355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Марк Цыбульский » Владимир Высоцкий в Одессе
(Документальная повесть)
» Текст книги (страница 13)
Владимир Высоцкий в Одессе (Документальная повесть)
  • Текст добавлен: 27 января 2018, 13:00

Текст книги "Владимир Высоцкий в Одессе
(Документальная повесть)
"


Автор книги: Марк Цыбульский



сообщить о нарушении

Текущая страница: 13 (всего у книги 13 страниц)

В период 1967–1969 годов с Высоцким неоднократно общалась популярная в те времена актриса кинематографа Светлана Живанкова. Её рассказ выявил несколько ранее неизвестных деталей пребывания Высоцкого на одесской земле.

«Познакомились мы с Высоцким в 1967 году. Я как раз снималась у Говорухина в картине „День ангела". Володя часто приезжал в Одессу, жил в гостинице „Куряж" и какое-то время я с ним общалась. Помню, что мы втроём – я, Говорухин и Володя, – втроём на моей „Волге" ездили в Николаев, в Белгород-Днестровский, в Измаил. Это был период нашего тесного общения. Это был период, когда ни Славу, ни Володю никто не узнавал. Ехали с приключениями. Вела машину я, у Володи прав ещё не было. Володя всё спорил со Славой, куда нужно ехать. В результате мы свернули не на ту дорогу и попали не туда, но всё-таки приехали в Николаев, сели в кафе, покушали, посмотрели Николаев и вернулись в Одессу.

В Измаиле было иначе. Там у Володи какие-то знакомые были, поэтому нас встречали. Нас пригласили в какой-то дом, там было молодое вино, и первый раз в жизни я выпила молодое вино и просто уснула. Нам столько подарков там надарили – и рыбу, и вино. В каждом доме нас встречали там, как дорогих гостей. Но там мы тоже не задерживались, побыли в Измаиле сутки или двое и вернулись.

Потом в 1969 году он снимался в „Опасных гастролях" к нему приезжала Марина Влади, они были у нас в гостях. Я жила на площади Потёмкинцев. Я их угощала, накрывала стол, потом мы все вместе гуляли по бульвару. Они не хотели жить в гостинице, и я им помогла найти квартиру на время пребывания в Одессе. Они жили в однокомнатной квартире моих друзей на Черёмушках. Это, как мне помнится, было зимой или ранней весной». (Фонограмма беседы от 12 ноября 2012 года.)

В середине 1970-х годов Высоцкий встретился в Одессе со своим школьным приятелем М. Горховером:

«Я приехал, туда с ансамблем лилипутов. Гостиница в самом центре Одессы, на Дерибасовской. Спускаюсь в кафе: „Здравствуйте, Владимир Семёнович!" Володя меня спрашивает: „Ты с кем?" Он знал, что я работал тогда ударником в разных музыкальных коллективах. Отвечаю: "Я – с маленькими". Лилипуты не любят, когда их называют лилипутами. Они не любят, когда им помогают, – тебе тяжело, давай я понесу… А я к ним относился, как к равным, они меня за это уважали.

Володьке это страшно понравилось – „маленькие" Он целый день ходил за мной по пятам: „Ну познакомь меня с ними". – „У нас вечером концерт, некогда". – „Ну после концерта". Познакомил я его с маленькими, они притащили гитару… И Высоцкий для лилипутов пел, пел долго, почти всю ночь. Маленькие были страшно довольны»[225]225
  Цит. по кн. «Живая жизнь». Москва, 1988. С. 42.


[Закрыть]
.

В те же годы однажды совершенно случайно Высоцкий столкнулся в одесском аэропорту с актёром А. Ковалёвым (наш разговор с ним уже упомянут – в рассказе о фильме «Случай из следственной практики»).

«А. К. – Это была просто случайная встреча. В те годы я и моя жена Жанна Владимирская работали в Москве и играли в литературно-драматическом театре ВТО в спектакле по повести Шукшина, который назывался „Там, вдали…" Мы решили в этот спектакль включить несколько песен Володи. Естественно, надо было спросить его разрешение, а искать его было довольно трудно. И вдруг мы сталкиваемся, что называется, нос к носу.

Я ему говорю: мол, Володя, так и так, хотим включить в спектакль твои песни, если ты не возражаешь. Он говорит: „А кто будет петь?" Я говорю: „Жанна". Он ответил: «Ну, она хорошая актриса". В результате мы даже заключили договор, и он получил какие-то деньги. Но главное в том, что это был официальный спектакль с официальной афишей, где Володя был указан как автор песен.

М. Ц. – В каком году был поставлен этот спектакль?

А. К. – Думаю, году в 1975-м или в 1976-м.

М. Ц. – Не припомните, какие именно песни входили в тот спектакль?

А. К. – Там было довольно много песен. Начинался спектакль с исполнения „Коней привередливых". „Цыганочку" его пела Жанна – „В сон мне – жёлтые огни…" Ещё она пела „Я несла свою беду…" Звучали ещё „В жёлтой жаркой Африке", „Здесь лапы у елей дрожат на весу…" „Ну вот, исчезла дрожь в руках…"»[226]226
  Фонограмма беседы от 4.09.2006.


[Закрыть]
.

Вот так случайная встреча в Одессе помогла песням Высоцкого зазвучать со сцены в Москве. (Кстати, до сих пор в литературе встречались упоминания об использовании в той постановке только «Коней привередливых» и «Ну вот, исчезла дрожь в руках…»)

Любовь к Высоцкому в Одессе была такой, как и по всей стране – огромной. В связи с этим интересен случай, рассказанный уже неоднократно упомянутым на этих страницах В. Мальцевым корреспонденту киевской газеты «Сегодня» (выпуск от 24 января 2008 года):

«Помню, во время съёмок „Как царь Пётр арапа женил" он обгорел, да ещё как. Сидим мы на Каролино-Бугазе на даче с Говорухиным, а Высоцкий сокрушается: завтра лететь на съёмки, а он красный, как варёный рак. Услышал этот разговор на пляже какой-то парень, не поленился, в аэропорт съездил и привёз мазь на основе китового спермацета. Мазь была в бутылке, так мы ещё прятали её, чтобы осветители, которые с Володей летели, не подумали, что это мы ему выпить привезли».

Ещё один любопытный случай, связанный с Высоцким, припомнил М. Жванецкий во время своего выступления в ленинградском ДК им. Ленина 18 июня 1985 года:

«Я их пригласил к своим друзьям в Одессе, к морякам, так как они очень любили моряков, особенно Володя…

На следующий день должно было быть наше выступление на одесском заводе „Промсвязь". Марина и Володя очень хотели нас послушать – Карцева, Ильченко и меня. Концерт был назначен в обеденный перерыв. День был жаркий, и когда я увидел их в приближающихся „Жигулях" я сразу понял, что будет какой-нибудь скандал – Марина выглядела почти неодетой. На ней было какое-то такое платье, которое мало что прикрывало.

И вот, когда они вошли в цех, руководство завода потребовало чем-то её прикрыть. И набросили на неё какую-то плащ-палатку. Она так изящна была со своими голыми плечами, и так далее, а на неё набросили какую-то дерюгу.

Они уселись на свои места в зале, мы вышли на сцену и начали своё выступление. Но это было невозможно, так как в зале началось какое-то прохождение вокруг Володи и Марины, как в мавзолее. Все начали вставать с мест, смотреть на них, ходить вокруг. Просто невозможно было начать концерт, пока Володя не крикнул: „Сидите спокойно, дайте посмотреть!" Тогда собравшиеся притихли, уселись на свои места и стали нас слушать, но всё равно, продолжали глазеть на них». (Расшифровка фонограммы – Л. Фурман.)

Во время совместных приездов в Одессу Высоцкий и Влади жили, в основном, на дачах у друзей – режиссёра С. Говорухина и упомянутого выше сценариста Г. Колтунова. Об эпизоде, произошедшем во время съёмок фильма «Место встречи изменить нельзя», рассказывает А. Аксёнова, в описываемые времена – помощник главного редактора Одесской киностудии:

«Летом 1978 года во время съёмок „Эры милосердия" (так в тексте; как известно, такое название фильма утверждено не было. – М. Ц.) Говорухин иногда, в перерыве между съёмками, заходил к нам в сценарно-редакционную коллегию с актёрами, которые снимались в фильме. Мы, конечно, очень радовались этим посиделкам, угощали их чаями, бутербродами, это всегда было очень интересно. Однажды он пришёл с Владимиром Семёновичем Высоцким, речь зашла о том, что должна приехать Марина Влади, и есть проблема с жильём – в гостинице жить они не хотели по вполне понятным причинам: излишнее внимание к этой знаменитой паре было не только со стороны поклонников…

Мои родители в это время находились в отпуске, и их большая квартира на улице Чкалова была свободна. Я предложила её, как возможный вариант. Недолго думая, Станислав Сергеевич вызвал из гаража машину, и мы втроём отправились смотреть квартиру. Владимир Семёнович был в костюме Жеглова, и поехал, не переодеваясь.

Когда мы вошли, я принялась готовить кофе на кухне, а Высоцкий осмотрел квартиру и попросил разрешения воспользоваться телефоном для междугороднего звонка. Разговаривал он долго. Мы с Говорухиным пили кофе на кухне, и только минут через 20–25 Владимир Семёнович присоединился к нам. Помню, я подумала тогда, что он звонил от нас, а не по телефону из группы, поскольку понимал, что наш телефон не прослушивается…

После мы вернулись на студию. Высоцкий поблагодарил за заботу и желание помочь. Впоследствии они с Мариной Влади жили в другом месте – на берегу моря, у знакомых Говорухина – на даче Григория Колтунова»[227]227
  Лазарева Г., Миненко В. Имена Одесской киностудии. Владимир Высоцкий. Одесса, 2006.


[Закрыть]
.

О том, как Высоцкий и Влади оказались на даче у Г. Колтунова, рассказала его дочь Елена Колтунова в разговоре с биографом Высоцкого Л. Черняком:

«Когда шли съёмки телефильма „Место встречи изменить нельзя" Владимир Семёнович был вместе с Мариной в Одессе. Гостиница была очень дорогая, поскольку Марина была иностранка. У Говорухина была двухкомнатная квартира, „трамвайчик" это очень тесно. Поэтому возникла другая идея. У нас пустовала дача, мои родители не въехали в неё весной. Спросили папу, не против ли он, чтобы какое-то время они пожили на нашей даче. Не сняли, а просто пожили. Родители согласились. Со студии приехала команда уборщиц, которая привела дачу после зимы в порядок. У нас в Аркадии большая дача, и они поселились там. Их гидом был мой сын, тогда ещё подросток, Владик. Это имеет значение, потому что Марина сыну говорила: „Ты Владик, а я Влади". Потому что он по наивности подростковой согласился, что он будет звать её просто„Марина", и они будут на «ты". И он её повсюду сопровождал.

Короче говоря, он их привёз. В это время соседский мальчик сидел на нашей черешне и воровал черешню. Вдруг он увидел, что по нашей дороге идут, не более, не менее, мой Владик, – на это ему было наплевать, – но за ним шёл Высоцкий, а за Высоцким шла Влади. Он с перепугу упал с дерева и сломал руку»[228]228
  Белорусские страницы. Вып. 54. Минск. 2008. С. 55.


[Закрыть]
.

«Когда народ узнал, что у нас на даче (адрес дачи: ул. Каманина, дом 15А. – М. Ц.) живут Высоцкий и Влади, то туда пошёл поток любопытных, – сказала мне Виктория Колтунова, другая дочь оператора. – Им надо было то черешни нарвать, то ещё чего-то. Мне за этих соседей было неудобно, поэтому, во-первых, я всех отгоняла, а во-вторых, не ездила туда сама, потому что не хотела действовать людям на нервы. Я человек деликатный, поэтому старалась там бывать поменьше. Заехала, что-то взяла и тут же уехала. Так что общения у нас практически не было»[229]229
  Фонограмма беседы от 25.03.2007.


[Закрыть]
.

Другой случай, произошедший во время съёмок фильма «Место встречи изменить нельзя» описан неоднократно бывшим карточным шулером, а ныне писателем А. Барбакару.

«Популярная точка – бильярдная в одном из парков Одессы. Традиционное место общения профессионалов. Очень уважаемый мной профессионал старого образца Ленгард во время съёмок фильма «Место встречи изменить нельзя» обыграл здесь на пару с Дипломатом (тоже известный специалист) Высоцкого и Конкина. Дипломат, кстати, исполнял виртуозные удары кием для фильма. Выиграли они всего сто рублей.

«Было бы больше, – грустил Ленгард, – если б над душой не висела эта… „шмондя"… Ну как её? Жена Высоцкого. Не давала играть»[230]230
  Барбакару А. Я – шулер. Москва, 2000. С. 22.


[Закрыть]
.

Как оказалось, описанное не вполне соответствовало действительности. Как пишет тот же А. Барбакару в другой книге (кстати, вышедшей за год до той, которая цитировалась выше), «этот эпизод я описал в „Записках"». И где-то там же, рядом с этим эпизодом, рассказал о том, что виртуозные удары для фильма исполнял Фриц (прозвище известного в Одессе бильярдиста В. Иванова. – М. Ц.).

В Издательстве решили добавить эпизоду интриги, обобщить эти два подэпизода. В напечатанном варианте вышло, что бильярдный трюк демонстрировал тот самый Дипломат. Но в Одессе-то все знают, что удары для фильма исполнял Фриц. Да и в кадре он легко узнаётся. Вот и пошёл слух, что Фриц с Люстгардом (так в тексте. – М. Ц.) хлопнули Высоцкого.

Именно поэтому, зная, в каком виде эпизод выйдет в книге, я не особо переживал. Во-первых, считал, что это тот самый допустимый уровень пресловутого художественного вымысла, а во-вторых, был уверен, что неточность только польстит самолюбию Фрица.

«Обыграть Высоцкого – для кого-то, может, и подвиг, – сказал он мне сейчас, – для меня – подлость»[231]231
  Барбакару А. Одесса-мама. Каталы, кидалы, шулера. Москва, 1999. С. 248.


[Закрыть]
.

Поблагодарим автора за уточнение. Теперь мы не только точно знаем, кто обыграл Высоцкого в карты, но знаем и имя человека, игравшего на бильярде за Высоцкого и Куравлёва – Владимир Львович Иванов. Через несколько лет в беседе с корреспондентом киевской «Газеты по-украински» (выпуск от 29 января 2008 года) В. Иванов решил вдруг вспомнить то, чего не было: «Работать с Высоцким было очень интересно. Он был фанатом бильярда. Мы не раз играли с ним после съёмок». Как, интересно, мог играть Высоцкий с Ивановым, если для сцены в бильярдной ему потребовался дублёр?

Не повезло Владимиру Семёновичу, на шулеров нарвался… Но бывали во время съёмок «Места встречи…» истории и другого рода. Рассказывает А. Градов, исполнитель роли Николая Тараскина:

«Помню случай, когда мы с Высоцким оказались в аэропорту Одессы. Он улетал в Москву, на спектакль, а я – в Свердловск на съёмки. Было обложное небо, дождь, нелётная погода, и мы застряли надолго. Высоцкого сразу узнали, подошли моряки и попросили его спеть пару песен, но не было гитары. Моряки тут же куда-то съездили, привезли. Высоцкий, конечно же, согласился. Мы поднялись в ресторан, который уже закрывался, но когда там узнали, что будет петь Высоцкий – двери распахнулись настежь и всё равно не могли вместить всех желающих… Высыпали официанты, повара, вся кухня – ресторан набился битком. Пел Высоцкий всю ночь. Вот это был концерт!»[232]232
  Цит. по ж. «Вагант-Москва», № № 10–12 (82–85), 1996. С. 24.


[Закрыть]
.

Да, когда Высоцкий соглашался петь, желающих его послушать искать не приходилось. Рассказывает слушательница одного из, очевидно, последних домашних концертов Высоцкого в Одессе П. Шапиевская:

«Это было поздней осенью 1978 года в Одессе. На углу улиц Канатной и Чичерина стоял незаметный старый дом, в одной из квартир которого жил Валерий Александрович Шишин, известный фотохудожник, заведующий фотолабораторией университета им. Мечникова.

…Однажды зазвонил телефон, и в трубке я услышала взволнованный голос Валерия Александровича: „Полина, сегодня мне позвонили из Москвы и сообщили, что в гостях у меня будет Володя Высоцкий, ему дали мой адрес, сейчас в Одессе снимается фильм «Место встречи изменить нельзя» с его участием. Вы придёте?" – „Конечно, приду" – ответила я.

…Шёл час за часом, но Высоцкого всё не было. Выяснилось, что рейс из Москвы задерживается. Я уже почти потеряла надежду увидеть известного актёра и певца. И вдруг – звонок в дверь. На пороге – промокший от дождя Высоцкий в свитере и джинсах, а в руках какой-то большой пакет, тщательно обёрнутый плащом из болоньи. Когда он развернул этот пакет, мы увидели гитару. „Хорошо, что под дождь не попала", – это были первые слова Высоцкого.

По просьбе Валерия Александровича, я пригласила всех к столу, а Высоцкий сказал: „Стакан водки и кусочек хлеба". Он уселся возле журнального столика, сделал глоток из стакана, не дотрагиваясь до закуски, и взял в руки гитару. Ещё раз осмотрев её, он запел. В каждой песне был свой мир, он пел о войне, о любви, о жизни, о друзьях и врагах. Мне хотелось, чтобы этим песням не было конца.

Стало светать, а он всё пел и пел, перед ним стоял недопитый стакан водки и рядом лежала корочка ржаного одесского хлеба»[233]233
  Шапиевская П. Четыре часа с Высоцким // Новости недели. Тель-Авив, Израиль. 25.01.1994. С. 11.


[Закрыть]
.

Иллюстрации


Автограф В. Высоцкого к песне «Москва – Одесса».

В. Высоцкий, Л. Лужина, А. Фадеев и М. Кошелева среди членов съёмочной группы фильма «Вертикаль». Лето 1966 г.

Кавказ. Турбаза «Иткол». Во время съёмок «Вертикали». Лето 1966 г.

Одесская киностудия. Ноябрь 1966 г. В. Высоцкий и Л. Лужина на досъёмках сцены «Палатка».

Одесса. Съёмочный момент «Вертикали». Слева направо: Г. Воропаев, Л. Лужина, В. Высоцкий, М. Кошелева, А. Фадеев, Г. Кульбуш. 1966 г.

Съёмочный момент фильма «Короткие встречи». Лето 1967 г.

Одесская киностудия. На съёмках «Коротких встреч». Сентябрь – октябрь 1967 г.

Одесса. На съёмках «Интервенции» с Г. Полокой.

Одесса. В. Высоцкий среди членов съёмочной группы фильма «Интервенция». Июнь – июль 1967 г.

Одесса. Во время репетиции на съёмках «Интервенции». Лето 1967 г.

Съёмочный момент фильма «Интервенция». В. Высоцкий и О. Аросева.

Санжейка Одесской области. Во время съёмок не вошедшего в картину «Особое мнение» киноэпизода.

Санжейка Одесской области. Во время съёмок не вошедшего в картину «Особое мнение» киноэпизода.

Измаил Одесской области. 21 сентября 1967 г. Во время съёмок фильма «Служили два товарища».

Одесса. Во время съёмок «Служили два товарища». 1967 г.

Одесская киностудия. С Г. Юнгвальдом-Хилькевичем. 1969 г.

Одесса. Во время съёмок «Опасных гастролей». 1969 г.

Одесская киностудия. В. Высоцкий, Л. Пырьева, Г. Юнгвальд-Хилькевич. 1969 г.

Москва. Подготовка к съёмкам эпизода для фильма «Место встречи изменить нельзя». 1978 г.

С В. Говорухиным (второй слева) в перерывах съёмок «Место встречи изменить нельзя». 1978 г.

Рабочий момент съёмок «Место встречи изменить нельзя». 1978 г.

Съемочный эпизод с Евгением Шутовым. 1978 г.

Одесса. Между съемками фильма «Место встречи изменить нельзя». 1978 г.

Одесса. Первый съёмочный день «Место встречи изменить нельзя». 1978 г.

Одесса. 26 марта 1968 г. Технологический институт.

Одесса. Дома у Олега Халимонова. В центре сын О. Халимонова Андрей. 1968 г.

Одесса. С поэтом Григорием Поженяном и сыном А. Гарагули Сергеем. 1969 г.

Теплоход «Грузия». С капитаном теплохода А. Гарагулей и его сыном Сергеем. Май 1969 г.

Теплоход «Грузия». С капитаном теплохода А. Гарагулей и его сыном Сергеем. Май 1969 г.

Теплоход «Шота Руставели». Перед выступлением. Рядом с Высоцким – Марина Влади и капитан теплохода Александр Назаренко. Август 1971 г.

Перед другим выступлением на «Шота Руставели». 1971 г.

Одесса. Дома у Олега и Вероники Халимоновых. 1971 г.

* * *

Использованы фотографии из архивов М. Цыбульского, В. Чейгина, В. Чичериной.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю