Текст книги "Таймыр - край мой северный"
Автор книги: Н. Урванцев
сообщить о нарушении
Текущая страница: 18 (всего у книги 18 страниц)
Закончив свою работу, мы повернули обратно. На участке Туманова разведка сворачивалась. Взяв несколько тонн породы для валового опробования на обоих ботах, мы отправились в Норильск.
Теперь горы Бырранга исследуются многочисленными отрядами геологов и поисковиков. Они подтверждают наши основные идеи о геологическом строении этой складчатой горной страны, которая еще совсем недавно была "белым пятном" на всех геологических картах.
Заключение
Разнообразны горные богатства полуострова Таймыр. В его пределах лежат крупнейший Таймырский каменноугольный бассейн и северные части Тунгусского и Ленского бассейнов, где есть все сорта угля – от антрацитов до коксовых и жирных. Их запасы могут обеспечить потребность всех видов промышленности: металлургической, химической, энергетической и других. Медно-никелевые руды Норильска представляют собой только часть того, что есть в недрах Таймыра. Присутствие этих руд установлено в бассейнах Пясины, Таймыры, Хатанги, Курейки, все они входят в состав новой Таймырско-Тунгусской никеленосной области. Месторождения железных руд, апатита, слюд, соли и других известны в Хатангском районе. Восточнее, в районе Верхоянья, имеются месторождения олова, серебросвинцовых руд, на Колыме – золота и других полезных ископаемых.
Сейчас в пределах Таймыра работают десятки исследовательских и разведочных партий. Геологи, геофизики и другие специалисты изучают его недра, намечая ряд перспективных рудных узлов, подобных Норильску. Есть все основания полагать, что промышленное освоение и индустриализация Таймыра – дело ближайшего будущего. Но промышленное освоение любого района связано, прежде всего, с его транспортными возможностями. Бездорожье на Севере – главное затруднение при освоении его горных богатств. Поэтому основные водные артерии Сибири: Обь, Енисей, Лена, Колыма – издавна служили важнейшим средством проникновения в глубь Севера.
Развитие Северного морского пути и его потребность в судовом топливе послужили толчком для разведки крупнейшего медно-никелевого месторождения. А теперь Норильский горнометаллургический комбинат, его растущая продукция и потребности стали одним из основных факторов развития Северного морского пути и строительства сверхмощных ледоколов для максимального продления времени навигации. Но даже при этих условиях водные пути на Севере действуют максимум в течение пяти-шести месяцев. Между тем промышленное освоение Сибирского Севера, его будущая индустриализация требуют регулярного, непрерывно действующего транспорта. Им может быть только крупная железнодорожная магистраль, пересекающая весь север Сибири с запада на восток.
Идея такой трансполярной магистрали была выдвинута уже давно, когда в связи с необходимостью освоения северных районов была высказана мысль о строительстве Великого северного железнодорожного пути. Однако сведения о горных богатствах Сибирского Севера, его минерально-сырьевых ресурсах находились тогда в зачаточном состоянии. Даже промышленная значимость Норильского месторождения некоторыми крупными специалистами подвергалась в то время сомнению. Поэтому обоснований для столь значительной стройки, как Трансполярная магистраль, оказалось совершенно недостаточно.
Сейчас картина иная. Выявленные здесь минерально-сырьевые ресурсы и перспективы их промышленного использования дают основание полагать, что на базе их в ближайшее время будут возникать крупные горнопромышленные предприятия, подобные Норильску. Но строительство их, а тем более эксплуатация потребуют регулярного непрерывного снабжения, пополнения и вывоза продукции. Осваивать их без надежных непрерывных средств сообщения невозможно. Одного Северного морского пути тут совершенно недостаточно.