Текст книги "Испытательный срок (СИ)"
Автор книги: Аноним Криптон
Жанры:
Прочая фантастика
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 4 (всего у книги 4 страниц)
– Я тоже на это надеюсь, – согласился Ройланд. – И постарайся никого не зарезать, когда всё же придётся. И заметь, я не говорю «если».
– Угу. Ты не поверишь, но я иногда практикуюсь. На виртуальных моделях. Хирургия, знаешь ли, бывает много когда полезна...
– Рад, что смог тебе это втолковать, – кивнул теперь уже бывший палач. – Так-с. Туллий сообщит тебе мои новые паспортные данные – сейчас я сам ещё не в курсе. Биологией я планирую заниматься только в качестве хобби, но если потребуется совет... И я всегда буду рад тебя видеть в своём новом доме.
– Ох, просила же вроде не вешать лапшу на уши. Знаю я это твоё «всегда». Означает «не чаще двух раз в год», так ведь?
– Приятно, когда тебя понимают без дополнительных подсказок. Так, вроде всё. Вероятно, теперь мне будет позволено... – Ройланд вопрошающе уставился на императора.
– Да-да, я как раз придумывал, как бы потактичнее вас выставить, – произнёс Туллий с самым серьёзным видом. – Челнок ждёт, равно как и курьерский корвет на орбите; надеюсь, новая резиденция вам понравится.
– Я тоже надеюсь, – Ройланд сухо кивнул. – До встречи, сир, Ансель, господа, – он наконец величественно удалился.
– Так-с, – император довольно потёр руки. – С этим всё. Ансель, а сама-то ты ещё не передумала? Насчёт должности? Как видишь, в отличие от Ройланда я говорю правду далеко не всегда, и всё такое. Но сейчас спрашиваю вполне серьёзно.
– Хм. Я, признаться, уже как-то привыкла, – Ансель задумчиво повертела печать палача. – Правда, Ройланд подбросил тут пищу для размышлений... Представляете, как я буду выглядеть лет через тридцать-сорок? Ну пусть будет найдены новые средства... Но всё равно, рано или поздно; представляете себе сморщенную старушку верхом на Марше?
– Ой, какой смысл сейчас думать о таких глупостях? – отмахнулся император. – Может, нас обоих лет через десять прикончат, а?
– О, это вряд ли. Скорее ослепят, отстранят от власти и отправят в бессрочную ссылку в одно из поместий, – ехидно вставил Нарфар. – Традиции, знаете ли...
– Я бы не был так уверен в незыблемости традиций, – император шутливо погрозил ему пальцем. – Для нас могут и исключение сделать... Как бы то ни было, решать проблемы будем по мере поступления. Да, кстати, ремонт во дворце близок к завершению. Так что, Ансель, лучше подумай о своей речи по случаю принятия присяги старшего палача.
– О чёрт, – Ансель разом помрачнела. – А без неё никак нельзя?
– Никак-никак, – император не пытался скрыть злорадства. – По Талиуполю уже ходят слухи, порой весьма дикие; на церемонии будет аншлаг. Нельзя обманывать ожиданий подданных.
– О чёрт, – повторила Ансель. – И я даже не буду спрашивать, откуда взялись слухи... Решили на мне отыграться за Ройланда?
– Есть немного, – ничуть не смутился император. – Но главным образом, это для тебя будет хорошей практикой. Ты же теперь публичная персона, не забывай.
– Я помню.
– Вот и прекрасно. Итак, нас ждут во дворце, – он указал в сторону двери. – Торчать тут и дальше я особого смысла не вижу.
– Осмелюсь напомнить, – вмешался Нарфар, – что надо же ещё Тучу отключить. Или теперь это – только моя задача? Ройланд наверняка оставил тут кучку неприятных сюрпризов, просто по привычке.
– Вообще-то да, следовало бы свалить всё на вас – зачем иначе нужны подчинённые? – император переключился на легата с явной неохотой. – Но так уж быть. Чтобы вы не тратили зря казённые средства, – он щёлкнул пальцами. – Сегестика, приём.
– Слушаю, – ровный, типично ИИшный голос лился, казалось, отовсюду.
– От имени профиля один-прим – выполнить сценарий а-десять-два, – отчеканил Туллий.
– Принято, – после небольшой паузы отозвался ИИ. – Права подтверждены, система переведена в пассивный режим.
– Конец связи, – он снова щёлкнул пальцами. – Итак, ещё какие-нибудь возражения? Диомид, как насчёт тебя? – язвительно поинтересовался Туллий. – Ни за что не поверю, что ты не приберёг какого-нибудь поручения для повелителя половины Империи.
– Прошу прощения, сир, но и в самом деле не приберёг, – Диомид рефлекторно вытянулся по стойке смирно. – Виноват.
– Какое упущение; Содди, ты плохо следишь за своими подчинёнными, да и ты, Ансель, могла бы подсказать. Хм. Итак, проблемы решены, так или иначе. На челнок, шагом марш, – император перешёл к командному тону. – Вы, все трое, летите со мной, и немедленно. Возражения не принимаются. Свалите дела на подчинённых; ну да что я вам рассказываю.
– Но Марша... – Ансель всё же попыталась возразить.
– О, я смотрю, ты заменишь Ройланда в полной мере, включая пререкания, – императорский голос звучал непривычно жёстко, без единой насмешливой нотки. – Я всё предусмотрел. Гостевых кают на «Море» всего две, так что Диомид переезжает в хозяйскую, вот и всё.
– Э... М-м... Ну и темпы у вас, ваше величество, – потрясённо пробормотала Ансель. – Но, конечно, я по-прежнему рада видеть вас у себя дома, – закончила она уже почти нормальным тоном.
– Не очень-то похоже, но ладно, готов поверить. Впрочем, есть всё же вариант "Б": мы можем воспользоваться и моей яхтой. Но мне непременно нужно лететь с тобой на одном корабле – я намерен очень многое обсудить. И это срочно.
– Нет, я всё же предпочитаю пользоваться Маршей, а не этим скафандром, – решительно отказалась Ансель
– Прекрасно, – Туллий кивнул. – Решение принято. Твои трущобы я как-нибудь уж выдержу. А что касается темпов – на медлительность у нас просто нет времени. Постарайтесь успеть.
– Надеюсь, вы не будете стоять со свечкой, – Ансель явственно скривилась.
– А как же традиции гостеприимства? – император весьма качественно изобразил простодушное недоумение. – Хозяева должны развлекать гостей, так ведь? Ну ладно, так уж и быть, этот пункт можешь вычеркнуть.
– Как любезно с вашей стороны...
***
По прибытию на «Мортимер» Ансель первым делом, естественно, перебралась обратно на Маршу. А затем чуть не волоком оттащила Диомида в свои «личные покои», рассеянно велела обустраиваться и отправилась совещаться с легатом и императором. Лейтенанта, конечно же, не пригласили. Умом он понимал, что для такого рода встреч он явно недостаточно значительная фигура, но разумные доводы оказались плохим лекарством от иррациональной обиды. Чтобы отвлечься, Диомид устроил себе небольшую экскурсию по последнему неизведанному уголку корабля – во время своего короткого «капитанства» ему было не до того, а в остальное время Ансель сюда никого не пускала. «Покои» состояли из цепочки помещений, первое приходилось условно назвать жилым, остальные же, судя по куче таинственного оборудования, явно считались лабораториями. Вернувшись с осторожной прогулки между перемигивающимися огоньками громадами, Диомид принялся задумчиво разглядывать «каюту». Жилой объём позволял уложить тут, пожалуй, пару взводов. Но вот с мебелью наблюдался явный дефицит. Бежевые стены, мягкое освещение, несколько стеллажей и столов самой разной высоты... И всё. Если не считать повсеместных следов засохшей и не очень засохшей слизи. За порядком Ансель тут явно не особо следила; благо, одеждой она не пользовалась, и это избавило Диомида от лицезрения потенциальных гор чужого грязного белья. Но теперь следовало перейти к пункту «два» – обеспечение вместилища для собственных тряпок. Да и спать ведь где-то нужно... Он внезапно почувствовал себя крайне неуютно, словно варвар, вторгающийся в чужое жилище. Но, увы, с императором не поспоришь. Разве что занять одну из клетушек в пассажирском трюме, по соседству с императорскими охранниками... Три «ха-ха». И к тому же у него есть прямой приказ начальства.
Подавив минутную слабость, Диомид потребовал у Мора сведений. Как и ожидалось, на складе имелся некоторый запас мебели, не слишком новой, но исправной. Поскольку делать было особо нечего, он мобилизовал кучку сервов и соорудил в одном углу каюты некое подобие спальни, а в другом – вполне сносную имитацию гостиной. Единственный имевшийся в наличии диван не мог похвастаться новой обшивкой, но под весёленьким оранжевым покрывалом смотрелся вполне прилично.
Весь процесс заметно затянулся; Диомид поймал себя на мысли, что специально тянет время под предлогом поиска недостижимого идеала. Но ему просто необходимо было отвлечься – он планировал задать Ансель пару важных вопросов, а оставшись без дела, тут же принялся бы себя попусту накручивать.
Наконец, дверь открылась, и в помещение вползла Марша с усталой, но довольной хозяйкой корабля. Диомид мигом потерял интерес к группе сервов, в очередной раз переставлявших платяной шкаф.
– Ансель, – слегка ехидно начал он, – не будете ли вы так любезны объяснить...
– Диомид, брось, – она аккуратно потыкала его хватательным щупальцем. – Говори нормально.
– Я, может, хочу потренироваться в придворном слоге... – он облокотился о боковину дивана, скрестив пуки на груди.
– Всё равно не похоже, – отмела возражение Ансель. – Да и смысл? Вряд ли тебя пригласят на приём. А в частном порядке «придворным слогом» говорит разве что церемониймейстер.
– Ну, раз так... – разочарованно протянул Диомид. – Тоже мне, дворцовые нравы. Я вот о чём: ты весь день пропадала с нашим императором...
– Ну да, говорильня, говорильня... У меня скоро язык отсохнет, – пожаловалась Ансель, увлечённо делая вид, что не понимает намёков. – А ты, я вижу, времени тут не терял.
– Типа того; обустраивался, как и было велено. – Диомид постарался сосредоточиться на изначальном плане. – Надеюсь, на что-то твой язык пока ещё способен. Может, расскажешь в общих чертах, какого хрена вообще творится?
– Туллию нужно ввести меня в курс дела, – пожала плечами Ансель. – И если у тебя в голове расцветают всякие там подозрения, можешь засунуть их...
– Не-не-не, – Диомид протестующе вскинул руку. – Не надо развивать тему в этом направлении. Я верю тебе, мы это уже обсуждали. Мне гораздо интереснее, что это за «дело», в курс которого тебя «вводят». Так уж вышло, что меня оно тоже вроде как касается...
– Слушай, но это же элементарные вещи. Чтобы титул императора оставался не только титулом, у правителя должно быть достаточно людей, согласных выполнять его приказы. И готовых принудить тех, кто не согласен. Туллий собирается отодвинуть от власти ряд влиятельных кланов, и ему нужны верные, хм, вассалы. Собственно, разговаривали мы о раскладе сил и моей роли в общем плане.
– Звучит... рискованно, – с сомнением проронил Диомид. – Особенно учитывая все эти намёки. Насчёт внезапной смерти.
– Ну да, рискованно; власть так просто мало кто отдаст. Ройланд исключение, а не правило, сам понимаешь... Это-то и бодрит, – улыбочка у Ансель вышла весьма хищной. – Естественно, в такой заварушке есть риск потерять голову в прямом смысле слова. Но я считаю этот риск оправданным.
– Прямо какой-то самоубийственный энтузиазм, – Диомид покачал головой.
– Всё лучше, чем до конца дней ныкаться по окраине и шарахаться чуть не от каждого патруля.
– Видел я, как ты от них «шарахаешься», – лейтенант не удержался от кривой улыбки. – Какой там средний размер частиц, оставшихся от последнего попавшегося тебе имперского корвета?
Ансель лишь безразлично пожала изящными плечами.
– Кстати, ты что, и в самом деле собралась рассекать по дворцу в таком вот виде?
– Конечно, – ещё одно пожатие. – Это же часть нашей с Туллием сделки, если ты не понял. И я, между прочим, не уверена, кому досталось больше выгоды. Как представлю, что напяливаю какие-то тряпки... бр-р, – она содрогнулась. – Так что...
– А кто-то любит утверждать о якобы присущей ей скромности...
Ансель внезапно сгребла его щупальцами, повесив перед своим лицом. Пока что головой вверх.
– Ты, похоже, с кем-то меня путаешь, – совершенно серьёзно заявила она, ощупывая его лоб липкой ладошкой. – Хотя температура вроде нормальная, странно... Я упоминала о застенчивости, пару раз, но никак не о скромности. А со своими комплексами надо бороться, – всё так же серьёзно возвестила Ансель. – Так что да, мне будет довольно-таки страшно, особенно вначале, перед всей этой толпой на той самой площади, где меня... – она рефлекторным жестом помахала в районе пустой глазницы. – Но отступать я не собираюсь. Смирись.
– Да я, если честно, и не надеялся тебя переубедить... Так, восполняю пробелы, чтобы уж совсем с глупым видом ушами не хлопать. Ансель, а ты не лопнешь, если и дальше будешь так пыжиться?
Она прыснула, но тут же стала снова серьёзной.
– Не-а, не лопну, – Ансель задумчиво потёрла подбородок. – Что-то ты какой-то насупленный сегодня.
– Да как-то всё это... – он покрутил головой. – Немного слишком, что ли...
– Слушай, если ты не хочешь участвовать в этой, хм, авантюре, я вполне в состоянии организовать твой побег, – полушутливо предложила Ансель. – И сейчас это будет проще, чем когда мы прилетим в столицу. Хочешь?
– Ну хоть кто-то додумался до такого вопроса, – не удержался от резкости Диомид. Несколько запоздало он сообразил, что момент для разборок выбран, пожалуй, не совсем удачно. Но отступать было уже поздно.
Ансель поражённо на него уставилась, а спустя пару секунд даже вернула его обратно на пол.
– Э-э... – начала она неуверенно, – признаться, да, я была так рада, что... – она потрясла головой. – Мне и в голову не пришло, что ты будешь недоволен. Прости.
– А кто сказал, что я недоволен? – всё также резко огрызнулся метаморф. – Ну то есть да, – он попытался подобрать формулировку поточнее. – Я недоволен, но большей частью тем, что оказался в роли пешки.
– Слушай, кончай мне мозги пудрить, а? – разозлилась Ансель, снова, и с большим усилием, хватая его щупальцами. – Для других ролей ты пока не дорос. Хотя прошу подсчитать количество лейтенантов, с которыми лично общается император. И сравнить с количеством, которые видели его только на экране. Ну так ты сходишь, или как? – вопрос она почти проорала.
– Или как, – меланхолично ответил Диомид. – Если ты меня не выкинешь пинком под зад, конечно.
– А следовало бы, чисто в воспитательных целях, – она чуть сбавила тон. – Ты невыносим.
– Да, невыносим, я понимаю, – покаялся Диомид. – Но я ничего не могу с собой поделать. Абсолютно.
– Я всенепременно направлю Ройланду рекламацию, – ехидно пообещала Ансель.
– Смешно, – деревянным голосом откликнулся Диомид. – А может, мне и в самом деле тут не место? Я же практически бесполезен, и тебя вот вечно расстраиваю своими глупыми придирками...
– Ты и в самом деле говоришь глупости, – холодно констатировала Ансель. – Вот прям сейчас. И, подозреваю, к тому же занимаешься тупейшим самокопанием. Небось, в голове так и роятся всякие бессмысленные «зачем» и «почему», а? И очень зря. Слушай, до столицы осталось всего четыре ночи. Тебе не кажется, что у нас нет времени на идиотские споры? – она мягко усадила Диомида в свою чашу.
– Кажется. Но...
– Ох уж это вечное «но», – она подтянула его ещё ближе, на этот раз рукой, не щупальцами. – Ты спрашивал, зачем император втравил меня во всю эту кутерьму...
– Не припомню, чтобы я задавал такой вопрос, – Диомид удивлённо приподнял брови.
– Не вслух. Но я уверена, что тебя это интересует.
– Ну, допустим.
– Видишь ли, Содди ведь не вечен, да он к тому же и генетической корректировки не проходил, – Ансель приглашающе замолчала.
– Да, ибо плебей. Ну и? Все мы смертны.
– Скромно сказал Диомид, – Ансель ткнула его в бок, – не упоминая, впрочем, что его-то срок эксплуатации где-то в районе двухсот лет.
– И это я-то – несносен? – почти всерьёз возмутился лейтенант. – Двести лет далеко не рекорд. Вот, например, Ройланд, я уверен, за вторую сотню перевалит. Да и тебя я не факт что переживу, даже если не учитывать вероятность спускания в унитаз по политическим причинам.
– Ну, в общем, верно...
– Так зачем я понадобился императору-то?
– Не тупи, – раздражённо буркнула Ансель. – Я же уже всё сказала. Лет через десять-пятнадцать разведке понадобится новый легат... Император считает необходимым уже сейчас включить тебя в свой ближний круг.
Диомид поражённо уставился на Ансель. Та медленно кивнула.
– Но это же немыслимо – за такой срок проскочить всю лестницу!
– А мы тебя будем подталкивать. Если понадобится, пинками. И, боюсь, очень скоро у тебя будет столько работы, что... В общем, отдыхай, пока можешь. Лафа скоро кончится.
– М-дя...
– Предложение о побеге всё ещё в силе, – Ансель лукаво улыбнулась. – Может, передумаешь?
– Оба варианта меня... пугают, – признал Диомид.
– Третьего нет, – безжалостно напомнила Ансель. – Ну, если не считать общего провала с последующей элиминацией.
– Элиминацией? То есть кинжал в бок теперь считается естественной причиной смерти?
– Для меня теперь – да, – твёрдости в её голосе было даже чересчур много. – Равно как и яд, и удавка, и...
– Я понял, – Диомид устало прикрыл глаза. – Можешь не продолжать.
– Ну и? Твоё решение? Имей в виду, это честный выбор. Если ты хочешь уйти, то я окажу тебе максимум поддержки.
– А как же императорская воля?
– Я – цу Зонтсель. Патриции следуют воле императора, только если это им выгодно.
– Такое ощущение, что тебе хочется от меня избавиться, – не удержался Диомид.
– Не то чтобы хочется. Но мне – нам – нужно твоё деятельное сотрудничество, а не плытьё на буксире. Если ты хочешь отказаться, откажись сейчас.
Вверх или вниз? Ха. Собственно, одно не исключало другого – достаточно посмотреть на Ансель или того же Ройланда... А затем следует посмотреть на их носы и сравнить со своим. Вряд ли продукту проекта «Метаморф» выпадет ещё один такой шанс. Кстати, а как он вообще выпал?
– А кто вообще лоббирует мою кандидатуру? – поинтересовался Диомид, внимательно наблюдая за Ансель.
– Содди.
Лейтенант скептически приподнял брови.
– Ну и я, – помявшись, признала она. – Но выбрал тебя именно Содди, я только поддержала.
Ну ни фига ж себе, мысленно присвистнул Диомид.
– Я в деле, – вслух объявил он.