Текст книги "Победителей судят потомки(СИ)"
Автор книги: Автор Неизвестен
Жанр:
Научная фантастика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 12 (всего у книги 12 страниц)
– Когда стотысячная толпа навалится, никакие новые ружья не помогут, – скептически пробормотала она.
– А ведь помимо преимущества по численности имелась куча других.
Она машинально кивнула и приготовилась стенографировать.
– Первое: неограниченная возможность использования Крыма – прекрасного стратегического плацдарма для ударов по южным русским землям. Второе: полное господство на Азовском и Черном морях турецкого флота, который мог оказывать необходимую помощь своим войскам, при нужде и Крыму, а также проводить десантные операции в любой точке побережья. Третье: от театра военных действий удалены наиболее развитые турецкие провинции. Разорение им не грозило. А на пути к Константинополю через Балканы полно мощных крепостей, на которые могли опереться турецкие войска. Еще неустойчивое положение на Кавказе и шанс на поддержку высадки от местного населения. Было бы ошибкой считать, что начавшаяся борьба могла закончиться для России легкой и быстрой победой.
Кажется, не зря высиживал. Дождался. Ну, еще немного для окончания разговора, и придется идти.
– Чтобы решить черноморскую проблему раз и навсегда, следовало получить выход на Черное море с правом мореплавания через проливы Босфор и Дарданеллы. Весь регион к югу от линии Смоленск – Кострома – Воронеж был кровно заинтересован в сбыте своей продукции через Черное море: слишком трудно было торговать через замерзающее Балтийское море. Сухопутные перевозки обходились в пятьдесят раз дороже морских! А регулярное плавание через проливы невозможно без создания военного флота, что запрещал мирный договор. А что позволялось – не выполнялось. Турки открыто мешали торговым судам под русским флангом ходить в своих владениях.
И втихую ничего серьезного толком не построишь. Три важнейшие верфи Азовской флотилии располагались в среднем течении Дона. Оттуда до Азовского моря кораблям предстоял длинный и трудный путь. Так, только от Новопавловской верфи до крепости Святого Дмитрия Ростовского чуть больше тысячи верст. Одними вооруженными лодками и палубными ботами серьезно воевать на море было крайне трудно.
Мелководность Дона, и особенно его дельты проверена в Первой русско-турецкой войне 1735 – 1739 годов. На самом деле войн с южным соседом больше, но считали происходящие в правление Анны Карловны. Предыдущие приятными победами особо не радовали.
– Для базирования флота вне Азовской ловушки требовалось в первую очередь изменить положение Крымского ханства, присоединив к России. Без установления контроля над ним решение данной проблемы откладывалось на неопределенный срок, и новая война была неминуема. Притом достаточно ясно было, что ни Австрия, ни Франция, ни даже Англия с Пруссией не обрадуются такому повороту и постараются не допустить заметного усиления России. Отсюда и основная идея... Что там за мельтешение? У тебя глаза лучше.
– Не знаю, деда, – сказала Софья после паузы. – Стоят, смотрят.
– Ну-ка пойдем. – Я поднялся со скамьи. Невольно захромал, но через пять шагов нога разошлась и не так неприятно наступать. – В чем дело? – осведомился я у слуг с факелами и лампами. Уже человек пять собралось и бессмысленно топчутся на месте.
– Там... это... Геннадий Михайлович... того... мертвый.
Отодвинув растерянно моргающего молодого садовника, я зашел в беседку. Гена сидел в прежней позе, со слабой улыбкой на губах. Наклонившись, я попытался нащупать пульс.
– Того, – сказал еще один садовник, светя лампой, – у него уже трупные пятна видны, Михаил Васильевич.
– В дом послали? – закрывая глаза старому другу, спросил я.
– Так точно. – Этот сторож и, кажется, из отставных солдат.
И действительно, не прошло и минуты, как подоспела Стеша в сопровождении взвода слуг. С ходу лишних разогнала с поручениями. Великое дело настоящая хозяйка! Когда женщина правильно следит за домом – обычно незаметно. Заметно становится, когда она это не делает. Глянула на меня вопросительно и негромко сказала:
– Наверное, не стоит оставлять его у нас. Люди на похороны не придут.
Действительно, зачем давать повод уклониться. А вот кто не явится на отпевание, можно и на заметку взять. Есть вещи непростительные.
– Везти тело сразу домой тоже не очень красиво. Пошли к жене с сообщением, пусть сама решает.
– Лучше к Ефросинье, – покачала головой Стеша, имея в виду старшую невестку Гены. Та давно в доме всем заправляла, проявляя нрав истиной казачки. Она бы и в конюшне всех построила, да Гена не пускал. То его вотчина была до сего дня, и лезть в нее никому не позволялось, включая сына и жену.
Стеша принялась раздавать дополнительные указания. Уж что-что, а обустроить похороны или свадьбу сумеет в лучшем виде. Опыта ей не занимать. Без нее в нашей семье ничего не происходит, а Гена все же Ломоносов, пусть не по крови, и дети его соответственно на моей фамилии.