355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Мария Чайка » Школа » Текст книги (страница 5)
Школа
  • Текст добавлен: 3 сентября 2020, 16:30

Текст книги "Школа"


Автор книги: Мария Чайка



сообщить о нарушении

Текущая страница: 5 (всего у книги 5 страниц)

– Таких эмоциональных и динамичных уроков мы никогда не видели, -восхищались члены комиссии. – И чтобы дети так свободно и не боясь, говорили на английском – мы даже в языковых гимназиях не встречали! .Имейте в виду, –обращались они к директору, – этого учителя конкурентам показывать опасно! Заберут с руками и ногами!

Больше всего радовалась моим успехам Марина Сергеевна.

– Ну надо же! –кричала она, крепко сжимая меня в объятьях. – Ты вообще могла подумать, что из твоей противной девчонки со временем вырастет что-то путевое! –спрашивала она у моей мамы.

–Конечно, -спокойно отвечала мама. – Это ты зачем-то в ней сомневалась.

–Нет, я не сомневалась! Признай, Окунева, ведь это я из тебя человека сделала!

–Признаю. Спасибо Вам, Марина Сергеевна, золотой Вы человек.

–На здоровье! И позволь мне дать тебе совет.

–Какой же?

–Поаккуратней со своими подружками. Женский коллектив –сам по себе страшная сила. Но ты у нас –случай особый.

– Это Вы о чем сейчас?

–Девчонки твои тебе завидуют. Разве ты не видишь? .

–Я об этом не задумывалась. Да и чему завидовать? У меня все –как у всех.

–И все же, мой тебе совет –не пускай их очень близко в свою жизнь. Хотя тебе советы давать бесполезно: ты всегда на собственных ошибках учишься….

Так оно и было: я предпочитала учиться на собственных ошибках. Поэтому, не ожидая подвоха, я продолжала возглавлять наш «МК». Мы по прежнему устраивали посиделки после работы по пятницам в кафе.. По выходным иногда вместе гуляли с детьми в парке. И, поскольку мой дом был всегда открыт для друзей, коллеги частенько захаживали ко мне в гости. Иногда приводили и оставляли своих детей, если самим нужно было куда-то отлучиться.

Я считала это вполне естественным. Нормальная взаимовыручка. До тех пор, как… Впрочем, об этом позже.

Теперь я, думаю пришла пора рассказать, о том, как я стала классным руководителем своего первого, незабываемого, любимого класса.

_–

Работая в школе, я поначалу не рассматривала вариант с классным руководством. Ответственность казалась слишком большой.. Одно дело –отчитать уроки и с чистой совестью идти домой, а другое –постоянно переживать о том, не натворили ли чего питомцы.

Правда, иногда я вспоминала те годы, когда моя мама работала классным руководителем прежде, чем стать завучем по учебно-воспитательной работе. . Совместные поездки, походы, прогулки, чаепития у нас дома – мама очень любила своих учеников и всегда с удовольствием проводила с ними время. Но свою маму я всегда считала педагогом от Бога. В то время, как сама я попала в школу (как мне думалось тогда) по случайному стечению обстоятельств.

Шел второй год моей работы, когда Ирка, моя подруга, объявила, что отказывается от своего класса– потому что работать с ним невозможно.

–Да что ты , в самом деле? У тебя же пятиклашки. Малыши еще!

–Да? Ты с этими малышами работать пробовала?

–Я вообще-то у них английский веду. Нормальные дети. Прикольные такие.

–Ну раз они тебе так нравятся –может, заберешь их себе? –вспылила Ирка.

–Может, и возьму, -пожала плечами я. Не потому, что так горела желанием занять место классного руководителя несносного класса. Просто мне не понравилась, как Ирка говорила о детях. «Хочешь –забери себе» .Что они, вещи какие-то?

А потом был педсовет, на котором Ирка громогласно заявила, что с этим классом работать не будет. Потому что таких ужасных детей она еще не видела.

–Послушай, – осадила ее моя мама, которой тоже не понравилось, как Ирка говорит о детях. –Ты ведь не в магазин пришла платье выбирать. Что это значит – с этими я буду работать, а с этими не буду?

–То и значит! Там половина детей из неблагополучных семей! Ими дома родители не занимаются –а я должна ? –патетически воскликнула Ирка.

–Ну и что вы предлагаете? –занервничала Ирина Александровна. –Октябрь месяц! Где мы им нового классного руководителя возьмем? Коллеги, кто готов пойти в 5-В классным руководителем?

Воцарилась тишина: в класс, пользовавшийся репутацией «неблагополучного», желающих идти работать не оказалось.

–А давайте жребий кинем? –предложила я. Вспомнила свои школьные годы, как директор предлагал жеребьевку, чтобы выбрать руководителя нашему классу. Тоже 5-В , кстати.

–Не надо жребий! –поднялась с места Марина Сергеевна. – Уступим дорогу молодым энтузиастам. Вот один из них перед нами – Осадчая Мария Александровна!

–Точно! –одобрительно загудели остальные учителя.

– А она справится?– с сомнением спросила директор. –Все-таки опыта нет у человека, а дети сложные.

–Кто не справится? Да она в свои десять лет одноклассников так строила, что любой классный руководитель мог позавидовать!– с жаром воскликнула Марина Сергеевна. –А теперь –сам Бог велел!

– А у меня вы спросили? –поинтересовалась я, придя в себя от изумления.

–А у тебя выбора нет, -пожала плечами директор.

–Что значит – выбора нет? У нас вроде не крепостное право. И на классное руководство я не подписывалась.

–А что так? Ты же рассказываешь про передовые технологии обучения, советуешь другим учить матчасть –вот и покажи себя на практике! –неожиданно зло произнесла Ирка.

–Вот-вот! –подключились Маринка и Натаха.

Мда…подруги.

Тут вмешалась мама:

–Ты, стало быть, тоже, в школу ходишь, как в магазин? – сказала она, пристально глядя на меня. – Этот товар беру, а этот – оставьте себе? Да, дети там не простые – и что теперь, бросать их, что ли?

Неожиданно мне стало стыдно.

–Я не против этих детей, -сказала я. –Просто боюсь не справиться.

–А ты не бойся.

В коридоре после педсовета мы встретились с Мариной Сергеевной.

–Поздравляю, -мрачно сказала я, -Вы все же нашли способ отомстить мне за Ваши загубленные нервные клетки.

–Ну, что, Окунева, я тебе могу сказать, это судьба! –Марина Сергеевна хлопнула меня по плечу. – Тоже 5-В класс. Тоже сложные дети, которых никто не хочет брать. Ничего не напоминает?

–Да уж…

–Зря обижаешься. Ты мне потом спасибо еще скажешь!

–За то, что Вы из меня человека сделали в очередной раз?

–Нет. За детей. Поверь, очень скоро ты полюбишь их, как родных. И они тебя тоже.

–Ладно. Спасибо. Кстати, Марина Сергеевна, я давно хотела задать Вам один вопрос.

–Какой?

–Вот зачем, когда Вы пришли работать в наш класс, знакомство со мной начали с угрозы размазать меня по стенке?

–Ну ты даешь! –изумилась Марина Сергеевна. –До сих пор помнишь, что ли?

–Конечно! –мстительно ответила я.– Я не злопамятная, просто память у меня хорошая.

– На самом деле я хотя и говорила, что хочу работать с трудными подростками – понятия не имела, как с ними работать. –честно призналась моя «классная мамка». – Ну, решила припугнуть…на всякий случай. Да, согласна, это было глупо. Поэтому, ты, когда начнешь с классом работать, таких глупостей не делай. Лучше постарайся с ними подружиться.

Теперь я часто вспоминаю свой первый пятый класс, который стал моей «первой любовью» в школе. Помню наше первое знакомство. Дети к тому времени немного знали меня как учителя английского языка. Но учитель, который приходит к два раза в неделю – одно дело (тем более, преподавала я только у половины класса) , а классный руководитель –совсем другое

Большинство детей встретили меня напряженным взглядом. Некоторые прятали свое волнение за напускной бравадой. Я немедленно вспомнила, как мы в свое время присматривались к Марине Сергеевне и прикидывали, стоит ли ее слушаться.

–А у нас класс– бешеный! –радостно заявил вихрастый паренек, напоминающий мне Петю Васечкина из детского кинофильма

–Это почему же?

–Про нас все говорят, что мы ужасный класс! От нас даже классный руководитель ушла! – гордо похвасталась худенькая девочка с обкусанными ногтями и нервным взглядом.

–И что же вы такого ужасного сделали ? Директора зарезали, а завуча убили?

Пятиклассники захихикали, и это разрядило обстановку.

–Нет, ну в самом деле! Я, например, в ваши годы прогуливала уроки либо на крыше, либо в коридоре под кабинетом у завуча. А вам так –слабо?

Дети замолчали и в изумлении уставились на меня. Очевидно, совершать такие подвиги им было «слабо».

–Ну, а чем вы еще можете похвастаться? Хоть раз в кино с уроков сбегали все?

–Нееет , -растерянно произнес вихрастый мальчик, похожий на Васечкина.

–Тоже мне –трудный класс, -небрежно пожала я плечами. – Кстати, насчет кино –как насчет сегодняшнего сеанса?

–Вместо уроков ? –оживились пятиклашки.

–Ага, размечтались. После.

Так началась моя дружба с 5-В классом. Марина Сергеевна оказалась права –через несколько дней я и в самом деле полюбила их, как родных.

Хотя класс и в самом деле был непростым.

Вихрастый Сережка по уровню гиперактивности напоминал мне себя в школьные годы. На уроках он ни секунды не мог сидеть на месте, доводил до белого каления учителей шутками и глупыми вопросами, а на переменах в буквальном смысле разносил школу. Его друг Сашка , спокойный сам по себе, повторял за своим другом все безобразия (наблюдая за ними, я всегда вспоминала тандем Петрова и Васечкина из своего любимого детского фильма). Была еще парочка мальчишек, по степени гиперактивности едва уступавший Сереге , к тому же мастера по мелким пакостям и дразнилкам., Еще парочка тех, которые имели привычку по любому поводу кидаться с кулаками. . Плюс основная часть мальчишек, не особо уравновешенных сами по себе – а с учетом того, что их постоянно подзуживали гиперы и агрессоры, в классе и в самом деле творился полный феерверк.

Что касается девочек, то с ними было, пожалуй, еще сложнее. Если мальчики, в большинстве, были открытыми и готовыми идти на контакт, то .самое безообидное, что мне доводилось слышать первое время от девочек – это бурчание «все нормально». Либо и вовсе – «Не трогайте меня», «Что вы ко мне пристали», «это вообще не ваше дело».

Всех учеников я мысленно разделила на три группы: солнечные зайчики , «колючие ежики» и «улитки в раковине» .

С «солнечными» зайчиками –открытыми и веселыми – общий язык, разумеется, было найти легче всего. Хотя многие из них как раз являлись злостными нарушителями дисциплины (как вихрастый Серега) – у меня такие дети всегда вызывали улыбку. И разговаривая с ними, мне обычно стоило большого труда сделать строгое лицо и не рассмеяться, узнав об их проделках.

С «колючими ежиками» тоже, в общем, было не особо сложно –достаточно их было погладить по «колючкам». И, в общем, я прекрасно понимала таких детей – вспоминая собственное хамское поведение в школьном детстве. На меня нападали –я защищалась.

– Алина, что у тебя сегодня произошло на уроке истории? –

– А это не Ваше дело! Отстаньте! –Алина вызывающе посмотрела на меня.

– Послушай, – миролюбиво ответила я. – Зачем ты мне так отвечаешь? Я ведь нормально с тобой разговариваю.

Алина удивленно уставилась на меня.

–В конце –концов, если у тебя возникла проблема с учителем –могла бы сама мне рассказать. Вместе бы придумали что-нибудь. Ведь из любой ситуации можно найти выход.

– Я думала, Вы будете меня ругать, -призналась Алина.

– Зачем?

– Ну…думала, скажете, что я во всем виновата.

– С виноватыми пусть уголовный кодекс разбирается .

Алина снова удивленно посмотрела на меня -а затем доверчиво улыбнулась, на глазах превращаясь в «солнечного зайчика». От колючего, хамоватого подростка –не осталось и следа.

Сложнее всего было –«с улитками в раковине». Теми детьми , которые на любой вопрос отвечали равнодушным «да все нормально»– хотя было видно, что «нормально» и рядом с ними не стояло. Вот достучаться до таких учеников, достать из панциря (так, чтобы они закрылись еще глубже) было поистине ювелирной работой.

– Аня, что с тобой происходит?

–Ничего…все нормально…

– В смысле –нормально? Учителя говорят, что ты на уроках ничего не делаешь, посторонними делами все время занимаешься.

В ответ – молчание. Напряженный взгляд. Сейчас запрячется в свою раковину еще глубже.

–Может быть, тебе сложно? –предположила я. – Помощь нужна?

–Да нет…Все нормально..

Смотрю на Аню –и понимаю, что об уроках дальше разговаривать бесполезно.

–Ну ладно…проехали. Лучше о себе что –нибудь расскажи. А то мы толком еще не раззнакомились.

–А что рассказывать?

–Например– чем увлекаешься? Что любишь в свободное время делать?

– Ничего, -Аня небрежно повела плечом.

–Не может такого быть. Неужели даже в компьютерные игры не играешь?

–Играю…

–А какая игра –твоя любимая?

–Ну…майнкрафт…– девочка, наконец, подняла на меня глаза.

–Классно. Сама в майнкрафт играть люблю.

На самом деле это было неправдой. Тем не менее, моих знаний о данной игре (почерпнутых из бесед с учениками) вполне хватило, чтобы поддержать разговор –во время которого Аня заметно ожила.

– А музыку любишь слушать? Какую?

Через какое-то время наша беседа приобрела непринужденный, почти дружеский оттенок.

–Так все же, Анют –что там у тебя с математикой? Я могу помочь?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю