Текст книги "Конец «Крота»"
Автор книги: Рэм Красильников
Жанры:
Биографии и мемуары
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 18 (всего у книги 18 страниц)
Глава пятнадцатая
Постскриптум
В этой, последней, главе читатель не встретится с прежними героями повествования. Перед ним предстанут новые персонажи. И новые обстоятельства, которые покажут, как опасно почивать на лаврах.
В середине девяностых годов в средствах массовой информации, и зарубежных, и российских, появились сенсационные сообщения. Из торопливых статей журналистов, из сообщений радио, из телевизионных программ, из хлынувших на книжные рынки опусов писателей, освоивших благодатную тему деятельности спецслужб, из официальных материалов громких расследований деятельности американской разведки в Конгрессе Соединенных Штатов – из всего этого открылась подводная часть огромного айсберга Лэнгли. То, что в Вашингтоне всегда стремились скрыть от посторонних глаз и окутать густой пеленой секретности.
Впрочем, нет необходимости удивляться. То, что произошло, должно было случиться рано или поздно. И дело было не в осуждении Центрального разведывательного управления американскими законодателями, хотя их вмешательство в дела разведки дорого обошлось Лэнгли, сломало карьеры некоторых руководителей и оперативных сотрудников ЦРУ и стоило многим изрядной головной боли и нервотрепки. И дело не в том, что американские писатели и журналисты вдруг воспылали любовью к справедливости.
Расследования в Конгрессе и все, что предшествовало и последовало за скандальными событиями на Капитолийском холме, – плод тяжелейших провалов Центрального разведывательного управления Соединенных Штатов в СССР и в постсоветской России.
Толчок всем этим потрясениям, сорвавшим покровы тайны с деятельности ЦРУ, был дан арестом высокопоставленного сотрудника Лэнгли Олдрича Эймса, обвиненного в сотрудничестве с органами государственной безопасности нашей страны. Как ни поразительно это прозвучит, «дело Эймса» дало хитрым пиарщикам из Вашингтона некоторые «козыри» – на него тут же попытались излить все свои «обиды» изворотливые стратеги из Лэнгли. Эймсу приписали все поражения американской разведки восьмидесятых-девяностых годов, даже те, к которым он не имел ни малейшего отношения. Ловкости картежников от политики можно только изумляться! Политика, как это бывает, часто смахивает на лицедейство. В этом театре актеры приспосабливают свои представления к вкусам и требованиям тех, кто оплачивает их игру. У хороших лицедеев плач и стенания очень правдоподобны.
Но вернемся от Олдрича Эймса к «нашим баранам».
Провалы Центрального разведывательного управления в Советском Союзе в восьмидесятые годы, как выразился один сотрудник Лэнгли, «буквально разрушили нашу московскую резидентуру». Поэтому-то Конгресс США и захотел разобраться в причинах поражений ЦРУ – с единственным желанием поправить дело. Потому-то и дышали «сожалением» протоколы заседаний американских законодателей. Потому-то и были пропитаны жалостливыми слезами статьи и книги американских авторов, сокрушавшихся о «жертвах» безжалостной службы советского контршпионажа.
К делу. Достоянием гласности изумленного мира стало разоблачение органами государственной безопасности нашей страны в восьмидесятые годы многих агентов Центрального разведывательного управления в Советском Союзе, ошеломляющие подробности их вербовки и использования спецслужбами Соединенных Штатов, даже оперативные псевдонимы, присвоенные шпионам в Лэнгли. Среди них оказались «кроты» ЦРУ в советских спецслужбах. Такие, например, как Геннадий Сметанин, он же «Доллар» из ГРУ, Дмитрий Поляков («Цилиндр» и он же «Скиталец») – тоже из военной разведки, Леонид Полещук («Весы»), Валерий Мартынов («Еврей»), Сергей Моторин («Марля») – все трое из разведслужбы КГБ. Очень неприятно продолжать этот список американских «кротов» – он гораздо длиннее.
У всякой монеты две стороны. Сила и мощь Центрального разведывательного управления, его способность проникать своими щупальцами в плохо защищенные места противника, «просвечивать» его «внутренности», то, что он оберегает от чужого внимания, – это одна сторона «монеты». Противодействие Комитета государственной безопасности этому мощному и настырному натиску – сторона другая. У каждой из сторон свое представление о «вкусах». О них, как известно, не спорят.
Разоблачение деятельности ЦРУ в самих США произвело двоякий эффект. Американцы приучены к голливудскому счастливому концу, и поэтому «проработка разведки» в очередной раз стала громом среди ясного неба. В стране, где в литературе и публицистике шпионско-детективного характера прочно господствуют штампы, где в угоду занимательности сюжета царит буйство неуемной фантазии авторов – пленников пресловутого «хэппи энда», критический удар по ЦРУ должен был вызвать уныние и разочарование тех, кто уверовал в сверхъестественное могущество и безгрешность Лэнгли. С другой стороны, сработало знакомое у нас чувство, называемое квасным патриотизмом. Оно неизбежно приводит в тупое озлобление тех, кого ругают. Чувство картежника, желающего отыграться…
И еще одно замечание. В художественных произведениях фантазия допустима по законам жанра, но авторская «вольница» совершенно неприемлема в исследовательских работах аналитиков, претендующих на объективность и документальность своих публикаций. Между тем в таких материалах искажается героическая схватка спецслужб нашей страны с сильным противником, который многие годы ведет подрывную работу против нас и ставил задачу ликвидации Советского Союза, как своего соперника. Не надо заблуждаться: такая же задача поставлена и в отношении России.
И тем не менее не все так непоправимо в этой области – в нашей кинематографии, особенно документальной, и литературе все больше появляется правдивых произведений о деятельности советских и российских спецслужб, призванных отстаивать интересы государства и общества.
Под эгидой Службы внешней разведки и Федеральной Службы безопасности вышли в свет серьезные исследования о нашей разведке и контрразведке, об их борьбе со спецслужбами противников нашего государства, в том числе в самые последние годы. Это – шеститомник «Очерки истории российской внешней разведки» (под редакцией академика Е. Примакова), «Лубянка-2. Из истории отечественной контрразведки», «Тайное становится явным. Центр общественных связей ФСБ уполномочен заявить», «Тайные операции российских спецслужб с IX по XXI век». В трех последних работах – огромный труд и усилия Управления программ содействия ФСБ России (бывший Центр общественных связей), его руководителя Александра Здановича, привлекавших к подготовке материалов действующих работников контрразведки и бывших сотрудников КГБ СССР.
Разведчики и контрразведчики, оставившие службу в своих ведомствах, видят свой долг в том, чтобы там, где это возможно, приподнять плотную завесу секретности. Общественности становятся известны многие тайные операции спецслужб, раскрываются пружины их действий, те силы, которые стоят за ними.
В последнее время российское телевидение и кинопрокат безмерно увлекаются американскими фильмами-боевиками на шпионские темы, по большей части весьма низкопробными и попросту убогими. Советские и российские службы в них – почти обязательные персонажи. Иногда главный антигерой – это коварный и малосимпатичный из КГБ, или очаровательная русская шпионка с садистскими наклонностями. По приказам своих хозяев из Москвы они строят козни простодушным и доверчивым американцам.
Сюжет боевиков по большей части примитивен. Коварные интриги, убийства, кровавые сцены, устраиваемые «русскими из КГБ», следуют один за другим. Непременный голливудский «хэппи энд» – «счастливый конец» сглаживает все огрехи терпящих бедствие американцев и венчает очередную пропагандистскую поделку. Надо ли специально подчеркивать, что такая продукция «зомбирует» зрителей «русской опасностью», ставит цель оправдать и закамуфлировать разведывательно-подрывные акции Центрального разведывательного управления? Не говоря уж о том, что все демонстрируемое очень далеко от действительности.
В последнее время россияне и все те жители нашей планеты, кому это любопытно, могли познакомиться с публикациями бывших руководящих и оперативных работников разведки и контрразведки нашей страны – В. Крючкова, Л. Шебаршина, Ф. Бобкова, В. Кирпиченко, Н. Леонова, П. Судоплатова, Ю. Дроздова, С. Кондрашова, А. Феклисова, Е. Синицына, В. Широнина, В. Павлова, В. Удилова, К. Григорьева, В. Кеворкова, З. Воскресенской, Ю. Медина, О. Царева и других.
Нельзя не назвать книги «Моя тайная война» легендарного советского разведчика Кима Филби, внедренного еще до Второй мировой войны в английскую разведку «Сикрет Интеллидженс Сервис» и работавшего уже в послевоенные годы ее представителем по связи с ЦРУ и ФБР в Вашингтоне. Многое об акциях ЦРУ и СИС против нашей страны поведал в своей книге «Иного выбора не дано» другой отважный боец советской разведки Джордж Блейк.
Многолетняя работа в советской контрразведке – во Втором Главном управлении КГБ СССР, – в том числе в последние годы руководителем отдела по английским спецслужбам в составе посольства Великобритании в Москве, а затем – начальником подразделения по американской разведке, избравшей своим прикрытием дипломатическое представительство США в нашей стране, дала автору уникальную возможность видеть СИС и ЦРУ в действии. И – стараться противостоять разведывательно-подрывным акциям посольских резидентур ведомств шпионажа этих стран.
В результате, уже после ухода на пенсию, у автора возникла мысль поделиться с читателями этим моим видением деятельности на территории нашей страны сильнейших разведок мира – Центрального разведывательного управления и «Сикрет Интеллидженс сервис». Так появились книги – «Призраки» с улицы Чайковского» – о резидентуре американской разведки и «КГБ против МИ-6» – о московской резидентуре СИС. Судьба этих книг – в руках заинтересованных читателей.
В силу этих жизненных обстоятельств автору, как и многим другим советским чекистам, пришлось иметь дело с «кротами» американской и английской разведок. С «кротами» Центрального разведывательного управления, конечно, в гораздо большей мере, так как американцы были несравненно более активны и напористы в разведывательных операциях против СССР, чем их младший партнер, превратившийся в исторически короткий период из «учителя» в ведомого в разведывательной связке Вашингтон – Лондон.
Американская и английская разведки в подавляющем большинстве случаев приобретали агентов – «кротов» в советских спецслужбах за границей. Так, из числа названных «кротов» за рубежом были завербованы Поляков, Гордиевский, Полещук, Мартынов, Моторин. Не всех из них ЦРУ и СИС вынудили согласиться на контакт со своими резидентурами в Москве. Главная причина решительного отказа завербованных агентов поддерживать связь с резидентурами противника на территории нашей страны – боязнь провала, страх перед разоблачением органами КГБ.
У автора свое мнение о Центральном разведывательном управлении. Он изложил его в книге «Призраки» с улицы Чайковского».
По свету гуляет множество мифов, прославляющих американскую разведку. Таких, например, как мифы и легенды о «беспроигрышной и безошибочной» стратегии этого ведомства «плаща и кинжала», о «благородстве» обитателей Лэнгли – «людей чести и подвига», об их «неподкупности». Они подпитываются в Вашингтоне, обрастают усилиями и фантазией ангажированных писателей и журналистов живописными «подробностями», претендуя на то, чтобы стать безгрешными истинами, войти в один ряд с классическими мифами и преданиями.
Классической считается мифология древних греков. Для них свой мир был центрам Вселенной. Древнегреческие мифы – чудо и загадка цивилизации – не внушали страха и ужаса, не отталкивали людей друг от друга.
Мифотворчество на тему об американских спецслужбах относится совсем к другой категории легенд и сказок. Мифы, запущенные в оборот, изобретаются для того, чтобы скомпрометировать существующего или потенциального противника, морально сокрушить или унизить его, внести разлад и сумятицу в его ряды, переключить внимание собственной общественности со своих проблем на иные. Не говоря уж о том, чтобы просто запугать оппонента.
Американская разведка в немалой степени приложила руку к созданию и распространению мифов и дезинформации о Советском Союзе и России. Вот отдельные «образцы»: «красный милитаризм», «русская опасность», «нашествие азиатских орд», «угроза цивилизации».
События последнего времени привели к появлению новых мифов, связанных с американской разведкой. Пожалуй, самый значительный из них – миф о том, что главная роль в крушении Советского Союза принадлежит Центральному разведывательному управлению. Удивительно, что эта легенда, приятная для Соединенных Штатов, нашла сторонников в нашей стране, взяв себе в союзники еще одну бессовестную выдумку – о том, что вся деятельность разведки и контрразведки CCCР была, дескать, сплошным «черным пятном» в их истории и они не могли противостоять разведывательно-подрывным акциям ЦРУ против Советского Союза.
В Соединенных Штатах и в руководстве Лэнгли в первую очередь очень заинтересованы в том, чтобы приписать себе лавры победы над «главным противником». «Мы убили большого дракона», – говорил директор ЦРУ в 1993–1995 годах Джеймс Вулси, разумея под «большим драконом» ненавистный правителям США Советский Союз. Тут же, правда, он благоразумно добавлял, что это не избавляет Вашингтон от новых схваток «в джунглях, где полно разнообразных ядовитых змей».
Автор – решительный противник мифа о том, что Советский Союз «пал жертвой» коварных действий Центрального разведывательного управления, которых, впрочем, хватило бы на весь мир. Нелепо думать и о «поражении» советской разведки и контрразведки в холодной войне. Есть немало свидетельств обратного.
Хитроумные политики прекрасно понимают: мифы могут жить долго, порой весьма продолжительный срок, если в них заинтересованы влиятельные силы и вложен солидный капитал. Важно создать в общественном мнении идолов, которым люди будут поклоняться и которых они будут страшиться. Этим, по всей вероятности, и объясняется интерес к мифам и легендам, принимающий подчас болезненные формы. Те, кому это выгодно, умеют манипулировать созданными стереотипами.
Умолчание и неправда, дезинформация и обман, причудливая смесь подлинных фактов с глыбами фантастических выдумок – таково ремесло специальной службы ЦРУ, которой поручено вводить противника в заблуждение.
Ну, да хватит о мифах. Спецслужбы, разведка и контрразведка необходимые институты любого государства, противостояние спецслужб, стремящихся отстаивать интересы своих стран, – неизбежно. Здесь не приходится возмущаться. Нет причин и удивляться той бескомпромиссной борьбе, которую они ведут друг против друга. Если, конечно, она не переходит некие «рамки» и не становится варварством.
Говорят, что история повторяется, несмотря на замысловатые и стремительные зигзаги, которые она делает. Возможно, – но уже совсем в иной форме. Меняются люди и правительства, меняются и жизненные обстоятельства. Всем понятно, что нужно усваивать ее уроки, но очень трудно не повторять собственных ошибок! Так заманчиво совершать действия и поступки, которые кажутся в данный момент вполне достойными и сулят выгоду. И их совершают, несмотря на все понятия о морали и долге.
Как бы то ни было, спецслужбам и их ударной силе – разведке придется, видимо, действовать еще долгое время. А поэтому будут ловкие и изворотливые «кроты», и с их помощью будут выискивать лазейки к вожделенным тайнам. Будут хищные и матерые «волки», направляющие тайную работу «кротов» и знающих свое ремесло. И они будут натягивать на себя благопристойные одеяния. Будут охотники на «волков». И те, кому положено искать и отлавливать «кротов», так любящих темноту.
Бежит время, отбрасывая все дальше в историю драматические события недавнего прошлого, которые сплели в тугой узел интересы многих на Западе и на Востоке. Таинственная связь времен и зависимость людей от капризов Фортуны! Причудливо переплетались пути и судьбы разведчиков ЦРУ США и контрразведчиков КГБ СССР. Какой след оставило это время в их жизни? И оставило ли вообще? Но по большому счету оно – лишь небольшой эпизод в конфронтации американских и советских спецслужб, одно мгновение в их ожесточенной схватке.
Стремительное время вносит изменения в наши мысли и чувства. Невозможно жить только переживаниями пережитых лет, но и забывать прошлое значит порывать с историей. Она этого не прощает.