Текст книги "Элеместариум: Наследники"
Автор книги: Дмитрий Цегельник
Жанр:
Классическое фэнтези
сообщить о нарушении
Текущая страница: 4 (всего у книги 4 страниц)
– Если можно ему… То можно и мне, – ответил он и надел устройство на голову. – Сидит на голове довольно удобно. Как он там это включал…
Датерион отодвинул крюк и панель начала понемногу вращаться против часовой стрелки.
– Ух ты… – произнес Датерион удивленно.
– Что? Что-то ощущаешь?
– Это же экстралодия.
– Экстра… что?
– Ты разве никогда не слышала? С помощью этого прибора можно слушать музыку, которая хранится в колбах. Экстралодии – очень редкая вещь. Не каждый может позволить себе такую штуку, – Датерион начал делать движения головой в такт звукам, идущим из устройства: похоже, ему нравилась мелодия.
– Хочешь послушать? – спросил он Иллию.
– Я…
Вдруг открылась дверь с другой стороны кабинета – та, которая находилась позади стола. Датерион быстро снял прибор с головы и поднялся. Однако тут же успокоился, когда увидел того самого молодого человека.
– Я думал, ты пошел за претором…
– Именно так, – спокойно ответил парень и сел за стол. – Я и есть претор. Йонтор Кремак. К вашим услугам.
– Шутишь? – переспросил Датерион, получив в ответ молчаливый взгляд.
– Похоже, он не шутит, Дат.
– Ох… эм… Видимо, я должен извиниться…
– Да ничего страшного. Садитесь, – пригласил Йонтор.
Без лишних вопросов Датерион и Иллия уселись в кресла перед столом.
– Я вижу, вам понравилась эта композиция? Я давно хотел собственную экстралодию… Ее прислали с Ксатариса лишь несколько недель назад.
– Да… неплохо звучит…
– Думаю, у вас много вопросов ко мне? Спрашивайте, не стесняйтесь.
– Господин Йонтор… – начала Иллия.
– Просто Йонтор, если можно. Не люблю, когда ко мне обращаются “господин” или “претор”.
– Хорошо… Йонтор. Но… Как вы стали претором Элеместариума? Не хотим вас обидеть, но мы ожидали увидеть кого-то… более… ну, постарше…
– О… Так, я понимаю. Однако… все не всегда так, как мы про это думаем, не так ли? – улыбнулся он. – Задание Элеместариума состоит в подготовке будущих правителей. Но, далеко не все имеют желание всю жизнь сидеть во дворце и играть в большую политику. Для кого-то за пять лет академия превращается в новый дом и место роботы.
– И Вы приняли решение остаться здесь?
– На самом деле… это решение приняли за меня. Дело в том, что каждый год претор имеет возможность отказаться от своих полномочий и вернуться на Ксатарис. Но перед этим – он должен передать эту должность новому руководителю академии. Как этого требует традиция, претор должен посетить остров Омас, чтобы получить свиток от самого Хранителя мира. В таком свитке, Хранитель записывает имя нового претора, символизируя личную поддержку передачи руководства. Три года назад наш бывший претор, господин Мориан Ладот, которому было далеко за семьдесят, решил передать должность новому руководителю. Им должен был стать один из трех старших преподавателей, чьи имена передаются Хранителю, чтобы тот избрал одного из них. К удивлению, всего Элеместариума, господин Ладот вернулся со свитком, где было записано мое имя.
– Но… почему Хранитель вписал ваше имя в свиток?
– Ответ на этот вопрос знает только сам Хранитель. В тот год я сдал все экзамены экстерном и уже мог работать младшим преподавателем. Но никто и не подозревал, что именно я стану новым претором. Это решение было воспринято с удивлением и сомнением. Однако и обжаловать его никто не стал, ведь слово Хранителя мира – это закон.
Датерион и Иллия молчали, погрузившись в собственные размышления. Казалось, молчание могло продолжаться вечность, пока его не прервал Йонтор:
– Что же, со мной мы разобрались. Так как, вы говорите, вас зовут?
– Я Дат, а это – Лия.
– Дат!
– Что?
– Простите, он хотел сказать, что нас зовут Датерион Ванавелор ла Цайдегейл и Иллия Ванавелор ла…
– Что вы! Можно и без титулов, – улыбнулся Йонтор. – Если бы все в академии называли друг друга с упоминанием титулов, то каждая беседа заканчивалась бы словом “ла”. Хотя, конечно, я не могу никому отказать в соблюдении правил княжеского этикета. Это ваше право.
– Будем иметь в виду, – смутившись, ответила Иллия.
– Итак, Иллия и Датерион. Вам посчастливилось прилететь сюда перед выходным днем. Сегодня можете провести время, как пожелаете. Но я бы хотел, чтобы вы задержались на некоторое время: госпожа Миранда покажет вам кое-что в Элеместариуме. А теперь, что касается наших дел… Как вы уже знаете, ваше обучение будет длиться пять лет. За этот период вы научитесь… в целом многому, что необходимо знать и уметь князьям. И лишь от вас самих зависит, насколько хорошо вы освоите тот или иной материал. Помните также и то, что при… возникновении “особых обстоятельств”, например, в случае нарушения вами правил академии или если вы не сдадите экзамены, – будет собрана комиссия, которая может принять решение о вашем досрочном возвращении на землю. Вам все ясно?
– Да, – ответила Иллия. Датерион лишь “угукнул” в знак согласия.
– Чудесно. Итак… Я мог бы прочитать вам достаточно длинную и скучную лекцию на тему правил Элеместариума и предметов, которые вы будете изучать. Но… Я думаю, что вы уже знаете об этом и без меня. Не хочу задерживать вас надолго. Тем более – в выходной день. Поэтому… Я бы советовал вам начать его… скажем, с осмотра некоторых наших экспонатов, каких вы не найдете на земле. Ну, Элеместа, например.
– Элеме…? – начал свой вопрос Датерион.
В этот момент госпожа Миранда вошла в кабинет.
– О! Госпожа Миранда, вы очень вовремя. Не могли бы вы ввести Датериона и Иллию в курс дел? Так сказать, ознакомить их с нашей академией?
– Да, конечно, господин Йонтор. Я только хотела обсудить с вами пару бытовых вопросов.
– Да-да, без проблем. Датерион, Иллия, подождете за дверью несколько минут?
– Хорошо. Было приятно с вами познакомиться, господин Кремак, – сказала Иллия и, встав, направилась к двери.
– Да, очень приятно. А можно у вас… иногда одалживать экстралодию? – спросил Датерион.
– Дат! – ужаснулась беспардонности брата Иллия.
– В любое время! Но уже совсем скоро в академию должны поставить их для каждого студента. Это будет подарок от самого автократора. А теперь прошу меня простить. У нас разговор с госпожой Мирандой.
– Спасибо. Не смеем больше вам мешать!
Они вышли в коридор, закрыв за собой дверь.
– Тебе не кажется это странным? – спросила Иллия.
– Что именно?
– Сначала мы приняли князя Ярнатала за казначея. Теперь перепутали претора с обычным студентом.
– Должен заметить: не мы перепутали князя с казначеем, а он выдал себя за него. А что по поводу претора… Разве только я думал, что он должен быть чуть старше?
– Миранда была права.
– То есть?
– Он действительно похож на девяностолетнего в разговоре.
– Если будешь проводить все дни с книгами, тоже такой станешь.
В ответ Иллия треснула брата по руке.
– Ай! Да за что?!
– За то, что назвал меня девяностолетней!
Дверь открылась, и вышла госпожа Миранда.
– Пойдемте, уважаемые, должна вам кое-что показать на первом этаже.
– О нет… снова эта лестница, – вздохнул Датерион.
– Мы спустимся на гидролифте.
– Здесь есть гидролифт?!
Часть 8. Соучастники
Поток воды, под большим давлением, быстро доставил кабину на первый этаж. Гидролифты уже стали архаичным методом передвижения, но до сих пор оставались надежными и удобными в использовании.
Дверь гидролифта открылась. Датерион и Иллия пошли за Мирандой по длинному коридору.
– Куда мы идем? – спросила Иллия.
– В Зал Лиг.
– Зал Лиг? – уточнил Датерион.
– Да. Всего в академии их шесть: Лига Мудрости “Вайзар”, Лига Силы “Квазалит”, Знаний – “Моарен”, Жизни – “Витария”, Труда – “Опурон” и Творчества – “Артенора”. Каждая из лиг имеет свой герб, изображенный на медальоне, который также указывает на курс вашего обучения. Но, я думаю, вы это уже знаете.
Увидев выражение лица Датериона и Иллии, Миранда остановилась и удивленно спросила:
– Или нет? Вас ведь должны были подготовить перед отлетом в академию…
– Ну… мы…
– Видимо, мы как-то прослушали этот момент, – взяла слово Иллия, незаметно толкнув брата в спину.
– Именно так! Каким-то образом пропустили то, что нам рассказывали о лигах и… э… тому подобное…
– Правда? – недоверчиво взглянула на кузенов Миранда и пошла дальше. – Ну, тогда не прослушайте то, что расскажу вам я. В конце года вам придется сдавать экзамены. И… если вы их не сдадите – на этом ваше обучение закончится. Об этом вы знаете? Я надеюсь…
– Да, об этом мы знаем, – ответила Иллия. – Так… зачем, Вы говорите, нужны эти лиги?
– Лиги – это объединения студентов Элеместариума в соответствии с их наклонностями и навыками в определенных предметах. Скажем, если вам нравится весь день напролет читать книги, то Лига Мудрости с радостью вас примет.
– И быть участником одной из лиг – это обязательно? – спросил Датерион.
– Нет. Это зависит от вашего собственного желания. Лиги были созданы самими студентами еще в первые годы существования академии. В первую очередь для того, чтобы обмениваться знаниями, дискутировать. Чтобы объединяться с единомышленниками.
– И много студентов входят в лиги?
– Практически вся академия. Есть одиночки. В целом это те, кого исключили из какой-нибудь лиги в силу тех или иных обстоятельств. Или вновь прибывшие, как вы.
– А кто ими руководит?
– Лигами? Сами студенты избирают себе лидера. Или нескольких. Все зависит от того, как они сами захотят. Например, в “Квазалите” лидером является представитель династии, которая в свое время основала эту лигу. Участники “Опурона” создали коллегию – совет лиги, куда входят три студента, чье задание – управлять делами лиги. В “Витарии” вообще нет председателя. Все решения принимаются сообща. И так далее…
– И как попасть в одну из лиг? Для этого необходимо пройти какое-то… тестирование?
– Нет. В лигу можно попасть благодаря двум обстоятельствам. Во-первых, вы должны сами этого хотеть. Во-вторых, все участники лиги должны быть не против вашего решения.
– А если они против?
– В таком случае создадим свою, – вместо Миранды ответил Датерион.
* * *
Миранда приоткрыла массивную деревянную дверь с золотистой отделкой, и для всех открылся путь в сферический зал. Куполообразный потолок зала, высотой примерно в два этажа, заканчивался стеклянной округлой крышей, как и главная башня. Чистый каменный пол был отшлифован до блеска, так что им можно было пользоваться вместо зеркала. По правую руку находились высокие окна – сквозь них был виден сад. А слева, практически от самого потолка, свисали флаги с изображением гербов, под которыми можно было прочитать надписи в красивых больших рамах: “Квазалит” – под гербом в виде драгоценного пурпурного камня; “Моарен” – под изображением открытой книги с каким-то странным символом из скрещенных букв – “Я” обычной и “Я” перевернутой; “Вайзар” – под стягом с головой совы; “Витария” – под рисунком со скрещенными распустившимся и увядшим цветками; “Опурон” – под шестерней, за которой видны были перекрещивающиеся линейка, гаечный ключ и молоток; “Артенора” – под гербом, состоящим из четырех частей, где были нарисованы нота, кисть, перо и бюст. Все изображения на стягах больше напоминали настоящие картины, нежели просто гербы. Внизу находился амфитеатр с удобными местами для сидения, высотой в четыре ряда: на них можно было разместить всех студентов Элеместариума.
Но прежде всего внимание Датериона и Иллии привлек экспонат в центре зала. За формальным ограждением в виде натянутой красной ленты находилась скульптура в виде руки, которая как будто пробилась сквозь землю. Рука держала большую книгу с пурпурной обложкой и золотистым корешком. Название книги было на неизвестном языке и, скорее, это была не надпись, а символ, похожий на две буквы “Э”, одна из которых смотрела влево, а другая – вправо. Лучи, проникавшие в зал сквозь витражи, со всех сторон падали именно на книгу. Кто знает, была ли это задумка архитектора или обычная случайность, но благодаря этому общая картина, безусловно, производила особое впечатление.
– Как вы уже поняли, это – Зал Лиг. Когда нужно провести церемонию избрания нового претора, принять нового студента в ту или иную лигу или, когда решаются какие-то важные вопросы, все собираются именно здесь, – объяснила Миранда.
Вдруг в зал вбежала девушка с длинными темными волосами. У нее на шее был зеленый медальон с гербом “Витарии”.
– Госпожа Миранда! Вы срочно нужны в оранжерее!
– Что случилось? – спокойно спросила Миранда.
– Мы случайно полили цветы светозарного папоротника сухой водой и…
– Уже иду! – перебила куратор и обратилась к кузенам: – Похоже, на этом нам придется завершить экскурсию. Дальше можете осмотреть все сами. Как-никак, у вас выходной. А теперь прошу меня простить.
– Хорошо. Спасибо, – сказала Иллия вслед управляющей, которая торопливо покинула зал вместе со студенткой.
– “Сухая вода”? Ты когда-нибудь слышала о существовании… “сухой воды”? – спросил Датерион.
– Нет. Скорее всего, она имела в виду какой-то порошок или что-то подобное… Ну что, поскольку наша экскурсия закончилась, я предлагаю… Дат? Ты меня слышишь?
Датерион подошел к ограждению.
– Вот и он… Элемест. Почему все так хотят заполучить эту книгу?
– Наверное, хотят почитать.
– Ну да… на мертвом языке… А еще лучше, посмотреть картинки. Если они там вообще есть.
Какую-то минуту в зале царила тишина.
– Говорят, эта книга обладает невероятной силой, – продолжила Иллия.
– Да. Только никто не может ею воспользоваться. Хотя вот она – поди и возьми.
– Может, все не так просто? – задумалась Иллия. – Может быть… тот, кто ее возьмет с недобрым намерением, не сможет воспользоваться такой силой?
– Наверняка все еще сложнее…
Датерион посмотрел на ограждение – оно казалось ему слишком простым для того, чтобы остановить нарушителей.
– Так давай проверим, в чем дело… – сказал он и перекинул ногу через ленту.
– Стой! Что ты делаешь?!
– Хочу удостовериться в надежности этого забора, – ответил Датерион, когда уже запросто перелез на другую сторону. – Упс, надо сообщить претору, что ограждение не такое уж надежное.
– Дат! Немедленно вернись! Нас могут увидеть!
– Тут никого нет. Успокойся.
Датерион подошел вплотную к Элеместу. На мгновение задумался, ощутив страх перед возможными последствиями, а потом протянул руку к книге. Иллия постоянно оглядывалась по сторонам, боясь, что вот-вот кто-нибудь войдет в зал. Датерион попробовал взять книгу в руки – к его удивлению, рука прошла насквозь. Книги здесь не было – это была ее трансфографическая копия.
– Но где же тогда сама книга? – забеспокоилась Иллия.
– Ее никогда здесь и не было. Разве вы не знали? – донесся голос из-за спины.
Когда кузены обернулись, то увидели седого человека преклонного возраста. Он чем-то отдаленно напоминал Левия, однако вместо “усов, как у моржа” у него была аккуратная темная бородка. На его голове поблескивала лысина. Он держал руки за спиной, внимательно глядя на Иллию и Датериона, – тот как раз решил быстренько вернуться назад из-за ограждения.
– Не переживайте. Неужели вы думаете, что никто не делал так до вас? Да… Когда я был в вашем возрасте, я тоже интересовался Элеместом. Столько вопросов к одной книге! На Ксандарине собраны, может быть, все самые известные рукописи, созданные за все времена. Но Элемест… О, такую книгу больше никто не сможет повторить! Она вместила всю человеческую мудрость… А также гордыню и жажду власти.
– Извините, мы не хотели, просто…
– Нет-нет, не надо извиняться. Скажем… вы хотели разглядеть этот экспонат со всех сторон, – подытожил мужчина с легким, непринужденным смехом. – Ах да, забыл представиться. Можете звать меня господином Моллартом. Я веду курс обучения по забытым и мертвым языкам.
– По забытым и мертвым языкам? Разве это не одно и то же? – спросил Датерион.
– Если язык забыли, это еще не значит, что он умер. О нем есть определенные упоминания, письменные памятки. Даже пара носителей найдутся, которые могут ему научить. Но мертвый язык – это уже совсем другое. Тут мы имеет дело с практическим отсутствием данных. Никаких носителей и литературы. Все, что мы имеем, это несколько артефактов. В лучшем случае – два или вообще один.
– И как же вы можете ему научить, если он мертвый? – удивилась Иллия.
В ответ господин Молларт рассмеялся.
– Хороший вопрос, моя дорогая. Я бы даже сказал, уместный. Или меткий. Я не могу ему научить. Только исследовать. Подтвердить или опровергнуть факт его существования и попытаться найти больше данных, чтобы получить возможность разгадать загадку.
– Какую загадку?
– Почему язык умер. Кто на нем общался. А еще лучше – восстановить его и вычеркнуть очередной вопрос из списка бесчисленного множества плюс одного миллиона вопросов, на которые ищет ответы все человечество, – господин Молларт подошел к ограждению и взглянул на скульптуру. – Но не все загадки можно разгадать. И Элемест – это одна из них…
* * *
Первый день на Ксандарине пролетел быстро. Однако, в отличие от тех, кто в выходной день решил поспать до обеда или до самого захода солнца отдохнуть в тени уединенного дерева, Датерион и Иллия решили провести время, изучая свое новое место жительства. Они посетили Край – особое место в самом конце небесного острова, с которого можно любоваться непревзойденным видом внизу и откуда видны очертания земли, над которой пролетает Ксандарин. Потом они отправились к Дождепаду – так называют местный водопад, который приходит с самих гор и, впадая в озеро, проливается прямо в небо, образуя бесконечный дождь. Казалось бы, за много столетий вода должна была бы уже полностью вылиться, но каким-то неведомым обычной науке образом водопад продолжает свое дело не одну сотню лет…
Наслаждаясь местными красивыми видами, Датерион и Иллия вспоминали Киджев и Ярнатал. Князя Левия и Поднебесный Страж. Они прожили там лишь несколько недель, но страна долин и вершин вспоминалась им, как родной дом, в который так хотелось вернуться после далекого путешествия…
* * *
Уже стемнело. Датерион и Иллия шли по аллее к своему домику. Возле фонарей кружили насекомые, отовсюду доносилась симфония сверчков. Вечер был прохладным – Датерион даже не решался вынуть руки из карманов.
– Завтра первый день занятий, – нарушила молчание Иллия.
– Да, я помню. Разве они не могли сделать хотя бы два выходных дня? Почему только один?
– Ну…, наверное, чтобы студенты не слишком расслаблялись.
– Не знаю, как другие, а нам точно расслабляться не придется…
– Ты об Ордене…
– Тс-с-с!
– Прости… я еще не привыкла к твоей конспирации, – уже шепотом произнесла она.
– Тогда привыкай быстрее. Иначе это может плохо закончиться! Пока мы не можем доверять никому, кроме себя.
– Ты прав. Но это не значит, что мы сможем обойтись без союзников.
– Союзников? И кто же это может быть?
– Еще не знаю… Впереди будет много испытаний, и мы вряд ли справимся, если будем видеть угрозу в каждом встречном.
– Твоя неосторожность меня пугает. Неужели ты не понимаешь? Орден намного сильнее, чем мы можем себе представить. У него повсюду есть свои люди. Да, я говорил, что нам понадобится кто-то из местных. Но… этот “кто-то” не должен знать о наших намерениях.
– Дат…
– Что?
– Ты только что сказал это слово…
– Какое слово?
– На букву “о”.
– Я сказал? Тебе, наверное, показалось…
– Да неужели?
Датерион отвел взгляд куда-то в сторону.
– Посмотри! – шепотом сказал он.
Они уже подошли к домикам и как раз проходили мимо озера.
– Ну нет, тебе так просто не удастся сменить тему.
– Да нет же! Смотри, – Датерион указал глазами в направлении озера.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.