355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » М. Соловьев » Рассказы для детей из русской истории (От Рюрика до Петра I) » Текст книги (страница 3)
Рассказы для детей из русской истории (От Рюрика до Петра I)
  • Текст добавлен: 13 июля 2020, 09:00

Текст книги "Рассказы для детей из русской истории (От Рюрика до Петра I)"


Автор книги: М. Соловьев



сообщить о нарушении

Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)

XIX
Речь Минина к Нижегородцам (1611 г.)

аступило смутное время на Руси. Можно сказать, что России тогда не было: Москва была в руках Поляков; Новгород присягнул Шведскому королевичу; Казань и Вятские города провозгласили другого царя; во Пскове явился еще самозванец: повсюду был грабеж и безначалие; все погибало, все рушилось; но Россия не погибла потому что в ней еще остались Русские, которые всегда любят свое отечество. Первым явился и начал смелее всех ободрять своих сограждан нижегородский мясник Козьма Минин. Он умел умными речами разбудить в своих земляках заснувшее усердие к пользам отечества. Он говорил: «Ополчимся стар и млад, наймем людей ратных, продадим свои домы, заложим жен и детей и выкупим отечество!» Нижегородцы поняли, что Минин говорит правду, что у человека самое большое благо – отечество, и что легко и приятно пожертвовать всем для его спасения. Всякий отдавал на содержание войска все свои сокровища, всякий охотно брался за оружие, – и пошла по всем городам и селам русской земли светлая, радостная весть, что не пропал Русский народ, что он решился избавиться от чужеземцев. Минин выбрал начальником своих ополчений князя Пожарского, указывал ему, что надо было делать, распоряжался казною и не упускал из виду ничего, что только могло быть полезно отечеству. Все спрашивали: кто же будет царем: польский ли королевич, шведский ли принц, или кто другой? Минин отвечал: что покамест главное дело – выгнать из России всех иноземцев, и Шведов, и Поляков, а потом уже избрать, кого Бог даст.

Двинулось Нижегородское ополчение и разбило Поляков наголову, хотя многие из них заперлись в кремле и не хотели сдаваться, но не выдержали дружного натиска Русских и сдалась. В два месяца был выгнан из России и польский король с остальными Поляками, и Шведы. Тогда начальники народного ополчения послали по всей России известие, что Москва выручена от Поляков, и требовали, чтобы лучшие, разумные люди собрались для избрания царя всею русскою землею. Таким образом гражданин Минин и князь Пожарский спасли отечество от врагов и ожидали выборных со всей русской земли для избрания законного царя.




Речь Минина к Нижегородцам (1611 г.).


Избрание на царство Михаила Феодоровича.


XX
Избрание на царство Михаила Феодоровича

ля избрания царя в Москву собрались выборные люда от разных сословий со всего государства на великую Земскую Думу. Это было трудное дело. В продолжении семисот пятидесяти лет до того Россиею правили государи из одного дома – Рюрика. При тех государях Россия была страшна для Греков, потом тоже от Греков приняла христианскую веру, затем с христианским терпением перенесла татарское порабощение, наконец собралась с силами, сбросила иго татарское, укрепилась, усилилась и победила тех же татар. Вдруг угас древний род царей; сделался правителем сначала Борис Годунов, потом самозванец, за ним Василии Шуйский, а после него Россия около трех лет бедствовала без царя. Надо было избрать православного царя, русской крови, который примирил бы всех и спас бы отечество от многочисленных неприятелей.

После трехдневного поста и молебствий выборные приступили к совещаниям. В начале обнаружились разногласие и происки партий. Наконец все партии примирились на одном имени: 21-го февраля 1613 года единодушный выбор народа пал на 16-летнего юношу Михаила Феодоровича Романова. Во время пребывания Поляков в Москве он находился в их руках в Кремле, и переносил с ними все бедствия осады от Нижегородского ополчения. После освобождения от Поляков Михаил опять поселился с своею матерью инокинею Марфою в костромском Ипатьевском монастыре; между тем как его отец, митрополит Филарет (в мире Феодор Никитич), томился в плену у Поляков. В Кострому прибыли послы из столицы и объявили Марфе решение Земского Собора. Мать сначала не соглашалась отпустить сына в Москву, ссылаясь на его молодость, на крайне расстроенное состояние государства, и на измены русских людей своим последним государям. Но послы и духовенство упросили наконец Марфу благословить Михаила Феодоровича на царство.

Михаил Феодорович был ближайшим родственником древнего царского дома по женской линии, именно: отец его Феодор Никитич, был сын Никиты Романовича, родного брата первой супруги царя Ивана Грозного Анастасии Романовны. Следовательно, он доводился внуком Ивану Васильевичу Грозному по первой его супруге.




XXI
Смерть Ивана Сусанина

знав об избрании Михаила на царство, Поляки подослали к нему шайку злодеев, с целию лишить Русских любезного им избранника. Михаил Федорович жил тогда в своем имении близ села Домнина, Костромской губернии. Уже убийцы были близки к своей преступной цели, но Провидение хранило Россию и готовило ей избавителя. Подосланные Поляки уже приближались к поместью царскому, но, не зная дороги, остановили встретившегося им крестьянина из села Домнина, Ивана Сусанина, и стали расспрашивать его о местопребывании Михаила, причем говорили, что посланы от друзей поздравить новоизбранного царя. Но умный, сметливый Сусанин проникнул их преступный умысел, и не колеблясь ни минуты, решился пожертвовать собою, чтобы спасти государя. Сохраняя полное присутствие духа, он отвечал им: «Ступайте за мною, я проведу вас куда нужно». Поляки, не подозревая благородного намерения в простом крестьянине, последовали за ним. Сусанин, по пути, пригласил злодеев отдохнуть к себе в деревню; там он кормил и поил их, а между тем успел чрез посланного им известить царя об угрожавшей ему опасности, и затем повел Поляков в совершенно противную сторону. Долго они шли с своим проводником и углублялись все дальше и дальше. Дорога шла полями и заносилась снегом, но скоро они взошли в лес, и с трудом пробирались между частыми деревьями. Выбившись из сил, Поляки с нетерпением спрашивали проводника, скоро ли будет конец их странствованию; но Сусанин спокойно сказал им, что в темноте сбился с настоящей дороги, что она должна быть недалеко в стороне и, как бы отыскивая дорогу, продолжал водить их по сугробам. Наконец, в полночь очутились они в непроходимой чаще: теперь только убийцы поняли, с кем они имели дело, и в ужасе воскликнули: «Ты обманул нас!» – «Не я» – отвечал с торжественным спокойствием Сусанин. – «Вы сами обманули себя. Ужели вы думали, что я выдам нареченного Государя? Нет! Михаил Федорович спасен! Вы далеко от его поместья. Делайте со мною, что хотите, предаю себя Богу!» Поляки с яростию бросились на Сусанина, и тут же изрубили его своими острыми саблями. Но Сусанин предвидел свою неизбежную участь, и с христианским мужеством встретил мученическую смерть, радуясь, что достиг своей цели: спас царя и отечество. Так умер этот верный, доблестный сын России!..

Спасенный Михаил Федорович царствовал благополучно 32 года.




Смерть Ивана Сусанина.


Суд над Патриархом Никоном.


XXII
Суд над патриархом Никоном

осле Михаила Фодоровича Романова вступил на престол сын его, Алексей Михайлович. При нем произошло несколько важных исторических событий: исправление церковных книг, раскол, присоединение Малороссии, издание «Уложения о наказаниях», усмирение Стеньки Разина и пр. В его царствование жил один из замечательнейших русских патриархов – Никон, происходивший из крестьян Нижегородской области, который отличался сильной волей и твердостью характера. Царь вполне подчинялся влиянию этого патриарха, оказывал ему неограниченное доверие, а во время своих отлучек поручал управление почти всем государством. Из церковных его дел самое важное было исправление богослужебных книг. С течением времени от невежественных переписчиков в церковные рукописи вкралось множество ошибок. Когда же в Москве появилось книгопечатание, то ошибки рукописей перешли и в печатные книги; а вместе с ошибками вкрались в них и разные мнения, несогласные с церковными уставами. Для исправления ошибок Никон созвал духовный собор, на котором была проверены и исправлены старые книги, и после исправления напечатаны новые книги. Против этого восстали некоторые из духовенства и из народа, и старые, неисправленные книги для этих людей получили священное значение (они тщательно сохраняли эти книги, и думали, что только по ним надобно молиться, а Никона уподобляли Антихристу). Такие люди получили название староверов или раскольников. Вооружив против себя многочисленную партию в духовенстве и в народе, Никон скоро возбудил вражду к себе и в боярском сословии. Он слишком неумеренно пользовался влиянием на царя и хотел, по-видимому, самую светскую власть поставить в зависимость от духовной. Но такое стремление не могло иметь успеха в Московском государстве при полном развитии царского самодержавия. Раздраженные высокомерным обращением и требованием совершенной покорности, многие бояре возненавидели Никона, и старались ослабить расположение к нему царя. Усилия бояр увенчались успехом тем скорее, что Никон пренебрегал их мелкими интригами; а главное сам царь начал уже тяготиться своею зависимостью от неуступчивого патриарха. В отношениях Алексея Михайловича к Никону не замедлило обнаружиться охлаждение; за ним последовал открытый разрыв, вследствие которого патриарх самовольно оставил свою паству. Наконец был созван духовный собор под председательством двух восточных патриархов (Александрийского и Антиохийского): Никон был осужден; его лишали сана и сослали в заточение в Белозерский Ферапонтов монастырь (в 1666 г,), где он и пробыл до самой своей смерти.




XXIII
Стенька Разин

ри Алексее Михайловиче, как на Дону, так и в Малороссии жили казаки, которые разделялись на две главные партии: казаков зажиточных или домовитых и бедных или голутвенных (голь). Зажиточные казаки были наклонны более к сохранению порядка и к повиновению Московскому правительству, а бедные составляли толпу людей беспокойных, всегда искавших случая погулять на чужой счет. Число голутвенных постоянно увеличивалось от прилива беглых холопей, крестьян и посадских людей Московского государства. Дон не выдавал подобных беглецов и они, приставши к какой-нибудь станице, считались уже вольными казаками. Вся эта голутвенная вольница ожидала только достойного предводителя, чтобы собраться вокруг него для разбоя и для войны с государством. Такой предводитель явился в лице простого казака Степана Разина.

Разин с огромною шайкою «голотьбы» сперва начал грабить купеческие суда на Волге, затем перебрался через Каспийское море на юг, разграбил берега Персии и с богатой добычей вернулся опять на Волгу; он взял Царицын и двинулся на Астрахань. Здесь стрельцы и чернь перешли на его сторону, так что этот важный город был взят без бою. Начальники и лучшие люди были большею частию перебиты, имущество их и купеческие лавки разграблены; а жители астраханские присоединились к войску Разина и получили казацкое устройство. Отсюда Атаман двинулся вверх по Волге, взял Саратов, Самару и пошел далее. Приверженцы Разина рассеялись по областям Московского государства и подстрекали простой народ к восстанию против бояр и приказных людей, обещая всем казацкую вольность. Мятеж быстро охватил пространство между Окою и Волгою; крестьяне убивали помещиков, в городах чернь свирепствовала против лучших людей; возмутились и приволжские инородцы (Черемисы, Чуваши, Мордва, Татары). Силы Разина достигли огромных размеров. Но достаточно было одной неудачи, чтобы исчезло доверие народа к делу казаков, чтобы обнаружилась для них вся невозможность побудить окрепший государственный порядок. Под Симбирском Стенька потерпел поражение от князя Барятинскаго, у которого часть войска была обучена европейскому строю; тогда Разин, оставив крестьян на жертву воеводам, бежал с казаками на родину, и попытался поднять весь Дон. Но здесь главный атаман Донского войска Яковлев, с помощью домовитых казаков, схватил Разина, и отослал его в Москву для казни (1671 г.). Мятеж, поднятый Стенькой, вскоре был усмирен.




Стенька Разин.


Присоединение Малороссии.


