Текст книги "Мосин – создатель русской винтовки"
Автор книги: В. Ашурков
Жанр:
Биографии и мемуары
сообщить о нарушении
Текущая страница: 5 (всего у книги 5 страниц)
Мосин настойчиво стремился подготовить новых специалистов, вооружить их глубокими практическими знаниями. Генерал-лейтенант В.Г. Федоров в качестве слушателя артиллерийской академии, в 1898 году проходивший производственную практику на Сестрорецком заводе, говорит: «Мосин заставлял нас глубоко вникать в сущность производственных процессов, серьезно знакомиться с технологией, заниматься кропотливым изучением рабочих чертежей, заставлял проставлять на размерах определённые допуски, изучать проектирование калибров. Одним словом, мы работали как самые настоящие техники и инженеры, забыв о том, что на наших плечах красуются погоны. Это было нечто новое. Далеко не повсюду, к сожалению, молодые офицеры проходили такую хорошую производственную школу».
Здесь ярко отмечены уже знакомые нам черты, свойственные техническому творчеству Мосина; глубокое понимание неразрывной связи теории и практики, смелое новаторство в методах технической подготовки.
Наряду с руководством заводом Мосин работал и в артиллерийском комитете. «Мосин редко принимал участие в прениях. Он выглядел замкнутым, мало разговорчивым человеком», но с глубочайшим вниманием знакомился с материалами офицеров, осматривавших оружие, где отмечались отдельные недостатки его винтовки. Он не переставал думать о её дальнейшем усовершенствовании на основе боевого опыта. Мосин обладал обширными техническими знаниями и огромным практическим опытом. Он ясно представлял себе широкие перспективы дальнейшего развития оружейного дела. Его пристальное внимание привлекало автоматическое оружие, в то время еще только зарождавшееся.
«Не было ни одного серьёзного вопроса в области нашей работы, – говорит генерал-лейтенант В.Г. Федоров, – которым бы не интересовался самым живейшим образом талантливый конструктор. И всё-таки сразу же бросилось в глаза, что в отношениях между членами оружейного отдела и гениальным конструктором русской трёхлинейной винтовки чувствовалась какая-то странная, на первый взгляд, необъяснимая холодность».
Несомненно, Мосин не мог забыть, что многие из заседавших с ним теперь за одним столом членов артиллерийского комитета способствовали обезличению его винтовки. Но, несмотря на горечь незаслуженной обиды, Мосин по-прежнему отдавал все свои силы любимому делу.
В середине января 1902 года Мосин простудился, но не обратил на это внимания. Болезнь обострилась и вынудила слечь в постель. Состояние его в короткий срок резко ухудшилось. 26 января 1902 года около четырёх часов дня С.И. Мосин скончался от крупозного воспаления легких. Не стало замечательного русского конструктора, всю жизнь самоотверженно служившего Родине.
Мосина похоронили в Сестрорецке. В печальной процессии, кроме родных и офицеров-сослуживцев, участвовала масса заводских рабочих, искренне сожалевших о кончине Мосина. Поблескивая под скупым зимним солнцем вместе с офицерской шашкой, на крышке гроба лежала трёхлинейная винтовка, напоминая о заслугах Сергея Ивановича Мосина перед родиной.
Воздух потряс оружейный салют – последняя воинская почесть. Прах опустили в могилу.
Смерть Мосина была встречена полным равнодушием со стороны правящих кругов царской России, издавна привыкших не замечать и не признавать отечественные таланты. Официальные издания обошли смерть Мосина молчанием. В правящих царских кругах не было сказано ни одного теплого слова, посвященного памяти замечательного русского конструктора. Только журналы «Оружейный сборник», «Нива» поместили статьи о смерти Мосина.
Журнал «Нива» подчеркивал, что благодаря трудам Мосина явилась возможность иметь своё собственное ружьё, «сделанное на русских заводах, под руководством русских техников, русскими рабочими». Этот широко распространённый в то время журнал правильно отметил высокие заслуги Мосина и выступил против умаления правящими кругами его изобретения, отстаивая национальное достоинство России и права русских людей на самостоятельное техническое творчество в оружейном деле.
Светлую память о Мосине, изобретателе и человеке, бережно сохранили его сотрудники. 11 февраля 1902 года работники Сестрорецкого оружейного завода, собравшись на общее собрание, постановили возбудить ходатайство «об испрошении высочайшего соизволения на открытие добровольной подписки в войсках для собрания капитала, имеющего целью увековечить имя генерал-майора Мосина». Но военный министр генерал Банковский решительно отклонил это ходатайство. Было разрешено лишь поставить портрет Мосина в зале завода и составить капитал в… 500 рублей для выдачи премии его имени. Как это обычно бывало в царской России, память о русских изобретателях обрекалась на забвение.
Но светлая память о Мосине жила вместе с созданной им винтовкой. Этой винтовкой русская армия была вооружена во время русско-японской войны, с этой винтовкой воевала русская пехота во время первой мировой войны 1914–1918 годов. Вооружённая этой винтовкой, Советская Армия разгромила белогвардейцев и интервентов во время гражданской войны 1918–1920 годов; безотказно служила эта винтовка (наряду с другими новейшими образцами оружия) Советской Армии в Великую Отечественную войну против немецко-фашистских захватчиков.
За этот долгий период своей службы, какого не имела ещё ни одна винтовка за границей, наша винтовка подверглась лишь незначительной модернизации (обновлению).
Эта модернизация мосинской винтовки, проведённая в 1930 году (отсюда и наименование «7,62-мм винтовка обр. 1891/1930 гг.»), выразилась в некоторых изменениях, в основном связанных с технологией нового производственного процесса. Для более прочного крепления штыка принята новая защёлка, ступенчато-рамочный прицел заменён секторным, мушка защищена предохранителем (намушником) от случайных ударов, внесены мелкие изменения в отдельные детали. Для облегчения заряжания применена новая обойма с пластинчатой пружиной, как это когда-то предлагал сделать сам Мосин. Все эти усовершенствования сделали нашу русскую винтовку самой лучшей магазинной винтовкой в мире.
Воины нашей Советской армии твёрдо помнят приказ товарища Сталина: «…Учиться военному делу, учиться настойчиво, изучить в совершенстве своё оружие, стать мастерами своего дела и научиться, таким образом, бить врага наверняка». Наши воины неустанно совершенствуют своё боевое мастерство.
Замечательная мосинская винтовка в умелых руках советских людей даёт блестящие показатели в стрельбе. Лучшим памятником С.И. Мосину являются всё более и более высокие результаты в стрельбе наших снайперов, стрелков и спортсменов, вооружённых винтовками и карабинами его конструкции.
Заключение
Замечательный русский конструктор Сергей Иванович Мосин занимает видное место среди деятелей русской науки и техники.
Мосин – ученик виднейших русских учёных-артиллеристов – был человеком замечательных способностей и дарований. Он обладал глубоким и ясным умом, имел обширные специальные познания и до конца своих дней работал с неиссякаемой энергией. Характерными особенностями его технического творчества было критическое отношение к собственному труду, настойчивость, замечательное чувство нового, способность ясно понимать перспективы развития оружейного дела.
Мосин вступил на трудный путь конструктора оружия в то время, когда в русской технике было засилье иностранцев и правящие круги царской России не верили в силы и способности отечественных конструкторов. Не щадя сил, он смело шёл по непроторённым путям, неутомимо отыскивал новые технические решения.
Благородное стремление отдать родине все силы и знания вдохновляло Мосина в упорной борьбе с раболепствовавшими перед иностранцами правящими кругами царской России, с заграничными дельцами, с косными службистами. Мосин бескорыстно трудился для блага родной страны, с негодованием отвергая и лесть, и подачки иностранцев. Мосин был чужд дворянской спеси и кастовых предрассудков царской офицерской среды. Он горячо верил в свой родной народ, столь богатый замечательными талантами. Мосин высоко ценил одарённость русских людей в лице тех опытных оружейников-мастеров, которые и в Туле и в Сестрорецке помогали осуществлять его творческие замыслы.
В работах Мосина, как и в трудах других замечательных его современников, ярко проявляются всегда превосходившие Европу и Америку основные черты русской технической мысли: новаторство, смелость, проникновенная гениальная простота.
Мосину была свойственна исключительная смелость технических решений в сочетании с замечательной простотой и конструктивной целесообразностью. Вспомним, как блестяще разрешил он вопрос о подаче патронов введением отсечки-отражателя. Созданная им винтовка, как это должны были признать даже сами иностранцы, далеко опередила все существовавшие тогда заграничные образцы.
Мосин в своей конструкторской деятельности шёл, несомненно, впереди всех современных ему русских и иностранных конструкторов стрелкового оружия, выдвигая и решая новые вопросы.
Смелые конструктивные решения были продиктованы Мосину не только проникновенной мыслью конструктора, но и глубоким знанием заводской практики. Длительная работа на Тульском оружейном заводе, умение вникать во все детали производства при широком общетехническом кругозоре сделали Мосина выдающимся знатоком технологии оружейного производства. Мосин еще в процессе конструкторской разработки своей винтовки в значительной степени представлял себе и условия технологического процесса и самую организацию заводской выработки. Это дало возможность сделать винтовку простой и экономичной для освоения на русских заводах.
Мосин самостоятельно создал первую русскую магазинную винтовку и тем самым устранил зависимость России от различных иностранных образцов. Он сделал всё для того, чтобы обеспечить производство винтовки на отечественных заводах и тем устранить опасную для обороны страны зависимость от заграницы в деле снабжения оружием.
«Заслуги Мосина перед Родиной велики. Он дал русской армии надежную и меткую винтовку, со славой прошедшую испытания многих битв», – говорит президент Академии артиллерийских наук, академик, генерал-лейтенант А.А. Благонравов.
Мосин не был изобретателем-одиночкой, который отгораживался от людей и ревниво хранил свои секреты. Он растил новые технические кадры. В самом ходе работ, в непосредственном общении с ним выросли многие известные впоследствии талантливые русские оружейники. Именно с Мосина ведёт своё начало славная школа замечательных русских конструкторов-оружейников, которая, продолжая его дело, двинула вперёд нашу оружейную технику, обогатила её многими замечательными достижениями.
В царской России у русских конструкторов – продолжателей дела Мосина – не было достаточных возможностей для творчества. Выдающимся, конструкторам В.Г. Федорову, В.А. Дегтяреву, Ф.В. Токареву и многим другим приходилось упорно бороться против равнодушия и неверия правящих кругов, против их постоянного преклонения перед иностранщиной.
Только Великая Октябрьская социалистическая революция, совершённая под руководством партии большевиков и её гениальных вождей Ленина и Сталина, освободила нашу, страну от господства капиталистов и помещиков.
Являясь началом новой эры в истории человечества, Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало и новой эры в развитии русской техники. Наша техника стала социалистической, подлинно народной, направленной на процветание нашей великой Родины, укрепление её обороноспособности, движение вперёд к коммунизму.
Партия и правительство создали невиданные ранее возможности для творческой деятельности во всех областях науки и техники. Наши славные советские конструкторы стрелкового оружия, вдохновлённые животворной силой советского патриотизма, вооружённые мудрыми указаниями товарища Сталина и самой передовой техникой в мире, успешно продолжают дело совершенствования нашего непобедимого оружия, дело, в которое Сергей Иванович Мосин внёс свой неоценимый вклад.
Славные советские конструкторы дали нашей армии самые совершенные и самые надёжные образцы нового грозного для врагов нашей социалистической Родины боевого оружия. Наш конструктор-оружейник Василий Алексеевич Дегтярёв, начинавший свою работу под руководством основоположника русской автоматики В.Г. Федорова, создал по заданию М.В. Фрунзе ручной пулемёт ДП – «Дегтярёв – пехотный». Основы конструкции этого пулемёта остались непревзойдёнными до сих пор. В дальнейшем Дегтярёв создал крупнокалиберный пулемёт, пистолет-пулемёт ППД, пользующиеся широкой известностью в армии и любовью наших солдат. Дегтярёв вместе с Г.С. Шпагиным создал мощный зенитный пулемёт.
Другой (выдающийся наш конструктор Федор Васильевич Токарев создал пистолет ТТ (Тула – Токарев) обр. 1930/1933 гг., разборка и сборка которого не требуют никаких инструментов, самозарядную винтовку обр. 1940 г. СВТ, с успехом служившую нашим войскам в борьбе с белофиннами и в годы Великой Отечественной войны.
В области авиационного вооружения новые образцы создали Б.Г. Шпитальный, А.А. Волков, С.А. Ярцев и многие другие.
Новые научные основы проектирования автоматического оружия были разработаны академиком, генерал-лейтенантом А.А. Благонравовым, удостоенным за этот труд высокого звания лауреата Сталинской премии.
Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков поставила перед нашими конструкторами-оружейниками новые большие задачи. Было необходимо в кратчайший срок дать в руки наших солдат новое, ещё более грозное оружие, способное подавить и сломить боевую технику врага.
В труднейших условиях первых лет войны советские конструкторы неустанно трудились для нашей победы. Например, осенью 1941 года В.А. Дегтярёв и С.Г. Симонов в исключительно короткий срок сконструировали простые и мощные противотанковые ружья ПТРД и ПТРС, по своим боевым качествам образцовые для данного типа оружия.
В условиях Великой Отечественной войны особенно возросло значение пистолетов-пулемётов (автоматов). Наши конструкторы Г.С.Шпагин и А.И.Судаев создали замечательные новые образцы автоматов, обладающих высокой огневой мощью.
Под руководством В.А. Дегтярёва конструктор Горюнов создал новый образец станкового пулемёта.
В новых образцах оружия, созданных нашими конструкторами в годы Великой Отечественной войны, отражены смелое новаторство, свойственное нашим советским людям, изумительная находчивость в сложнейших технических решениях, совершенство конструкторской отработки при максимальной простоте и надежности самих конструкций.
Наш великий вождь товарищ Сталин высоко оценил труд советских конструкторов-оружейников. В докладе 6 ноября 1944 года И.В. Сталин сказал: «Что касается качества нашей боевой техники, то в этом отношении она намного превосходит вооружение врага». Советское правительство достойно отметило заслуги наших конструкторов в создании образцов оружия для Советской Армии. Звания лауреатов Сталинской премии были удостоены: В.А. Дегтярёв, Ф.В. Токарев, Г.С. Шпагин, С.Г. Симонов, М.М. Горюнов, Б.Г. Шпитальный, С.В. Владимиров, А.А. Волков, С.А. Ярцев и другие.
В годы Великой Отечественной войны, продолжая дело, начатое С.И. Мосиным, наши советские конструкторы дали стране новые, самые совершенные, лучшие в мире образцы грозного боевого оружия, с честью оправдавшие себя в боях. Но наряду с ними в качестве основного оружия пехоты по-прежнему верно служила наша русская винтовка.
На фронтах Великой Отечественной войны советские воины прославили оружие, созданное советскими конструкторами. Великая Отечественная война ещё раз подтвердила превосходство советского оружия над иностранным. Война показала силу советской военной техники и способность нашей социалистической промышленности создавать оружие, оставляющее далеко позади лучшие заграничные образцы.
Ни в одной стране учёные и изобретатели не окружены такой заботой и вниманием, как у нас. Лучшие работы советских учёных и конструкторов ежегодно отмечаются Сталинскими премиями. Ощущая повседневную заботу партии и правительства, великого Сталина, советские учёные и конструкторы с честью решают задачи по созданию первоклассной боевой техники.
Советский народ, руководимый партией Ленина – Сталина, создал самую передовую науку и технику, воспитал многих выдающихся учёных и конструкторов, которые прославляют социалистическую Родину своими изобретениями и научными открытиями. Вместе с тем советские люди свято чтут память корифеев отечественной науки и техники, талантливых конструкторов, изобретателей, живших и творивших в тяжёлую дореволюционную пору. Мы воздаем им славу. И среди них почётное место занимает талантливый русский инженер – изобретатель винтовки С.И. Мосин.
Только в стране победившего социализма, где свободный советский народ высоко ценит своих выдающихся людей, труд замечательного русского изобретателя Сергея Ивановича Мосина получил заслуженное признание. Столетие со дня его рождения (в 1949 году) было широко отмечено правительством и советской общественностью. Совет Министров Союза ССР постановил поставить памятник-бюст С.И. Мосина в Туле, установить мемориальные (памятные) доски на домах, в которых он жил и работал в Туле и Сестрорецке. Его имя присвоено Тульскому машиностроительному техникуму и одной из улиц Тулы. В Тульском механическом институте установлены стипендии Мосина.
В воинских частях, военных и специальных учебных заведениях, на заводах, фабриках и учреждениях страны были проведены беседы о жизни и деятельности С.И. Мосина. Академия артиллерийских наук, Артиллерийский музей, партийные и общественные организации Тулы и Сестрорецка почтили его память торжественными заседаниями.
Ленинградский артиллерийский музей и Тульский музей оружия организовали выставки, где демонстрировались опытные образцы мосинских винтовок и документы о жизни и деятельности славного русского оружейника.
Трудящиеся нашей страны, вдохновляемые великими идеями Ленина – Сталина, движимые благородным чувством советского патриотизма, добились выдающихся успехов в выполнении послевоенной сталинской пятилетки и уверенно идут по пути коммунизма. Занятый строительством коммунизма, советский народ не забывает об опасности новой войны, которую хотят развязать правящие круги США. Советское правительство, выражая коренные интересы народов Советского Союза, настойчиво проводит политику мира и дружбы между народами и решительно разоблачает поджигателей войны. Советская Армия бдительно стоит на страже мирного созидательного труда и государственных интересов нашей социалистической Родины. В послевоенные годы командный и рядовой состав Советской Армии и Военно-Морского Флота непрерывно совершенствует свою боевую и политическую подготовку, овладевает новой военной техникой, которую даёт вооружённым силам социалистическая промышленность. Советская Армия является грозой для всякого рода агрессоров и претендентов на мировое господство. Советский народ может положиться на свою славную армию. Советские люди уверены в том, что если империалисты развяжут новую войну против нашей миролюбивой страны, то Советская Армия наголову разгромит любого агрессора. И наряду с самой совершенной в мире военной техникой, которой вооружил советский народ свою Армию, ей по-прежнему служит испытанная во многих боях славная русская трёхлинейная винтовка Сергея Ивановича Мосина.
Список основных источников, использованных в работе над брошюрой
Архив Артиллерийского исторического музея Академии артиллерийских наук (Ленинград): оп 46 д. 542; оп. 48/1 д.д. 26, 29, 34, 37, 40, 53, 108.
Центральный Государственный Военно-исторический архив (Москва): ф. 310 д.д. 764, 2863; ф. 516 оп. 3 д. 121.
Ленинградский Государственный областной исторический архив: отд. 1 ф. 1290, д. 5223.
Воронежский Государственный областной архив: ф. двор. собр. д. 119.
Благонравов А.А., ген. – лейт., Сергей Иванович Мосин, сб. «Люди русской науки», т. 2, М. – Л. 1948.
Федоров В. Эволюция стрелкового оружия, т. 1, М. 1938.
Федоров В. проф. Наша винтовка, «Новый мир», 1941, № 5.
Федоров В. дейст. член АН, ген. – лейт. Изобретатель русской винтовки, «Красная звезда», 1949, № 98.