Текст книги "Секрет долголетия"
Автор книги: Борис Ефимов
Соавторы: Исаак Абрамский
Жанры:
Прочий юмор
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 5 (всего у книги 5 страниц)
На Кузнецком мосту есть огромная решетка у входа в дом, где помещался Промбанк. За эту решетку, как в огромную клетку, художники Ротов и Ганф поместили сделанные ими фигуры мировых хищников: алчного тигра-колониалиста, льва-империалиста, социал-соглашательскую гиену…»
Выход крокодильской сатиры на уличные просторы еще раз подтвердил ее глубоко народный, злободневный, действенный характер.
«ГОСМЕТЕОР»
М. З. Мануильский задумал конкурс «на самого несносного болтуна, самого пространного бумагомараку, самого знаменитого очковтирателя, самого безответственного шляпу-растяпу». Он организовал широкие крокодильские рейды для проверки работы советских учреждений.
Помню один из таких рейдов, посвященный проверке бдительности учрежденческих работников.
С разрешения соответствующих органов мы заказали штамп и круглую печать «Государственного Треста по изысканию и эксплуатации метеоров (сокращенно «Госметеор») при Академии Транс-Космических наук». Корреспонденты журнала под видом уполномоченных треста «Госметеор» начали обход главков, снабов и требовали материалы, продукты для снаряжения экспедиции к месту будущего падения метеора…
Нашлось немало растяп и простаков, которые отпускали по липовым документам материалы и продукты. Этим чиновникам было глубоко безразлично содержание документа и тем более существо дела. Их интересовало только одно: чтобы по форме все было правильно. Штамп есть? Печать есть? Доверенность есть? И ладно: валяй, получай… Дело дошло до того, что «Всекохудожник» обратился в трест «Госметеор» с просьбой включить в состав экспедиции художника для зарисовок… падения метеора.
Наряды на материалы и продукты, которые приносили наши корреспонденты, сдавались в редакцию и хранились в сейфе.
За «услуги», оказанные тресту «Госметеор», многие организации «награждались» почетными грамотами, которые были подписаны «президентом Академии Транс-Космических наук» Остапом Бендером, секретарем Вильгельмом Теллем, непременными членами П. Чичиковым, И. Хлестаковым, Ноздревым, Мюнхаузеном и т. д.
После трехнедельного безоблачного существования «Госметеор» был разоблачен заместителем наркома просвещения Константином Александровичем Мальцевым (кстати, бывшим редактором «Крокодила»!). Когда «сотрудник «Госметеора» пришел к нему с требованием об отпуске материалов, он назначил ему свидание на следующий день, а сам позвонил в МУР.
Позднее мнимый «госметеоровец» – наш корреспондент Александр Светлов, – покатываясь от хохота, рассказывал детали его задержания.
Когда Светлов вошел в кабинет заместителя наркома, где уже сидел агент МУРа, К. А. Мальцев в упор спросил его:
– А какой это Остап Бендер президент вашей академии? Не из «Двенадцати стульев»?
– Его однофамилец…
– Так, так… А откуда вашему тресту известно, когда и где упадет метеор? У вас тут написано: «по утвержденному плану». А кем может быть утвержден план падения метеоров? Небесной канцелярией, что ли?
– Не могу знать… Я только уполномоченный… Позвоните нашему директору…
– Нет уж, хватит! – воскликнул заместитель наркома. – Никуда я звонить не буду! Вы пойдете вот с этим товарищем! – сказал он, указывая на агента уголовного розыска.
По материалам этой необычной «операции» была составлена докладная записка в Центральный Комитет партии. Ротозеи получили по заслугам.
«МОЯ ГАЗЕТА»
В 1934 году М. З. Мануильский задумал выпускать специальную сатирическую газету, целиком построенную на фактическом материале. Рост популярности журнала вызвал огромный приток читательских писем в редакцию, и наш редактор хотел как можно шире использовать их в печати. Несколько лет назад, роясь в своем литературном архиве, я обнаружил типографские оттиски пробного четырехполосного номера под названием «Моя газета», над макетом которой я работал. Кстати, весь сбор с этого так, к сожалению, и не увидевшего свет номера должен был пойти в фонд постройки нашего «летающего Крокодила»[3].
На первой полосе «Моей газеты» было помещено приветствие Марии Ильиничны Ульяновой, проявлявшей большой интерес к использованию «Крокодилом» рабочих корреспонденций и радовавшейся вместе с нами их обильному притоку. Вот текст этого нигде не опубликованного письма:
«Мое пожелание «Жалобной книге» «Крокодила»[4] – внимательно и чутко относиться к заявлениям трудящихся, расследовать их быстро, без задержки, доводить каждое дело до конца; следить за точным выполнением принимаемых решений. При такой постановке дела в «Жалобной книге» «Крокодила» она завоюет авторитет среди широких слоев трудящихся, выполнит полезную работу по вскрытию и устранению недочетов, тормозящих наше успешное продвижение вперед.
Привет и пожелание успеха! М. Ульянова. 21 января 1934 г.»
В «Моей газете» были помещены сатирические объявления, фельетоны Валентина Катаева о качестве патефонов, Леонида Саянского об опоздании поездов, театральная рецензия Виктора Ардова, стихи В. И. Лебедева-Кумача и много других материалов, нацеленных на конкретные объекты.
Хотя объявленный выход из-за трудностей технического порядка и не состоялся, идея М. 3. Мануильского о создании оперативной сатирической газеты, не стесняемой неизбежно длительными производственными сроками печатания многокрасочного журнала, кажется мне привлекательной и сегодня.
* * *
Стиль, созданный в «Крокодиле» в первые его годы, жив и поныне. Воинствующая непримиримость ко всему, что мешает советским людям строить новую жизнь, большевистская принципиальность в постановке вопросов, страстное стремление сделать журнал как можно более доходчивым, понятным массовому читателю, желание проникнуть в самые отдаленные уголки страны, быть в гуще жизни, на передовых участках нашего строительства – этим руководствуются все поколения крокодильцев, пришедшие в журнал с благородной целью бороться за нового человека, за новое общество.
Более подробно о серии

В довоенные 1930-е годы серия выходила не пойми как, на некоторых изданиях даже отсутствует год выпуска. Начиная с 1945 года, у книг появилась сквозная нумерация. Первый номер (сборник «Фронт смеется») вышел в апреле 1945 года, а последний 1132 – в декабре 1991 года (В. Вишневский «В отличие от себя»). В середине 1990-х годов была предпринята судорожная попытка возродить серию, вышло несколько книг мизерным тиражом, и, по-моему, за счет средств самих авторов, но инициатива быстро заглохла.
В период с 1945 по 1958 год приложение выходило нерегулярно – когда 10, а когда и 25 раз в год. С 1959 по 1970 год, в период, когда главным редактором «Крокодила» был Мануил Семёнов, «Библиотечка» как и сам журнал, появлялась в киосках «Союзпечати» 36 раз в году. А с 1971 по 1991 год периодичность была уменьшена до 24 выпусков в год.
Тираж этого издания был намного скромнее, чем у самого журнала и составлял в разные годы от 75 до 300 тысяч экземпляров. Объем книжечек был, как правило, 64 страницы (до 1971 года) или 48 страниц (начиная с 1971 года).
Техническими редакторами серии в разные годы были художники «Крокодила» Евгений Мигунов, Галина Караваева, Гарри Иорш, Герман Огородников, Марк Вайсборд.
Летом 1986 года, когда вышел юбилейный тысячный номер «Библиотеки Крокодила», в 18 номере самого журнала была опубликована большая статья с рассказом об истории данной серии.
Большую часть книг составляли авторские сборники рассказов, фельетонов, пародий или стихов какого-либо одного автора. Но периодически выходили и сборники, включающие произведения победителей крокодильских конкурсов или рассказы и стихи молодых авторов. Были и книжки, объединенные одной определенной темой, например, «Нарочно не придумаешь», «Жажда гола», «Страницы из биографии», «Между нами, женщинами…» и т. д. Часть книг отдавалась на откуп представителям союзных республик и стран соцлагеря, представляющих юмористические журналы-побратимы – «Нианги», «Перец», «Шлуота», «Ойленшпегель», «Лудаш Мати» и т. д.
У постоянных авторов «Крокодила», каждые три года выходило по книжке в «Библиотечке». Художники журнала иллюстрировали примерно по одной книге в год.
Среди авторов «Библиотеки Крокодила» были весьма примечательные личности, например, будущие режиссеры М. Захаров и С. Бодров; сценаристы бессмертных кинокомедий Леонида Гайдая – В. Бахнов, М. Слободской, Я. Костюковский; «серьезные» авторы, например, Л. Кассиль, Л. Зорин, Е. Евтушенко, С. Островой, Л. Ошанин, Р. Рождественский; детские писатели С. Михалков, А. Барто, С. Маршак, В. Драгунский (у последнего в «Библиотечке» в 1960 году вышла самая первая книга).
INFO
ИСААК ПАВЛОВИЧ АБРАМСКИЙ
БОРИС ЕФИМОВИЧ ЕФИМОВ
СЕКРЕТ ДОЛГОЛЕТИЯ
Составитель и редактор А. Е. Вихрев.
Техн. редактор С. М. Вайсборд.
Сдано в набор 24.08.78 г. Подписано к печати 16.01.79 г. А 07804. Формат 70x108 1/32. Бумага типографская № 2. Гарнитура «школьная». Высокая печать. Усл. печ. л. 2,80. Учетно-изд. л. 3,88. Тираж 75 000. Изд. № 2907. Заказ № 2723. Цена 10 коп.
Ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции
типография газеты «Правда» имени В. И. Ленина.
125865, Москва, А-47, ГСП, ул. «Правды», 24.
…………………..
Отсканировал Денис Стребков,
обработал Борис Ледин – 2010
FB2 – mefysto, 2023

notes
Примечания
1
Ордена Трудового Красного Знамени Первая Образцовая типография имени А. А. Жданова на Валовой улице.
2
Этот номер журнала вышел под девизом «Крокодил– авиации». Весь доход от него поступил на постройку самолета «Крокодил», входившего в состав Особой авиационной воздухоплавательной агитационной эскадрильи имени Максима Горького (см. книгу И. Абрамского «Смех сильных», изд. «Искусство», 1977 г., стр. 11–14. а также очерк Е. Весенина «Крокодил в небесах» в книжке «О времени и о себе», Библиотека «Крокодила» № 11 (664), 1972 г.). Миллионного тиража «Крокодил» впервые достиг в 1957 году (№ 7).
3
См. предыдущую сноску.
4
Один из разделов «Моей газеты».








