Текст книги "Советский ракетный крейсер. Зигзаги эволюции"
Автор книги: Алексей Соколов
Жанры:
Технические науки
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 5 (всего у книги 5 страниц)
Что осталось за кадром?
Опыт вьетнамской войны показал, что и нам нужно развивать как средства нападения с моря на берег, так и защиты побережья от ударов с моря.
С защитой побережья у нас в стране все развивалось более-менее нормально. На базе ПКР П-15 (модификация «Термит») был создан комплекс «Рубеж». На базе ПКР П-35 – подвижный комплекс «Редут» и стационарный «Утес». Еще ранее были приняты на вооружение буксируемые артиллерийские орудия калибра 100 мм и 130 мм. Разрабатывались, но не пошли в серию 152-мм и 180-мм орудия.
В последнее время принята на вооружение разрабатываемая с 1975 г. система «Берег» включающая самоходные артиллерийские орудия калибра 130 мм, разработанные на основе корабельного АК-130 и систему управления огнем «Подача». Ее испытания начались в Крыму еще в 1987 г., но после распада СССР Украина наотрез отказывалась дать разрешение даже на вывоз комплекса в Россию, не то, что продолжить испытания. Проблему удалось решить только совсем недавно, и испытания были завершены.
Что касается работы с моря по берегу, то здесь всегда были проблемы. Больно, горько и обидно было смотреть, как американские линкоры почти безнаказанно обрабатывали своими 406-мм орудиями вьетнамское побережье.
В СССР кроме старых крейсеров пр. 68 бис с их 152-мм орудиями противопоставить было нечего. Но доподлинно известно, что весь послевоенный период вплоть до середины 90-х годов велась разработка ракетно-артиллерийских кораблей и применительно к ним – вся гамма артиллерийских орудий. Есть сведения о проработках по размещению на кораблях сухопутных орудий калибра 152 мм («Бомбарда») и 203 мм («Пион-М»). Историк-энтузиаст (поскольку работает только по собственной инициативе) А.Б. Широкорад раскопал сведения о разработке уникального орудия. В дань уважения к автору приводим его информацию в оригинале.
Проект 406-мм пушки – пусковой установки
В конце 1983 года – начале 1984 года был разработан проект 406-мм корабельного гладкоствольного орудия, являвшегося одновременно и пусковой установкой для различных типов ракет.
Орудие – ПУ имело 406-мм гладкий ствол длиной 6,5 метров. Система могла стрелять управляемыми снарядами как «поверхность-поверхность», так и зенитными. Кроме того, можно было стрелять оперенными снарядами и глубинными бомбами, как с обычным, так и со спецзарядом.
406-мм безбашенная установка могла размещаться на всех типах надводных кораблей водоизмещение свыше 2000 тонн.
Главной особенностью установки было ограничение угла возвышения +30°, что дало возможность заглубить ось цапф ниже палубы на 500 мм и исключить из конструкции башню. Качающаяся часть помещена под боевым столом и проходит через амбразуру купола.
Благодаря невысокой «гаубичной» баллистике уменьшены стенки ствола. Ствол лейнированный с дульным тормозом. Затвор поршневой с пластинчатым обтюратором. Уравновешивание качающейся части производилось с помощью пневматического уравновешивающего механизма.
Заряжание производилось при угле возвышения +90° непосредственно из погреба «элеватором-досылателем», расположенном соосно вращающейся части.
Боевое отделение установки размещено под палубой внутри жесткого барбета. Одно– или двухъярусный погреб (в зависимости от типа корабля) расположен под боевым отделением. Конструкция установки допускает быструю смену типа боеприпаса без предварительного дострела выстрелов, находящихся на путях подачи и досылки.
Выстрел состоял из боеприпаса (снаряда или ракеты) и поддона, в котором размещался метательный заряд.
Поддон для всех типов боеприпасов был одинаков. Он двигался вместе с боеприпасом по каналу ствола и отделялся после вылета из канала. Все операции по подаче и досылке производились автоматически.
Проект этой супер универсальной пушки был очень интересен и оригинален. Но резолюция руководства оригинальностью не отличалась: калибр 406 мм не предусмотрен стандартами отечественного ВМФ.
Целый пласт информации о разработке этих проектов кораблей никогда нигде не был освещен и ждет своего исследователя. Только бы не пропала информация из архивов. Сейчас вместо того, чтобы проводить работу по рассекречиванию по истечению 30-летнего срока (в соответствии с решением от 2000 г.) все просто сжигают, а оставшееся засекречивают навсегда, дабы не утруждать себя работой.
Единственным кораблем этого назначения, воплощенным в металле, стал пр. 956, да и тот, по нашей традиции превратился совсем не в то, что задумывалось. В 1971 г. Северному ПКБ было выдано задание на разработку ракетно-артиллерийского корабля, вооруженного 130-мм универсальной артиллерией и предназначенного, прежде всего, для поражения малоразмерных береговых целей и огневой поддержки морских десантов. Первоначально прорабатываемый в небольшом водоизмещении, постепенно обрастая все новым и новым оружием и увеличиваясь в размерах, корабль превратился в многофункциональный, отойдя от основных первоначальных требований.
Корабли с артиллерией более крупного калибра, похоже, строить никогда не собирались, так что все работы велись впустую.
Заключение
Оглянувшись назад и трезво оценив выбранный путь и проделанную громадную работу, честно нужно признать, что обмануть самих себя не удалось. Попытка обойтись без авианосцев явно не удалась.
Защита соединения флота более дешевыми средствами (как казалось) вылилась в конечном счете в более затратные проекты, так как каждый последующий корабль постоянно увеличивался в размерах, постепенно превращаясь в универсальный под постоянно увеличивающимся количеством оружия и, соответственно, выполняемых задач. Постоянно росли габариты ракетного оружия. К тому же пришлось параллельно создавать специфичный, только для нашего флота, класс подводных лодок с крылатыми ракетами для действий по корабельным соединениями предполагаемого противника в дальней зоне, так как не было морской авианосной авиации.
Сознание того, что давно пора переходить к «классике», пришло слишком поздно. С трудом развернувшись, начали создавать сбалансированный флот, где основной ударной единицей надводного флота стал авианосец.
Но было уже поздно. Под грудой накованного оружия развалился Советский Союз. Экономика не выдержала огромного перекоса в сторону военных затрат.
Хорошо, что нынешнее руководство России сделало выводы из предыдущих ошибок. Из имеющихся возможностей, к счастью постоянно увеличивающихся, идет плавное восстановление нашего флота. Очень желателен скорейший переход от единичных проектов (или очень малых серий) к массовой постройке кораблей для охраны пограничной зоны и экономической зоны, которые нужны в первую очередь. Радует то, что на верфях заложены корветы и фрегаты. На 2020 год намечена постройка авианосца. Осуществились бы только эти планы. Так хочется верить.
Настораживает одно обстоятельство. Американцы уже перевооружили четыре свои лодки с ударными ракетами на 128 крылатых ракет «Томагавк» на каждой. Это уже «попахивает» новой морской стратегией. Не пришлось бы нам, в который раз, спешно и вновь с большими затратами перестраивать свои амбициозные планы.
Вот и все.
ТАРКР «Петр Великий». 17 октября 2004 г. Собрание Виталия Костриченко.
РКР «Москва» – флагман Краснознаменного Черноморского флота. Фото Александра Кузенкова
Литература
1. История отечественного судостроения. Том 5. СПБ: «Судостроение», 1996.
2. Альманах «Тайфун» за 1997-1999 гг.
3. Журнал «Невский бастион».
4. Архив автора.
На первой странице обложки:Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Петр Великий» и ракетный крейсер (РКР) «Маршал Устинов» в Баренцевом море. Собрание Виталия Костриченко.
На четвертой странице обложки:РКР «Маршал Устинов» и ТАРКР «Петр Великий» в Санкт-Петербурге. Собрание Алексея Соколова.
Редкий кадр. «Свадьба» на Неве. Первая встреча ракетного крейсера «Маршал Устинов», пришедшего на ремонт в Санкт-Петербург, и достраивающегося атомного ракетного крейсера «Петр Великий». Участвующий в параде, «Маршал Устинов» позже будет поставлен на бочки у моста Лейтенанта Шмидта.
Эти два корабля и спустя десятилетие продолжают нести совместную службу в составе Краснознаменного Северного флота. Они являются наиболее мощными ударными надводными кораблями в мире (за исключением авианосцев), олицетворяют собой былое величие морской силы распавшейся страны и они – пролог возрождения военно-морской мощи возрождающейся России.