сообщить о нарушении
Текущая страница: 7 (всего у книги 14 страниц)
Подопытный был почти на неделю заброшен и лишь мозолил глаза да вызывал недоуменные вопросы нечастых гостей (что, ответсеку новый монитор купили? А зачем такой большой?). В конце концов, один из сотрудников взялся за дело засучив рукава и почти превратил установленную Mac OS в Linux, а другой поставил под эту модификацию Windows XP с Фотошопом. В таком вот непотребном виде iMac добрался, наконец, до меня. Решив, что разбираться в этом нагромождении софта — дело неблагодарное, я пошел привычным путем, тем более что именно так до меня с «айМаком» еще никто не извращался. Поглазев с полчаса на экран и записав несколько софтверных замечаний (которые приведу в конце), я достал дежурную отвертку и…
И не тут-то было. Обычной крестовой отверткой у подопытного удалось снять лишь одну деталь — крышку отсека памяти. Под которой обнаружились два модуля DDR II Hynix PC5300 ноутбучного формата [3]. И были тут же извлечены при помощи двух ручек-"извлекателей". И вставлены обратно без использования этих ручек. В результате столь серьезного теста выяснилось, что ручки нужно было утопить в корпус ДО установки модулей, ибо ПОСЛЕ они туда уже не входят. И крышку закрыть уже нельзя. И вставленную память извлечь нельзя ничем, кроме как плоскогубцами. Плоскогубцами было жалко, и на всякий случай, не став интересоваться ценой тестируемого изделия, я согласился сам с собой, что это знак свыше. И раз суждено «айМаку» быть разобранным — ничего не поделаешь. И полез за инструментами.
Инструментов понадобилось не так уж много, всего лишь набор ключей TORX («звездочек»), от T4 до T9. Но прежде чем приступать к акту вандализма, я отметил, что крышечка памяти сделана очень аккуратно — винты не выпадут, ибо зафиксированы стопорными шайбами. Радость была недолгой — на этих винтах все и закончилось.
Из всего, что у «айМака» можно открутить снаружи (не считая крышечки), обнаружились лишь четыре винта снизу. Зато потом… Легко отгибаем боковые стенки, чтобы освободить защелки, и передне-боковая рамка падает нам в руки. Вернее, не падает, а остается висеть на проводах от веб-камеры и микрофона. Они, оказывается, закреплены на самой съемной рамке [4]. Но отсоединяем два разъема, и теперь вся конструкция как на ладони. Однако большая часть устройств закрыта ЖК-матрицей, и ее тоже придется снять. Но здесь особых проблем нет — восемь винтов и еще два разъема. Что же мы видим внутри?
— Матрица: LG-Philips LM240WU2 [5] — на редких сайтах ей приписывают технологию A-TW-IPS, и я склонен этому верить, хоть матрица и не имеет характерных признаков IPS-технологии. Но LG-Philips не делает MVA или PVA… Справа, слева, сверху и снизу заявленный угол обзора в 178 градусов соблюдается. Но в том-то и дело, что только в этих направлениях. А вот если посмотреть под углом по диагонали… Отклонение в 30—35 градусов от перпендикулярного — темные градиенты до 2% сливаются полностью. При 60 градусах — уже до 5%. Впрочем, и при отклонении на 45 градусов вбок или вверх — до 2% все темное, плюс появляется значительная засветка (но она не фиолетовая). На светлых участках при взгляде под вертикальным углом появляется желтое окрашивание, под горизонтальным — голубое. На муаровых шаблонах чисто, легкое мерцание заметно только на сине-зеленом (самом критичном). Непонятная матрица, далеко не TN+Film, но со своими особенностями.
— Винчестер: обычный трехдюймовый Serial ATA Seagate Barracuda 7200.9 (ST3250824A8) [6]. Установлен на резиновых виброизолирующих вставках. Имеет логотип «Apple».
— Оптический привод: ноутбучный Pioneer DVR-K06PC со щелевой загрузкой [7]. Тоже имеет логотип «Apple». Установлен вертикально, «вход» закрыт гибкими шторками. С диском обычного размера проблем не возникает, кроме первой и единственной попытки вставить его не той стороной (надо рабочим слоем от себя). А вот относительно 8-сантиметровых явно требуется предупреждать пользователя: засунуть диск в привод можно, а обратно вытащить непросто. Привод такой размер не опознает и никаких действий не предпринимает, в том числе и не выталкивает его обратно. Можно было бы немного наклонить всю конструкцию, чтобы диск выкатился сам, но увы, выкатиться ему мешают шторки. И все ж методику извлечения мы отработали: надо взять iMac в руки, повернуть на 90 градусов по часовой стрелке и энергично потрясти (для тех, кто не въехал, — это 24 дюйма) в воздухе — диск выпадет.
— Материнская плата: довольно сложной формы [8], со вставленными в нее дочерними платами процессора, двумя ноутбучными модулями памяти, модулями WiFi (AiroNET) производства Broadcom [9] и Bluetooth. Северный мост закрыт радиатором, и снимать я его не стал — вариантов того, что это за чип, не так уж и много. На этом радиаторе, кстати, расположен ИК-приемник (а снаружи доступ к нему — через полупрозрачный «яблочный» логотип) [10]. Южный мост открыт — это старый знакомый Intel 82801GBM [11]. Процессор и графический адаптер изучать тоже не слишком захотелось — они известны, но накрыты общим охладителем на тепловых трубках [12], откручивать который я счел нецелесообразным.
Внутренняя компоновка напомнила мне рэковые blade-серверы формата 1U/2U — те же улитки воздуховодов, вентиляторы центробежного типа с вертикальными лопатками [13], термотрубки и отнесенные в сторону радиаторы, однако в iMac’е, в отличие от четкой прямоугольности blade-серверов, это все весьма бесформенно — специфический дизайн корпуса диктует именно такое размещение компонентов. По внешнему виду сразу и не скажешь, но циркуляция воздуха в корпусе нормальная, идет снизу вверх. Воздух забирается через нижнюю перфорированную стенку корпуса, выдувается через щель в верхней части, но не напрямую, а через некое подобие лабиринта. Охлаждение обеспечивают три вентилятора — один обдувает радиаторы процессора и видеоадаптера, затем его поток проходит под пластиковым кожухом блока питания. Второй — создает циркуляцию в районе оптического привода. Третий забирает воздух не снизу, а через решетчатое отверстие в задней стенке и обдувает винчестер со стороны платы контроллера. Кроме того, внутренности iMac’а просто утыканы температурными датчиками — они наклеены на процессор, видеоадаптер, винчестер, привод DVD-ROM, корпус (вернее, на «ящик» одной из звуковых систем) [6]. Кстати, звуком ведает относительно слабый кодек Realtek ALC885 и две пары круглых динамиков диаметром примерно 1 дюйм [14], но для улучшения низких частот каждая пара динамиков заключена в пластиковый корпус, причем даже с некоторым миниатюрным подобием фазоинвертора [15]. Задняя стенка полностью оклеена алюминиевой фольгой, боковые стенки — частично [16]. Антенны радиоинтерфейсов выведены на верхнюю часть корпуса над экраном. Блок питания невелик (размером примерно с трехдюймовый винчестер), размещен в верхней части, там же, где и винчестер [17]. Плотная компоновка привела к путанице кабелей, материнскую плату просто так извлечь не удастся — надо отсоединить почти все разъемы. Крепится вся начинка на тонкую штампованную алюминиевую раму [16]. Сборка не сказать чтобы одноразовая, но на регулярное извлечение компонентов явно не рассчитана — имеется много приклеенных экранов и уплотнителей. При разборке было снято 27 винтов/шурупов десяти разных типоразмеров (есть и еще, но дальше я не разбирал). С разъемами такой же разнобой, но здесь это хоть на пользу — не запутаешься, куда и чего вставлять. Самый неудобный разъем у привода DVD-ROM — жесткий ноутбучный шлейф, причем очень короткий, да еще защелка на разъеме почему-то снизу.
Разборка с фотографированием заняла у меня часа три, сборка — не сильно меньше (правда, с перекурами), но особых проблем не вызвала.
Напоследок мелкие замечания по ОС и внешнему виду интерфейса. Разрешение десктопа не соответствует физическому разрешению матрицы — диагональные линии кажутся толще, вертикальные тоньше. Горизонтальная палочка в буквах "е" и "ё" в текстовом редакторе со шрифтом по умолчанию отсутствует. Не на своих (не на привычных писишных) местах находятся точка/запятая на клавиатуре. Название вставленного флэш-диска по-русски не отображается — одни закорючки. WiFi-сеть и Bluetooth-мышь опознались и подцепились без проблем, причем появилась и правая кнопка, и список функций на ней. Совершенно не понимаю эту дань традиции…
Импорт HD-видео с камеры в формате 1080i идет с воспроизведением картинки в реальном времени, чего не умеет ни один из моих PC ни с каким софтом — Adobe Premiere сдается сразу, показывая черный экран, а AVID Liquid пытается что-то сделать, но в реальном времени не получается. Правда, iMac при этом не воспроизводит звук. Попробовал без звука на PC (запретил адаптер) — картинка в Liquid тоже закрутилась с нормальной скоростью.
Легендыи факты
Относительно техники Apple сложено много легенд, одна из которых гласит, что разобрать компьютер iMac без специального инструмента сложно, если вообще возможно. Эту легенду в свое время поддержал и наш журнал, когда мы описывали Mac Mini. Желание вскрыть его у меня тогда тоже возникало, но технические специалисты представительства Apple отговорили нас от этой идеи, уверяя, что без специального инструмента мы можем сломать защелки корпуса или что-нибудь подобное. В действительности все оказалось не так страшно — мне попадались конструкции и посложнее. По крайней мере на этот раз все необходимые инструменты легко нашлись в домашнем хозяйстве.
ТЕХНОЛОГИИ: Информационные технологии Древней Руси
Автор: Ваннах Михаил
Информационные технологии Древней Руси? Ну да, конечно. Когда при раскопках античности обнаружили проволоку, то сделали вывод, что у древних был телеграф. Тем археологическим культурам, где проволоку не находили, приписали телеграф беспроволочный. Но говорить об информационных технологиях Древней Руси можно всерьез. Дело в том, что, скажем, война или наука — вещи в истории человечества достаточно спорадические. А вот обмен информацией и ее хранение присутствует всегда. И всегда это делается по каким-то технологиям. И кое-что общее есть и с нашими днями.
Исчезающие слова
Цитата
"И вот пришли
три брата,
Варяги средних лет,
Глядят — земля богата,
Порядка ж вовсе нет".
А. К. Толстой,
«История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», 1868 г.
Информация, хранящаяся в компьютерах, может исчезнуть бесследно. Страшно? Но ведь такое уже было. Были времена, когда технологии хранения информации привели к тому, что большинство написанного исчезло бесследно. В Древней Руси. Приведшие к этому технические средства найдены в древнерусских городах во множестве. Это палочки для письма. По навощенным дощечкам. Очень удобно. Куда удобнее бересты. И стоимость записи в отличие от пергамена стремится к нулю. И находят их во всех городах Древней Руси. И изысканные, дорогие. И самые простые, бюджетные. Что показывает — массовая грамотность встречалась и за пределами Новгорода с его феноменальной сохранностью бересты [Медведев А.Ф. Древнерусские писала X-XV вв. — Советская археология, 1960, №2, с. 63-88.].
Но надпись на воске бесследно исчезает, не попадая в поле зрения палеографов и эпиграфистов, представителей исторических дисциплин, изучающих древние надписи, их начертание, содержание.
И исчезают повседневные хозяйственные записи — то, что мы ведем в электронных таблицах. А это ведь был бы ценнейший документ для историков материальной культуры. И исчезают записи о политических событиях. Высокая стоимость ведения летописей превращает канал, по которому к нам доходят события давних дней, в малоизбыточный. Не дающий возможности скорректировать ошибки. И это приводит к забавным казусам.
Политтехнологии forever
Война, как учит Клаузевиц, есть продолжение политики другими, насильственными средствами. Сегодня все знают, что война бывает и информационной. Объединенный комитет начальников штабов США в «Единой доктрине борьбы в области управления и связи» определяет ее как совокупность мероприятий, предпринимаемых в целях достижения превосходства над противником путем воздействия на его информационные системы… общественное и индивидуальное сознание и подсознание населения и личного состава вооруженных сил. Посмотрим, как в Древней Руси велась гражданская информационная война.
О споре норманистов с антинорманистами знают все. Как родилось русское государство — или в результате вторжения культуртрегеров-варягов (подобно тому, как возникали норманнские государства в Британии, Нормандии, Сицилии и как считали Байер, Миллер, Шлецер и, главное, Карамзин), или в результате собственного развития (как полагали Тредьяковский, Ломоносов, Иловайский...) Страсти кипели. Выходили труды, посвященные «глубоко аргументированной защите национального прошлого славянства от наветов панъевропейцев и реваншистов» [В. Т. Пашуто, вступление к книге Х. Ловмяньский «Русь и норманны». — М., 1985]. Впрочем, до революции противники норманизма обычно зачислялись в славянофилы, с соответствующими оргвыводами.
А было все очень просто.
Опора норманистов — рассказ летописца Нестора о призвании варягов. Нестор был придворным летописцем князя Святополка Изяславовича. После смерти в 1093 году Всеволода, младшего сына Владимира Мономаха, киевское боярство пригласило его на престол, фактически отстранив управлявшего государством Владимира Мономаха. Двадцатилетняя борьба кузенов за власть, до смерти Святополка в 1113 году. Для восхождения на киевский стол Мономаху потребовалось народное восстание. Но и после этого позиции Владимира были не очень прочны — он заступил на должность в обход княжеского старшинства и нуждался в обосновании своей власти. (Обратим внимание — речь идет о воздействии на массовое и индивидуальное сознание!) Для этого он затевает коррекцию государственной летописи Нестора. Она изымается из Печерского монастыря и передается придворному монастырю Мономаха — Выдубицкому. Здесь ее правят — игумен Сильвестр (1116 г.), затем сын князя Мстислав (1118 г.). (Внимание — речь идет о воздействии на информационную систему противника, которой во времена невероятно дорогого копирования и хранения информации являлась летопись [Б. А. Рыбаков, Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. — М., 1982]. И именно последний, внук английского и зять шведского короля, воспитанный новгородскими боярами, и выстраивает легенду о призвании варягов в Новгород славянами, подобно тому, как в дни беспорядков его отец был призван в Киев. Выдумывает прецедент по образу событий в странах Европы. Куда более ясный обыденному сознанию — пришли и установили порядок, а поди разберись, как государство вырастало из патриархальной общины... Классика информационной войны — навязывание своей концепции мироустройства. И этот сугубо политтехнологический продукт почти на тысячелетие становится предметом научных споров... Квантовый мир в какой-то момент вырождается в обычный. Проделка придворного идеолога по прошествии времени становится фундаментом теории. Так что и долгоживущему пергамену не всегда стоит доверять!
«Слово о полку Игореве» как триумф информационной войны
Войны XII века — это стрелы, сулицы, мечи, шестоперы... А информационная война — это век ХХ. В крайнем случае, девятнадцатый, с его периодическим приравниванием Наполеона к антихристу.
Но в XII столетии вполне конкретная задача военной пропаганды дала человечеству один из шедевров эпического жанра. «Слово о полку Игореве». Анонимное, но не подписанное отнюдь не потому, что автор скрывал свою связь с «чернухой».
Это пропаганда «белая». В конце 1185 г., после провала авантюристического сепаратного похода князя Игоря Святославовича на половцев (нечто вроде взятия Грозного за два часа одним парашютно-десантным полком), когда половецкие ханы во главе с Кончаком вели орды на Переяславль и Киев, безымянный поэт выступил перед собранными ко двору князьями. (Воздействие на индивидуальное сознание элиты.) Неизвестно, пел ли он «Слово» под аккомпанемент гуслей, но «мультимедийные возможности» в рамках тогдашних технологий исполнения (как сказ или песня-былина, передаваемые от певца к певцу) в произведение были заложены. В советское время музыковед-фольклорист Л. В. Кулаковский попытался восстановить музыку «Слова». (Здесь речь идет о воздействии на массовое сознание и подсознание населения и воинов.)
Не чужда автору «Слова» была компрессия данных. Вот четыре события:
• Половцы всеми племенами перекочевали на весенние пастбища у пограничной реки Сулы.
• В Киев на Пасхальной неделе, при звоне колоколов, вернулись с победой войска киевского князя Святослава, разбившего половецкий отряд.
• В Новгороде-Северском князь Игорь Святославич протрубил поход против половцев и двинул свои полки.
• В Путивле на пути в половецкую пустынь уже сформированы полки, долженствующие принять участие в походе северских дружин.
И все это сведено к ЧЕТЫРЕМ строкам:
"Комони ржут за Сулою.
Звенит слава в Киеве.
Трубы трубят в Новеграде
Стоят стяги в Путивле".