355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Алексей Юдин » Авантюрные хроники: английская дипломатическая служба в России » Текст книги (страница 11)
Авантюрные хроники: английская дипломатическая служба в России
  • Текст добавлен: 19 апреля 2022, 15:03

Текст книги "Авантюрные хроники: английская дипломатическая служба в России"


Автор книги: Алексей Юдин


Жанр:

   

Научпоп


сообщить о нарушении

Текущая страница: 11 (всего у книги 11 страниц)

Царь Михаил и англичане

Английская колония в Москве по-прежнему селилась поближе к Английскому подворью и была довольно многочисленной, но ее влияние несколько ослабло. Голландцы и немцы начинали понемногу теснить англичан, происходило это практически по всем направлениям. Судя по всему, Михаил Федорович испытывал к англичанам недоверие, возможно до него дошли слухи о их роли в ходе событий Смутного времени. Он явно стремился максимально разбавить иностранное влияние в Москве.

В 1620 году Джон Меррик еще раз побывал в Москве и вновь предпринял попытку открыть англичанам путь к восточной торговле. Взамен он обещал предоставление нового займа, однако переговоры не задались. Московская компания рассчитывала торговать на условиях льготных пошлин, но Москва не уступила. В этой связи не сильно продвинулись и переговоры о союзе. Россия уже не столь остро нуждалась в союзнических отношениях с Лондоном. В ноябре 1618 года было заключено Деулинское перемирие с Польшей. Русской дипломатии удалось в значительной степени нормализовать положение у южных границ России. И хотя на подписание договора турецкий султан не пошел, мирные отношения с Османской империей и ее вассалом Крымским ханством сохранялись в течение ряда лет, позволив России сосредоточиться на западном направлении169169
  История внешней политики России. Конец XV-XVII век… С. 222.


[Закрыть]
.

Тем не менее дела Московской компании в России начинали постепенно выправляться, хотя обороты были все же небольшие. Достаточно сказать, что на тот момент капитал компании составлял всего 64 тыс. фунтов стерлингов. Для сравнения, в то же время капитал Ост-Индской компании превысил 1,6 млн. фунтов стерлингов. Михаил Федорович в конце концов согласился вернуть Московской компании право беспошлинной торговли. Взамен компания обязывалась поставлять в царскую казну сукна и ряд других товаров по ценам, по которым они продавались в стране изготовления. Впрочем, последнее обязательство исполнялось далеко не исправно. Компании запрещалось вывозить из России шелк и ввозить табак. В 1619 году число купцов компании, которые могли торговать беспошлинно, было увеличено до 23 человек, но фактически этим правом пользовалось до 70 купцов. Беспошлинная торговля в России дала возможность Московской компании захватить российский оптовый рынок. Англичане скупали оптом российские товары, и продавали их в Архангельске иностранным купцам. Кроме того, купцы компании продолжали нарушать запрет на ведение розничной торговли на территории английских подворий. Такое положение вызывало растущее возмущение российского купечества. Русские купцы писали царю челобитные, но Михаил Федорович не торопился положить конец бесчинствам англичан, ограничиваясь тем, что регулярно отвергал их претензии восстановить право торговли на Каспии. Беспардонное и высокомерное поведение англичан привело к тому, что ухудшилось отношение не только к английским купцам, но к англичанам вообще. Англичан стали избегать даже приближенные царя, разрушались старые связи, мельчала «английская партия».

Артур Ди

В 1621 году в Россию по рекомендации короля Якова I приехал новый английский врач Артур Ди, вскоре получивший русскую фамилию – Диев. Это был непростой врач. Стоит напомнить, что Артур был сыном легендарного Джона Ди, лучшего разведчика Фрэнсиса Уолсингема. Трудно представить, что сын такого человека ограничивался исключительно вопросами врачебной практики при русском государе тем более в условиях, когда контакты англичан с правительством и приближенными царя оказались ограничен. При дворе Михаила Федоровича и патриарха Филарета Артур Ди быстро стал своим человеком. Царь Михаил относился к нему с большим уважением, подарил ему дом в центре Москвы, у Ильинских ворот, а также поместье, или как тогда говорили дачу. Нельзя исключать, что внимание царя привлекали занятия Артура Ди алхимией и астрологией, где их интересы пересекались. В 1626 году Артур Ди ненадолго вернулся в Англию, а затем продолжил службу в Москве, где оставался до 1637 года (по другим данным до 1636 года, в тот год был продан его дом у Ильинских ворот170170
  Бантыш-Каменский Н.Н. Обзор внешних сношений России (по 1800 год). Часть первая.


[Закрыть]
). Фактически на то время он был единственным англичанином, который имел возможность получать достоверную информацию из окружения русского царя.

Царь Алексей Михайлович и посольство Дохтурова

Надежда на восстановление особого положения Московской компании и англичан в России появилась с восшествием на престол Алексея Михайловича, но Англия сама переживала непростое время. В стране полным ходом шла гражданская война между сторонниками Карла I и партией Парламента. Рассчитывать на заступничество короля в Компании не могли, а Парламенту было не до Компании, которая работала на интересы короля. Летом 1645 года в Лондон было отправлено посольство Герасима Дохтурова с сообщением о кончине царя Михаила Федоровича и о воцарении его сына Алексея Михайловича. Купцы Московской компании, узнав про это, обратились в парламент с ходатайством об организации достойного приема русского посланника. Проблема заключалась в том, что Дохтуров вез царское послание Карлу I, а короля в Лондоне не было. После тяжелого поражения летом того года он скрывался где-то на севере, в Шотландии. В таких условиях встреча русского посла с королем была невозможна. Тем не менее, просьба купцов была удовлетворена максимально, почести оказанные Дохтурову и его посольству были беспрецедентными. Дохтуров неоднократно пытался выяснить, где находится король и когда состоится его аудиенция, но наталкивался на вежливые разъяснения обстоятельств, которые делали невозможной встречу с Карлом I. Дохтуров в итоге согласился быть принятым в Парламенте. Почести и внимание, оказанное русскому послу в палате лордов и в палате общин, оказались поистине королевскими, для него было приготовлено специальное кресло, лорды и парламентарии ловили каждое его слово и малейшее движение, вставали, когда он вставал, садились, когда он садился. В обеих палатах его заверили в искренней дружбе и глубоком уважении к царю Московии, желании продолжать почти столетние традиции взаимной торговли. Так и не встретившись с королем, Дохтуров был вынужден отправиться в обратный путь. Тем не менее в компании несколько воспряли духом, рассчитывая на лучшие времена. К тому же располагало воспитание юного царя, и его вестернизированное окружение.

Положение английских купцов при Алексее Михайловиче

Царю Алексею Михайловичу было в ту пору неполных шестнадцать лет, он еще не успел проявить характер, но продемонстрировал свои способности. Он знал иностранные языки, разбирался в философии, богословии, любил духовную музыку. Царь Алексей прочитал все, «что только можно было тогда прочесть на славянском и русском языках». У него обнаружилась страсть к писательству, он писал длинные письма, записки и даже религиозные стихи171171
  42 Соловьев С. М. Соч. Т. 12. М., 1991. С. 593.


[Закрыть]
. Его воспитателем и соправителем в первые годы царствования был боярин Борис Иванович Морозов, человек вполне европейский. Еще при жизни Михаила Федоровича Морозов заказывал своим воспитанникам немецкое платье, в их покоях появились часы, картины, музыкальные инструменты. Он даже подарил царевичу иностранную карету, затянутую внутри шелком и бархатом, с хрустальными стеклами в дверцах и с колесами, стянутыми серебряными обручами. Борис Иванович всемерно поощрял духовные склонности царевича, его глубокую религиозность, склонность к чтению православных книг, поездкам на богомолье, а также старался пристрастить его к соколиной и псовой охоте. Человек несомненно умный и образованный, понимавший первоочередные потребности государства, он стремился не особенно загружать молодого царя государственными заботами. После женитьбы Морозова на Анне Ильиничне Милославской, родной сестре царицы Марьи Ильиничны, сравниться с ним по влиянию на Алексея Михайловича не мог никто. Он, несомненно, был в состоянии помочь Московской компании решить вопрос о восстановлении права каспийской торговли, но к великой досаде англичан Борис Иванович приблизил к себе голландского заводчика Андрея Денисовича Виниуса, который стал его едва ли ни ближайшим советником. Виниус действительно был успешным и удачливым предпринимателем, он приобщил к торговле и самого Морозова, наладив вывоз в Европу зерна и леса из морозовских имений. Однако его главная заслуга состояла в том, что ему, как уже отмечалось, удалось наладить под Тулой производство качественного железа. Как отмечал С.М. Соловьев, это был «первый пример иностранца, получившего влияние на государственные дела» России. Голландские купцы готовились окончательно потеснить своих основных конкурентов англичан. По Москве ходили возмутительные пасквили и карикатуры, высмеивавшие и унижавшие достоинство англичан. Англичан изображали в виде бесхвостого льва с тремя опрокинутыми коронами и с обрезанными ушами и хвостом. Таких «непристойных» картинок было очень и очень много.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю