Текст книги "Кардан, ну, просто, ходячий анекдот."
Автор книги: Андрей Белоусов
Жанр:
Юмористическая проза
сообщить о нарушении
Текущая страница: 4 (всего у книги 4 страниц)
Тонущий директор угольной базы схватился за соломинку и помчался в сельский совет.
– Вы не знаете кто такой Прокуроров? – спросил он у председателя и рассказал ему историю с бартером.
– Прокуроров, Прокуроров и что оно за Прокуроров, – твердил и твердил председатель. – Прокуроров, Прокуроров и что оно за Прокуроров? Кардан или что? – наконец само собой вырвалось у него заключение.
72
–Если вы ему сами отгрузили уголь, то у вас не получится дать делу законный ход. Он же его не воровал? – объяснил председатель. – Езжайте к нему и договаривайтесь.
Он рассказал ему, как найти дом Кардана и провел расстроенного директора к двери. «Ну и наивный же, а еще управляет угольной базой», – подумал председатель, провожая глазами уходящего простака.
Кардана дома не оказалось; да и застать его в следующий и последующие разы не удалось. В конце концов начальник угольной базы смирился со своей потерей; поругал сам себя за свою доверчивость и процедил сквозь зубы: «Вот, гад!»
Буря миновала, и Кардан вернулся домой. Жена должна приехать с минуты на минуту, нужно взяться за печку. Он замесил глиняный раствор и начал класть кирпич. Распахнулась дверь, и в дом вошла усталая от поездки супруга.
– Ну что, печку делаешь? – выдохнув, спросила она.
– Да, сдвиги есть, – оправдался покорный муж.
Жена посмотрела на только что начатую работу и испачканного в глину мужа и воскликнула:
– Вот, гад! Сейчас как сдвину, так и голова сдвинется! Чем занимался две недели?! Давай, быстро доделывай!
Кардан молча, осознавая свою вину, продолжил работу.
– Хорошо, что хоть угля купил, а то сейчас была бы развязка трагического сюжета, – пригрозила, немного успокоившаяся жена.
73
БАБКИ НАКАРКАЛИ
Со временем Кардан вошел в свою привычную колею постоянных авантюр и выпивок. Не смог он жить спокойной жизнью приличного семьянина, и супружеские отношения дали трещину. Дело близилось к «развалу» семьи. По селу ходили легенды о его проделках. Наивных людей намного поубавилось: все знали о коварстве хитроумного обманщика. «А-а-а, ты опять обманешь», – говорили бабушки. «Не будем мы с тобой связываться», – слышалось от мужиков. Кардан крутился, как мог, пользовался своим талантом «на полную», но результаты были минимальные. Даже в школе дети рассказывали один другому о его проделках, а потом, встретив на улице, тыкали пальцами и смеялись. Для них он был местной звездой, великим комбинатором, чуть ли не Остапом Бендером.
В полдень возле магазина собралось несколько женщин, которые живо обсуждали последние сельские новости.
– Представляете,– сказала одна из них, – вчера забежал
74
ко мне в дом Кардан с пилой в руке и торопливо, как будто весь в делах, мне говорит: «Давайте быстрее литр водки! Дрова вам привезли! Вон, посмотрите в окно». Гляжу, действительно, возле двора машина с дровами проехала. «Давайте быстрее, а то мы спешим. Заготавливаем дрова для колхоза, ребята захотели согреться, направили меня к вам. Давай быстрее рассчитывайтесь, да я побегу помочь разгрузить машину». Я рассчиталась с ним и жду. Прошло пять минут – никого нет. Вышла на улицу – пусто. Я подождала еще полчаса – нет. Вот, гад, думаю, обманул.
– Ой, бабоньки, Бог его когда-то накажет. Ой, накажет за такие проделки.
– Ко мне тоже на днях забежал и говорит, – продолжает вторая. «Возим навоз на колхозное поле; ребята захотели согреться, направили к вам. Давайте быстрее литр водки, да я побегу. Спешу – ждут! Смотрите вон уже и трактор с навозом едет». – Я рассчиталась, жду когда они на огород заедут – никого. Вышла на улицу – пусто. Ждала, ждала – не дождалась. Вот, думаю, гад, так гад. Накажет его Бог когда-то за его проделки, ой накажет.
– Мой муж поехал покупать мебель в районный центр, – начала третья женщина. – Повстречал там Кардана, да и по своей наивности рассказал о своих планах. Кардан прибегает ко мне домой и говорит:
– Муж приехал с районного центра?
– Нет, – отвечаю.
– Я ему помогал мебель грузить. Сказал, что «если меня не будет, с тобой жена рассчитается». Давайте на пол литра.
– Ну, я с ним и рассчиталась. Муж приезжает домой, не может понять, о чем я говорю. Поскандалили мы тогда
75
с ним сильно из-за этого проклятого Кардана. Не миновать ему божьего наказания. Когда-то кто-нибудь и над ним так подшутит, что век помнить будет!
– А мне соль вместо сахара подсунул, – отозвалась четвертая.
И полились женские проклятия Кардану на голову.
Кардан понял, что нужно на время лечь на дно и действительно выполнить несколько обещаний, чтобы вновь завоевать доверие какого-нибудь простака, и когда тот утратит бдительность, сделать ход конем.
Таким простаком, по его мнению, был идущий на встречу Виктория. Свое прозвище он получил от пристрастия к мужскому полу. Слухи о его победах на любовном фронте распространились далеко за пределы села. О его однополом влечении знал и Кардан, но рискнул «поиграть с огнем». Он решил воспользоваться его гостеприимством и оставить его «с носом». Виктория был мастер своего дела: если Кардан умел обманывать бабушек, то он умел побеждать мужчин. И чья возьмет в этом поединке, никто бы не смог сказать наверняка – оба эксперты высшего класса. Виктория пригласил Кардана в гости. Они выпили, посидели и разошлись.
Победитель мужчин знал, что спешить не нужно, и как кот терпеливо ожидает появления у норки, утратившей бдительность мыши, так и он ожидал благоприятного момента для осуществления своего замысла. Великий обманщик бабушек в свою очередь, как воробей, питающийся кормом, выставленным для кур, злоупотреблял гостеприимством своего благодетеля. Но однажды он задержался в гостях у Виктории дольше обычного. Магическое действие спиртного
76
и приятный разговор по душам вывели его из равновесия. Хозяин наливал и наливал, а гость пил и пил. Победитель мужчин понял, что клиент созрел. Он нарочно задел стоящую на столе кружку с водой, которая упала Кардану на брюки и увлажнила его в интимном месте. «Ой, ты весь мокрый. Давай я тебя переодену, не то люди скажут, что ты обмочился», – добродушно предложил Виктория. Кардан уже ничего не соображал; он не знал, зачем согласился на предложение хозяина переодеть штаны, затем не знал, что происходило. Где он был – в аду или раю – все смешалось в кучу. Их романтическая встреча затянулась на три дня.
Карданова жена кинулась искать мужа по всему селу. «Нигде нет. Где же он, гад. И прежде было, не ночевал дома, но не по трое же суток», – причитала она в растерянности. Она обошла все село, но муж, как будто сквозь землю провалился. Как оказалось, в селе его никто не видел уже три дня. Наконец ей посоветовали проверить у Виктории. Сказывали, что он там недавно бывал. Карданова жена подошла к его дому. «Если и здесь его нет, – решила она, – то позвоню в милицию и сообщу о пропаже».
Дверь была заперта, и окна закрыты занавесками. Она обошла вокруг дома, пытаясь найти щелку между шторами. В конце концов ей повезло. Она смотрит и не верит своим глазам – мужская романтика. Руки сами начали колотить в окно. «Открывайте! Открывайте, мерзавцы!», – кричала она в неистовстве, но дверь ей так и не открыли. Выбившись из сил, она побежала к соседям, чтобы те помогли забрать мужа у победителя мужчин. Виктория, почуяв неладное, быстро одел Кардана, вывел его на улицу и посадил на лавке возле
77
двора. Прибежали мужики. Великий обманщик бабушек не мог ни сидеть, ни стоять, ни, тем более, идти. Они взяли его под коленки, положив руки с обеих сторон себе на плечи, и отнесли домой.
Так закончилась вечеринка, устроенная двумя мастерами азарта. Люди в селе смеялись да приговаривали: «Видать Бог есть на свете. Вот наказал Кардана, так наказал. Других обманывал, а самого как ребенка поддурили».
Жена бросила Кардана и уехала домой к маме, а он, отлежавшись пару недель, поправился и стал на ноги. «То ли интуиция подвела, то ли бабки накаркали, – горестно подумал он, но быстро отбросил в сторону грустные мысли. – Что я, буду сидеть дома вечно? Крутиться надо! Кардан крутится – машина едет». Накинув пиджак на плечи, он расправился, поднял высоко голову и пошел в люди «завоевывать мир».
Невольно вспомнились слова из мультфильма «Жил был пес»: «И стал „Кардан“ жить, как прежде, даже еще лучше; забылись прошлые неприятности – все забылось».
Во время написания данной книги мне повезло повстречать Кардана. Однажды ранним утром пришел ко мне домой и говорит:
– Грибы надо? – он демонстративно протянул в мою сторону полный опят пакет.
– Надо, – говорю.
Бартер состоялся. Обратно прибегает через полчаса.
– Рыбы надо?
– Надо.
– Завтра еще принесу, – пообещал он.
– Хорошо, неси.
И на этот раз я с ним рассчитался.
78
В третий раз прибегает.
– Вот только сетку закинул; утром рыбы обратно принесу. Пришел сказать, что я о тебе не забыл, а то подумаешь – напился и пьяный лежит. Дай на пол литра, а я на заре, как только сетку вытащу, сразу к тебе.
И знаю же, что врет, но как красиво: все по полочкам разложит. Какую сетку закинул, как легла в воду, какого сорта рыба там водится – все расскажет. – Ты же знаешь, кого-то другого, может быть и обманул бы, но только не тебя.
Я внимательно слушал его и радовался тому, что есть на земле такие веселые люди: казалось бы обманщик, лгун, но каждый человек, который когда-либо его повстречал, наверное, где-то в глубине души хотел быть обманутым. Иначе, почему это люди, знающие всю его подноготную, постоянно наступали бы на одни и те же грабли? Видать, был в этом человеке некий шарм, какое-то чисто человеческое обаяние… Как ребенку прощаешь его шалости из-за детской неопытности и незнания жизни, так и Кардану прощаешь его проделки, потому что хочешь его обратно увидеть, послушать, посмеяться, порадоваться жизни.
Захотелось мне поверить ему, и я дал ему на пол литра. Хотя знал же, что обманет, но так красиво рассказал, так ярко нарисовал свои действия, так сладко наобещал, что и обижаться не на что.
Я стоял и смотрел в след уходящему Кардану, который удалялся быстрой и уверенной походкой. Грустные и теплые мысли заполнили мою голову: столько энтузиазма было в этом человеке, столько показной добродетельности к людям, сколько жизни! Он умел внушить человеку надежду, пусть даже
79
временную, на то, что мир не без добрых людей; он умел своим разговором поднять настроение, наполнить радужными красками скучные и однообразные будни сельского труженика. Наверное, за эти положительные эмоции, полученные после общения с ним, ему многое и прощали.
«Эх, и какой все-таки славный парень, ну, просто, ходячий анекдот» – я все стоял и повторял в уме эти слова, вызвавшие на моем лице благожелательную улыбку, пока Кардан не скрылся за углом «пустынной» улицы.
Вымирают украинские села. Помню, как еще несколько лет назад, заезжал я в соседнее. Жизнь бурлила: люди сажали огороды, держали коров; на том месте стоят сейчас полуразрушенные дома, и ветер гуляет по руинам, – злой ветер перемен. В том селе был свой «Кардан», и в сотнях таких же сел, которые остались только на карте бывшего Советского Союза. Там тоже были свои мужики-талисманы, о которых можно писать целые тома, только вот о них никто уже не вспомнит, поэтому я и решил оставить память о Кардане и историях о его проделках, которые тешили и смешили людей в селе, сглаживая их тяжелые и серые будни, десятки лет.
80