Текст книги "Льды и люди"
Автор книги: Автор Неизвестен
Жанр:
Путешествия и география
сообщить о нарушении
Текущая страница: 10 (всего у книги 10 страниц)
ЗАЧЕМ НАМ НУЖЕН АРХИПЕЛАГ ФРАНЦА-ИОСИФА
Архипелаг Франца-Иосифа ближе всех других земель расположен к северному полюсу. Для научных изысканий в Арктике это самый удобный пункт. Особенно же крупное научное значение имеет устройство на архипелаге метеорологических станций. Климатология – наука о климате – имеет исключительное будущее. Над северным и южным полюсами скопляются массы холодного воздуха. Течения холодного воздуха с северного и южного полюсов идут к слоям теплого воздуха на экваторе. В местах встреч течений – полярного и тропического – возникают страшные воздушные вихри. Все внезапные изменения в климате материков объясняются влиянием на воздух циклонов.
Определив время и место возможных циклонов, метеорология сможет указать, куда двинутся эти циклоны. Систематические наблюдения над Арктикой, являющейся „фабрикой погоды“, дают массу ценнейших сведений о ветрах и льдах. Знание всех этих сведений, помимо земледелия, окажет колоссальную услугу и мореплаванию в полярных морях. Морские катастрофы от циклонов и льдов сократятся в десятки раз. Циклоны будут обузданы.
Научная станция на архипелаге Франца-Иосифа сыграет центральную роль в подчинении северного полюса человеку.
■
В будущем архипелаг Франца-Иосифа станет главным арктическим воздушным портом. Аэросообщение на металлических дирижаблях Циолковского или на сверхмощных самолетах из Европы в Америку через северный полюс – дело ближайших десятилетий. Более удобной стоянки на половине пути, чем северные острова архипелага, – нет. Опережая мечты, жизнь наверное создаст со временем на архипелаге целые города, и лед со временем будет растоплен; или же, как уже делаются опыты в этом направлении, станет мощным источником тепловой энергии.
Окончательное решение о колонизационных возможностях на архипелаге Франца-Иосифа можно впрочем вынести только после детального обследования его вод в ихтиологическом (рыбоводном) отношении, островов – в геологическом. Ведь до сих пор многие острова всё еще только приблизительно нанесены на карты. На многих островах люди бывали только однажды. Между тем архипелаг может подарить нам большие геологические неожиданности. Нашли же на острове Вайгаче цинк и свинец. Имеются же на Новой Земле серебро, золото, медь и каменный уголь. Вполне возможно, что и на архипелаге Франца-Иосифа имеется месторождение ценных ископаемых.
Что мы знаем о рыбных богатствах архипелага? До сих пор не было ни одного серьезного исследования вод Баренцова моря и его островов в промысловом отношении. А кто может поручиться, что у берегов архипелага не плавают миллиардные стаи трески? Может быть, архипелаг станет второй Исландией. А если будет рыба, возникнет возможность создания крупных песцовых хозяйств на островах.
Метеорологическая база. Трансарктический воздушный порт. Песцовые звероводческие комбинаты. Рыбные промыслы. Моржовые промыслы. Горная промышленность. Вот ориентировочные перспективы архипелага. Часть из них может не сбыться. Сочетание их может быть иным. Но совершенно несомненно и ясно одно – архипелаг Франца-Иосифа заслуживает большого внимания, особенно же со стороны Северного края, в состав которого он входит.
Стерегущие архипелаг айсберги пока еще побеждают человека.
Пока, но не навсегда! На Шпицбергене сейчас всего несколько сот жителей. А было время, когда в одном из фиордов Шпицбергена существовал международный город Смеернбург. В Смеернбурге было 15 тысяч жителей. Сотни кораблей со всей земли посещали его гавань. Это было несколько столетий назад, когда в Баренцевом море водились в изобилии киты. Достаточно будет появиться на смену китам новому мощному стимулу для жизни на полярных островах, и на берегах архипелага Франца-Иосифа появятся города.
– Люди победят айсберги!
ХРОНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АРХИПЕЛАГА ФРАНЦА-ИОСИФА
1873 год. 30 августа с борта дрейфовавшего во льдах „Тегетгофа“ была усмотрена земля Вильчека.
Первого ноября Пайер пробрался по пловучим льдам на остров Вильчека. Наступившая полярная темнота заставила вернуться на корабль. Исследовать ничего не удалось. „Тегетгоф“ всю полярную ночь дрейфовал вдоль островов.
1874 год. 10 марта Пайер поднялся на вершину ледников на острове Галле. 26 марта Пайер вышел с шестью спутниками исследовать открытую землю. Пройдя пролив между островом Вильчека и островом Сальмом, экспедиция открыла острова Кольвей и Тельнау. В августе партия, двигавшаяся вдоль западных берегов земли Вильчека, открыла острова Кэн, Бекер, Райнер и Гогенлоэ. Оставив на острове Гогенлоэ четырех ослабевших спутников, Пайер пошел с мичманом Оерлем и матросом Циановичем дальше на север.
Пройдя пролив Неймайера, они поднялись на огромный ледник, спускавшийся с черных базальтовых скал. Этот остров был назван – Землей кронпринца Рудольфа. Обогнув Землю Рудольфа с юго-запада, австрийцы достигли ее северных берегов. На обратном пути к земле Вильчека Пайер и его спутники открыли острова: Литке, Гохштетер, Бергауз, Ронсьер, Кун, Столичка, Гофман, Фреден, Дик и остров Карла-Александра.
В мае, поднявшись на глетчеры Мак-Клинтока, Пайер усмотрел на западе высокую гору. Пайер определил ее высоту в 5000 футов.
На самом деле высота этой горы, находящейся, как впоследствии выяснилось, на острове Альджере, равняется только 1360 футам.
20 мая экипаж „Тегетгофа“ ушел по льдам на Новую Землю.
1879 год. В начале сентября к берегам архипелага впервые после „Тегетгофа“ подошло судно голландского исследователя Де-Брюйне „Виллем Баренц“.
7 сентября с „Баренца“ был обнаружен не нанесенный Пайером на карту остров Гукер, на котором сейчас находится поселок советской колонии.
1880 год. 14 августа исследователь шотландец Ли-Смит подошел на „Эйре“ к небольшому базальтовому острову Мею, к югу от Гукера. Пользуясь чрезвычайно благоприятными ледовыми условиями, Ли-Смит обходит архипелаг от острова Мея до мыса Ниля на Земле королевы Александры.
За две недели были обнаружены острова: Бреди, Ньютон, Итон, Мей, Эттеридж, Нордбрук, Брюс, Мэбель, земли принца Георга и королевы Александры.
Открыты проливы: Абердар, Де Брюйне, Миэрса, Бейтса, Найтингеля и громадный Британский пролив, разделяющий архипелаг на две части:
1881 год. 23 июня Ли-Смит достигает на „Эйре“ Земли Александры. Около бухты Грея на Земле Георга им наносится на карту небольшой скалистый островок Давида. Направившись к острову Беллю, Ли-Смит строит на нем „на всякий случай“ хижину и оставляет провиант. Случай скоро представляется. 21 августа в солнечный ясный день „Эйра“ внезапно гибнет у Кап-Флоры от натиска льдов.
Экипаж „Эйры“, соорудив на Кап-Флоре хижину, остается на зимовку.
1882 год. Благодаря удачной охоте на кайр, медведей и моржей зимовка прошла на Кап-Флоре благополучно. 21 июня экспедиция, как и Пайер, ушла по льдам к Новой Земле.
1894 год. В промежутке между 1882 и 1894 годами архипелаг не посещался людьми. В 1894 году, после двенадцатилетнего перерыва, у островов архипелага снова появился корабль. На корабле „Уиндуорд“ приплыла экспедиция молодого английского исследователя Фредерика Джексона.
1895 год. Весной Джексон отправился на собаках и пони на север архипелага. Первая же его экскурсия показала, что во время своих быстрых переходов Пайер очень неточно чертил путевые карты.
Пройдя впервые весь Британский канал, Джексон открыл острова: Скот-Кельти, Кетлитц, Омманей, Сальсбюри, Елизаветы, Джексон и Гарлей. В это же путешествие Джексон обнаруживает существование к северу от архипелага открытого моря Виктории.
В мае затертый у Кап-Флоры „Уиндуорд“, освободившись изо льдов, отплыл в Европу.
После ухода его Джексон совершает смелые экскурсии на шлюпках к землям Александры и Георга.
Осенью на северные острова архипелага изо льдов полярного бассейна приходят Нансен и Иогансен.
Во время перехода Нансен и Иогансен открывают в море Виктории острова Аделаиды, Лив, Евы и остров Мира. Всем островам Нансен, из-за покрывающих их льдов, дает название Белой Земли. Двигаясь от Белой Земли к острову Джексону, они обнаруживают небольшие острова Гоуэн и Торуп, Карла-Александра и группу скалистых островков между островами Омманеем и Джексоном.
На острове Джексоне, выстроив хижину, Нансен проводит с Иогансеном вдвоем полярную ночь.
1886 год. Весной Нансен и Иогансен идут по льдам и глетчерам островов, плывут на каяках к Кап-Флоре.
Джексон с появлением солнца совершает большое путешествие на север, и во время этого путешествия заносит на карту все открытые в предыдущем году острова. За проливом Гамильтона он замечает группу новых островов, но льды не дают подойти к ним, и Джексон возвращается на Кап-Флору.
Через несколько дней на Кап-Флору приходит Нансен. На пришедшем „Уиндуорде“ Нансен уплывает в Европу. Джексон остается на третью зимовку.
1897 год. Промышлявший на архипелаге моржей шотландский промышленник Робертсон на судне „Балена“ открыл два небольших острова вблизи Нордбрука. Теперь эти острова носят название островов Робертсона.
1898 год. На архипелаг пришло судно „Фритьоф“. На борту его находилась экспедиция, снаряженная на средства американских газет и ученых обществ. Начальником экспедиции был американский журналист Уэльман. Экспедиция имела задания – разыскать пропавшего полярного воздухоплавателя Андрэ и его спутников и, кроме того, достичь северного полюса. Уэльман остался на зимовку на мысе Тегетгоф на острове Галле.
Весной Уэльман двинулся на север. У Земли Рудольфа Уэльман в ледяной расщелине сломал ногу. Неожиданное несчастье заставило экспедиционный отряд итти обратно на Галль.
Весь тяжелый путь по льдам до зимовья Уэльман совершил привязанный к собачьим нартам.
Во время кратковременного пребывания Уэльман заметил на норд-норд-вест от Белой Земли еще группы неизвестных островов.
Экспедиция Фиала, плававшая спустя несколько лет в том же районе, „открытых“ Уэльманом островов однако не видела.
Уэльман ввел географов в заблуждение. Гораздо более плодотворны, чем путешествие Уэльмана, были экскурсии его помощника – метеоролога Болдуина.
Весной Болдуин совершил несколько научных экскурсий на восток архипелага. В одну из них был обнаружен значительной величины остров Греэм Белль. Болдуин первый обошел восточные берега Земли Вильчека. Размеры Земли против начерченных Пайером пришлось значительно уменьшить, так как северная часть ее оказалась отдельным островом, которому Болдуин дал наименование Ла-Ронсьер.
Во время исследовательских рейсов на пароходе, пришедшем за экспедицией на остров Галль, были открыты острова Блисс, Брайтс, Альджер и виденные когда-то Джексоном за проливом Гамильтон острова Причетт и Бромвич.
Между островом Гукером и островом Мак-Клинтоком был нанесен на карту новый остров – Ли-Смит.
1900 год. В Британском проливе „Капелла“ встретилась с шедшей на Землю Рудольфа „Полярной Звездой“. На „Полярной Звезде“ плыла итальянская экспедиция, также ставившая задачу достичь северного полюса.
1901 год. Архипелага достигла американская полярная экспедиция на судне „Америка“. Экспедицией командовал спутник Уэльмана метеоролог Болдуин. Экспедиция зимовала на острове Альджере. Национальные распри между экипажем не дали осуществить намеченный план достижения северного полюса. Следующим летом, как только поредел ледяной барьер, „Америка“ ушла в Америку.
1902—1905 года. На том же судне „Америка“ на архипелаг прибыла американская полярная экспедиция под командой Фиала.
Фиала, бывший кавалерист, занимал в экспедиции Болдуина должность экспедиционного фотографа. Экспедиция зимовала на земле Рудольфа, в Теплиц-Бае. Несколько предпринятых Фиалой попыток проникнуть к северному полюсу были неудачны. В середине первой зимовки у Теплиц-Бая погибла в шторм „Америка“.
Экспедиция Фиалы ушла на собаках весной 1904 года на Кап-Флору. На Кап-Флоре, дожидаясь судна из Европы, экспедиция зимовала еще раз. Летом на нашедшем ее судне „Новая Земля“ экспедиция Фиалы уехала в Соединенные штаты.
Необходимо отметить, что экспедицией Фиалы была проделана добросовестная черновая работа по съемке островов. В результате произведенных съемок совершенно изменилась карта центральной части архипелага.
1912 год. На архипелаг приплыла русская шхуна „Святой Фока“. Экспедиция имела задание сделать попытку достичь северного полюса.
Экспедиция была организована на средства издателя газеты „Новое Время“ и добровольные пожертвования. Экспедицию возглавлял молодой гидрограф лейтенант Георгий Яковлевич Седов.
Седов решил, что, доставив экспедицию на один из северных островов архипелага, „Фока“ вернется в Архангельск. Льды решили иначе, чем Седов.
„Святой Фока“ продрейфовал во льдах до сентября 1913 года.
1913 год. В сентябре „Святой Фока“ вышел изо льдов и пошел к архипелагу Франца-Иосифа.
Запасы топлива были почти израсходованы, но Седов все же решил выполнить задуманное. Погрузив на Кап-Флоре остатки хижин Фиала, „Святой Фока“ пошел на север. Тяжелые льды, вставшие у мыса Муррея (Земля Георга), и отсутствие топлива однако принудили Седова принять решение о зимовке в бухте Тихой на острове Гукере.
Зимовка прошла очень тяжело, многие из экипажа заболели цынгой. Механик „Святого Фоки“ Зандер умер от цынги.
Заболел цынгой и сам Седов, но и это не заставило его изменить принятого решения итти к северному полюсу.
Пока Седов ходил к полюсу, оставшиеся на „Фоке“ сделали ряд научных вылазок на острова. Художник Пинегин ездил на Нордбрук и на остров Белль. Визе, тогда еще студент-естественник, произвел топографическую съемку островов Гукера, Ли-Смита, Альджера и острова Королевского Общества. Геолог Павлов исследовал Гукер в геологическом отношении. Визе производил постоянные географические наблюдения.
В этом же году на архипелаге разыгралась еще другая трагедия, унесшая около двух десятков человеческих жизней.
Вышедшая почти одновременно с „Фокой“ из Архангельска шхуна „Святая Анна“ погибла во льдах за архипелагом. Капитану ее – лейтенанту Брусилову было поручено пройти из Архангельска в Берингов пролив. Но тяжелые бывшие в тот год льды, окружив шхуну у берегов полуострова Ялмала в Карском море, увлекли ее к северу за архипелаг Франца-Иосифа.
Двух членов этой экспедиции подобрал на Кап-Флоре „Фока“. 11 человек погибло во время путешествия. Оставшиеся на „Святой Анне“, во главе с Брусиловым, бесследно исчезли во льдах.
„Фока“ летом 1914 года достиг берегов Мурмана.
1925 год. Архипелаг посетила английская научная экспедиция Уордслея на парусной яхте „Исландия“. В Британском проливе и проливе Де-Брюйне экспедиция измеряла глубины.
Ученые сотрудники экспедиции производили изыскания по гидробиологии, ботанике и геологии.
У восточных берегов острова Брюса экспедиция открыла миниатюрный островок Тома.
1927 год. К западным берегам земель Александры и Георга подходил искавший Амундсена советский ледокол „Красин“.
1928 год. К западным островам приближался искавший Амундсена ледокол „Седов“.
1929 год. На острова пришла на ледоколе „Седов“ советская правительственная экспедиция. На южном берегу острова Гукера был водружен советский флаг. Руководивший экспедицией правительственный комиссар советских полярных земель О. Ю. Шмидт провозгласил архипелаг территорией Советского Союза.
В бухте Тихой на острове Гукере была построена метеорологическая радиостанция. В радиостанции осталось зимовать семь человек.
Пока строилась радиостанция, „Седовым“ был совершен рейс к Земле Рудольфа.
Во время пребывания на архипелаге седовские ученые высаживались на острова Ньютон, Нансен, Скот-Кельти, Землю Рудольфа, Нордбрук и Гукер. В результате обследования этих островов Институтом изучения Севера в Ленинграде выпущено два научных сборника:
1. „Земля Франца-Иосифа“.
2. „Научные результаты экспедиции на Землю Франца-Иосифа в 1929 году“.