XXIV
Присоединение Малороссии

начале царствования Алексея Михайловича произошло самое знаменитое восстание Украинских казаков против польской аристократии, которое окончилось отложением Малороссии от Польши и присоединением к Москве. Вождем этого восстания явился гетман Богдан Хмельницкий, вызванный на отчаянную борьбу с Поляками жаждою личной мести. Хмельницкий одержал над Поляками несколько блестящих побед, так что под Зборовым (в Галиции), когда Поляки со всех сторон были окружены казаками. Польский король согласился на мир, по которому возвращались казакам их прежние права и дарованы некоторые новые льготы и привилегии. Но вскоре Поляки не исполнили некоторых условии Зборовского договора, и Богдан Хмельницкий снова начал войну с ними, но на этот раз неудачно. Видя невозможность одними собственными силами бороться с Польшею, Хмельницкий обратился к Московскому государю, прося его принять Малороссию под свое покровительство. Алексей Михайлович принял это предложение. И вот в Москве, в Грановитой Палате, собран был собор, где – в присутствии царя Алексея Михайловича – предложено «что Казимир, король польский, отказал примириться с Запорожцами по Зборовскому договору, униаты покушаются истребить огнем в мечом живущих в Польше и Литве обывателей православной веры, и что гетман Хмельницкий просит принять его в вечное Российское подданство, оказать вспомоществование трехтысячным войском». Духовенство и бояре приговорили: «Присоединить гетмана Богдана Хмельницкаго к России со всем войском Запорожским, с городами и землями, уважая не только единоверие Малороссиян и многократные просьбы их о том, но и опасность, предстоящую им от Поляков и Литовцев, угрожающее иго турецкое и татарское».

Желание Богдана Хмельннцкого и Малороссиян исполнилось: 9 октября 1653 года отправлены были в Украйну для присоединения оной к России царские полномочные – ближний боярин и наместник Тверской Василий Васильевич Бутурлин, окольничий и наместник Муромский Иван Васильевич Альферьев и думный дьяк Ларион Дмитриев, сын Лопухин. С тех пор Малороссия стала принадлежать России.




Уничтожение местничества.


XXV
Уничтожение местничества

о смерти Алексея Михайловича вступил на престол старший сын его Феодор; он царствовал недолго (с 1676–1682 г.), но его кратковременное царствование было ознаменовано уничтожением местничества. При Московском дворе был вредный обычай у воевод и бояр считаться между собою местами, который подавал повод к частым спорам. Например, когда у царя давался обед думным людям, то они рассаживались по степени своей знатности. Но тут иногда кто-либо из бояр не захочет садиться ниже другого, и начнет о том бить царю челом. Царь прикажет посадить его насильно; боярин бранит своего соперника, и кричит, что «хотя царь велит ему голову отсечь, а под таким-то он сидеть не станет», и спустится под стол. Тогда царь приказывает его взять и отвести в тюрьму. Кроме тюрьмы за такую вину было наказание батогами или кнутом, или споривший боярин по приговору царской думы выдавался своему сопернику головою. Обряд выдачи головою состоял в следующем: приставы брали под руки осужденного за неправое местничество, отводили его на двор к счастливому сопернику в сопровождении дьяка или подьячего, и ставили там у нижнего крыльца. Когда хозяин выходил на крыльцо, то дьяк или подьячий говорил, что великий государь указал, а бояре приговорили такого-то выдать ему головою. Хозяин благодарил за царскую милость и отпускал униженного соперника; дьяку или подьячему давал при этом подарки; а на другой день ездил к царю бить челом за его милость. В деле местнических счетов бояре отличались особым упорством потому, что это не было только их личное дело: уступая высшее место другому лицу, боярин тем уже целый свой род признавал ниже рода своего соперника, и следовательно обрекал своих потомков и родственников занимать низшие места по службе сравнительно с потомками соперника.

Государь созвал собор из высшего духовенства и членов боярской думы и предложил вопрос: отменить ли местничество или оставить его по прежнему? Собор единогласно приговорил, что местничество, как источник многих зол, должно быть отменено. Тогда Феодор Алексеевич велел принести тяжебные дела по местничеству и предать их огню в присутствии духовенства и бояр. Виновным же против соборного приговора назначено было лишение звания и имущества.

После Феодора Алексеевича осталась сестра София и два брата – Иван Алексеевич и маленький Петр.




    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю