355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Варлам Шаламов » Очерки 30-х годов » Текст книги (страница 4)
Очерки 30-х годов
  • Текст добавлен: 10 октября 2016, 02:17

Текст книги "Очерки 30-х годов"


Автор книги: Варлам Шаламов


Жанр:

   

Публицистика


сообщить о нарушении

Текущая страница: 4 (всего у книги 4 страниц)

В наших учебных заведениях – много талантов. Пушкинские дни, несомненно поднимут еще много новых.

1936

Передать опыт – научить работать (з-д «Каучук»)

В нашей стране понятие чести тесно связано с трудом – социалистическим качеством труда, связано с самоотверженной ежедневной борьбой за сознательное, творческое приближение дней, к которым компартия ведет человечество, – дней бесклассового социалистического общества.

Лучшие люди нашей страны – «ударники – вожаки соцсоревнования – были и будут проводниками в сознании широчайших масс ленинской идеи того, что они работают не на капиталистов, а на свое собственное государство, на свой собственный класс» (Сталин). В демонстрациях своей силы, своих побед и достижений рабочий класс Советского союза ставит в первые ряды своих праздничных колонн лучших ударников производства. Эту честь они завоевали в своем цехе, на своем заводе в борьбе за выполнение и перевыполнение производственных программ.

1 мая первым рабочим завода «Каучук» на Красную площадь вошел бригадир бригады комбинат-машины рукавного цеха Иван Тихонович Кузнецов. Победы рукавного цеха, выполнившего 29 апреля апрельскую программу на 120 %, тесно связаны с именем т. Кузнецова. Кузнецов – это не просто имя бывшего пастуха, слесаря, красноармейца, литейщика, штукатура, рабочего-резинщика на «Красном богатыре», бригадира бригады завода «Каучук», получивший в апреле 1932 г. красное знамя Фрунзенского района. Кузнецов – это имя целой школы производственников-резинщиков, школы перевоспитания людей.

Кузнецов сидит с нами в цеховой столовой под стенной цеховой газетой с его, Кузнецова, фотографиями, смотрит на бригадников, доедающих суп (бригада обедает всегда вместе), и говорит вполголоса:

– Я ведь давно бригадиром – четвертый год. Все другие бригады рукавного цеха – мои ученики. Раньше работали в моей бригаде. Вот и Горбунов, сменщик мой, тоже год работал у меня в бригаде. Я выдвинул его в бригадиры, и теперь он меня перегоняет. Когда мы вступали в соцсоревнование, выдвинули встречный – вместо 120 условных единиц дать 138. Сейчас бригады дают от 150 до 180 единиц. А 24 апреля бригада Горбунова дала 206 единиц.

– Завидно тебе, Иван Тихонович?

– Чего же завидно? Ведь, наша задача не в том только, чтобы самому хорошо работать, – надо других научить и общую выработку цеха поднять. Вот тогда про тебя скажу – настоящий ударник. А впрочем и моя бригада горбуновские цифры дает. Вот и сейчас могу выдвинуть бригадирами моих ребят – Русакова, Балашова, будут бригаду вести не хуже нас с Горбуновым.

– В чем секрет работы бригадира?

– Основное – знать людей своей, бригады, кто к чему способен, каждого изучить, сообразить, куда его поставить. И второе – знать самому производство так, чтобы любому рабочему уметь показать, как надо делать ту или иную работу, как брать в руки инструмент, как им пользоваться. Тогда у тебя и авторитет будет, тогда ты будешь настоящим бригадиром. Но если парень лодырь, к работе относится невнимательно и меня не слушает, бригада таких не держит. Мы, вступая в конкурс на лучшую ударную бригаду по реализации решений январского пленума ЦК и ЦКК, обещали: каждый ударник нашей бригады берет на себя индивидуальные обязательства. Ежедекадно проверять выполнение взятых на себя обязательств. Ударника будем проверять по производительности труда, по качеству даваемой им продукции, по его труддисциллине и отношению к социалистической собственности. В нашей бригаде будут оставаться только подлин¬ные ударники, выполняющие свои обязательства. Безусловно в нашей ударной бригаде не будет места прогульщику, лодырю, рвачу, лентяю, бракоделу и летуну. Мы все закрепились за заводом до конца второй пятилетки.

Тов. Кузнецов – член партии с 1930 г. В совпартшколе Иван Тихонович также лучший ударник. Вся бригада его аккуратно посещает техкружок и добивается поголовного охвата бригадников чтением технической литературы дома, в свободное время. Надо учиться, надо повышать свою техническую грамотность. Ибо бригада правильно видит главные пути повышения производительности труда в технических нормах и их освоении. Пересмотр норм в бригаде Кузнецова проходил тщательно и точно. Результатом были встречные нормы, повыышающие существовавшие на 15 %. Эти новые нормы сейчас освоены. Выработка бригады неуклонно повышается. И это повышение выработки сопровождается снижением брака. «Было бы позором, – говорил т. Кузнецов, – выполнять план за счет качества». И если в марте браку было на 70 руб., то в апреле – только на 8 руб.

Устранение причин брака – вот первая задача бригады. Был большой процент брака из-за перекрутки; бригадой было установлено, что это получено вследствие слабого одевания камер. За этим процессом был установлен строгий надзор, и сейчас брак по перекрутке почти изжит. В этой своей работе бригада требует помощи от лаборатории, от ИТР через заводскую печать. В открытом письме всем ударникам завода бригада пишет:

«Мы предъявляем пролетарское требование, чтобы лаборатория изучила причины вздутия и расширения камер, ибо большой процент брака падает на долю этих причин. Мы хотим, чтобы лаборатория всерьез занялась изучением этих видов брака, и наметила пути их ликвидации. Это дело не терпит отлагательств».

Бригада требует подачи доброкачественного стандартного материала, бригада ежедневно, ежеминутно начеку. Нехватало прокладки, нехватало резины – угрожал простой. Трое бригадников идут в подготовительный цех, спрашивают, «как» и «почему», и требуют производственной выдачи недостающих полуфабрикатов. Сквозное ударничество завода – вот заветное желание бригады Кузнецова. Бригадники Кузнецова приходят в обеденный перерыв в отстающие цехи с докладами о своей работе, рассказывают о том, чего у них нехватает и кто виноват в задержке материала. Четкое распределение обязанностей по рабочему месту и по общественной нагрузке – и то и другое слишком тесно связано между собой – одно, из важнейших условий производственных побед бригады. В бригаде Кузнецова за состояние оборудования, за чистоту рабочего места ответственным выделяется т. Шмелькин, по учету брака – Федотов, по организации полит и техучебы – Мельников, по снабжению материалами – Русаков и по рационализации рабочих предложений – Белоз.

Бригада держит под своим контролем буквально все отделы, от которых зависит четкость работы рукавного цеха. От планов отдела она требует помощи в организации сменно-встречного, требует своевременного спуска в цех лимитов и рабочих нарядов, требует организации правильного учета отходов брака, от ремонтного отдела – обеспечения своевременности и качества ремонта и т. д. и т. д.

Бригада неоднократно премирована. В апреле 1932 г. она получила красное знамя района. Профорганизация в лице предцехкома т. Полякова хорошо помогает бригаде. «Как неполадка – сейчас же идем к Полякову, – говорит т. Кузнецов, – и вместе с ним решаем, как её исправить». Но завком «Каучука» недостаточно использовал опыт бригады Кузнецова для передачи его другим бригадам завода. Если заводская многотиражка неоднократно писала о работе этой бригады, то другие способы популяризации опыта Кузнецова – путем живой связи его с другими бригадирами, рассказа и даже показа им своей работы – не были использованы даже на «Каучуке», не говоря уже о других предприятиях резиновой промышленности, хотя бы на том же «Красном богатыре» где учился работать Иван Тихонович Кузнецов и где теперь он мог бы многих поучить, как надо бороться за первое место в первомайских колоннах, как нужно бороться за социализм.

Изотовы, Кузнецовы, – с каждым новым годом новые имена поднимает страна. В каждом заводе, в каждом цехе, есть свои Изотовы и свои Кузнецовы. Поднять их работу над всем цехом, всем ее показать и весь цех поднять до этой лучшей бригады – прямая задача наших заводских профсоюзных организаций.

А. Вестен и П. Кулаков. Завод «Каучук».

Ткачи фабрики имени Маркова требуют лучшего культобслуживания

В окна культсекторов наших ФЗМК, открытые потеплевшему свежему воздуху, входит лето первого года второй пятилетки.

Оно напоминает нашим профработникам о новых, летних формах культмассовой работы – организации экскурсий в парки культуры и отдыха, вылазках за город, физкультуре на свежем воздухе, катаньи на лодках, беседах на зеленых базах.

Готовы ли наши профорганизации обеспечить рабочему летний отдых, мобилизованы ли солнце, воздух и вода на службу культмассовой работе?

Помещенный ниже материал говорит о том, что вопросы переключения культмассовой работы на лето не нашли достаточного разрешения у наших профсоюзных организаций.

По многим предприятиям до сих пор не составлены даже планы работы на лето; недостаточен инструктаж со стороны областных комитетов.

Случайность летних мероприятий, даже на таких образцовых наших предприятиях, как фабрика им. Маркова или завод № 1 в Туле, говорит о том, что профсоюзные работники не перестроили своей работы на лето.

В следующем номере журнала мы даем статью о методах летней культурно-массовой работы и показываем ряд летних мероприятий, образцово проведенных в этом году нашими передовыми предприятиями.

Ткачи фабрики имени Маркова требуют лучшего культобслуживания.

Коридоры клубов темнеют, пустуют. По робкой еще зелени деревьев парков культуры и отдыха монтеры тянут провода освещения. Все это – одна из примет московской весны.

Май – это солнце, это воздух, и от пыли ткацких машин хорошо отдохнуть в саду, на водной станции, за городом, где московское небо – совершенно другое, чем в городе, – приготовило лучший озон для легких ткача. Организация летней культработы, работы на зеленых базах, поросших свежей травой, – это большое ежегодное дело наших профорганизаций. Они должны обеспечить, организовать летний отдых рабочему. И уже сейчас по фабрикам и заводам Москвы начались летние вылазки за город; колонны рабочих c женами и детьми в выходные дни маршируют к пригородным вокзалам, в сопровождении собственных духовых оркестров – клубных кружковцев, сыгравшихся за зиму, мастеров массовых игр, агитбригад, плясунов, гармонистов…

Рабочий заходит сейчас в клуб и ищет глазами доску – план летней работы, календарь солнца, воздуха и воды. Но в клубе фабрики им. Маркова – лучших ткачей Союза – марковская ткачиха не найдет этого календаря. Потому что в половине мая еще не составлен этот план и кроме общих предположений ничего не сможет нам дать зав. культмассовым сектором фабкома.

На фабричном дворе отделываются две площадки; одна – садик с газетами, с передвижной библиотекой, тут будут викторина, шашки, шахматы; другая – около ткацкой фабрики – физкультурная площадка. Вот и все.

Предполагается проводить не реже трех раз в месяц, по выходным дням, массовки за город в дачные местности – Ленина, Кусково. Все массовки и вылазки будут целевыми. Клубные кружки будут сопровождать вылазки. Есть агитбригада, очень молодая, работающая всего два-три месяца.

Предполагаются коллективные гулянья в парки культуры и отдыха – Сокольнический, Измайловский, Центральный.

Но что называется массовкой в культсекторе фабрики им. Маркова? Велик ли был зимой актив клуба? Человек 100. Сколько рабочих думаете охватить массовками? Человек 100.

А коллектив фабрики – 1700 человек. Ясно, что в массовках участвует только часть молодежи фабрики.

А что сделал фабком для того, чтобы обслужить культурными мероприятиями таких ткачих, как Новикова или Васильева, премированных много раз за ударную работу, лучших общественниц фабрики? Что сделано для того, чтобы позаботиться о культурном отдыхе для таких подмастеров, как Растянников или Тупикин, для сотен старых ткачих, которые вывели фабрику им. Маркова на первое место в конкурсе ткачей? Что для них сделал культсектор фабкома? Ничего.

Тов. Коган, зав. культсектором, жалуется на трудность работы среди женщин. Слов нет: работа среди женщин (на фабрике им. Маркова 80 % женщин) имеет свою специфику, но культcектор прошел мимо одного из важнейших моментов перестройки культурной работы – момента, особо подчеркнутого в постановлении ВЦСПС от 19 августа прошлого года о клубной работе, – о диференциации культработы, об особых методах работы с кадровиками, с новыми рабочими, вновь пришедшими на фабрику из колхозов (а таких немало среди марковцев), о специальной работе с ИТР, о работе с детьми. Никаких намеков на такую дифференциацию работы нет на фабрике.

И именно в этом лежат корень очень многих зол культработы у марковцев. В этом причина того, что ткачиха неохотно шла зимой в клуб, неохотно пойдет на массовки летом.

Культработа с женщинами должна быть связана с делами и вещами, на первый взгляд отношения к воспитательной работе не имеющими.

Почему ткачиха не может пойти на массовку в выходной день? Ей надо стирать, шить. А как обстоят дела с фабричными прачечными? Они есть только при общежитиях (человек на 200), а остальные устраиваются, как умеют. Организовать хорошие прачечные – и тот зубец, за который зацепилось сейчас колесо культработы, будет устранен.

Другая причина – дети. До 500 детей из подшефной школы предполагается отправить в пионерские лагери. А что делать с остальными? Мест в лагере больше нет. Подумал ли об остальных детях фабком? Нет, не подумал.

Вот эта непродуманность, случайность летних мероприятий характерна для культработы на фабрике им. Маркова, а ткачи этой фабрики заслужили своей работой гораздо большего внимания и заботы, чем им оказано.

Многие московские клубы – хотя бы тот же КОР – имеют богатейший опыт летней работы. Марковским культработникам необходимо ближе познакомиться с работой наших лучших клубов. Мало этого. Парки культуры и отдыха должны являться, кроме места отдыха для рабочих, инструктивными базами по летней культработе. Культработники фабрики должны найти там помощь и совет в лучшей постановке дела политвоспитания рабочих в летних условиях и организации культурного отдыха рабочего.

А марковцам сейчас же, немедленно должны помочь в областкоме союза. Тов. Коган – молодая и энергичная работница, но опыт ее работы очень мал. Пусть областком в лице тт. Дикаревой и Мельниковой займется как следует марковской фабрикой. Эти ткачи заслужили такого культобслуживания, которое было бы образцом для всех ткацких фабрик Союза, таким же образцом, каким является работа на производстве победителей всесоюзного конкурса ткачей.

Владимиров.

1933


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю