Текст книги "Все та же старая история: Корни антиирландского расизма"
Автор книги: Лиз Кертис
Жанр:
Публицистика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 8 (всего у книги 8 страниц)
В наши дни, во время правления королевы Елизаветы II, британское присутствие в Ирландии можно объяснить теми же причинами, по которым четыре века назад.
Елизавета I отправила туда армию и поселенцев: стремление обезопасить «западный форпост Британии», а вовсе не альтруизм.
Присутствие Британии в Шести графствах невозможно объяснить, ссылаясь на «демократию», поскольку Ирландия была разделена вопреки желанию местного населения.
Британия сохраняет свое присутствие на Севере даже не из желания поддержать «братьев по крови» – лоялисты, как и все прочие ирландцы, воспринимаются как «пэдди», «ирлашки». Как указывается в секретном правительственном отчете 1949 года, даже если бы лоялисты и захотели освободиться от Британии, этого бы все равно не произошло, поскольку ирландский Север представляет собой «стратегический объект чрезвычайной важности».
Таким образом, британское правление способствовало утверждению полицейского государства на территории Шести графств – и по замыслу, и по назначению. Более трети общества подвергается систематическим репрессиям и дискриминации, на что население неизбежно отвечает насилием.
Англичане, однако, и не собираются вникать во все тонкости роли Британии в судьбе Северной Ирландии, что поощряется и недобросовестными политиками, и средствами массовой информации, и бесчестными историками, и равнодушными учителями. Воскрешение застарелых предрассудков в отношении ирландцев – один из результатов происходящего.
Проблема английского расизма – против ирландцев ли, или же против чернокожих – это не просто следствие ошибочного мнения, сложившегося у англичан о других нациях.
Это, в большей степени, проявление ошибочной самооценки англичан, а также их восприятия истории и того места, которое Британия занимает в мире.
Существует один любопытный парадокс: история Британии полна насилия и варварства – лишь некоторые европейские страны могут «похвастаться» чем-то подобным.
Однако традиционное мнение изображает Британию цивилизованной и демократичной страной, а народы, ею порабощенные – дикими и кровожадными.
Постоянно поддерживаемая иллюзия собственного превосходства помогала Британии сохранить национальное высокомерие и сознание собственной значимости на протяжении столетий. Меры, принимаемые из соображений политических и экономических, выставляются так, словно альтруизм – их единственное основание.
Все виды зверств – от кромвелевской бойни в Дрогиде до работорговли и неограниченной эксплуатации завоеванных территорий – оправдываются заверениями в религиозном, культурном и расовом превосходстве. В результате многие англичане не способны увидеть себя со стороны, понять, почему их национальный флаг, Юнион Джек, в других странах называют «фартуком мясника», а саму империю определяют как «место, где солнце никогда не заходит, а кровь никогда не высыхает».
Британии уже давно пора внимательно приглядеться к собственной истории и переоценить свой вклад в историю Ирландии и других стран по всему миру.
Пришло время осознать, что не существует расы англичан – исключительно как людей с белой кожей, германскими корнями, исповедующих протестантизм; что превосходство в области языка, культуры и истории – это вымысел; что и Великая Британская Империя, будто бы построенная не на собственных интересах и стремлении к самообогащению – миф; что «неполноценность» «цветных» рас по отношению к белой – ложь; что, наконец, «демократичное» и «альтруистичное» британское управление Ирландией – иллюзия.
Все эти мифы верой и правдой служили правящим кругам Британии, скрывая жестокую действительность: колониализм и эксплуатацию.
И теперь всё те же мифы небезуспешно маскируют беззаконие британской оккупации Ирландии, фактическое обогащение за счет стран Третьего Мира, а так же стремление свалить всю вину за экономическое неблагополучие на чернокожих англичан.
Эти мифы можно развеять, если мы зададимся целью добиться свободы и справедливости для Ирландии и построить такое общество в Англии, Шотландии и Уэльсе, которое не определялось бы эксплуатацией населения ни на упомянутых территориях, ни за их пределами, и где социальное и экономическое равноправие стало бы абсолютным законом.