355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Олег Ахметов » Самый близкий к космосу аул » Текст книги (страница 5)
Самый близкий к космосу аул
  • Текст добавлен: 7 октября 2016, 18:17

Текст книги "Самый близкий к космосу аул"


Автор книги: Олег Ахметов


Жанр:

   

Публицистика


сообщить о нарушении

Текущая страница: 5 (всего у книги 8 страниц)

«Положение населения бедственное. Системы энерго-, тепло-, водоснабжения, канализации и телефонной связи эксплуатируются на износ. На поддержание их в должном состоянии не выделяются ни средства, ни материалы. В квартирах жителей холодно, питьевая вода подается с перебоями, очень часто на длительное время отключается электричество. Ни один детский сад, ни одна школа в таких условиях нормально работать не могут. Торговая сеть развалена. Мы буквально испытываем голод на продовольственные и промышленные товары. Даже в обеспечении хлебом часты перебои. Для жителей города установлен режим самовыживания… Все мы в тревоге и задаем прямой вопрос: «Нужен ли кому космодром Байконур?»

Небывалая в истории аренда
Стала спасеньем мирового бренда

Руководство Казахстана ответило ветеранам Байконура не какими-то обещаниями, а реальными действиями. Для спасения самого первого и самого большого в мире космодрома было принято единственно верное решение Президентов двух стран – Казахстана Нурсултана Назарбаева и России Бориса Ельцина о передаче космического комплекса в аренду Российской Федерации сроком на 20 лет.

Без труда можно понять, с каким энтузиазмом в марте 1994 года встретили жители космической гавани известие об этом решении. Особо следует отметить, что подобного опыта, когда одно государство передает другому в аренду не просто территорию буквально в центре страны, а целый космический комплекс, никогда в истории человечества не было. Между прочим, нет такого и сегодня. Было много споров по поводу некоторых решений подписанного Договора аренды. И здесь нельзя обойти вниманием солидную свинью, которую подложил Байконуру высокопоставленный казахстанский чиновник Г. Абильсиитов. Дело в том, что Договор аренды в течение полугода разрабатывала совместная казахстанско-российская комиссия. О компетентности той комиссии достаточно будет сказать, что с казахстанской стороны ее возглавлял первый космонавт-казах, руководитель Национального аэрокосмического агентства РК Тохтар Аубакиров. Но перед самым подписанием документов главами двух государств, каким-то непостижимым образом, Договор аренды попал в руки Абильсиитова. И как он сам потом хвастался: «Я буквально за два часа переписал весь документ». В итоге, документ оказался настолько «сырым», что Нурсултану Назарбаеву своей рукой пришлось вносить изменения и дополнения в Договор непосредственно перед его подписанием. В частности, в графе «Оплата аренды» Нурсултан Абишевич в строке о сумме платы дописал: «Ежегодно».

Несмотря на то, что Договор аренды был подписан в марте 1994 года, его ратифицировали только осенью. Российского главу администрации назначили лишь в конце декабря. А до тех пор городом продолжал командовать амбициозный казахстанский мэр. Который сумел еще раз показать свое наплевательское отношение к проблемам горожан. Правительство Казахстана, зная о бедственном положении байконурцев в части обеспечения продовольствием, выделило 50 миллионов тенге (по курсу того времени – миллион долларов) для закупки продуктов питания. Господин мэр через торговую фирму при горадминистрации спокойно прокручивал в свою пользу эти деньги почти полгода в банках Прибалтики. И это в то время, когда в Ленинске элементарно не было хлеба. А следователям прокуратуры города, которая провела расследование по запросу депутатов городского маслихата, были предъявлены документы о том, что деньги были направлены на закупку бельгийского мороженого. А когда заказчика, якобы, не устроило качество мороженного, то договор с бельгийской компанией расторгли. После чего деньги направили на покупку голландских сыров и шоколадных конфет! Прокуратура лишь развела руками: с документами не поспоришь – этот товар попадает под понятие «продукты питания». И это был предел чиновничьего цинизма. Но, по мнению некоторых непосредственных участников этой аферы, которые не боялись откровенности, проект был гениальным – сделать деньги из ничего. И, разумеется, никто никакого наказания не понес.

Хотелось бы сказать пару слов и о маслихате города Ленинска. Просуществовавший менее года орган местной представительной власти он, естественно, не успел сделать много для улучшения жизни байконурцев. Но в историю города маслихат вошел. Достаточно сказать, что по его решению была уволена заместитель главы администрации по экономике, и началось расследование по кредиту в миллион долларов. А в конце 1994 года маслихат самораспустился из-за того, что космический комплекс передали в аренду Российской Федерации. Но перед самым роспуском депутаты Ленинского маслихата по предложению нового, уже российского, главы администрации Геннадия Дмитриенко приняли постановление о ходатайстве перед Президентом Казахстана о переименовании города Ленинска в город Байконур. Решение переименовать административный центр космического комплекса город Ленинск в город Байконур народные избранники космополиса объяснили тем, что этим они как бы отсекают все плохое, что было в жизни города, оставляя его в прошлом.

Таким образом, первый маслихат Ленинска стал и последним в его истории.. Потому что, даже если в далеком будущем в административном центре космической гавани появится новый маслихат, то это уже будет маслихат города Байконур.

Когда у власти есть желание,
Тогда возможно процветание

Возрождение города и космодрома байконурцы отнюдь не случайно связывают с именем первого российского мэра Байконура Геннадия Дмитриевича Дмитриенко.

Между прочим, мэр столицы космодрома является единственным в мире, который назначается указом президентов сразу двух государств – России и Казахстана. Российский градоначальник, который прожил на космодроме большую часть своей жизни, прослужив от лейтенанта до полковника, знал все проблемы городской жизни буквально изнутри. И самое главное – Геннадий Дмитриенко любил свой город. Не удивительно, что Геннадий Дмитриевич первым делом взялся за восстановление разрушенного городского хозяйства, принялся налаживать нормальную жизнь горожан. Старожилы помнят, насколько это было непросто. Подписанные соглашения по аренде еще не заработали. Деньги на жизнеобеспечение новому мэру приходилось буквально выклянчивать как у российских, так и казахстанских властей. Одновременно приходилось бороться и с расколом в городском обществе, которое состояло из граждан Казахстана и России. Не скрою, после бездарного авантюристического правления казахстанского главы городской администрации, некоторые чиновники уже российской мэрии пытались показать – в чьих руках теперь власть. А страдали снова простые жители Байконура. Было даже время, когда граждан Республики Казахстан, совершивших преступления в городе, судили российским военным судом. При том, что в городе находились казахстанская полиция, прокуратура и суд. А когда казахстанское правительство в конце 90-х годов прошлого века приняло решение о временном запрете на ввоз продуктов питания из-за рубежа, опять забыли об особом статусе Байконура: российские солдаты, служившие на космодроме, едва не остались без еды. Доходило до того, что по гражданству стали делить даже детей в школах, когда гражданам России давали горячее питание, а казахстанцам предполагался только кукиш с маслом. Несмотря на то, что за школьные завтраки платила российская сторона, Геннадий Дмитриенко на свой страх и риск приказал кормить всех детей – независимо от гражданства. Потом ему за это досталось «на орехи» от вышестоящего начальства.

Все это стало следствием подписания «сырого» Договора аренды, который создал немало проблем при реализации его на космодроме. Пришлось принять к нему более 100 дополнительных Соглашений. И, как говорят специалисты – это еще не предел.

Кстати, именно первый российский мэр Байконура стал считать всех жителей города, независимо от гражданства, байконурцами.

– Потому что любой житель нашего города, даже дворники, работают на выполнение космических программ – главной задачи комплекса Байконур, – говорил Геннадий Дмитриевич.

А его предложение о присвоении всем жителям города особо статуса – Гражданин Байконура, которое бы автоматически сняло немало социальных вопросов, было озвучено не раз на заседаниях комиссий самого разного уровня.

– Мы уже наработали столько собственных ноу-хау по решению многих вопросов, связанных с разным гражданством наших жителей, что Байконур может смело претендовать на роль столицы СНГ», – то ли в шутку, то ли всерьез заметил как-то мэр города.

К сожалению, эта идея так и осталась лишь мечтой Геннадия Дмитриенко.

А работы у нового градоначальника с самого начала было предостаточно – для того чтобы найти средства на восстановление города новому мэру приходилось месяцами практически жить в самолете между Байконуром и Москвой. Приходилось иногда и законами пренебрегать. Мэр города не скрывал даже от журналистов, что немалые суммы приходилось расходовать на «откаты» чиновникам, чтобы выбить необходимое оборудование или материалы. Зато стараниями Геннадия Дмитриенко уже через пару лет город с новым названием Байконур заметно жил. А те, кто не был на космодроме после «темных годов» хотя бы несколько лет, город вообще узнавали с трудом – настолько он преобразился в лучшую сторону. Были отремонтированы многие полуразрушенные дома. В оставшихся невостребованными зданиях оконные проемы и двери заложили кирпич, Получилось восстановить городские дороги. Были отреставрированы старые скверы, стали появляться новые. Удалось даже возродить центральный городской парк «имени культуры и отдыха». Вполне понятно, что такое отношение к городу не могло не вызвать симпатий к первому российскому мэру Байконура. Не удивительно, что жители космической гавани между собой уважительно называли его «Дядя Гена».

К сожалению, проблемы в жизнеобеспечении города возникли еще раз после дефолта, который случился в России в 1998 году. Тогда не смогли в достаточном количестве закупить мазут для городской ТЭЦ. Выход из этой ситуации Геннадий Дмитриенко нашел необычный – создал на Байконуре офшорную зону для российских нефтяных компаний. И вывел город из кризиса. Более того, налоговые поступления от офшора позволили впервые за 10 лет отремонтировать весьма протяженные дороги на самом космодроме. По этим дорогам ездить было не только страшно от ям и колдобин, но и страшно неудобно перед иностранными гостями. Был даже случай, когда англичане за полет своей непрофессиональной космонавтки Хелен Шарман предлагали не платить деньгами, а сделать дорогу от города до «Гагаринского старта». Но тогда в 1992 году генералы из Минобороны России заверили англичан, что их возят по запасной дороге, поскольку основная закрыта на ремонт. Настоящий ремонт сделали только через 8 лет.

Но кому-то из российских правительственных чиновников такая самостоятельность мэра сильно не понравилась. Еще бы, он перестал ездить к ним на поклон с немалыми «откатами». И началась скандальная эпопея в прессе о «незаконных офшорах». Но Геннадий Дмитриенко, отбиваясь от назойливых репортеров и различных проверяющих, продолжал благоустраивать и развивать город. До того, как в 2002 году его отправили в отставку. Но байконурцы помнят, кому обязаны сегодняшним состоянием своего любимого города. Не случайно Геннадию Дмитриевичу Дмитриенко нынешние городские власти в 2005 году присвоили звание «Почетный гражданин Байконура».


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю