412 000 произведений, 108 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Михаил Ильин » Воспоминания и необыкновенные путешествия Захара Загадкина » Текст книги (страница 25)
Воспоминания и необыкновенные путешествия Захара Загадкина
  • Текст добавлен: 26 июня 2025, 01:36

Текст книги "Воспоминания и необыкновенные путешествия Захара Загадкина"


Автор книги: Михаил Ильин



сообщить о нарушении

Текущая страница: 25 (всего у книги 25 страниц)

Часы моего друга

Когда я читал рассказ Захара о клумбе-часах, мне показалось странным, что он, опытный географ, не разгадал их секрета.

Давно известно, что различные растения раскрывают и закрывают свои венчики в разное время суток: одни рано утром, другие ближе к полудню, третьи – под вечер, а то и ночью. Так, в средней полосе нашей страны шиповник раскрывает свои цветки в 4–5 часов утра, одуванчик– в 6–7 часов, колокольчик – в 7–8 часов, ноготки – в 9—10 часов. А закрывается одуванчик в 14–15 часов, ноготок– в 16–17 часов, шиповник – в 19–20 часов, колокольчик – в полночь.

Позже других просыпаются ночная царица – в 20–21 час и смолевка ночецветная – в 21–22 часа.

Зная эту особенность растений, можно устроить цветочные часы. Минуты по ним, конечно, узнать не удастся, но время с точностью до часа они покажут надежно.

Впервые цветочные часы устроил в XVIII веке знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней. Они начинали показывать время с 3–5 часов утра и заканчивали свою «работу» в 12 часов ночи. Карл Линней составил таблицу, в которой назвал более 70 растений и указал часы раскрытия и закрытия их венчиков.

«Расписания»-таблицы, указывающие час, когда раскрывают и закрывают свои лепестки различные садовые, лесные и полевые растения, существуют и у нас. Они составлены для каждой местности, в зависимости от географической широты, на которой она находится.

Такой таблицей, видимо, и воспользовался отец Пети, высадив на своей клумбе полевые и садовые растения в том порядке, в каком в течение суток раскрываются и свертываются их венчики.

Цветочные часы капризны. В ветреную, пасмурную или дождливую погоду растения вовсе не «пробуждаются», либо раскрывают свои цветки с большим опозданием. Сказывается на точности таких часов и время восхода и захода солнца. Поэтому Петин отец каждый месяц в одно и то яге время выверял свою клумбу по обычным часам.

Если вы захотите устроить цветочные часы у себя в саду или на школьном дворе, почитайте книгу А. Меньчукова «В мире ориентиров». Там вы найдете таблицу раскрытия и закрытия цветов в средней полосе нашей страны.

…Написав это пояснение, я догадался почему Захар не разобрался в «механике» часов-клумбы. Он-то ведь мореплаватель, а такие часы можно увидеть только на суше.


Драгоценный корень

Прежде чем писать примечание, я попросил знакомого китаеведа перевести слова «человек-корень» на китайский язык.

– Женьшень, – ответил китаевед.

И сразу все прояснилось.

«Человек-корень» – дикое лекарственное растение, которым медики в Восточной Азии пользуются с незапамятной поры. Неудивительно, что его осталось очень мало. Лишь кое-где в Китае, Корее и у нас на Дальнем Востоке находят дикорастущий женьшень.

Рассказ Захара верен. Почему же хохотал кок? Да потому, что мой друг не подозревал, что советским ученым удалось «одомашнить» женьшень и теперь подземного человечка успешно выращивают на плантациях, попросту говоря, на огородах.

Такой огород Захар и «нашел» в уссурийской тайге. Находится эта плантация недалеко от Владивостока, в Супутинском заповеднике.

Дикий женьшень растет медленно, его корни созревают к 20–25 годам, а весят всего до 30 граммов. На плантациях корни созревают впятеро быстрей, а весят вдвое больше! С женьшенем произошло то же, что случилось со всеми бывшими дикими растениями, прирученными человеком жить в поле, саду, на огороде.

Плантации «человека-корня» есть и в других местах нашей страны: в Тебердинском заповеднике на Северном Кавказе, в Закатальском заповеднике на южных склонах Кавказского хребта, а также, как это ни удивительно, в Московской области.

Необыкновенный человек

Захар предупредил, что его необыкновенный товарищ любит посмеяться над легковерными. И мне стало ясно: в рассказе товарища скрыт подвох. Дошкольников в мореходное училище не принимают, поэтому прежде всего надо было установить точный возраст удивительного малыша. После недолгого раздумья я сообразил, что необыкновенный человек родился 29 февраля 1948 года. Он отмечал день своего рождения лишь четыре раза: в високосные 1952, 1956, 1960 и 1964 годы, тем не менее 29 февраля 1964 года ему исполнилось шестнадцать лет. Очень обидно справлять именины в четыре раза реже, чем остальные люди, однако великовозрастных «малышей» не так мало: например, в нашей стране их около полутораста тысяч! Откуда я знаю? Это мой собственный подсчет. Я поделил число советских граждан на 1461, то есть на сумму дней в четырех годах, среди которых один високосный. Моя цифра недалека от истинной, потому что ежедневно рождается примерно одинаковое количество младенцев.

Старший брат «малыша» работает летчиком на Крайнем Севере. Каким образом он ухитрился прилететь раньше, чем вылетел? Мне удалось ответить на этот вопрос, когда я вспомнил о поясном времени.

Земной шар разбит на 24 часовых пояса 24 меридианами, которые отстоят один от другого на 15 градусов по долготе. В каждом поясе время ровно на час разнится от времени соседнего пояса, хотя расстояние между меридианами меняется: чем дальше от экватора к северу или югу, тем оно меньше. Взглянув на глобус, вы тут же убедитесь в правильности моих слов. На экваторе это расстояние составляет около 1667 километров, на 55-й параллели – 960 километров, на 65-й – 708 километров, на 70-й – 573 километра (цифры я округлил). На полюсах все часовые пояса сходятся.

Земля вращается с запада на восток, поэтому лучи солнца движутся по ее поверхности в обратном направлении – с востока на запад. Часовая скорость их движения на экваторе больше, ближе к полюсам – меньше, но на любой широте равна расстоянию между часовыми меридианами.

Брат необыкновенного человека поднялся в воздух где-либо у северного побережья Камчатки и повел свою машину на запад по 70-й широте. Если его самолет пролетает за час 573 километра, то есть расстояние между часовыми меридианами на 70-й широте, то он не будет отставать от бега солнечных лучей. В этом случае брат «малыша» совершит посадку в ту же минуту (конечно, по поясному времени!), когда поднялся в воздух, сколько бы часов он ни находился над 70-й параллелью! А если самолет полетит с большей скоростью? Тогда он «обгонит» время – приземлится раньше, чем вылетел (по поясному времени!). Так и произошло с братом «малыша».

В часовых поясах – ключ к отгадке происшествий и с отцом необыкновенного человека. По 180-му меридиану проходит условная «линия смены дат», где ровно в полночь начинается новый календарный день. Пересекая эту линию с востока, люди попадают из вчера в сегодня, а с запада – из сегодня во вчера.

Отец «малыша», очевидно, работает на китобойном или рыболовецком корабле, которые часто пересекают 180-й меридиан. Предположим, что в субботу корабль был западнее линии смены дат, а в ночь на воскресенье пересек ее на восток. Тогда утром команда корабля снова окажется в субботе и за «двойную» субботу будет дважды завтракать, обедать, ужинать. При пересечении 180-го меридиана на запад корабельная команда из ночи на воскресенье сразу попадет в понедельник; за «пропавшее» воскресенье она не получит ни завтрака, ни обеда, ни ужина, хотя будет питаться, как обычно.

Карта часовых поясов объясняет и приключение на телефонной станции. Братья и сестры «малыша» живут в различных часовых поясах; в нашей стране таких поясов одиннадцать – со второго по двенадцатый. «Малыш» поздравлял членов своей многочисленной семьи в полночь по их поясному времени. Поэтому он простоял в переговорной будке десять часов, ожидая, пока Новый год «доберется» от крайних восточных до западных границ СССР.

Разобраться в «тайне» часовых поясов было несложно. Оставалось узнать, когда отец необыкновенного человека красил шлюпку, «проведя» за этим занятием 13 суток без сна, пищи и питья. Я уже хотел не отвечать на этот вопрос, но вспомнил о событии, которое случилось в ночь на 1 февраля 1918 года.

В ту ночь все народы нашей страны за одно мгновение «прожили» 13 суток: после 31 января наступило не 1 февраля, а 14 февраля. Это произошло потому, что старое летосчисление, существовавшее в России до Октябрьской революции, было заменено новым, более правильным. Старое летосчисление отставало от нового на 13 суток. Чтобы уничтожить отставание, 1 февраля стали считать 14 февраля. Отец «малыша» взял кисть под вечер 31 января, а закончил покраску шлюпки после полуночи, когда с календаря было сорвано 13 листков и он показывал 14 февраля.

Как я и думал, необыкновенный человек оказался самым обыкновенным любителем подшутить над товарищами.

Как я посрамил корабельного кока

Любой юный географ хорошо знает, что Вселенная устроена не так, как представлялось средневековому путешественнику с посохом. Земля кругла; негеографу достаточно взглянуть на модель земного шара – скромный школьный глобус, чтобы навсегда в этом убедиться.

О каком же Крае Света говорит Захар? Об одном из мысов на Курильских островах, который после воссоединения Курил с Советским Союзом получил русское название – Край Света.

Небольшой скалистый мыс, носящий столь необычное имя, показан не на всех картах, но легко сообразить, где он, находится. Захар познакомился с ним, когда корабль проходил восточнее самого крупного острова в Малой Курильской гряде. Раскройте учебник географии, там сказано, что самый крупный остров Малой гряды – Шикотан; стало быть, Край Света – мыс на востоке Шикотана. Действительно, под таким именем он и обозначен на подробной карте Курил. Захар вписал название мыса в свой атлас, то же советую сделать и вам.

Вот что сообщают люди, бывавшие на Краю Света:

«Даже в тихую погоду на мысу не смолкает грохот океанского прибоя. Волна за волной накатываются на серые камни у подножия скалы. Мыс голый, только травой поросший. Мы поднялись на его вершину: до самого горизонта – ничего, кроме пустынных вод. Да что горизонт! На тысячи километров до берегов Северной Америки нет ни клочка суши, впереди – волны, ветер, бескрайний океан и такое же бескрайнее небо. И впрямь здесь – край света. Точнее: Край Света!»



Об авторе этой книги

Уже не раз бывало, что имя литературного героя становилось более известным, чем имя создавшего его автора. Так случилось и с героем, и с автором этой книги. С Захаром Загадкиным знакомо – по книгам и радиопередачам – не одно поколение советских школьников. Ребята пишут ему письма, зовут в гости, делятся мечтами о будущем… Но много ли найдется друзей Захара, которые знают и помнят имя писателя Михаила Ильича Ильина? А между тем М. И. Ильин прожил в советской литературе большую и сложную жизнь.

Михаил Ильич Ильин родился в Москве 17 мая 1901 года. Писать начал очень рано и первую свою книжку выпустил в возрасте 19 лет. В 20-е годы писал стихи, рассказы, пьесы. Одна из его пьес – «Шлюз № 2» – издавалась в 1927–1929 годах трижды. С 1924 года, после службы в Красной Армии, работал в редакциях журналов и газет («Новый зритель», «Архитектурная газета», газета «Кино»); его рассказы и очерки появлялись на страницах известных в то время журналов «Прожектор», «Наши достижения», «30 дней».

С 1943 по 1950 год М. И. Ильин – литературный редактор газеты «Труд». Это был, пожалуй, самый плодотворный период его журналистской деятельности: в «Труде» он опубликовал около 50 статей и очерков. Печатался в «Вокруг света» и других журналах.

В эти годы основной темой творчества М. И. Ильина становится новое в географии СССР. Писателя, как и многих его сверстников, увлекли грандиозные перемены, происходящие на необъятных просторах нашей страны. Он пишет о новых городах и железных дорогах, каналах и гидростанциях, об отвоеванных у болот и пустыни землях… Географию Михаил Ильич любил с детства, хорошо ее знал, – да и смог бы человек, не знавший и не любивший географию, придумать когда-нибудь Захара Загадкина?

Спустя много лет, во вступительной статье к книге «Поедешь с нами?» М. И. Ильин рассказал, как зародилась в нем эта любовь. Он вспоминает первые видовые киноленты, книги талантливого натуралиста и географа, занимательного рассказчика А. П. Нечаева, почтовые марки – даже исходивший от них запах типографской краски и почтовых штемпелей казался мальчику чудесным ароматом далеких стран… Михаил Ильич тепло пишет о своем школьном учителе географии А. П. Борзове, впоследствии известном ученом. «Склонившись над географическим атласом, я видел за скупыми штрихами карт заманчиво прекрасные картины Земли»… Однако творческая жизнь писателя сложилась так, что к географии в своем литературном труде он обратился, когда ему было уже за сорок.

Писатель много путешествовал по нашей стране. Особенно влекли его Средняя Азия и Закавказье. Впервые побывав там в молодости, он много раз возвращается туда. Закавказью и Средней Азии посвящены большинство очерков 40-х годов. А в 1948 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла первая географическая книга М. И. Ильина – «От Черного до Каспийского моря», рассказывающая о созидательном труде советских людей в Грузии, Армении и Азербайджане.

В 1950 году в Детгизе вышел сборник «Земля Советская». Его содержание раскрывалось в подзаголовке: «Очерки и рассказы о новом в географии СССР». Авторами книги были писатели, журналисты и ученые, а составителем – М. И. Ильин. Он же написал и 10 вошедших в нее очерков – о Москве, Прибалтике, Закавказье, о преобразовании природы нашей страны.

С «Земли Советской» началась дружба Михаила Ильича с издательством, продолжавшаяся до конца жизни писателя.

Через несколько лет М. И. Ильин задумывает новую книгу для школьников, на этот раз по географии всего земного шара. Она намечалась как книга для чтения, составленная из написанных в увлекательной форме отрывков из произведений разных авторов. Для большей занимательности писатель решил включить в книгу географические загадки. Но это не должны были быть просто загадки. Михаил Ильич не терпел скуки и все, что писал, стремился, сделать как можно более занимательным. И возникла идея о молодом человеке, любителе приключений, пытливом и любознательном. Так родился юнга Захар Загадкин. Он плавает юнгой на торговом судне, и с ним случаются разные истории, которые он записывает в дорожную тетрадь. Каждая такая история – географическая загадка.

Как это порой случается, работа над книгой, для которой первоначально предназначались рассказы Захара Загадкина, по разным причинам затянулась; «Поедешь с нами?» вышла только в 1965 году. В книгу вошли отрывки из произведений 70 авторов; 12 рассказов написаны составителем. Но загадок в ней не было: к этому времени юнга Загадкин уже давно отправился в большое самостоятельное плавание.

В апреле 1958 года по Московскому радио впервые прозвучали голоса Захара Загадкина и его друга корабельного кока. С тех пор вот уже 18 лет два раза в месяц (с перерывом на летние каникулы) юные любители географии нашей страны спешат к радиоприемникам и репродукторам на встречу с любимыми героями. Сначала Захар рассказывал о своих приключениях на всех материках и океанах Земли, а в 1960 году началось «Путешествие по любимой Родине» – радиоигра – соревнование школьников на лучшее знание географии СССР.

Только большой и настоящий друг детей мог придумать такую игру и, главное, взять на себя труд ее вести: ведь в ответ на передачи приходило по тысяче и более писем с отгадками!

Славный путь предстоял Захару Загадкину и на книжных страницах. В 1959 году в издательстве «Детская литература» вышли «Воспоминания юнги Захара Загадкина», в 1963 году – вторая книга, названная автором в стиле старинных приключенческих романов: «Необыкновенные путешествия, или Удивительные, но совершенно правдивые географические приключения Захара Загадкина на 1/6 земной суши, рассказанные им самим и дополненные примечаниями будущего ученого Фомы Отгадкина». В 1965 году обе книги, дополненные новыми рассказами, были изданы вместе под названием «Воспоминания и необыкновенные путешествия Захара Загадкина».

Бывалого юнгу знают не только русские школьники. Книги о нем переведены на латышский, литовский, эстонский и грузинский языки, а за рубежом – на словацкий, китайский и польский.

Книги и радиопередачи о Захаре Загадкине помогают в учебе, вызывают у школьников стремление лучше узнать свою Родину, учат видеть обычное в необычном и, наоборот, необычное в обычном. Об этом говорится в многочисленных письмах школьников, их родителей и учителей.

Немало ребят, впервые заинтересовавшихся географией благодаря Захару Загадкину, избрали ее потом своей профессией.

Писатель продолжал работать и над другими темами. В 1961 году вышла написанная им совместно с Г. И. Кублицким книга «Твоя Россия». М. И. Ильин написал очерки о знаменитых русских путешественниках В. К. Арсеньеве, В. А. и С. В. Обручевых для сборника «Под небом всех широт» (1961), очерки о географии СССР для книги «Большой дом человечества» (1966). Но последние два года жизни М. И. Ильин занимался только своим любимым детищем – Захаром Загадкиным. Тяжелая болезнь постепенно отнимала силы писателя, и 28 сентября 1967 года его не стало…

Но Захар Загадкин живет. И на радио, где дело отца продолжает его сын – Павел Михайлович Ильин, и на страницах книг.

«Воспоминания и необыкновенные путешествия Захара Загадкина» были переизданы в 1969 году. А это издание, с учетом переводов на другие языки, – четырнадцатое издание книг о Захаре Загадкине (впрочем, для юных читателей это книги не «о нем», а «его» книги). Их общий тираж теперь превысил 600 тысяч экземпляров, они по-прежнему остаются одними из самых читаемых детских книг. И можно с уверенностью сказать, что им предстоит еще долгая жизнь.

Талантливый литератор, Михаил Ильич Ильин был образованным человеком, он прекрасно знал не только географию, но и историю, литературу, искусство. Он остался в нашей памяти как интересный, обаятельный, скромный человек. И можно только представить, как радовался бы Михаил Ильич, держа в руках эту книгу – подарок к его семидесятипятилетию…


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю