Текст книги "В морской глубине"
Автор книги: Николай Плавильщиков
Жанры:
Детская проза
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 5 (всего у книги 5 страниц)
Стеблеглаз
Утром 15 августа 1934 года батисферу опустили в океан.
В одиннадцать часов утра она остановилась на глубине девятисот пятнадцати метров.
Биби знал, что глубже спуститься ему не удастся: трос, на котором висела батисфера, был немного длиннее девятисот метров.
Вода на этой глубине казалась еще гуще, еще чернее. В густой темноте вспыхивали огоньки светящихся животных.
Не первый раз видел эту картину Биби. Но только теперь он сообразил, в чем разница между свечением животных здесь и там, наверху.
Верхние слои воды кишат крохотными животными – ночесветками. Они очень малы, и свет одной ночесветки едва заметен. Но их сотни в пригоршне воды. Каждая светится, и кажется, что сама вода горит.
Маленький толчок – и ночесветка ярко вспыхивает. Светится все ее тельце, все животное становится крохотным фонариком. Проплывет рыба – она оставит в воде горящий след. Сама рыба не светится, это всего-навсего обыкновенная селедка. Искрится раздвигаемая рыбой вода, вспыхивают огоньки потревоженных ночесветок на пути рыбы.
В морской пучине ночесветок нет. Здесь нет общего свечения воды. Ясно видно, что светятся рачки, черви, рыбы и другие морские животные. Светятся не все целиком – то тут, то там вспыхивают фонарики на теле животного. Фонарики то зажигаются, то гаснут.
Глубоководные светящиеся рыбы. Наверху – пятилинейная рыба-созвездие, внизу – трехзвездный удильщик.
Вот она, разница! В верхних слоях воды светятся ночесветки, и кажется, что светится сама вода. Рыбы только выглядят светящимися. В глубине рыбы светятся, вода же – черна.
Рыбы с потушенными фонариками плавали у самого стекла. Биби не видел их без луча прожектора: кругом была темнота. Нужно было искать животных по их огонькам. Найдя огонек, Биби следил за ним и, приглядевшись, различал очертания животного.
Включить прожектор? Тогда не будет видно огоньков и фонариков.
Наблюдать за огоньками было нелегко. Перед стеклом иллюминатора чернота. Как узнать расстояние до вспыхнувшего огонька? Может быть, он близко, может быть – далеко. Не успел глаз приспособиться – огонек уже исчез.
Бартон прозевал огромную рыбу. Но зато он увидел стеблеглаза. Первого живого стеблеглаза! До сих пор этих странных рыб видели только мертвыми.
Стеблеглаз. (Увеличено.)
Глаза стеблеглаза помещаются на концах длинных выростов, словно сидят на стебельках.
Стеблеглаз проплыл в каких-нибудь тридцати сантиметрах от иллюминатора. И Биби не увидел его: не успел «поймать» его глазами.
Это было очень обидно. Кому ж увидеть первого живого стеблеглаза, как не Биби? Ведь совсем недавно, изучая этих загадочных рыб, он сделал замечательное открытие.
Стеблеглазов считали особым семейством рыб: так странны они были и так сильно отличались от всех других рыб. И вот оказалось, что это совсем не особое семейство. Это даже не взрослая рыба, а всего-навсего личинка рыбы.
В морской пучине живет красивая рыба – золотистый дракон. Стеблеглаз оказался его личинкой.
Повторилась история угря. Личинок угря долгое время считали за особый род рыб. Дали им название – лептоцефал. И только позже узнали, что лептоцефалы – это просто дети угря.
Девятьсот двадцать три метра под водой
На глубине шестисот метров Биби увидел большую рыбу. Она была около двух метров в длину. Вдоль ее боков ярко горели белые фонарики. Впереди и позади на длинных жгутах сверкали красные огни. Рыба промелькнула, словно ярко освещенный пароход.
Рыба промелькнула, словно ярко освещенный пароход…
Такая рыба никогда еще не попадалась в глубоководные сети. Биби назвал ее – «нетронутая рыба батисферы».
Семьсот тридцать два метра. Промелькнула большая тень. Она быстро исчезла, но на глубине семисот шестидесяти метров появилась снова.
Огромный силуэт показался в самом конце луча прожектора. Длина его была не меньше шести метров. Форма – правильная, овальная.
Тень не подплывала ближе, и Биби так и не узнал, кто это был. Огромная рыба? Небольшой кит?
Луч прожектора ярко освещал воду. Но он не привлекал к батисфере животных.
На огонь лампы, поставленной на террасе, сотнями летят ночные бабочки, жуки и другие насекомые. Их словно тянет к себе свет. В морской глубине не так. Свет никого не притягивал к себе. Некоторые рыбы уплывали от яркого луча. Но большинство рыб, рачков и других глубоководных животных не обращало на светлый луч внимания. Они плавали так, словно вокруг них была обычная темнота.
На глубине девятисот метров встречалось немало крупных рыб.
Биби заметил больше дюжины рыб длиной от одного до шести метров. А судя по огонькам вдали, много рыб осталось незамеченными. Они проплывали слишком далеко от батисферы.
Батисфера достигла глубины в девятьсот двадцать три метра. Половина барабана была совсем лишена троса: его осталось всего несколько метров.
Пальцы Биби окоченели от холодной стали рамы иллюминатора. Пол был холоден, как лед. В батисфере было тихо и спокойно. Не верилось, что за стальной стенкой батисферы холодная бездна, а над ней слой воды толщиной в девятьсот двадцать три метра.
– На этой глубине вода давит с тяжестью девяноста пяти килограммов на каждый квадратный сантиметр. На стекло иллюминатора давит тяжесть в девятнадцать тонн. На всю батисферу давит свыше семи тысяч тонн…
– Общий вес батисферы и троса на этой глубине четыре тонны. Вы слышите это? – беспокоились на палубе.
– Я и сам умею считать, – проворчал Биби. – Пора подниматься, – сказал он Бартону. – Холодно.
Батисфера поднималась. Вдруг в телефонной трубке послышался странный звук, словно лопнула струна.
– Что такое? – спросил Биби. – Что случилось?
– Так, пустяки, – ответили с палубы.
А за секунду до того на палубе раздался громкий гул.
– Лопнул трос!.. А батисфера? Опустится навсегда в глубину?
Все страшно перепугались.
А тут еще из батисферы спрашивают: что случилось?
Оказалось, лопнул не главный трос, а один из вспомогательных канатов.
Через час батисфера была на палубе. И только тут Биби и Бартон узнали, что их чуть было не собрались хоронить.
– Похоронить без нашего разрешения? – возразил Биби. – Как бы не так!
Советский батистат
Батисфера Биби не была первым аппаратом для спуска в морские глубины. Еще в 1911 году американский инженер Гартман построил аппарат цилиндрической формы и опускался в нем на глубину до четырехсот пятидесяти восьми метров в Средиземном море. Американцы пользовались глубоководным аппаратом во время экспедиции в Средиземное море в 1925 году. Это был тоже цилиндр, всего семидесяти пяти сантиметров в диаметре. Строились и другие аппараты. Батисфера Биби устроена лучше этих аппаратов, она – новый шаг вперед в трудном и опасном деле исследования морских глубин. Но и она далека от совершенства.
Советский Союз строит свою батисферу. Она будет называться батистатом и будет во много раз лучше и цилиндра Гартмана и батисферы Биби.
Это шар из стали, как и батисфера, но наш шар будет больше бибовского. В нем смогут легко передвигаться и стоять во весь рост два-три человека. Им не придется сгибаться в три погибели, как это делал Биби.
У батистата будет три группы иллюминаторов: одна группа против люка, две – по бокам. В каждой группе по три иллюминатора: два – чтобы смотреть, один для прожектора. Можно будет смотреть почти во все стороны. Биби видел только одну сторону – у него была всего одна группа иллюминаторов против люка.
Внутри батистата длинный стол: он устроен кольцом, по всей стенке. На этом столе можно расставить нужные приборы, можно писать. Биби же писал, положив записную книжку на колено.
Перед столом – стулья. Биби сидел на полу.
Проект советского батистата.
В батистате будет много разнообразных приборов и аппаратов для всевозможных исследований. В нем будут также аппараты для фото– и киносъемок. У Биби не было кино, и ему приходилось или запоминать особенности увиденных животных, или диктовать их описания в телефон. В нашем батистате достаточно будет вертеть ручку киноаппарата: все, что захватит объектив, будет «поймано» навсегда.
Батисфера Биби – холодная и жесткая каморка. Наш батистат будет маленькой уютной лабораторией.
Вес вполне оборудованного батистата, по проекту, около девяти тонн. Батистат сможет опускаться на глубину до двух тысяч метров: вдвое глубже бибовской батисферы.
Таков проект батистата. По этому проекту будет скоро выстроен и самый батистат. Тогда мы узнаем, что делается в наших морях на глубине до двух тысяч метров. Узнаем, какие животные живут в глубинах Северного Ледовитого океана, какие – в глубине Тихого океана, Охотского моря, Японского моря. Мало того – мы увидим все это на экране.