать, нельзя проявлять инициативу), главным процессом для ребёнка в школе становится «выживание на уроках» (это цитата одной моей ученицы). И тогда любая попытка учиться заранее обречена на неудачу – всё, что вызывает у ребёнка отторжение, будет очень быстро забываться.
Мало того, чем старше становится ребёнок, тем прочнее формируется связь между его внутренней и внешней оценкой. Вы только вдумайтесь! Ребёнок начинает принимать как должное, что чужой человек будет вправе оценить качества его личности согласно тому, какой средний балл был получен за четверть или год. Не вдаваясь в подробности, не вникая в нюансы, не видя подоплёки событий. Чем ниже оценки – тем выше градус осуждения со стороны. И дети делают единственно возможный вывод. Чтобы избежать проблем и получить ряд бонусов, нужно быть конформным. То есть удобным для других. Дети, которые с этим не согласны, становятся в оппозицию и перестают учиться. Отличники начинают быть «правильными», но забывают о самосодержательности.
Если попытаться визуализировать образ школы как таковой, то получается некий статичный экзоскелет, без которого человек нормально функционировать уже не в состоянии. Эта конструкция стесняет движения, она налагает массу запретов, она не позволяет передвигаться по собственному желанию, но её отсутствие пугает ребёнка ещё больше.
Да, конечно, есть СО-шники капризные, взбалмошные, не понимающие авторитета, но… Меня лично больше пугают молчаливые дети, всегда кивающие на вопрос, всё ли понятно. Не умеющие уловить тот момент, когда слова перестают иметь для них смысл. У которых, при моём замечании, что ответ неверный, начинается ступор. Которые никогда ничего не скажут сами… И ВСЕ(!) эти дети ходили в школу.
И мне в данном случае наплевать с самой высокой колокольни, что детей в классах по 30 человек. Если ты пришёл на должность учителя в такое место, то твоя первая обязанность увидеть в каждом ребёнке человека, а не именованный (жаль не нумерованный) объект с ограниченным функционалом!
И дело здесь не в характере. У меня сейчас занимается милая девочка, которая по всем признакам (начиная от внешности-поведения и заканчивая способностями) должна была учиться легко и непринуждённо. Но учительница сочла иначе. И у неё два-три, три-два… Знаете, что не так? Она медленно отвечает! Мед-лен-но! Не неправильно, не невпопад, даже не тихо… МЕД-ЛЕН-НО!!! (тихо матерюсь в кружевную манжету).
О чём я? Да о том, что само устройство школы не позволяет вырасти в ней живому человеку. Я прямо чувствую, как праведный гнев уже вовсю пылает в сердцах «заслуженных» учителей. Но истина дороже. Я очень жду, когда, наконец, увижу школу, где нет тоскливых детей, где ВСЕМ учителям не всё равно, чему и кого они там учат. Я прекрасно понимаю, что это идеализм, но в чём смысл хотеть чего-то меньшего? Единицы неравнодушных учителей только подтверждают общее печальное правило. Детей всё чаще забирают из школ – это и есть главный показатель их бесполезности, а чаще вредоносности.
Пока ребёнок не видит радости в процессе познания, пока его не интересуют вопросы, параллельные объясняемой теме, пока для него каникулы – это праздник, можно с большой долей вероятности утверждать, что дома (или в группе СО-шников) ему будет лучше, чем в стандартной средней школе.
Мой ребёнок – моя ответственность
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.