Текст книги "Георгий Конисский"
Автор книги: Мария Кашуба
Жанры:
Философия
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 9 (всего у книги 9 страниц)
239
что намного превышают не только средиземноморскую впадину, но и целую Африку и всю Азию. И хотя некоторые утверждают, что этих пятен нет на Солнце, а они являются звездами или другими темными телами, которые, проходя мимо Солнца, то приближаются к нему, то отходят, создавая видимость, будто они размещены на Солнце, и то появляются, то исчезают. Однако Галилей Линцейский справедливо это все легко отрицает; он трояким очень красивым доказательством убеждает, что эти пятна есть на Солнце, и то появляются на нем, то исчезают. Первое: потому что такие многочисленные пятна, как видно, появляются и исчезают посредине солнечного диска, а если бы мы проходили мимо Солнца, то было бы заметно и у краев, как они наступают и отходят. Второе: потому что эти пятна вместе с Солнцем двигаются по кругу, и их движение свидетельствует, что близкие к краю движутся медленнее по сравнению с движением тех которые посредине. Третье: контуры пятен у краев очень густые по сравнению с теми, что появляются посредине диска, потому что посредине в частичках видна для наблюдателя полная величина – каковы они на самом деле; из-за кругового вращения шара отодвинутые вверх кажутся более сплюснутыми. По сему видно, что эти пятна и есть на Солнце и никак не имеют сферической формы, которую имели бы, будь они звездами, ибо только сфера со всех сторон выглядит одинаково сферически и похожа сама на себя. Эти же пятна плоские, иначе они выглядели бы по-другому в центре, чем у краев диска. Итак, благодаря этому исчезает выдуманная Аристотелева неуничтожимость небес.
В-четвертых: менее удачно некоторые стремятся принять новую звезду из Кассиопеи за Луну, очевидно, чтобы по ее восходу или закату, если бы она была на небе, можно было бы приписать небу неуничтожимость, поскольку казалось бы, что той звезды и ее положения в любом месте нет, если бы она была за Луной и сохраняла то же движение, что и другие звезды. Иными очень точными доказательствами астрономы того времени засвидетельствовали, что звезда эта стихийна в восьмой сфере, как передает упомянутый Галилей в третьем диалоге «О движении Земли», где приводит и наблюдения 13 астрономов о высоте звезды. Одни говорили, что эта звезда была давно, только очень маленькая и потому невидимая, а теперь, когда в воздухе рассеялись многие земные испарения, кажется большей и видима. Однако почему же из-за этих испарений не кажутся большими другие созвездия? Коимбрийцы в кн. 1 «О небе» гл. IV, вопрос 1, раздел 4 утверждают, что звезда была, но была дивно скрыта богом, правда, не по какой другой причине, а потому что стремятся показать этим, будто небо не подвержено изменениям. Однако больше значат столь многие такие опыты и наблюдения, чем одна противоречивая мысль, лишенная всякого фундамента, именно потому, что не видим, как она явно ошибочна, а видят те, у кого глаза не ослеплены предвзятыми убеждениями.
240
6. В этом разнообразии мнений, когда нет точных доказательств, нелегко определить, что истинно. Считаю, однако, более вероятной мысль, отрицающую, что небо полностью уничтожимо, оно лишь поддается изменениям; потому слова св. Писания о гибели неба необходимо понимать как о его изменении или как переход от одной субстанции к другой – лучшей, или в той же субстанции – к другому, лучшему и более богатому виду, так же как под влиянием небес изменятся земля в массу металлов и те затем силой огня выливаются в чистый вид золота, серебра и т. п.
305
Книга пятая
Глава II. ОЩУЩЕНИЕ ВООБЩЕ
Раздел 1. ОЩУЩЕНИЕ ВООБЩЕ, ЕГО ОРГАН И ОБЪЕКТ, ИЛИ ЧУВСТВУЮЩЕЕ И ОЩУЩАЕМОЕ
1. Ощущение вообще определяется как телесная познавательная способность, относящаяся к ощущаемому как к чувственному.
2. Если воспользуемся словами Скалигера, имеется два органа чувств: духи особой природы, больше сродни с самой способностью или душой, и собственно органы – особые и приспособленные к восприятию ощущаемого. Духи так нежны, как может быть лишь нечто нематериальное. Они воспринимают импрессивные образы (species impraessae), или (как считают современные философы) модифицируются объектами или заменителями объектов. Собственно органы являются носителями духов. Если органы чувств состоят из многих различных частей, то одна из них выступает главным орудием ощущения, она, говоря более общим языком, есть нерв, ибо нервы предназначены для перенесения таких духов в теле животных. Однако в частности об органе чувств будет сказано шире.
3. Ощущаемое определяется как нечто протяженное, телесное, сущее, отдельное, возбудитель ощущений. Где говорится сущее – понимай существующее, ибо лишение формы и отрицание не поддается ощущениям; глаз не может видеть чистую темноту, а если кажется, что он видит ночью, то такая темнота не полное лишение света, она – лишь очень слабый свет. Ощущаемое должно быть телесным, потому что такая материальная способность, как ощущение, не может относиться к духовным вещам; и протяженным, потому что вещь, чем меньше, тем она больше избегает ощущения, значит, если бы у нее не было никакой величины, то она вовсе не могла бы быть ощущаемой. Ощущаемое называется отдельным, поскольку воспринимается лишь теми ощущениями, на которые воздействует, а ощущения вызываются воздействием отдельных вещей. Наконец, ощущаемое должно быть возбудителем ощущения, потому что всякая чувственная способность сама по себе относится к причине – возбудителю.
Ощущаемое может рассматриваться двояко: во-первых, как оно ощущается само по себе, во-вторых, через акциденты. Через акциденты оно ощущается, когда не возбуждает ощущения само собой, а посредством чего-то, с ним связанного. Например, субстанция хлеба ощущается через акциденты, ибо она возбуждает вкус не сама по себе, а своим запахом, зрение – своей окраской. Ощущаемое само по себе возбуждает ощущение своей силой, как запах относительно вкуса и цвет – зрения. Оно двояко: собственно ощущаемое и вообще ощущаемое. Собственно ощущаемое – то, которое воспринимается единственным внешним ощущением, как звук – слухом, цвет – зрением. Вообще ощущаемое воспринимается двумя или многими внешними ощущениями, оно пятисложное: движение, покой, число, фигура и величина. И хотя другие философы рассматривают больше качеств – отдаленность, приближенность, шероховатость, гладкость, однако все легко сводятся к тем пяти.
Авторы спорят, каким образом вообще ощущаемое вызывает ощущения; если одни утверждают, что от него органам передаются особые образы, то другие это отрицают. Мы полностью отрицаем даже то, что собственно ощущаемое творит образы, отличающиеся от среды, размещенной между органом и объектом ощущения, и от самой модификации органа объектом – так считают перипатетики. Это будет ясно из следующего раздела. Поэтому и вообще ощущаемому мы здесь не приписываем таких образов, только одну модификацию, которую оно может вызвать в органе опосредствованно или непосредственно.
Раздел 2. ЕСТЬ ЛИ ЧУВСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ?
1. Определяют, что чувственный образ вообще – это какое-то изображение или силуэт объекта, служащий чувственной потенции для познания. И делят его двояко: на образ импрессивный и экспрессивный. Экспрессивный для них является тем внутренним знаком, который выводится чувствованием. Импрессивным образом называется определенное качество, утраченное объектом и воспринятое ощущением; он имеет силу представлять сам объект и считается заменителем частиц объекта, потому что через него познается объект. Иначе этот образ называется интенциональным, потому что он направляет ощущения к своим объектам.
306
Такие образы, согласно общепринятому мнению, выводятся от объектов и передаются не переходом, как стрела от стрельца к цели, а постепенным распространением: объекты порождают образы в ближайшей части среды, например в воздухе, потом этот порожденный образ рождает другой в дальней части среды, и так происходит распространение вплоть до органа. Говорят, что такое распространение интенциональное, однако, оно совершается естественным путем: сначала – в ближних к объекту частицах, потом – в более отдаленных. Кроме того, эти философы учат, что такие образы делимы, однако, не по существу, а в воображении, ибо представляют весь объект всей своей сущностью и весь – любой частью своей сущности. Так же мыслят об образах последователи Аристотеля, а наоборот – из античных – Порфирий, Плотин, Гален. Оккам и многие современные философы считают, что такие образы – выдумка, и учат, что ощущения появляются в органах вследствие модификации анимальных духов, возникающей или в результате непосредственного воздействия объектов как при осязании и вкусе, или вследствие субстанциальных потоков, истекающих от объектов к органам, как при обонянии, или с помощью модифицированной объектом среды, как в зрении посредством света, в слухе посредством всколыхнутого воздуха. Их мысль кажется справедливой, а противная – ложной. Поэтому
2. говорю: никакие интенциональные образы не посылаются в органы чувств внешними объектами и не даются им; происходит лишь модификация анимальных духов, размещенных в органах. Эта модификация вызывается или непосредственно объектами, или их выделениями, или средой, размещенной между органом и объектом.
Это доказывается, во-первых, так: если бы такие образы существовали, то они были бы или материальны, или духовны. Но они не материальны, ибо таковые распространялись бы последовательно, а противники утверждают, что эти образы распространяются в природе, лишь будучи видимыми в определенные моменты, сначала в ближних к объекту частицах, потом в отдаленных. Они и не духовные, потому что от материального объекта не может быть выведено нечто духовное, иначе следствие намного превышало бы свою причину. Во-вторых: поскольку объекты сами по себе инертны, они не могут выводить из себя такие образы. В-третьих: потому что ощущение можно объяснить и без такого вымысла, что будет сказано ниже, где речь будет идти об ощущениях в частности.
3. Противопоставишь [этим доказательствам], во-первых, следующее: всякое действие возникает путем контакта; из этого выходит, что ничто отдаленное не действует. А чувственный объект часто отдален от чувствующего, значит, необходимо, чтобы он влиял на него посредством чего-то другого. Ничто не может быть пригодным для этого, кроме образов, значит, их необходимо допустить. Отвечаю: соглашаясь со всем силлогизмом, отрицаю меньшую посылку, ибо, когда объект отдален от чувствующего, он действует на него, модифицируя анимальные духи, имеющиеся в органах, или своими истечениями, приходящими к органу, или светом, который сам модифицирует.
Во-вторых: индифферентная сама по себе способность должна с помощью чего-то проявляться и дополняться. Познавательная способность индифферента в отношении познания человека или камня, или животного, значит, она должна в чем-то проявляться. А ничто другое не может быть внесено, кроме выразительных образов, с помощью которых она бы проявлялась. Значит, отвечаю: признавая силлогизм, отрицая меньшую посылку, утверждаю: способности проявляются или посредством самих объектов, если те не отдалены от органов, или, если те отдалены, их истечениями или модифицированной средой, очевидно, воздухом или светом.
В-третьих: опыт свидетельствует, что в зеркалах и в воде видны цвета и фигуры вещей-объектов, а этого не было бы, если бы от объектов не исходили какие-то образы, приходящие к глазам. Отвечаю: отрицаю меньшую посылку, поскольку сильнее ее вот что: свет, падая на объекты-вещи, модифицированный ими, направляется от них к зеркалу или к воде; и опять от зеркала, как от чистого и гладкого, едва измененный, отражается к глазам. Доказательством может служить то, что свет, модифицированный объектами, падая на вогнутое или на выпуклое или на разбитое на много осколков зеркало, изменяется и самим зеркалом. Отраженный к глазам, он представляет вещь другой, чем она есть на самом деле.
В-четвертых: память бережет прошлое и отсутствующее, что мы когда-то воспринимали ощущениями. А этого бы не было, если бы в воображении не остались образы тех вещей. Отвечаю: разделяю меньшую посылку – если бы объекты не оставили в воображении образы тех вещей, – если под образами понимают модификации анимальных духов, возникшие непосредственно или опосредствованно, – подтверждаю; если под образами понимают какие-то сущности, посланные объектами, – отрицаю.
Раздел 3. САМ АКТ ОЩУЩЕНИЯ ИЛИ ЧУВСТВОВАНИЯ И ПРЕГРАДЫ ДЛЯ ОЩУЩЕНИЙ
1. Чувствование определяется как телесное познание; другие авторы считают, что оно состоит в самом вкладывании чувственного объекта в орган. Значит, это чистая пассивность, а не действие; так, кажется, мыслил и сам Аристотель, если в кн. 2 «О душе», в разделе V называл чувствование пассивной потенцией. Некоторые же авторы кроме такого вкладывания ищут выражение объективной вещи, а именно: проявления чувственной способностью и того, что ей вкладывается. Они учат, что чувствование заключается в такой экспрессии, и так оно действительно является действием, а не пассивностью. Каждый сам решит, которую из этих двух мыслей необходимо обойти.
2. Имеется три преграды чувствованию, а именно: большая отдаленность объекта, несоответствие среды и органа […].
Указатель имен
Августин Блаженный 19
Аверроэс 57, 90
Альберт Великий 50
Анаксагор 55, 152
Анаксимен 55
Ансельм Кентерберийский 95
Аристарх Самосский 79
Аристотель 14, 19, 25, 32, 33, 49, 55–58, 61, 62, 64, 65, 67, 71–74, 88, 89, 104, 113, 114, 118, 123, 125, 127, 128, 130, 133
Белинский В. Г. 48
Бэкон Ф. 98
Бенедикт XIV (папа) 37
Бернулли 12
Боэций 19, 114
Бойль Р. 70
Борелли Д. А. 70
Бруно Д. 55. 96
Будный Симон 82
Варений 80
Вергилий 25
Винклер Г. 34
Вышенский И. 30
Волчанский И. 37
Вольф X. 12, 14, 33, 34, 86
Гален К. 164
Галилей Г. 25, 62, 64, 68, 78, 81, 84, 94, 159, 160, 161
Гассенди П. 25, 33, 51, 58, 139
Гераклит 55
Герике О. 70
Гесиод 55
Гизель И. 87
Гильберт 62
Декарт Рене 14, 25, 33, 35, 50, 54, 58, 61, 66, 69, 83, 84, 90, 94, 103, 134, 139
Демокрит 55, 72, 74, 103, 104, 136
Довгалевский М. 23, 26, 29
Дубневич А. 50
Дуранд 102
Елизавета Петровна (императрица) 8, 78
Жебровский Т. 13
Зенон Элейский 72, 123
Кальвин К. 122
Кантемир А. Д. 7, 15, 24, 25 28, 45, 84
Калиновский К. С. 23
Кампанелла Т. 96
Картезий см. Декарт
Кеплер И. 62
Козачинский М 23, 87, 140
Коменский Я. А. 25
Конисский О. И. 21
Копиевич И. 13
Кононович-Горбацкий И. 87
Коперник Н. 12, 16, 77, 81, 83, 84, 100
Кулябка С. 23
Левкипп 55
Лейбниц Г. В. 33, 34, 50, 69, 74
Линчевский М. 31
Лихуды И. и С. 18, 19, 49
Локк Д. 87, 98, 99, 104
Ломоносов М. В. 7, 11, 12, 15, 16, 20, 23–27, 68, 73, 87, 94, 99, 101, 110, 124, 138
Максимович М. А. 26
Маркс К. 17
Медведев С А 18, 19
Мелисс 55
Милль Д. 98
Мордвинов 15
Накционович Я. 13
Нащинский Д. 34
Николай Кузанский 92
Ньютон И. 61, 68, 69, 73
Овидий 25
Оккам У. 102, 117, 164
Парменид 55
Петр I (император) 8, 12, 40, 45
Пифагор 72
Платон 58, 98, 99, 108, 114, 115, 129
Плутарх 25
Полоцкий С. 30
Помпонацци П. 96, 115, 116
Порфирий 164
Прокопович Ф. 7, 13–15, 23–27, 45, 47, 50, 87, 100, 109, 140
Пурхоций 35
Пушкин А. С. 39, 44, 48
Сковорода Г. С. 91
Скот Дунс 50, 57, 116, 122
Сократ 129
Социн Л и Ф. 82
Спиноза Б. 50, 55, 66, 135, 139
Стагирит см. Аристотель
Суарес 19
Татищев В. Н. 7 14, 24, 25, 45
Тихо де Браге 78, 91
Тодорский С. 23
Торричелли Э. 70
Тредиаковский В К. 26
Фалес 55
Филолай 79
Фома Аквинский 19, 50, 56, 57, 113, 119, 122
Фонсека Р 114
Цицерон 25
Щербацкий Т. (митрополит) 32, 34
Яворский С 87
Эйлер Л. 12
Эмпедокл 55
Энгельс Ф 12, 36, 131, 140
Эпикур 55, 103, 136
Эразм Роттердамский 25
Литература
1. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2-е, т. 20. М., 1961.
2. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 21. М., 1961.
3. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 26, ч. I. М., 1962.
* * *
5. Philosophia juxta numerum quattuor facultatum quadripartita complectens Logicam, Ethicam, Physicam et Metaphysicam tradita in Academia Kijoviensi sub auspiciis illustrissimi Domini Metropolitae Timothei Szczerbacki, eiusdem Academiae nutritoris munificentissimi anno Domini 1749. Sub reverendissimo Patre Georgio Konissky. – Отдел рукописей ЦНБ АН УССР, шифр ДА/п 51; отдел рукописей ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, фонд Санкт-Петербургской духовной академии, № 202.
6. Praecepta de arte poctica ex autoribus, qui geminem poeseos rationem attigerunt, summatim cum pernecessariis observationibus collecta ad usum studiosae juventuti in alma et orthodoxa Academia Mohylo-Zaboromsciana tradita nec non explicata anno 1746. – Отдел рукописей ЦНБ АН УССР, шифр ДА/п 426.
7. Проповеди Г. Конисского с 1782 по 1791 г. собственноручные, числом 55 на 452 л. – Отдел рукописен ЦНБ АН УССР, шифр ДА/п 309.
8. Собрание сочинений Г. Конисского. Ч. I–II. СПб., 1835.
9. Конисский Г. Слова и речи. Могилев, 1892.
10. Конисский Г. Философские заключения. – В кн.: Из истории философской и общественно-политической мысли в Белоруссии. Минск, 1962.
11. Конисский Г. Стихира священникам, священства лишенным. Глас 8. – Отдел рукописей ЦНБ АН УССР, реестр Н. Петрова, № 499Х/52, л. 345.
12. Философский курс Амвросия Дубневича. – Отдел рукописей ЦНБ АН УССР, шифр ДА/п 49.
13. Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии. Отд. II, т. 2. К., 1906.
14. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 8. М., 1955.
15. Wielka Encyklopedia powszechna ilustrowana. Warszawa, 1890–1909, serya 1, t. 37–38.
16. Голенищев-Кутузов И. H. Гуманизм у восточных славян (Украина и Белоруссия). М., 1963.
17. Довгалевський М. Сад поетичний К., 1973.
18. Житецкий П. Памяти Г. Конисского. – «Киевская старина», т. 48 (февраль), 1895.
19. Лазаревский Ал. Описание старой Малороссии. Нежинский полк. Т. 2. К., 1893.
20. Линчевский М. Педагогия древних братских школ и преимущественно древней Киевской Академии. – Труды Киевской духовной академии, т. 3. К., 1870.
21. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., т. 4. М.—Л., 1955.
22. Ломоносов М. В. Избр. филос. произв. М., 1960.
23. Маковельский А. О. История логики. М., 1967.
24. Моисеева Г. Н. М. В Ломоносов на Украине. – В кн.: Русская литература XVIII века и славянские литературы. М.—Л., 1963.
25. Момджян X. Н. Диалектика в мировоззрении Дидро. – В кн.: Век Просвещения. Москва – Париж, 1970.
26. Micraelius J. Lexicon philosophicum terminorum philosophis usitatorum. Dusseldorf, 1966. Photomechanisches Nachdruck der 2. Auflage Stettini, 1662.
27. Нiчик В. М. Внесок дiячiв Киево-Могилянськоi академii в эднання духовних культур росiйського, украiнського та бiлоруського народiв. – «Фiлософська думка», 1974, № 5.
28. Очерки истории СССР. XVIII век, вторая четверть. М., 1957.
29. Петров Н. И. Очерки из истории украинской литературы XVII и XVIII веков. К., 1911.
30. Подокшин С. А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы. Минск, 1970.
31. «Примечания» к «Ведомостям», 1734, ч. 16.
32. Пушкин А. С. Полн. собр. соч., т. 6. М., 1954.
33. Райков Б. Е. Очерки по истории развития гелиоцентрического мировоззрения в России. М.—Л., 1947.
34. Собрание сочинений М. А. Максимовича, т. 1. К… 1876.
35. Сотниченко П. А. Бiблiотека Киево-Могилянськоi академii. Фiлософськi джерела. – В кн.: Вiд Вишенського до Сковороди. К., 1972.
36. Уткина Н. Ф. Естественнонаучный материализм в России XVIII века. М., 1971.
37. Фонтенелль. Разговоры о множестве миров. Перевод с французского с подробными примечаниями А. Кантемира. СПб., 1761.
38. Хижняк З. I. Kиево-Могиляньска академiя. К., 1970.
39. Хрестоматiя давньоi украiнськоi лiтератури. Пiд ред. А. I. Бiлецького. К., 1967.