355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Владимир Пекальчук » Лагерь на берегу (СИ) » Текст книги (страница 2)
Лагерь на берегу (СИ)
  • Текст добавлен: 10 апреля 2017, 09:30

Текст книги "Лагерь на берегу (СИ)"


Автор книги: Владимир Пекальчук



сообщить о нарушении

Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)

И вот прямо сейчас я сижу над еще не пустой тарелкой, чувствую, что уже наелся, но при этом борюсь с искушением снова пойти к витрине и чего-нибудь набрать про запас. Если бесплатно – то почему бы и нет? Останавливает меня только мысль, что окружающие будут смотреть на это с удивлением: у них-то благодать и достаток. Они не поймут, что мое полуголодное существование в детдоме для них – история двухвековой давности, но из-за обвала памяти для меня все это было только вчера. И сейчас я – тот же недоедающий блокадник, вот только объяснять это в ответ на удивленные взгляды будет унизительно. В детдоме я лишился иллюзий и веры, но не собственного достоинства.

Так, ладно, хватит себя жалеть. Чуток посидеть, дать съеденному устроиться в желудке, потом чинно доесть остаток – и надеяться, что впредь будет не хуже.

Я скосил глаза на Электроника – он сидит у стены возле розетки и, кроме шуток, заряжается. Однако же.

Тем временем некоторые уже успели расправиться с обедом и понесли подносы с пустой посудой к специальному окошку. Там, в этом окошке, располагалась какая-то автоматика, которая с жужжанием принимала грязные тарелки и куда-то отправляла.

– Хорошие штуки кибернетика, электроника, автоматика и робототехника, – заметил я, – и посуду примет, и помоет, надо полагать, а может, и еду стряпает...

– Еду готовят люди, – сказал, проглотив кусок запеканки, Петруха.

– Странно. Вроде, роботам эта задача должна быть по плечу.

– Тут не в простоте вопрос. Киберы не делают за людей их работу.

– Почему?

– Потому что если киберы будут готовить еду, сеять хлеб, строить дома, шить одежду и плавить сталь, – ответил мне новый женский голос с небольшим акцентом, – то что тогда будешь делать ты? Человека из обезьяны сделал труд, как ты думаешь, младеж , что будет, если люди перестанут трудиться?

Я повернул голову и увидел упитанную тетку лет сорока, которая выкатила из внутренних помещений тележку с тарелками и принялась расставлять в витрине новые блюда. В процессе она успевала пару раз бросить на меня вопросительный взгляд, сопровождавшийся едва заметной улыбкой.

А вот мне улыбаться не хотелось.

Судя по всему – она одна из тех, чей портрет на стенде. Типичная такая сельская тетка, не толстая, но упитанная, краснощекая, не красавица, не уродина, лицо добродушное. Типичная крестьянка, ни отнять, ни прибавить. И эта сельская тетка, на секундочку, роняет глубокомысленные реплики на высокие философские темы? Серьезно?! Засуньте меня обратно в холодильник...

В принципе, я бы мог ответить, что помимо труда есть еще науки, творчество и спорт, которые сами по себе труд, но решил промолчать. Двум вещам в детдоме я научился очень-очень быстро: драться и следить за языком. Есть у меня подозрение, что мой ответ может оказаться... неверным, по мнению окружающих, а раз так – лучше придержать его при себе.

Тут мне на помощь пришел Аристарх Палыч, который, к слову, поел быстрее всех:

– Румяна Марковна, Кирилла только недавно разморозили, он больше двухсот лет пролежал в жидком азоте, так что не удивляйтесь, еще не освоился.

Интересно, он ее знает в лицо или просто прочитал на стенде?

– Ах вот оно что, – сочувственно сказала повариха, – ну что ж, младеж, осваивайся – и с прибытием тебя.

– Спасибо, – поблагодарил я, – стараюсь.

Когда все поели и пошли садиться в автобус, мне в спину уперся чей-то палец.

– Не говори слово 'робот', – негромко сказала Лена, – так не принято. Их правильно называть киберами.

– Спасибо, постараюсь запомнить, – ответил я.

– Это надо не запомнить, а понять.

– Как – понять?

– Разницу понять, – сказал догнавший меня Электроник, – в Союзе роботов нет. Есть киберы. А роботы – у капов.

– А в чем разница между кибером и роботом? Я просто думал, что это одно и то же...

– С технической точки зрения, так и есть. Термины 'кибер' и 'робот' обозначают принципиально разное отношение к одному и тому же предмету. Это глубоко идеологическая разница. 'Робот' значит 'рабочий'. Робот работает вместо человека, так у капов. Кибер – это помощник. Он помогает человеку, но не работает вместо него, ибо труд – долг и привилегия человека. Труд – двигатель прогресса и эволюции, социальной и биологической. А если я стану работать вместо тебя – ты деградируешь обратно в обезьяну. Понимаешь, о чем я?

– Необычная точка зрения, – заметил я.

– Но она позволила построить совершенное общество, решить многие социальные проблемы, высадиться на Марсе и добраться до ближайшей звезды. В то время как капиталисты топчутся примерно там же, где топтались в твоем столетии. Так что – не говори 'робот', это слово вышло из употребления. Сказать 'робот' или напялить звериную шкуру – примерно один и тот же результат будет. На тебя посмотрят, как на неандертальца.

– Усек, спасибо, – кивнул я.

...Нет, я точно сплю... Дальнобойщики, увлекающиеся гирей, сельская тетка, философствующая почище Шопенгауэра, обычная девочка Лена, пытавшаяся прочесть лекцию на идеологическую тему, пока не влез Элик... Что не так со всеми этими людьми?

Бесплатная еда, медицина, достаток, электромобили и киберы, полеты к звездам... в чем тут подвох? Точнее, подвох тут во всем, вот только какое место в этом слащавом 'раю' отведено мне?


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю