355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Юрий Дружников » Техасские заскоки » Текст книги (страница 2)
Техасские заскоки
  • Текст добавлен: 26 сентября 2016, 09:26

Текст книги "Техасские заскоки"


Автор книги: Юрий Дружников



сообщить о нарушении

Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)

– В принципе техасец не хочет думать, когда в магазин можно зайти, а когда нельзя, и магазин должен быть открыт всегда, что бы в мире ни случилось. Но мы с женой держим торговлю сами. Есть мы можем ходить по очереди, но чтобы у нас были дети, нам надо вместе спать, вот и все.

Никто не может постановить, когда открывать или закрывать магазин, ни правительство Техаса, ни министерство торговли, ни власти графства. Перед праздниками или в туристский сезон владелец магазина закрывает дверь ближе к ночи. Сапожник работает только днем. Впрочем, ночью, если приспичило, ботинки можно сдать в ремонт в магазине "Эйчиби". Магазин для новобрачных вечером закрыт – жениться придется не раньше, чем утром. Большие универмаги, магазины одежды, хозяйственные, мебели и тому подобные работают до девяти или десяти вечера – так хотят владельцы торговых фирм.

Никаких перерывов на обед в магазинах, как это заведено в России, быть не может. Служащие обедают по очереди, по гибкому графику. Какой же дурак упустит покупателя, чтобы он пошел к соседу? Впрочем, на дверях маленького парфюмерного магазинчика видел надпись: "Извините, откроемся через неделю: уехали отдохнуть на Гавайские острова".

Социолог из Техасского университета сразу отверг мою идею хаоса в этом деле.

– Спрос тщательно изучается, – сказал он. – Круглосуточно работает та часть торговли, которая нужна ночью покупателю и может принести доход. Если можно продать больше, предприниматели, будьте уверены, своего не упустят. Реклама круглосуточности поднимает престиж. К тому же всегда открытые магазины или забегаловки, так сказать, разреживают дневное посещение, не бывает переполнения в час пик.

Само собой, круглосуточно работают бензоколонки и автоматические мойки машин. А вот ночью отремонтировать машину нельзя. Хозяин мастерской просто даст вам другую, а вашу оставит – поменяете, когда он вам позвонит. В техасском провинциальном Париже ночью вы можете подойти к ярко светящемуся роботу, и он продаст или выдаст напрокат видеофильм. В этом Париже (в отличие от настоящего, где многое закрывается рано) на любой почте можете сами отправить посреди ночи письмо или посылку, купив в автомате марки или купоны для экспресс-почты, которая доставляется в любую точку земного шара за два дня, а внутри страны – за ночь. Там же, на почте, если вы написали ночью гениальные стихи или недовольны политикой правительства, можете размножить сочинения в любом количестве копий и начать распространять свою лирику или пропаганду по факсу, не дожидаясь утра. Крылов и супермаркет

То и дело мы слышим, что качество сервиса в Америке падает. Но поезжайте в Техас, там он все еще высок.

– Я купила новый сыр, – сказала мать. – Попробуйте.

– Вкусный! – отведав, решили дети.

– А по-моему, немного горчит, – решил отец. – Зачем они добавили туда красного перца? Я больше люблю черный.

– Хорошо, – послушно согласилась жена. – Поеду за продуктами, верну его.

Распакованную пачку сыра, который к тому же был на треть съеден, женщина принесла в магазин.

– У вас есть чек нашего магазина? – спросили ее.

– Нет, – ответила она, – я его выбросила.

– Ничего, не беспокойтесь, – ответили ей. – А что с сыром?

– Мужу показалось, что он горчит.

– Спасибо, что зашли.

И служащий магазина выплатил женщине двойную стоимость купленной пачки сыра.

Я бы не поверил сей истории, если бы эта женщина не была женой моего собственного приятеля. Такая традиция существовала в Техасе, но, кажется, теперь сошла на нет. Что ж получается: покупаю, съедаю часть, возвращаю объедки и еще зарабатываю деньги?

Ответ, однако, не прост, а выгода – штука хитрая. Раз в неделю эта женщина покупает в этом супермаркете полную коляску продуктов на семью минимум долларов на семьдесят. Она вернула сыр, который стоит четыре доллара, и получила восемь. Двойная цена – компенсация за доставленное неудовольствие. И – будем откровенны – за то, чтобы хозяйка пришла через неделю снова именно сюда потратить еще семьдесят долларов. Четыре лишних доллара для фирмы – мелочь. Но – у нас абсолютно все вкусно, гарантируем не только высокое качество, но буквально стараемся ублажить вас.

И какой учет психологии! Разве техасец, человек широкой души, станет каждый день отъедать куски и относить продукты назад, чтобы получить несколько лишних долларов? Однако, если бы Крылов побывал в Техасе, то у басни "Ворона и лисица" было бы продолжение: выманив у вороны кусочек сыру, хитрая лисица отправляется в супермаркет обменять его на целого цыпленка.

Нашему брату эмигранту нужно время, чтобы понять одну особенность американского универмага. Он состоит из двух неравных частей: одна, гигантская, по которой бродишь часами, выбирая вещь, другая – прилавок у входа, куда эту вещь можно потом вернуть. В некоторых магазинах срок возврата практически не ограничен. Вас не спрашивают, почему сдаете обратно. В крайнем случае уточнят: не работает или не нравится? Но можете не говорить. Желательно иметь чек, но не обязательно. Записывают фамилию и адрес. Можете назвать любые – если любите врать, но зачем? Сданную вещь никто при вас не смотрит. Деньги возвращаются немедленно.

Ситуация комическая: сперва "Спасибо за покупку", потом "Спасибо за то, что принесли назад". Снова возникает вопрос об убытках торговли, о злоупотреблениях... Конечно, злоупотребляют! Один знакомый купил перед поездкой в Европу видеокамеру, а вернувшись из отпуска, вернул ее в магазин. В прокате ему пришлось бы заплатить за прокат, тут – на шармачка. А очереди в магазинах на сдачу подарков после праздников! Но – торговая фирма терпит, ибо, простите за банальность, покупатель всегда прав. Торговля идет на издержки, чтобы нас заманивать.

Система продавец-покупатель в Техасе больше, чем где-либо в других местах все еще действует так, что быть строгим с покупателем, а тем более, нечестным не только рискованно, но – невыгодно. Лучше взять меньше за качественную вещь, чтобы вы пришли еще раз. Лучше пригнать оставленную вами на ремонт машину к вашему дому, чтобы это вам понравилось. Лучше позвонить через неделю или месяц и спросить, нравится ли вам то, что вы купили, будь то ковер или сковородка. И это не только стиль, но суровая необходимость. Даже борьба за существование. Разумеется, это тонизирует и промышленность. Она старается поставлять в магазины вещи такого качества и такой привлекательности, чтобы покупателю, ее купившему, было жаль с ними расстаться. Прореха в сервисе

В противоречие с вышесказанным о хорошо отлаженном и изощренном техасском сервисе, заявляю: и на старуху бывает проруха. Будучи проездом в глухом городке Кервиль, я зашел в фотостудию. Заказ мой был выполнен не в срок. Короче говоря, вот что там произошло.

Российские фотолюбители сами проявляют и печатают карточки. Все же, хотя и хлопотно, получается лучше, чем в фотографии. Тут это проще: в магазине кладете отснятую пленку в пакет, на нем пишете свое имя, а через день берете пакет. Но если желаете особое качество – тогда нужно, чтобы для вас его обеспечивал не автомат, а профессионал.

Дабы привлечь побольше клиентов, техасские владельцы фотолабораторий изобретают разные хитрости. У одного можно купить годовой членский билет за десять долларов, и за это пленки вам, "члену клуба", будут печатать дешевле. Другой хозяин предлагает бесплатно обучить владению фотоаппаратом не только вас, но и членов вашей семьи, включая детей и старую бабушку. Третий предлагает посылать ему пленки по почте, и тогда он бесплатно высылает вам чистую пленку, чтобы вы опять послали отснятую только ему. Четвертый... Вот как раз четвертый-то чуть было не заставил меня усомниться в качестве техасского сервиса.

В даунтауне Кервиля я остановился заправить машину и пообедать. В глаза бросилась реклама: "Фотографии – за 50 минут". Открыл я стеклянную дверь и симпатичному молодому человеку с усами, похожими на сталинские, который, как выяснилось, недавно купил эту лабораторию, отдал свою пленку.

– Тридцать шесть кадров, хорошие скадрировать и увеличить? – уточнил хозяин. – Доверяете моему вкусу? Через пятьдесят минут заходите.

И я отправился на ленч в соседнюю забегаловку. После еды осмотрел местные достопримечательности, вернулся. Прошел час. Дверь оставалась открытой, но хозяина не было. От нечего делать я листал фотожурналы со всего мира (они здесь продавались). Сидел я и ругал себя за наивность, но и техасцу доставалось, ибо, согласитесь, неприятно, когда вас обманывают.

Минут через сорок молодой человек вбежал с улицы весь мокрый от пота и с виноватым видом открыл ящик:

– Вот ваши фотографии, сэр. Я их сделал сразу, как вы ушли. Извините за опоздание. Клянусь, у меня это случилось впервые.

Знаем мы эти клятвы! Все растяпы на свете всегда клянутся, что это с ними случилось первый раз. Я бегло просмотрел фотографии, качество было хорошее. Все еще злясь, я вытащил бумажник.

– Нет, нет, сэр, что вы! Если больше пятидесяти минут – то бесплатно. Такой порядок, сэр. Спасибо, что зашли и приходите еще...

Я вышел на улицу и оглянулся на вывеску. Под крупным текстом: "Фотографии – за 50 минут" была строчка помельче: "Если дольше бесплатно". Из чистого любопытства я снова отворил дверь.

– Послушайте, – сказал я молодому человеку со сталинскими усами. – Я тут проезжий. А ведь вы же прогорите, если будете опаздывать.

– Я никогда не опаздываю. Но тут пришлось сгонять в соседний город, двадцать минут езды.

– В соседний город, когда клиент ждет? – удивился я.

– Видите ли, жена позвонила мне, и я... То есть, я хочу сказать, что она позвонила мне из роддома и сообщила, что родила сына. То есть я хочу сказать, что у меня только что родился сын. А я ведь фанатик фотографии. И потом, я только что стал настоящим отцом. Ну, я и помчался сделать первый в жизни снимок моего сына. У него еще нет имени, а фото уже есть. Еще раз извините, сэр. Мне очень неловко, что заставил вас ждать.

x x x

Несколько лет уже я не живу в Техасе, работа позвала в Калифорнию. Но все равно Техас – моя вторая родина, место, где я опять родился и начал постигать незнакомый мир, а Калифорния – третья. И когда меня теперь спрашивают незнакомые американцы, как они всех нас всегда спрашивают, "Откуда вы?" – гордо отвечаю: "Я из Техаса". "Что-то у вас акцент не техасский", – возражают мне. Что правда, то правда, акцент остается русским, а часть души отехасилась. Бываю там часто по делам и без, и он всегда остается со мной, где бы я ни оказался, даже в России: есть в Техасе что-то магнетическое для души.

1988-1992.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю