355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Valued Customer » Смерть среди льдов » Текст книги (страница 1)
Смерть среди льдов
  • Текст добавлен: 10 апреля 2017, 21:00

Текст книги "Смерть среди льдов"


Автор книги: Valued Customer



сообщить о нарушении

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Смерть среди льдов

Значительная часть катастроф в море связано с природными явлениями.Эти трагедии вызваны стихией, как ураганами, циклонами, тайфунами. И спастись от них мореплавателям очень трудно. В различных частях Мирового океана они называются по– разному. В Индийском океане и в Атлантике –циклонами, в северной и восточной части Тихого океана-ураганами,а в Японии – тайфунами. Причин для их появления много. Но основная из них– разница в температуре и атмосферном давлении в различных слоях атмосферы, вызывающая возникновение сильного ветра. Скорость их порывами достигает свыше 50 м/с. Ураганы обладают смертоносной разрушительной силой и сметают на своем пути целые города, сопровождаются огромным количеством жертв. Предотвращать их человек пока не научился. Но, наблюдая из космоса за атмосферными процессами, ученые могут предсказывать, когда и где существует угроза появления урагана.

Ураганные ветра создают невиданную угрозу для судов, находящихся в это время в море.

Особенно опасные ураганы в северной части Тихого и Атлантического океанов в холодное время года. Один из факторов, губительно сказывающийся на живучести судна, – это обледенение. Минусовые температуры воздуха и беспрерывный накат бушующих холодных волн, имеющих большую силу сцепления с железными судовыми поверхностями, превращают корабль в “ледяной дом”. Настройки судна подвергаются усиленному обмерзанию. Обледеневшие портики и шпигаты препятствуют стеканию воды и еще больше способствуют быстрому нарастанию льда. В результате надводная часть оказывается тяжелее подводной, судно теряет остойчивость и переворачивается.

Когда в 1966 году после окончания вуза я приехал по распределению в Петропавловск-Камчатский, жители города еще не могли забыть трагедию с рыбаками, погибшими в январе 1965 г. в Беринговом море, где были и уроженцы Камчатки.

19 января 1965 года мощный ураган с сильнейшими ветрами и низкими температурами, до 24 градусов, обрушился на восточную часть Берингова моря, где работала отечественная рыболовная флотилия на промысле минтая и прочих донных рыб. Скорость ветра достигала 35 метров в секунду, а высота волн – до 10 метров. Руководство Беринговоморской промысловой экспедиции еще вечером 18 января предупредило по радиосвязи о надвигающем шторме и дало распоряжение флотилии взять курс на север в ледяной массив, гасящий волнение моря.

Но суда“Севск”, “Нахичевань”, “Себеж” и “Бокситогорск”работали слишком далеко от спасительной ледяной кромки и они оказались в очень тяжелой ситуации. К тому же, накануне рыболовные траулеры сдали уловы на плавбазы. Бункера с водой и топливом на судах были почти пустые (ждали танкера). Все одно к одному. Легкие траулеры, словно скорлупки, швыряло разбушевавшееся море.

В подобных случаях правилами техники безопасности мореплавания при ухудшении погоды, рекомендовалось заливать пустые трюмы забортной морской водой для увеличения балласта. Но кто следует таким рекомендациям? Потом этот балласт придется долго откачивать. И не факт, что его полностью откачаешь. И начнутся проблемы. Может и так все обойдется! Но не обошлось.

Под воздействием штормового ветра корабли начали подвергаться интенсивному обледенению. Сплошные водяныебрызги моментально замерзали и покрывали корабли ледяной коркой. Более двух суток на судах шла борьба с обмерзанием. Днем и ночью их команды беспрерывно скалывали лед с палубы и с настроек судов. Но ничего не помогало. Едва скалываешь с одного места и переходишь к другому, как следующий огромный водяной вал покрывает наледью только что очищенную поверхность. Лед нарастал значительно быстрее, чем его окалывали.

Как потом рассказывал спасшийся член экипажа с “Бокситогорска”, среди матросов, обессиливших от борьбы с обледенением судна, наблюдались психологические срывы, когда они видели всю бессмысленность их работы. Сил для сопротивления уже не было. Они бросали свайки, ломики, но потом снова принимались за работу. Однако отсутствие балласта резко ухудшало остойчивость судов. Под ударами бушующих волн суда ложились на борт и в результате часть из них (4 судна) перевернулись. Из их экипажей спасся лишь один человек, мастер добычи Анатолий Охрименко. Он нашел в себе силы, как и несколько других членов экипажа, влезть на киль плавающего вверх судна “Бокситогорска”, где их увидели с траулера “Уруп”, но не смогли быстро снять. Несчастных рыбаков смыло ледяной водой. Анатолию чудом подвернулась ледяная глыба, за которую он уцепился и примерз. Известно, что в живых чаще выживают те, кто менее погружен в воду, поскольку холодная вода интенсивнее высасывает тепло. Полумертвого его подняли и потом еле оживили. Остальные ушли в ледяную морскую пучину. Погибло более 100 человек.

Основная масса судов Беринговоморской экспедиции с начала шторма успели зайти в сплошной лед и спастись. Вот так!

Только ли стихия виновата в гибели четырех судов? Может все-таки следовать правилам мореплавания?! Как говорят военные – устав кровью написан.

Мне, также как и другим членам команды нашего траулера, пришлось испытать на себе такие же мучения, а также страдания и страхи, которые пережили моряки с погибших четырех судов Беринговоморской экспедиции 1965 года. В одном из рейсов в Беринговом море мы также попали в ледяной шторм. Безусловно, мы были предупреждены о надвигающем шторме, при низких температурах воздуха (до– 22 градусов) и приняли необходимые меры.

Бункера на нашем научно-поисковом судне более чем наполовину были заполнены топливом и водой. Рыбу мы никуда не сдавали, поскольку работали в автономном плавании. Поэтому в бушующем хаосе волн сравнительно хорошо держались, хотя при усиливающей качке судна порою чуть не ложились на борт. И досталось нам крепко. Обледенение судна от набрызгивания и заливания морской водой при шквальном ветре и отрицательными температурами шло необычайно интенсивно. Скорость нарастания льда, по нашим прикидкам, составляло от 2 до5 см в минуту. Волны перекатывались и перехлестывали порою сразу два борта, оставляя после себя ледяную корку.

Началась борьба с обледенением судна. Мне и сейчас эти дни вспоминаются, как кошмарный сон. Весь экипаж, в том числе научные сотрудники и кок, кроме капитана, который без сна и отдыха стоял за рулем на штурманском мостике, вел изматывающую борьбу с обледенением. Воющий штормовой ветер беспрерывно окатывал обессилевших рыбаков ледяными волнами, сбивал с ног и швырял куски льда, словно картечь, от которых появлялись трещины на толстых стеклах иллюминатора. Ломики, кирки, свайки срывались с рук. Силы для сопротивления иссякали. Лед на глазах беспрерывно нарастал и казался бесполезным этот изнуряющий труд. Только в эти дни я понял в полной мере, как боролись за жизнь, страдали и умирали рыбаки Беринговоморской экспедиции в 1965 году.

Едва кончалась вахта, как мы, не раздеваясь и не притрагиваясь к пище (сухой паек), ложились на несколько часов тяжелого прерывистого сна. И снова вступали в изнурительный бой с ледяными волнами студеного моря. Удержаться на палубе и не вылететь за борт было весьма проблематично. Поэтому опытный капитан еще перед надвигающим штормом приказал приготовить капроновые концы, чтобы при откалывании льда члены экипажа были связаны с ними. В противном случае большинство из нас были бы за бортом. А это верная смерть.

И, наконец, когда зашли за ледяной припай в спокойную воду, мы, не раздеваясь, обессилевшие от усталости, бросились спать. Проснувшись, снова увидели судно одетым в ледяную шапку (см. фото) и уже спокойно принялись за привычную работу. Мы спасены!

Почему же человек при одной и той же температуре, находясь на воздухе, живет и здравствует, а в воде неминуемо погибает? Дело в том, что физические свойства воды совершенно иные, чем воздуха. Теплоемкость воды в 4 раза, теплопроводность более чем в 20 раз больше, чем в воздухе, в связи с чем в воде человек теряет значительно больше тепла, чем в воздушной среде при такой же температуре. Время пребывания человека в холодной воде при температуре от +1 до +5, как утверждают медики, не более 20-30 минут. Однако, в некоторых случаях время выживаемости упавших за борт при таких условиях весьма прилично разнятся друг от друга. Смерть может наступить и через несколько минут от холодного шока. В то же время известны случаи, когда моряка, вымытого за борт волной, при низких температурах вылавливали живым через несколько часов.Большую роль при этом играет одежда на моряках в момент падения за борт. Теплое облегающее нижнее белье и куртка или комбинезон на меху, толстый свитер ручной вязки, плотная обувь и шапка дают возможность потерпевшему продержаться гораздо больше времени в ледяной воде, о чем свидетельствуют многочисленные примеры в морской практике кораблекрушений в подобных условиях. Как ни удивительно, но на выживаемость человека в таких условиях также играет и прослойка жирового жира на его теле. Худой человек более подвержен замерзанию в ледяной воде.

На сокращение времени выживаемости влияет и психическое расстройство моряка. В состоянии депрессии человек становится безучастным к своей судьбе и, можно сказать, добровольно расстается с жизнью. Тот, у кого сохраняется воля к жизни, кто продолжает предпринимать попытки к самосохранению и спасению, и до конца борется за свою жизнь, чаще и остается живым. Это аксиома, подтвержденная спасенными людьми, попавшими в тяжелые и, казалось безвыходные ситуации.

В одном из наших рейсов в Индийском океане один из членов экипажа выпал за борт. Моряки не заметили случившегося, и корабль продолжал идти по своему курсу. Лишь через несколько часов, когда товарищу надо было выйти на вахту, обнаружили его отсутствие. Капитан приказал объявить тревогу “Человек за бортом” и повернул корабль на обратный путь. Шансов найти его в безбрежном океане практически не было. Путь назад – это не дорога по суше, по которой никак нельзя затеряться. А дорог в океане нет. Есть только направления. Ветра и течения могут снести судно куда угодно, и только неустанная и кропотливая работа капитана и штурмана, рассчитывающих курс судна, позволяет кораблю держаться определенного направления. И найти в океане человека, упавшего за борт много часов назад,– это из области фантастики. Но чудо случилось! Мы нашли его. Он выжил, дождался помощи в окружении хищных акул, потому что очень хотел жить и до последней минуты верил, что его найдут.

Но нахождение человека в холодной воде, как я уже отметил, чревато более тяжелыми последствиями.

Дальневосточные рыбаки, впрочем, как и военные моряки, утверждают, что стакан водки, выпитый перед падением за борт в ледяную воду оказывает пусть кратковременное, но положительное воздействие. Человек успевает доплыть до спасательной шлюпки или плотика.

Тому хрестоматийный пример – выживший шеф-пекарь Ч. Джуфин на океанском лайнере “Титаник”. Чарлз Джуфин, чувствуя приближения конца, нашел забвение в бутылке виски. Один из вахтенных офицеров, увидев его пьяным на шлюпочной палубе, с полупустой бутылкой виски в руках, причем пытавшего руководить посадкой пассажиров в последнюю шлюпку, подумал: “Этот уже точно среди первых погибнет”. И каково же было его изумление, когда первым среди спасенных, кого он увидел на “Карпатии”, был тот же Джуфин, и снова с бутылкой виски в руках. Он, защищенный винными парами от холода, спокойно доплыл до спасательной шлюпки.

В настоящее время суда, выходящие на промысел, в качестве индивидуальных спасательных средство обеспечиваются гидрокостюмами. Но они, к сожалению, не уменьшают количество летальных случаев у моряков от переохлаждения в ледяной воде, если их сразу не выловят.

Обледенение особенно опасно для рыболовных траулеров, не прекращающих промысел при усиливающем ветре, надеясь на русское “авось”. Поэтому порою причиной гибели судна и людей являются пресловутый так называемый человеческий фактор –алчность судовладельцев и капитанов, безалаберность и недобросовестное отношение к выполнению своих обязанностей на судне.

В 2016 году в Мурманске, на форуме по судостроению заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук отметил, что основной причиной аварийных ситуаций на рыболовных судах, как правило, является человеческий фактор, как недисциплинированность, халатность, некомпетентность, беспечность плавсостава. (“Океан не прощает ошибок”, журнал “Русская рыба”. Май-июнь 2016 г). Он согласился с тем, что флот устарел. Средний возраст кораблей превышает 25 лет и их надо заменять. Но и на новых судах ради коммерческой выгоды судовладельцы идут на всесторонний сознательный риск потери судна. Как отметил Петр Савчук, анализ большинства трагических случаев вскрыл целую череду вопиющих нарушений безопасности мореплавания.

Предпосылками аварий порою являются жадность и алчность капитанов и судовладельцев рыболовецких судов, ведущие к грубому нарушению эксплуатационных правил. К ним относится перегруз судна, приводящий к снижению его остойчивости. Перебор выловленной рыбы приводит к ее смещения, после чего судно переворачивается и уходит на дно вместе с грузом и экипажем. А если еще лов рыбы происходит при штормовой погоде, что правилами рыболовства категорически запрещено, то количество аварийных случаев значительно увеличивается.

Гибель траулера “Аметист” в феврале 2011 года, принадлежавшего КамчатНИРО, вышедшего из Петропавловска-Камчатского для промышленной добычи синего краба в Охотском море, потрясла меня. На таком же траулере “Аметист” в 1967 году я вышел в первый рейс от того же научно-исследовательского института в Берингово море. На его борту, во время рейса в 2011 году находились 23 члена экипажа. В живых никого не нашли, кроме двух спасательных плотиков без рыбаков и восемь буев от крабовых ловушек.

Специалистами межведомственной комиссии установлено, что добыча краба велась при тяжелых метеоусловиях, то есть сильном ветре и обледенении. К тому же, на борту заканчивалось топливо, что также сыграло немаловажную роль. Остойчивость судна была нарушена. Ветер и обледенение сделали свое дело. Капитан при получении тревожной метеосводки обязан был свернуть промысловые работы и уйти от надвигающего шторма. Однако алчность “застила” ему глаза. И он погубил не только себя, но и 22 члена экипажа.

Можно привести еще бесчисленное количество примеров гибели судов и экипажа в последние десятилетия в ледяных водах как в северной части Тихого, так и в Атлантическом океане в результате элементарного нарушения техники эксплуатации, связанного с недисциплинированностью, разгильдяйством или погоней за коммерческой выгодой. Цена всему этом – потопление судна и смерть экипажа среди льдов, в бушующих северных волнах.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю