355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » "Завтра" Газета » Газета Завтра 847 (6 2010) » Текст книги (страница 8)
Газета Завтра 847 (6 2010)
  • Текст добавлен: 5 октября 2016, 21:19

Текст книги "Газета Завтра 847 (6 2010)"


Автор книги: "Завтра" Газета


Жанр:

   

Публицистика


сообщить о нарушении

Текущая страница: 8 (всего у книги 8 страниц)

Андрей Смирнов __ ПОХВАЛА КАЗАКАМ

Казачий Кругъ. «Да не сгинет казачья слава…» 2009



     "Славную трубку раскурили тогда воители. Казалось, казацкий меч сорвался с чьих-то плеч и плясал гопака по всей стране. На обратном пути довольные, шутя и балагуря, плыли казаки; гребли весело и пели. Пел и Паливода. Не думали они о том, что близка смерть для многих храбрецов. Да и была ли бы возможна эта жизнь, если б они задавали судьбе эти вопросы!

     Паливода стоял и думал; оселедец вился по его гладкому затылку; пастбище смертей, с рукоятью как куст незабудок, было засунуто за широкий пояс. Холодней волн озера блестел его угол за поясом. Белая рубаха и испачканные смолой штаны украинского полотна дополняли наряд – суровый и гордый. Загорелая рука была протянута к закату; другие казаки были в повязке осенних маков".

     Эта пластинка в какой-то мере наследует альбом «Паливода», вышедший после вечера в Международном фонде славянской письменности и культуры в 2003 году. Диск «Да не сгинет казачья слава...» фундаментом тоже имеет рассказ (4-й парус) «Смерть Паливоды» из «сверхповести» «Дети Выдры» Велимира Хлебникова и песни запорожских и кубанских казаков. В год двухсотлетия Гоголя композиция пополнилась выдержками из повести «Тарас Бульба». Время звучания и количество номеров альбома увеличились на треть, став своеобразным казачьим эпосом. Неслучайно – посвящение пластинки «павшим за Веру, Отечество и за други своя».

      «Казачий Кругъ» во всех формациях бесконечно далёк от филармонического попса, эстрадного китча или профанических блокбастеров. «Главной отличительной чертой ансамбля „Казачий Кругъ“ является то, что он стремится донести до слушателя внутренний дух исполняемой им песни, не прибегая к искусственным украшениям или упрощениям. Самые главные и незабываемые творческие уроки ансамбль и по сей день продолжает получать от общения с народными исполнителями, подлинными носителями и ревностными хранителями казачьей песенной традиции. Участники ансамбля считают их своими истинными учителями и наставниками», – фиксирует музыкальное издательство «IZBA records».

     Потому и возникает совсем неожиданный эффект столкновения с аутентичной казачьей культурой. Знакомая участница левацкой художническо-философской группировки «Что делать?» некогда «до дыр» заслушала альбом «Не для меня». В одном рок-журнале, в традиционном хит-параде сотрудников редакции казаки внезапно возникли в устоявшейся компании фригидных хиппарей, замшелых панков и булькающих растаманов. «Казачий кругъ» словно снимает во многом навязанную оппозицию традиции и эксперимента, фольклора и авангарда.

     Кстати, интерес будетлянина Хлебникова к запорожцам был связан с происхождением самого поэта, его род по материнской линии Вербицких восходит к запорожским казакам. В 1921 году Хлебников вполне по-казацки поучаствовал в иранском походе Персидской красной армии, пусть его оружием было слово.

     В повести Гоголя мелькает казак по имени Палывода. Собственно, украинское паливода – это сорвиголова, авантюрист. В хлебниковской поэме «Марина Мнишек» встречается «Здесь были воду жечь охотники» – развёрнутая метафора, восходящая всё к тому же «паливоде». Так что Паливода – это собирательный образ казака-запорожца, рыцаря загадочной Сечи, «этого русского ответа на западных меченосцев и тевтонских рыцарей».

     Как пишет автор уникального исследования о запорожском казачестве Роман Багдасаров: «Территория Сичи имела совершенно особое устройство, весьма далекое от общепринятого государственного стандарта. Единственным аналогом здесь могла бы послужить лишь монашеская православная „республика“ на Св. Горе Афон. Так же как на земли Сичи, вход женщинам туда был абсолютно запрещен».

     «Бурное русло, по которому текла запорожская жизнь, не ставило барьера между традицией и экзистенцией и не позволяло излишне формализовать отбор членов товарищества. Главными доводами в пользу кандидата при его приеме служили физическая сила, боевая выучка, согласие воевать под знаменем Православия. Прежняя жизнь не принималась в расчет: поступавший должен был здесь и теперь подтвердить свою долю в низовой вольнице... Жизненной целью сечевика были стяжание и приложение воинской удали, мыслившейся как реальное причастие трансцендентного Духа. Последний же, согласно христианской парадигме, не мог подчиняться каким бы то ни было земным условиям. Ставить небесное воинство, символом которого выступал Кош, в зависимость от происхождения, родословной, юридических норм – значило противоречить великой литургической истине, выраженной возгласом „Твоя от Твоих“, которую низовой рыцарь осуществлял не в „умном делании“ (т. е. в молитве, подобно иноку), а в сознательном заключении своей натуры под смертную сень войны с врагами Веры».

     "За Сичь! – сказал Тарас и высоко поднял над головою руку.

     – За Сичь! – отдалося густо в передних рядах. – За Сичь! – сказали тихо старые, моргнувши седым усом; и, встрепенувшись, как молодые соколы, повторили молодые: – За Сичь!"



     Заказать альбом можно по тел. 8(916)349-51-45 или [email protected]. Сайт ансамбля – www.kazakkrug.ru



11
  http://top.mail.ru/jump?from=74573


[Закрыть]

Тит __ ОППОЗИЦИЯ: ТЕАТР СОПРОТИВЛЕНИЯ

На протяжении минувших, канувших в лету этих двадцати московских лет – для кого-то страшных и бурных, а для иных на удивление спокойных и мирных; в круженье толп, в звенящем чреве краснознаменной оркестрово-медной оппозиции… Среди орденоносных ветеранов, марширующих бабок, вдохновенных бродяг, подтянутых спецов, суровых бородачей и растворенных в народе представителей литературно-художественной богемы – неизменно появлялся он: фиксатор, летописец, соглядатай. Как неутомимый альбатрос в потоке воздуха сопровождает летящую по волнам шхуну, так фотохудожник Игорь Мухин неизменно сопровождает кораблик оппозиции, бегущий по асфальтовым мостовым сытой, равнодушной, вконец обуржуазившейся Москве.

     Выставка работ Мухина, открывшаяся недавно на «Винзаводе», представляет лишь малую, крохотную часть богатейшего архива автора, который из года в год, не пропуская ни одного шествия, ни одного оппозиционного митинга – схватывал, склевывал, урывал для вечности ломтики жизни; коллекционировал мельчайшие осколки истории.









     Данный проект Мухина называется «Сопротивление», что не совсем верно. Вспышки подлинного сопротивления, моменты реального, нешуточного столкновения оппозиции с властью возникали в столице крайне редко. После расстрелянного из танков восстания 1993-го года можно вспомнить лишь известное шумное стояние у американского посольства в 1999-м да несколько дерзких акций НБП. В Москве и Питере состоялась еще пара-тройка боевых стычек, наподобие «Антикапитализма-2002», когда на площади Маяковского левую молодежь власти притравили овчарками. Однако основной сюжет оппозиции разворачивался в рамках политического театра, сценой для которого служили оцепленные милицией пустынные московские проспекты.

     Драгоценные лица! Честные, прекрасные и напрасные жесты! Пестрая русская жизнь, претворенная в уличный балет со знаменами, плакатами и автомобильными люльками, в которых плывет мимо вас то звонница, то, усиленный динамиком, хор старух...









     О, Анпилов! О, Харчиков! О, бесподобный отряд танцующих курдов, которые под грохот барабанов и вой боевых флейт двигались от Белорусского вокзала к Кремлю, слитые с толпой, но не потерянные среди тысяч легких красных знамен! Где ты, лысый баянист, идущий задом наперед, рьяно управляющий маленьким оркестром?

     Густая раскаленная лава неумолимо сползает с холма на Кремль. Увитый лентами флагов и транспарантов красный дракон раскрыл свой жаркий рыхлый зев. Еще мгновение, и, кажется, толпа всей своей радостной энергией, своими артистизмом и музыкальностью зальет собой Красную площадь, просочится сквозь стены цитадели, набьется в палаты, в тронный зал и под грохот оваций провозгласит народную власть, отменит нищету и сырость, обман и подлость… Устроит пир на весь мир!









     Но что-то происходит. Что-то тихое, невидимое глазу. И полноводная река голов и знамен послушно поворачивает в уготовленное для нее русло. Мохнатая гусеница, теряя энергию, ползет на гору прочь от Кремля – на Лубянку, чтобы распасться на молекулы, рассосаться, приняв чинно резолюцию о революции.

     Жаль, что среди десятков тысяч участников оппозиционных праздничных действ не нашлось человека с диктофоном, собирающего оппозиционные песни и речи, риторику лидеров, слова-угрозы, роскошные призывы и щедрые посулы! Кто бы собрал похожие на сказку обещания весенних и осенних наступлений трудящихся, записал на диск словесное кружево обличений и гневные громы, производимые при помощи железного листа за сценой.









     Такого нет. Не нашлось! Зато нашелся Игорь Мухин – уникальный человек, из любви к искусству полюбивший и всю нашу канитель, наш красный балаган – трогательный, занятный, разношерстный и многолюдный.

     Длинный, тонкий, странный даже в странном окружении Мухин по-птичьему вытягивает длинную шею и, оцепенев, взирает немигающим глазом на окружающую его пестроту. Мгновение и – «Щелк-щелк-щелк … щелк!» Еще несколько снимков в золотую коллекцию портретов Её Величества Оппозиции.



11
  http://top.mail.ru/jump?from=74573


[Закрыть]

Евгений Нефёдов __ ЕВГЕНИЙ О НЕКИХ

Несётся жизнь в безумном хороводе каких-то слов, событий и имён… На днях иду в подземном переходе и слышу голос под гитарный звон:

     "Глава России, вы большой учёный, в вопросах права – знающий доцент. А я простой трудяга, обречённый стать безработным в кризисный момент.

     За что наказан – сам того не знаю, но знаю я, что жертвы новых схем – все, от Москвы до самых до окраин. Кто был ничем, тот стал уже совсем…

     И потому всё громче поднимают свой голос люди против злой судьбы. Я это всё, конечно, понимаю как обостренье классовой борьбы!

     Одно неясно: почему, к примеру, в Калининграде и других местах народ ругает одного премьера – когда вы вместе сотворили крах?

     Конечно, он за многое в ответе, но лично вы – и это всем видать – шагаете в Кремлёвском кабинете куда-то в девяностые опять…

     Недавно хоронили мы Гайдара, что всё угробил «шоковым» мечом, и думали: ушёл-таки от кары… А он, как оказалось, ни при чём!

     Так уверяют те, кто дружен с вами, чьи партии во власть вернули вы. Они из искры раздувают пламя, но цвет его – оранжевый, увы…

     К вам либералы льнут, и неспроста ведь у них в речах бредовый есть аспект: «экономисту» – памятник поставить и обгайдарить Ленинский проспект.

     Они в реванш уверовали прочно, чтоб уж вконец Россию извести, хотя клянётся ельцинская дочка, что ейный папа – ангел во плоти…

     Они по новой с ненавистью крепкой Советский строй и Сталинский уклад пошли рубить – и русофобства щепки свободно во все стороны летят!

     А вы молчите, первый чин России, не видя смысла злобу их унять. У вас заботы, видимо, иные – законы в конституции менять…"

     Я дальше шёл, а песня всё звучала и ещё долго слышалась вдали, а публика стоявшая вручала поющему десятки и рубли…

     Она сама сегодня еле-еле спасается от горя и беды. Так выходи, певец, из подземелья! И выводи народ из темноты!



11
  http://top.mail.ru/jump?from=74573


[Закрыть]


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю