355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Владимир Кравченко » Графология: характер по почерку » Текст книги (страница 6)
Графология: характер по почерку
  • Текст добавлен: 15 октября 2016, 07:02

Текст книги "Графология: характер по почерку"


Автор книги: Владимир Кравченко



сообщить о нарушении

Текущая страница: 6 (всего у книги 6 страниц)

Глава 11. Почерк как зеркало психологических отклонений

Еще в 70-х годах прошлого столетия учеными установлено, что существует определенная связь между нервно-мозговыми заболеваниями и нарушением обычного вида почерка.[9]9
  Почерк, прогрессивно ухудшаясь во время болезни, приближается к нормальному обычному письму по мере выздоровления. (Иллюстрирующие это положение автографы приводят в своих работах Крепье-Жамэн, Г. Шнейдемиль


[Закрыть]

По мнению аналитиков, изменения в почерке появляются задолго до явных признаков нервной болезни: особенно ярко это сказывается в почерке больных параличом, так как при общем прогрессивном параличе эти признаки проявляются чрезвычайно рано, гораздо раньше других симптомов, и служат средством для диагноза.

Почерк больных параличом характеризуется умственными ошибками, пропусками букв и знаков и прибавлением лишних букв. Он представляется более крупным, чем обыкновенный почерк. Буквы стоят неодинаково, сильно закруглены и отличаются неправильными начертаниями. Больные параличом пропускают слова, забывают о том, что нужно писать, и все их письмо представляет часто бессмысленный набор слов.

Наиболее характерное проявление психического отклонения наблюдается у людей, страдающих алкогольной зависимостью. Причем, чем сильнее доза опьянения, тем отчетливее проявляются отклонения. В случае, когда алкоголизм становится патологией, изменения в почерке становятся стабильными.

Как правило, у алкоголиков и иногда при неврастении и истерии почерк дрожащий. Линии букв приобретают волнистый или зигзагообразный характер и характеризуются большей или меньшей неразборчивостью. Такой человек пишет каждую букву с большим трудом. Сами буквы пляшут в словах, отдельные элементы таких букв, как «р», «б», «к» и др., преувеличены как штрихи. Это происходит вследствие нарушения моторики в результате заболевания мозга (рис. 1).


Любопытным является тот факт, что талант как «божий дар» проявляется в почерке художников-алкоголиков, очевидно следуя правилу «талант не пропьешь». В этом случае человек, страдающий алкоголизмом, даже в состоянии сильного опьянения продолжает творчески относиться к своей работе. Некоторых писателей посещает «муза», художники продолжают писать шедевры, оформители используют графику в письме (рис. 2).


Подобное происходит и при истерии, когда дрожащий почерк является частым признаком воспаления мозга, причем наряду с дрожанием имеются еще следующие особенности: придуманная витиеватость отдельных букв (рис. 3),


отсутствие конечных штрихов и близкое прилегание букв друг к другу (рис. 4).


Наиболее характерной болезнью расстройства письма является писчая судорога (Schreiderkrampf). Это наиболее общеизвестный и притом представляющий собой своего рода профессиональный недуг. Писчая судорога в большинстве случаев является результатом утомления тех мышц, которые участвуют в держании пера, особенно часто наблюдается она у людей, вынужденных писать изо дня в день. Вследствие постоянного напряжения не одни только пальцы, но и вся кисть руки и даже предплечье сильно утомляются, становятся неловкими в своих движениях, дрожат и теряют силу, пишущий не может выводить буквы, рука перестает слушаться, и перо останавливается на начатом штрихе или же против воли заезжает в сторону (рис. 5).


Лица, страдающие сердечными припадками, часто злоупотребляют точками в сплетениях и соединениях отдельных букв или ставят точки между словами там, где они и не требуются правилами пунктуации. Подобное злоупотребление пунктуацией (точки перед началом фразы, перед датами или после них), вообще неуместные точки наблюдаются и у больных с бредом преследования, которые часто ставят точку и в середине фразы, слова, не ощущая при этом извращения смысла. Эти точки – своего рода станции, секундные остановки, мысли: когда мысль, диктующая письмо, задерживается по какоййлибо причине, человек делает рефлекторное движение и ставит точку.

Между характером письма душевнобольных и их речью существует ярко выраженное сходство: размашистому, крупному письму соответствует рев и крик душевнобольного; мелкому и скудному (сжатому) письму – шепот или простое движение губ (рис. 6).


Между резко выраженными ненормальностями в письмах душевнобольных, являющихся следствием сильного душевного расстройства, и ненормальностями в письмах здоровых людей была проведена параллель и тем самым были найдены многие графологические признаки: злоупотребление точками, особенно до или после подписи, наблюдается у очень мнительных, осторожных людей, скрытных и подозрительных; люди, обладающие крупным и размашистым почерком, употребляют в речи сильные и густые интонации.

Частичное поражение того или иного участка мозга выражается графологически в непомерном увеличении какой-либо буквы или подобном извращении ее рисунка (рис. 7, скрытый период помешательства).


Ощущение недовольства, неудовлетворенности собою, встречающееся при душевных маниях, порождает знаменательную манию повторения, по мнению профессора П. Жане, которая выражается в многочисленных поправках букв и слов. В этом случае человек нее сколько раз удваивает букву или определенными штрихами придает ей значимость. В рисунках такого человека присутствуют кресты, причем у мужчин они явные, а у женщин скрыты под украшения (рис. 8).


Известный графолог Д. М. Зуев-Инсаров в 1924 году по заданию врачебно-воспитательного персонала клиники для дефективных детей и, в частности, академика В. М. Бехтерева, интересовавшегося графологией, проводил графологический анализ характеристики больных некоторыми нервно-мозговыми заболеваниями.

Выяснилось, что почерк психастеников характеризуется запутанностью начертаний, конфигураций рисунков, растянутостью. В нем часто присутствуют ненужные петли, завитки. Он характерен незаконченностью и часто небрежностью начертаний. В нем встречаются противоположный наклон букв в одном слове и неравномерность интервалов между словами и строками. Он отличается также обилием аномальных начертаний и рельефностью знаков пунктуации.

Почерк страдающих истерией имеет большей частью наклон влево. Характерны большие интервалы между словами, тогда как отдельные буквы в слове часто плотно прилегают друг к другу. Почерк отличается неестественностью связи между буквами (часто связывающие штрихи заменены чертою). Рисунки букв в нем большей частью замкнуты, аффектированы. Буквы неодинаковой величины. Встречаются тупые вырисованные углы (рис. 9).


Прогрессирующая болезнь алкоголика приводит к возникновению другой патологии – эпилепсии. В этом случае почерк человека не просто уродлив, он изобилует разного рода искривлениями всего текста, абсолютно ненужными точками, увеличением некоторых элементов заглавных букв.

Доминируют украшенные, ровные, прямолинейные и наклонные буквы, с резкими связями между ними, также встречаются клинообразные, дрожащие буквы, как бы парализованные вследствие атрофии мозга (рис. 10, 11).


* * *

Физиологии и патологии почерка посвящены такие работы, как: «О письме вообще, о зеркальном в частности» М. Монасеиной; «Женщины-убийцы» Тарновской; «Письма душевнобольных» В. Н. Образцова; «Руководство по нервным болезням» Оппельгейма; «Письмо» Бине. Кроме того, сведения о различных патологических изменениях почерка можно найти в сочинениях крупнейших представителей медицинской отечественной и зарубежной науки: В. Сербского («Психология»); Ковалевского («Прогрессивный паралич помешанных»); Бильрода и Пита («Руководство к общей и частной хирургии»); Н. А. Сикорского («Всеобщая психология»); П. Жане («Неврозы»); З. Фрейда («Страх») и ряда др.

Таким образом, медицина часто служит для графологии увеличительным стеклом, тогда как графология для медицины может иногда являться хорошим термометром.[10]10
  См. Зуев-Инсаров Д. М. Почерк и личность. М.: Из-дво «СТ», 1993. С. 64–68.


[Закрыть]

Библиографический список

1.Моргенштерн, И. Психографология. Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку / И. Моргенштерн. СПб.: Питер, 1994. 350 с.

2. Зуев-Инсаров, Д. М. Почерк и личность / Д. М. Зуев-Инсаров. М.: Из-дво «СТ», 1993. 111 с.

3. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В. И. Гарбузов. СПб.: АО «Сфера», 1994. 160 с.

4. Флоренский, Э. Д. Он + Она. Психологические тесты. Сер. «Дамский 058 клуб» / Э. Д. Флоренский. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 352 с.

5. Дороти, C. Тайны почерка: Пер. с англ. / С. Дороти. М..: «РИПОЛ КЛАССИК», «Вече», 1997. 160 с.

6. Маяцкий, В. Графология / В. Маяцкий. М.: Изд-во «Университетская тип.,» Страстной бульвар, 1907. 60 с.

7. Рамендик, Д. М. Загляни внутрь себя. Психологическое тестирование – серьезно, но доступно / Д. М. Рамендик, М. Г. Рамендик; Ин-т психотерапии. М., 2001. 192 с.

8. Щеголев, И. Тайны почерка/ И. Щеголев. СПб.: Питер, 2004.128 с.

9. Лазурский, А. Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский. Л., 1925.

10. Мейер, Г. Научные основы графологии / Г. Мейер. Лейпциг, 1926.

11. Preyer, W. Handschrift und Charater / W. Preyer. Berlin, 1894.

12. Бобров, А. И. Язык почерка. Как понять себя и других/ А. И. Бобров. М.: ЗАО «ЦентрПолиграф, 2006. 191 с. (Популярная психология).

* * *



    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю