355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Та сторона Альманах » Та сторона (выпуски 1-7) » Текст книги (страница 5)
Та сторона (выпуски 1-7)
  • Текст добавлен: 4 октября 2016, 00:33

Текст книги "Та сторона (выпуски 1-7)"


Автор книги: Та сторона Альманах


Жанр:

   

Публицистика


сообщить о нарушении

Текущая страница: 5 (всего у книги 9 страниц)

… Можно говорить о философии Крапивина. Есть система ценностей. Есть определенный идеал человека. Есть недовольство существующим обществом. Есть люди, которые неудовлетворены текущим состоянием дел и пытаются его изменить. Да, есть "параллельный мир", в котором герои Крапивина могут жить, потому что в обычном – не могут. Да, есть конфликт на границе этих двух миров. Можно говорить о Крапивине-педагоге, о его педагогических воззрениях. О его концепции воспитания, отношения к ребенку. Вот она – в его книгах. Вот – руководство для учителей (например). И эти темы темы для отдельного исследования и анализа.

О литературе.

Почитайте классную книжку "Рэй Бредбери "Вино из одуванчиков", Харпер Ли "Убить пересмешника", Джером Д. Селинджер "Над пропастью во ржи". М., «Правда», 1988". Там, кстати, неплохое предисловие А. Лиханова. "Пахари доброты". "…Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю обрыва, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверное, я дурак". (Холден, персонаж Селинджера.) И, как правильно замечает Альберт Лиханов, мальчишка – уже зрелый, уже сформировавшийся Человек – жаждет "великой, невзыскующей любви к тем, кто ее, этой любви, не ждет и не просит и тем не менее остро нуждается в ней."

Пожалуй, можно упомянуть еще одну (но довольно серьезную) повесть Бернарда Маклэверти «Лэм» ("Lamb"), которую я прочитал в книге "Современная ирландская повесть. М., «Радуга», 1985". Чем-то близки командорству, не оставляют равнодушным, книги, повествующие о поре взросления Человека, проблемах подростковости, ломки (или перестройки?) характера, показывающие изменение приоритетов, жизненных ценностей подростка. В этом смысле можно упомянуть Железникова (вспомните Борю Збандуто, «Чучело», например. Да мало ли…), Сергея Иванова (я читал только "13-й год жизни", "Июнь, июль, август", "Бывший Булка и его дочь"), Алексина (многие), Л. Симонову (я читал только "Лабиринт"), Л. Кассиля ("Швамбрания").

Из педагогической литературы я читал, к сожалению, очень немного. Могу посоветовать Я. Корчака ("Король Матиуш" – в т. ч. и для детей; "Педагогическое наследие Я. Корчака. М., «Педагогика», 1991" – исключительно для тех, кто хочет быть педагогом), В. Леви ("Нестандартный ребенок" и др.), Макаренко.

Крапивин и дружба. Клуб и одиночество.

В сонном небе звезды блещут, Как мне плохо в этот вечер. Льют свой жемчужный свет, Солнце зашло давно. Где ты, друг мой, ну ответь мне, И никто мне не ответит Дай же мне свой совет… Всем словно все равно…

Л. Коханов

Я сильно подозреваю, что многие в клубе страдают от… одиночества. Просто они оказались немножко не такими, как все, и не могут найти себе просто Друга. Одиночество скручивает. Приводит к отчаянию. Я уже говорил про одиночество детей, духовное одиночество, – то же самое можно сказать и про одиночество взрослых. Я знаю по себе. Но у меня есть отдушина – маленький друг, ради которого я живу. Письма тоже спасают, но не намного. Они слишком долго идут… И еще – письма – это хорошо, но все-же плохо. Письма – не есть люди – без личного общения. Книги спасают. В том числе и книги Крапивина. Я тоже хочу понимания. Я тоже хочу доверия, хотя бы наедине с книгой и автором. Я тоже со многими его героями хочу дружить. Я тоже не могу говорить о Крапивине со своими друзьями-товарищами, потому что они меня не поймут, нехорошо пошутят и т. д., даже не желая мне зла. Может, и в этом смысле тоже что-то придумать?

Пожалуй, тут больше не надо никаких слов…

P.S. На самом деле, дружба ребят сильно отличается от дружбы взрослых. И. Кон в своей книге "Дружба. Этико-психологический аспект" в главке "Дружба и возраст" анализирует эту проблему. Почитайте, кому интересно. Даже в 8 и в 15 у ребенка выбор друга происходит по-разному… Это тоже можно исследовать и обсудить в клубе, если интересно.

Крапивин и социализм.

Вы спросите: "При чем здесь это?" Социализм – какая-то странная формация. Не углубляясь в теории, скажу только о том, что, по-моему, касается данной темы. Да, у социализма две стороны "одной и той же медали". Все мы знаем о том, что творилось у нас в пионерлагерях и интернатах, когда дети – бесправные и незащищенные создания – подвергались насилию со стороны взрослых. Наши, «советские», учителя – особый тип учителя. (Вспомните педагогов дореволюционной России.)

И тема эта тоже получила какое-то отражение в творчестве К. И тоже достойна исследования. (За «плохих» учителей Крапивина тоже ругали.) В этом смысле нам есть чему поучиться у "капиталистических товарищей". Чего стоит только перечисление специальностей американских ВУЗов (не просто дисциплин, а целых специальностей!): "Изучение семьи и детства", "Проблемы брака и семьи", "Образование одаренных детей", "Школьная психология", "Образование в раннем детстве", "Образование в начальных классах", "Образование в средней школе", "Психология образования", "Основы и философия образования", "Реабилитационное образование", "Религиозное образование". Это только список дисциплин, несмежных с разделом «Пестование» (Nursing, я не знаю, как лучше перевести термин, относящийся к попечению, заботе, нянчинью, ухаживанию, лелеянью и т. д. Конечно, во всем этом нуждаются беззащитные, и в первую очередь, дети), к которому относятся: собственно «Пестование», "Забота о детях", "Реабилитационная психиатрия" и т. д. В компьютерных сетях есть, например, такая [компьютерная] конференция: "Child Abuse" – "Насилие над детьми".Там уже давно думают над проблемами спасения детей.

Но есть и другая сторона социализма. Как ни странно, люди на улицах улыбались… Как ни странно, появились лозунги "Все лучшее – детям!" и "Дети – цветы жизни!". И намного меньше подростков пили, курили и воровали, намного больше детей ходило в школу. Любой ребенок мог поехать в пионерлагерь. И не процветало то, что процветает сейчас и о чем я уже говорил. Существовала особая нация – "советский народ" – и этим все сказано. Она уходит в прошлое, и это неизбежно. Рыночные отношения, по-моему, не позволят создать такое уникальное явление, как «Каравелла». Меняется менталитет людей, система их ценностей, рушится то, что называлось советским (кстати, имеющим много корней у русского). И, наверное, хочется как-то сохранить то хорошее, что действительно существовало, те отношения, которые тоже описал ВП. Это наша духовная ценность.

Для будущего.

Сейчас я хочу поговорить о Крапивине-поэте, К-художнике, К-кинематографисте, режиссере и т. д. И здесь тоже я могу напороть чушь, как всякий дилетант, начинающий размышлять о том, о чем не имеет понятия. Не судите меня строго. Я попытаюсь выразить лишь свои ощущения.

Крапивин, стихи и песни.

Есть люди, которым нравятся стихи ВП, а есть – которым не нравятся. Тут, наверное, никаких доказательств не требуется. Собственные ощущения. Это здорово! Это позволяет вспомнить детство. (Позволяет на время "уходить в детство", как в известной песне.) Задача сбора всех стихов ВП уже решена – самим ВП и Ларисой Крапивиной. Собрать магнитофонные записи всех песен на стихи ВП – задача более сложная. Хотелось бы, чтобы был кто-то, заинтересованный в этом, чтобы любой мог обратиться к нему за перезаписью. Пока Юра отвечает за архив песен. Хочется, чтобы это был человек, могущий улучшить качество звучания (если это возможно) и способный осуществлять перезапись на более качественной аппаратуре, чтобы по возможности не происходила потеря качества.

Крапивин и кино.

К сожалению, я смотрел лишь один фильм, снятый по произведению Крапивина государственной студией и шедший по телевидению. Это фильм по повести "Валькины друзья и паруса". Фильм мне не понравился, потому что там все не так, как в произведении. И называется он "Валькины паруса". Друзья в фильме тоже были, но передать их режиссеры не смогли. И я уже говорил выше об этом очень многое внутреннее, духовное пропало. Поэтому, кстати, и исчезли «друзья» из названия фильма. (Попробуй передай размышления Вальки!)

Зато мне посчастливилось посмотреть несколько фильмов, снятых в Каравелле. Впечатление примерно такое же, как и от книг, т. е. "До глубины души!..", "Еще хочется! Да побольше!", "Всю душу… Слезы на глазах…". Я косноязычен. Наверное, с фильмами стоит поступить примерно также, как и с песнями? Кроме этого, я думаю, что немаловажным покажется вопрос собрания записей (или, хотя бы, составление списка) фильмов, не относящихся непосредственно к Крапивину, но связанных "некоей невидимой нитью". (Может, она видится только мне?) Например:

1. «Инопланетянин», С. Спилберг, 1982 (Есть книжка У. Котцвинкла "Ип, инопланетянин" по фильму).

2. "Империя восходящего солнца", С. Спилберг, 1987.

3. "Поставляется без батареек", С. Спилберг.

4. «Хук» ("Крюк"), С. Спилберг, 1992.

5. "Идеальный мир" (Кевин Кеснер, Клинт Иствуд и классный мальчишка. И ценные мысли.)

6. «Датч» (Там классный мальчишка по имени Дойл).

7. "Один дома" 1 и 2 с Макалеем Калкиным. Кстати, никто не просветит меня насчет еще одного (последнего?) фильма с ним?

8. "Убить пересмешника" – не видел, но посмотреть интересно. По одноименной повести Х. Ли.

9. "Повелитель мух" – то же самое. По У. Голдингу.

10. "Бесконечная история" (по М. Энде "Бесконечная книга"). Причем, по-моему, их существует не один… Тоже не видел.

11. "Мио, мой Мио!" – то же самое. По А. Линдгрен.

Может, тоже наладим как-нибудь это дело? Может, кто продолжит список? И кассеты с фильмами заодно? (Шутю!) О советском кино. Можно называть до бесконечности.

"Чучело", «Плюмбум», "Игры для детей недетского возраста" (?), "Без семьи", "Не болит голова у дятла"… (Сознательно называю известные и не очень.) На днях посмотрел фильм «Предательница». Очень ценный с точки зрения – как плохо предавать детей, которые полюбили тебя. Как больно и тем, и другим.

Крапивин – художник.

Существует идея собрать наиболее хорошие иллюстрации к произведениям Крапивина, и по возможности, более полно. Самого Крапивина, его сына Павла, Стерлиговой, Медведева, Савватеева. Отсканировать их в компьютер и распечатать на лазерном принтере. Потом издать и раздать тем, кто очень хочет. Идея хоть и несколько «глобальная», но в принципе реализуемая. Нужны предложения. Редакция не справится сама с этой задачей.

II. «ЛОЦМАН». ЧТО ДЕЛАТЬ?

(Раздел переработан с учетом замечаний редакции ТС)

Это мое мнение о том, каким я хочу видеть клуб. Я жду от редакции ТС, от членов клуба замечаний, предложений или принятия этой программы за основу. Деятельность клуба, его задачи.

Главную задачу клуба руководство видит в том, чтобы быть «Лоцманом», проводником для тех людей, кто хочет найти. "Чебурашкина Идея" – помочь человеку найти Друга, найти приятного собеседника, просто человека, мысли, душа, характер которого ему интересны и небезразличны.

В силу того, что наш клуб очень разбросан "по просторам нашей Родины", и шансов собираться вместе более-менее часто очень мало (материальные проблемы, дела, работа, и т. д.), то основу деятельности клуба руководство видит в следующем: внутри-подклубной деятельности (извините за каламбур!) – например, более тесном обмене письмами и мнениями внутри подклубов; издании ТС печатного органа клуба в целом, отражающего основные тенденции деятельности клуба и его подклубов. Кроме этого, руководство осуществляет сбор и переработку информации, связанной с жизнью и деятельностью ВПК, отряда «Каравелла», других детских отрядов и клубов, с проблемами Детства, с детской литературой и т. д. и т. п. (о чем я упоминал выше), т. к. эта информация (сюда, например, относится интервью) интересна и небезразлична членам клуба.

Руководство клуба.

Руководство клуба (инициативная группа) действует, руководствуясь задачами клуба: воплощает в жизнь "Чебурашкину Идею", оказывает посильную помощь подклубам, возникающим внутри клуба «Лоцман». Руководство клуба является также редакцией (редколлегией) ТС, отвечает за подборку материалов, верстку и выпуск ТС. Адрес руководства клуба (и редакции ТС):

630078, Новосибирск, ул. Ватутина, 17–46, клуб «Лоцман»; тел. [383-2] 46-11-61, Никитин Юрий.

Руководство клуба с радостью примет все предложения и замечания по улучшению деятельности клуба «Лоцман», по улучшению качества информации, печатаемой в ТС. Редакция планирует организовать дискуссию на страницах ТС по этому поводу. Мы открыты для ваших предложений. Вам выбирать – каким будет наш клуб.

Программа клуба.

Я думаю, что после обсуждения данной статьи в клубе (т. е. на страницах ТС) будет принят документ, регламентирующий цели и задачи нашего клуба, его функционирование, функционирование его издания и т. д. Руководство примет все предложения по дальнейшей организации деятельности клуба, любую помощь от людей, заинтересованных деятельностью клуба.

Задача Альманаха (ТС).

Содержание Альманаха.

Печатным органом клуба является альманах "ТА СТОРОНА. Литературно-художественный, критико-библиографический, историко-философский, информационно-публицистический…" ТС – альманах, отражающий основные направления деятельности клуба. Материалы для ТС отбирает редакция. В подзаголовке Альманаха перечислены все направления, материалы по которым принимаются: литературно-художественные, критико-библиографические, историко-философские, информационно-публицистические… и другие. Редакция надеется на ваше участие: присылайте любые материалы, заслуживающие, по вашему мнению, внимания читателей нашего альманаха. Это могут быть статьи, рецензии, стихи, рассказы, очерки и просто письма с интересными мыслями. Альманахи отражают деятельность клуба в целом. Мы постараемся в будущем помещать в Альманахи разнородные материалы, чтобы Альманахи были интересны разным людям. Нам очень хотелось бы заводить дискуссии на страницах альманаха. То, что вы считаете правильным, нужным, необходимым увидеть на страницах альманаха, присылайте на адрес редакции. Пока этот адрес совпадает с адресом Юры. Письма, адресованные клубу (редакции), будут обрабатываться не одним Юрой, а редакцией. И смогут появиться в ТС. И человек быстрее получит ответ на свое письмо, потому что редакция – это больше чем один человек. Мы готовы печатать коротенькие объявления-призывы, направленные на то, чтобы найти единомышленников. Ведь гораздо легче поделиться своим мнением сразу со 100 людьми и найти собеседника, чем писать каждому по адресам, указанным в ТС! Я верю, что клуб не превратится в "Газету брачных объявлений" и выполнит свою главную задачу. Самое главное – пишите не Юре, но на клуб – и тогда мы будем иметь моральное право печатать выдержки из ваших писем.

Корреспонденты ТС

Корреспондентом ТС может стать каждый! Редакция надеется на помощь и ждет информации от всех, кому интересно творчество Владислава Крапивина, кому интересна деятельность клуба – независимо от того, в клубе он или нет.

Рубрики.

Редакция думает о том, чтобы систематизировать материалы, появляющиеся в альманахе. По моему мнению, логичным было бы появление постоянных рубрик. Например: «Рецензии» от членов клуба и не только от них. Повторяю призыв: "Пишите, что хотите, что считаете нужным". "Доска объявлений".

Статьи от подклубов (если таковые появятся).

"Дополнения к Библиографии" (после того, как она будет издана, а ВП напишет еще что-нибудь. Или найдется какая-нибудь старая работа ВП, не отраженная в Библиографии.). "О новых публикациях" – о планируемых публикациях произведений ВП, других интересных книг: Где? Когда? Кто может купить? А также об обещанных, но провалившихся публикациях. "Календарь событий" (Планируемые сроки «Аэлит», другая интересная для многих информация). «Интересное» – об интересных фактах жизни ВП и всякая околокрапивинская (и не только!) информация. «География» – карты Великого Кристалла, Севастополя, Екатеринбурга. Мы подумаем, как их издать. … Продолжение следует.

Подклубы. Первые ростки.

Мы очень заинтересованы в информации от возникающих подклубов и хотим всесторонне освещать их деятельность и помогать им. В ближайших номерах появится список книг для обмена, подготовленный Еленой Овчинниковой. Я думаю, что статья Е. Савина о проблеме «взрослый-ребенок» в произведениях Крапивина (в ТС-6), а также мои размышления о командорстве вызовут немало откликов среди читателей Альманаха. Мне кажется, что рубрика, посвященная этой проблеме, займет свое законное место на страницах Альманаха и станет постоянной (если редакция будет не против). Возможно, будут интересные дискуссии, вы откроете для себя много нового. Возможно, мы от слов перейдем к делам… Может быть, у нас будет свой музклуб. Все, кто интересуется музыкой, а также игрой на гитаре и авторской песней, пишите Роману Ковачу (См. также объявление Романа в ТС-4).

…Хотя, с другой стороны, мы весьма рады инициативе, т. к. нам не хватает рабочих рук. Очень интересна мысль Юры Кривенкова насчет списка любимых книг. Это здорово! И просто замечательно, что Ю. Кривенков справляется сам (с помощью Андрея Купленова). Я хочу повторить еще строки из ТС-1: "Мы думаем, что многие хотели бы обмениваться книгами, публикациями и другими материалами, связанными с В.Крапивиным (а также отрядом "Каравелла"). Вы можете сообщать [руководствуI] об имеющихся у вас и нужных вам материалах…"

…Еще есть несколько идей. Если кого заинтересует, пишите – может, вместе справимся! Есть идеи о составлении полного алфавитного и тематического списков произведений ВП, составлении списка имен собственных, встречающихся в произведениях ВП. Есть идеи (сумасшедшие, но все-таки) о создании своего Полного Собрания Сочинений ВПК, собрании всех существующих иллюстраций Е. Стерлиговой, Е. Медведева, П. Крапивина, и издании их (может быть, в очень далеком будущем). Нам нужны единомышленники, помощники, заинтересованные люди. Может, дело пойдет быстрее?! Приложения к ТС.

Редакция считает, что некоторые материалы большого объема, интересные не всем читателям, но только небольшому их числу, не следует помещать на страницах альманаха. В таких случаях редакция будет готовить тематические приложения к ТС. Тематические приложения к ТС, в отличие от Альманахов, будут посвящены одной теме. Приложения будут распространяться только среди желающих и при их непосредственной помощи. На данный момент планируется издание полной Библиографии произведений ВПК. (Работа над окончательным вариантом ведется. Но он появится, похоже, не раньше октября.) Однако мы считаем, что список книг и журнальных публикаций на русском языке интересен всем, поэтому эта часть Библиографии появится в ближайших номерах ТС. Есть желание издать в том же порядке Полное Собрание Стихов ВП (если он разрешит). Мы хотим поместить на страницах ТС критические материалы о работе Я.Цукерника "Три комиссара детской литературы". Если желающих прочитать работу после этих публикаций будет много, мы подумаем о том, как ее издать. В дальнейшем мы планируем издавать рассказы и (даже!) повести наших читателей. Один из тематических выпусков мы вновь посвятим работам (стихам и прозе) Дениса Маслакова, стихи которого вызвали благодарные отзывы наших читателей. По моему мнению, две повести Александра Соколова (присланные Равелю) также заслуживают внимания читателей. Если кто-нибудь может помочь с типографией, мы будем очень рады.

Подготовка ТС.

В скором будущем компьютер будет в каждом доме. Авторы смогут свои статьи не писать, а печатать в компьютере и передавать по электронной почте. Тогда ТС будет готовиться и распространяться очень быстро. А пока… Убедительная просьба к тем, кто хочет увидеть свой материал напечатанным в ТС и имеет возможность: набрать его на компьютере (неважно, в каком редакторе, но лучше в «Лексиконе» или в MS Word for Windows), передать напечатанную информацию в Новосибирск: либо дискетку (если не сложно), либо прислать по электронной почте Ахметшину Равелю ([email protected]) или Ватолину Диме (Fido: 2:5020/290.45). Это заметно сократит трудности, возникающие при подготовке ТС, в частности, при наборе материала.

Распространение ТС.

Редакции очень сложно распространять альманах, т. к. людей, написавших Юре, уже около 100. ТС-6 – это будет последний номер, который будет послан всем. Большая просьба к тем, кто не разочаровался в альманахе и хочет в дальнейшем его получать – пожалуйста, напишите в редакцию.

Необходимо наладить систему распространения ТС: кто? кому? в каком количестве? Потому что существующая система не есть система – ТС до народа не доходит! С печатью – туго! И это проблема для руководства клуба. Нужна поддержка от членов клуба, иначе ситуация останется на прежнем уровне. (Если вы, конечно, в этом заинтересованы.) Если вы имеете электронный адрес или доступ к нему, вы сможете получать выпуски альманаха по электронной почте намного быстрее. В этом случае вы должны сообщить об этом Равелю.

Общий сбор.

Было бы все-таки очень классно нам всем собраться! Есть ли у руководства какие-нибудь идеи на этот счет?

Вместо заключения.

ЛЮДИ! ТОЛЬКО, РАДИ БОГА, НЕ МОЛЧИТЕ! ПИШИТЕ! СПОРЬТЕ! МЫ ДОЛЖНЫ СОХРАНИТЬ НАШ КЛУБ! А БЕЗ ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКИ ОН РАЗВАЛИТСЯ!

Авторы комментариев к статье: В – Валентин Веснин Д – Дима Ватолин Р – Равель Ахметшин Ю – Юра Никитин

_________________________________________________________________________________________________

Редакция: Р.Ахметшин, К.Баландин, Д.Ватолин, Ю.Никитин (гл. ред.).

Адрес редакции: 630078, г. Новосибирск, ул. Ватутина, 17–46.

Большая просьба ко всем, кто может хоть немного помочь с тиражированием ТС, написать нам. Верстка Д.Ватолина 1994. Рисунок Е.Стерлиговой 1985. Сетевой адрес: FidoNet: 2:5020/290.45 Internet: [email protected]

Сдано в набор 20.03.94. Предварительный вариант: 26.6.94. Оригинал макет отпечатан: 23.7.94. Страниц: 10.

Гарнитура «Таймс» и «Гельветика». Формат А4. Тираж _____ Бесплатно.

I Ведь именно объявление Юры в «КО» послужило прямым толчком к созданию клуба.

II Отчаяние мое достигло своего пикового состояния в феврале этого года, и я подавал "прошение об отставке" из клуба.

III Существующая система адресов, т. о., мало помогает человеку, решившему найти единомышленников.

IV Один человек, написавший мне, пишет, что писал многим, но "по некоторым письмам видно, что многие просто по инерции вступили в клуб".

V Скука и одиночество – разные вещи!

I Насчет религии – я еще к этому вернусь. В разделе "К и Командорство".

II Выделено мною.

III Потому что видеть список этой литературы с восторженными пометками Ю. К. – это одно, а анализ – это другое. Когда знаешь, что потенциально ты можешь приобрести от прочтения данной книги, интерес либо просыпается очень сильно, либо не просыпается совсем. Одни заглавия говорят очень мало.

IV Кстати, очень близкая командорской.

V В основном, это молодежь. Почему? С взрослением обычно смещаются приоритеты.

VI "Книги обязаны хорошо кончаться". Д.Р.Р.

VII В этом смысле "Сказки о рыбаках и рыбках" в какой-то мере меньше сказка.

VIII А все остальные, большинство – неправильные…

I Я тоже принадлежу к какой-то «грани». У вас основное может быть другое.

II Всякий раз, когда я читаю о ней, у меня возникают примерно те же чувства, что и у Иринкиной мамы. Попробуйте передать их в фильме!..

III «Тоскливую» в хорошем смысле. Может, лучше «зовущую»?

IV У ребенка, конечно, этот фрагмент вызывает другие чувства.

V Заметьте, не друзей, а именно детей – ребенок тоже может быть другом, но другом заведомо неравноправным, младшим, нуждающимся в защите.

VI Есть ли разница между педагогом и учителем? По-моему, большая. У нас в школе – учителя, а по-моему, нужны педагоги.

VII Вспомните, в «Лоцмане»: "Иногда хватает случайной лжи", чтобы затоптать «мальчика» в душе…

I Причем, совершенно не важно, сверстник он или взрослый.

II Если нет семьи в семье, ребенок ищет семью на стороне. Там его поймут.

III От кого? От общества.

IV Поэтому очень многие произведения автобиографичны, а за фигурами взрослых видна фигура ВП.

I Выделено мною.

II Выделено мною.

III Последние 3 года она присутствует почти в каждом его произведении.

IV Я отнюдь не имею ввиду космогонические идеи!

V Вспомните повзрослевшего Джонни, которого я упоминал.

VI Об их проблемах, например, у Селинджера хорошо: про семью Глаасов.

VII А еще старики ("Вино из одуванчиков" Бредбери), а еще люди, прикованные к постели…

I Соединение между собой компьютеров, находящихся в разных домах, районах, городах, называется компьютерной сетью. Сети позволяют людям пользоваться электронной почтой (набирать письма на компьютере; потом письмо попадает в сеть и само доходит до адресата – быстро и дешево), компьютерными конференциями (в этом случае письмо посылается не конкретному человеку, а всем, кто читает конференцию по данной теме. И любой человек-пользователь сети может ответить вам, и любой может прочитать ваше письмо в конференцию и ответы на него.).

II Мое твердое убеждение – «Каравелла» была возможна только в условиях социализма и только в условиях России.

III Я сознательно привожу здесь список только зарубежных фильмов, потому что советских фильмов можно назвать очень много, и анализу этих фильмов можно посвятить большую статью в Альманахе.

I Вставлено мною.

1 Ю Я же как раз не хотел этого. На первых порах это было неизбежно. По-моему, несправедливо ставить мне это в упрек: ведь если бы первые выпуски не были бы «моим» (и Равеля, кстати, без его участия или одобрения не обходился ни один материал), то их вообще не было бы. Откуда бы они взялись? Но теперь люди уже начали присылать материалы… В твоей формулировке получается именно упрек.

В Согласен, Юра, но это и есть именно упрек «стандартного» человека, который, как я, надеялся на альманах и клуб, и не получил желаемого. Я согласен, что, если объективно, то лучше «плохо», чем совсем никак. (У меня бы точно не получилось.) Но еще лучше «хорошо», и на это не хватило тебя…

Ю М. б….

2 Ю Здесь и в других местах твои формулировки создают впечатление, что смысл деятельности клуба – только в изучении и осмыслении творчества ВП, а остального можно касаться лишь попутно и лишь постольку, поскольку данная тема имеет отношение к этому творчеству, отражена в нем. Может быть, ты этого и не имел в виду, но такое складывается впечатление. Ты, вроде, предлагаешь разные дела, но у тебя получается, что эти дела – лишь грани творчества ВП, и сами по себе не существуют. А я бы сказал, что клуб призван, прежде всего, объединить людей определенного, редкого, к сожалению, склада. Одним из свойств этих людей является то, что души их имеют струны, которые входят в резонанс с крапивинскими книгами, с крапивинским миром (и действительно, у разных людей струны отзываются на разные «грани» этого мира). Поэтому эти люди отзываются на пароль «Крапивин». Так их можно находить. Но это не значит, что они интересуются всем остальным только в той степени, в какой это «остальное» задевается творчеством ВПК. Конечно же, мы обязательно будем заниматься всем, что связано с Крапивиным, потому что всем нам это действительно интересно и важно, потому что ВП сильно повлиял на нас и продолжает влиять, потому что ему есть, что сказать, а нам есть, чему у него поучиться, потому что это самая явная область пересечения наших интересов и потому что некоторыми «прозаическими» делами кроме нас просто некому заняться… Но неправильно утверждать, что любая сфера наших интересов, любое направление возможной совместной деятельности обязательно связаны или должны быть связаны с творчеством К, должны отталкиваться от него. Я не прав?

В Ты совершенно прав. Я думаю, что после твоего комментария для стороннего читателя станет более очевидной мысль о том, что "охват творчества ВП" – не главное для клуба. Мне кажется, что анализ творчества ВП – это лишь следствие определенной ментальности людей, собранных в клубе.

В Переиначив старую пословицу, можно совершенно справедливо заметить: "Скажи мне, какие у тебя любимые книги, и я скажу тебе, кто ты." Посмотрите списки Ю. Кривенкова. Как удачно заметил Равель, "их интересно просматривать на совпадения и антисовпадения [со своим выбором]". А Юра сказал, что "Кривенков хотел сказать о книгах, а получилось – о людях…" И эти совпадения и антисовпадения тоже могут многое рассказать. В том числе и о струнах, "которые задеваются в душе читателя" (Дима Ватолин), которые "отзываются на разные грани этого [Крапивинского] мира" (Юра Никитин).

3 Не совсем ясна мысль.

B По-моему, очевидно. Венька, Кошак, например, необычны по общепринятым меркам (по меркам взрослых, учителей), но не по меркам венькиных родителей, каковых очень мало. И мерка здесь проходит только в понимании родителями детей (и доверии детей к своим родителям).

4 Ю Не верится, что есть такие читатели. Несмотря на все «грани»… Ведь если все это пропускать, то лучше читать Гаррисона. Я думаю, те, кто ценит исключительно фантастические навороты – так и делают.

В Да, но я говорю о крайних проявлениях. Можно пропускать не «насквозь»; можно читать не Гаррисона, а Муркока, Э.Нортон, Р.Асприна и другую чу… фэнтези.

5 Ю Ты знаешь, для моего слуха слово «педагог» более скомпроментировало себя, чем «учитель». «Учитель» – слово, смысл которого выходит далеко за рамки обучения конкретному предмету. «Педагог» же у меня ассоциируется с «педсоветом», "Академией Педагогических Наук", с неприступного вида педагогическими дамами, величественно проплывающими по школьным коридорам, а в учительской занимающихся склоками и обсуждением тряпок. Я бы на твоем месте употребил в «плохом» смысле слово «преподаватель», а в «хорошем» – именно «учитель». А вообще, я считаю неправильным выражать свою мысль, опираясь на оттенки в значении слов, особенно противопоставляя синонимы. Это чревато неправильным пониманием читателями твоей мысли, т. к. оттенки значений разными людьми могут пониматься по-разному.

Р Саша Зубченко мне как-то написал: "В школах нас учат «педагоги», а нужны Учителя". Вы оба говорите про одно и то же. Но нельзя выражать мысли оттенками слов, которые разные люди понимают по-разному. Я бы, наверно, тогда уж сказал, что "нас учат учителя, а нужны Учителя (с большой буквы)".


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю