Текст книги "Куда улетает Ангел"
Автор книги: Владимир Гаврилович
Жанр:
Современная проза
сообщить о нарушении
Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)
В статье, которая лежала перед Старосельцевым, Миронова признавалась, что, перенеся сложные болезни, она совсем не предполагала оставаться на этом свете надолго, но именно родная земля дала ей такую возможность, помогла справиться с ними и жить дальше. И не просто жить! Как коммунист, она всегда была в центре жизни своей и соседних деревень, почти два десятилетия возглавляла ветеранскую организацию сельсовета, была активисткой Фонда Мира, призывала каждого беречь его и помнить тех, кого уже нет. Для многих Параскева Миронова является примером во всем: как трудиться, жить, заботиться о родных, как любить все живое – животных, птиц, насекомых, это человек живущий не для себя, а для других…
На следующее уро на рабочем совещании с подчиненными о праздновании Дня Победы, глава района принял решение пригласить Параскеву Максимовну в райцентр. Он провел рядом с ней почти половину дня и убедился: человек настоящей силы духа, твердости характера которой можно позавидовать.
Тогда Миронова немного рассказала ему о своей жизни в деревне. В Веснянке было не более пятидесяти хат. Из Гомеля она приезжала сюда каждый год на Радуницу. Люди в этот день шли на сельский погост, а она, совсем им не знакомая женщина, прямо с автобуса на весь день уходила в лес – туда, где вместе с односельчанами в общей могиле лежали сожженные ее муж, дети и свекор со свекровью. И там однажды, потерявшую сознание, лежащую на земле, не вернувшуюся к последнему автобусу, случайно нашли ее местные ребятишки, позвали в лес родных. Те привели ее к себе в хату, где потихоньку пришла в себя. И теперь Параскева Миронова приезжала в эту семью словно родная. Когда деревенские знакомые постарели и из-за болезней в далекий город перебрались к детям, они сами позвонили в Гомель и предложили выкупить их крепкую хату. Для нее это казалось спасением! А уже вернувшись сюда навсегда, завела, как и все полешуки, кабанчика и корову, обрабатывала огород, выращивала все больше не для себя, а чем могла помогала семьям племянниц, которые приезжали к ней…
Через некоторое время Старосельцев, помня о своем обещании проведать Миронову дома и зная о надвигающемся ее юбилее, поручил главному редактору районной газеты посетить ветерана войны и труда и, по-возможности, написать о заслуженном человеке добротный журналистский материал. А еще заранее побеспокоился о празднике в ее честь как в районном центре культуры, так и в сельском клубе.
6
В конце марта Старосельцев на заседании исполкома поинтересовался у председателя сельсовета Елизаветы Курочкиной, может, нужна какая-либо ветерану помощь: отремонтировать кровлю, например, поставить новый забор, почистить колодец? Но та сообщила, что Параскева Миронова категорически от всего отказалась, просила передать руководителю района, что она всем довольна. Лишь напомнила, что ждала в гости, да тот не сдержал слова. Правда, говоря об этом, Курочкина добавила:
– У нее если и были в последние годы просьбы, то все какие-то необычные, нематериальные.
– Какие, например, – насторожившись, поинтересовался глава района.
– А вздумалось ей, видите ли, концерты около могилы жертв фашизма устраивать… – с нескрываемой злобой в голосе чеканила Курочкина.
За последние годы руководитель сельсовета сильно пополнела и быстро утратила свою прежнюю красоту и привлекательность, почему-то все больше становилась похожа на прототипа своей фамилии.
Курочкина была хорошим администратором, но вот с людьми жестковата, а от их проблем зачастую старалась отмахиваться, как от назойливых мух. Ссылалась на одно и тоже: денег в бюджете сельсовета нет. И в районе по этой же причине тоже не помогут. Но в районе после обращений жителей деньги все же находились, и Курочкину уже не раз отчитывали за недоработки. На какое-то время она утихала, с критикой в свой адрес редко соглашалась, поэтому недавно по просьбе Старосельцева ей просто намекнули о возможной смене работы. И Курочкину как подменили – жалобы от сельчан прекратились.
– Какие концерты? – удивился руководитель района, услышав, как по рядам зала заседаний пробежал шумок.
– Вы же меня критикуете постоянно, я была против таких концертов. Но ваш предшественник не устоял, разрешил, а мне что оставалось делать? Я же – плохой председатель…
– Ближе к делу… – на этот раз нетерпеливо постучал карандашом по столу Старосельцев, показывая, что недоволен Курочкиной.
– Ежегодно с той поры накрывают поминальные столы в лесу, как раз там, где сожгли веснянцев. И с односельчанами, представляете, поют им песни. Говорит, что они к ней, как один, сгоревшие в огне, приходят во сне. И просят, видите ли, петь. Мы, конечно, пытались запретить, но надо знать нашу Параскеву Максимовну! Против такого танка не попрешь… – с недовольством в голосе тараторила председатель сельсовета. – И вообще, она могла бы иногда выбирать слова. Ее нельзя не уважать, заслуженный человек, но у всего есть мера, что-то у нее с головой не то…
– Даже так? А вы у нас уже врач-диагност? – категорично отреагировал на эти слова Старосельцев.
– Нет, но… На днях вот снова выкинула «номер». Потребовала у меня, даже в категоричной форме, чтобы школьный автобус забирал детей Селицких, многодетной семьи из Веснянки, не на остановке, а около их дома! Представляете, мол, матери тяжело всех восьмерых детей собрать и вести за полкилометра на остановку. Это если всех так забирать…
– Так, а причем тут голова? Разве это глобальная проблема? – сурово спросил Старосельцев. – Миронова права: автобус все равно, насколько я понимаю, едет мимо дома, где живет многодетная семья. Пусть остановится и заберет детей Селицких. Сделайте так, как просят, а не ругайтесь с ветераном, прислушивайтесь к нему. Параскева Максимовна все-таки заслуженный учитель страны, плохого никому не посоветует.
– Поняла, сделаем… – пролепетала озадаченная председатель сельсовета и недовольно всем телом пляснулась на свое место.
Все это предшествовало сегодняшнему внезапному приезду ветерана в город. В кабинете главы района они поговорили о проблемах, которые появились у сельчан: не в полной мере решался вопрос по обеспечению топливом, часто в деревне стал пропадать свет, особенно при сильных порывах ветра, жалуются люди и на качество связи. Старосельцев обещал их разрешить в ближайшее время. Она же была довольна, что руководитель очень внимательно слушает ее, рассказывает о ситуации в районе, ведет себя с ней по-человечески, совсем не так, как на ее просьбы реагирует недальновидная Курочкина.
Глядя в васильковые красивые глаза Мироновой, Старосельцев понял, что женщина хочет его еще о чем-то попросить, но явно не решалась, так как, вероятно, это касалось уже лично ее. Спросил сам.
– Я виноват перед вами, что так и не выбрался в Веснянку, приглашали ведь… Запланировал накануне вашего юбилея, мы тут готовим вам сюрприз. Однако, Параскева Максимовна, вы опередили меня. И пришли с чем-то личным, я чувствую, важным для вас? – Старосельцев внимательно смотрел на пожилую женщину, ловя себя на мысли, что даже в этом возрасте она осталась очень привлекательной. А какой же красавицей была в молодости?
Она попросила, глядя ему прямо в глаза:
– Дорогой Дмитрий Васильевич, я благодарна за все, но, наверное, не нужно делать в мою честь никаких подарков и праздников. Ведь я жила, как могла, как было предначертано судьбой. Жила, может быть, и не желая жить… Много испытаний было, правда. Трудилась, воевала, почти всех своих потеряла, многих уму-разуму за десятилетия научила, в люди вывела. Не зря жила, в общем, скажем прямо. Но вот… есть еще то, о чем хочу попросить… Здесь, в кабинете, вы, наверное, не поймете, какой подарок мне, старой женщине, нужен больше всего. Не бойтесь, я не выжила еще из ума, как считает Курочкина, наш председатель сельсовета. Но, поверьте, я заслужила его и очень давно хочу получить… Ведь я столько лет просила о нем вашего предшественника. Чтобы понять меня, прошу оставить на полдня свои дела и съездить вместе в мою Веснянку…
Посевная с каждым днем набирала обороты, шла напряженно, за каждый день приходилось отчитываться в область. Но Старосельцев, совестливый человек, просто не мог ей отказать.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.