Текст книги " Веление долга"
Автор книги: Леонид Белоусов
Жанр:
Военная проза
сообщить о нарушении
Текущая страница: 4 (всего у книги 4 страниц)
В штабе ВВС, дешифровав пленку, приняли решение: нанести штурмовой удар по базе врага.
Оснащенные мощным оружием «Ильюшины» эшелонами поднимаются в воздух. Их прикрывают наши гвардейские «Лавочкины». Вместе с командиром я нахожусь в верхнем ярусе, в группе воздушного боя. Вот и береговая черта. Надо пройти над водой значительный участок. Маневрируя, осматриваем воздух. И вдруг появляются вражеские истребители. Они пытаются обрушиться на «Илы» со стороны солнца, но я вовремя увидел заходящий сзади фашистский самолет. Еще секунда, и моя машина, развернувшись, проходит над противником. «Фокке-вульф», строивший маневр [59] на максимальной скорости, не может выскользнуть из-под удара. После короткой очереди по фашистскому истребителю возвращаюсь на свое место, чтобы вновь при необходимости защитить «Илы».
Противнику не удалось прорваться к штурмовикам.
«Илы», охраняемые истребителями, летели вперед, на запад. Крыло в крыло с товарищами шел в бой и я.
До последних дней Великой Отечественной войны участвовали мы в боевых операциях.
Сбылась моя мечта – сражаться под гвардейским знаменем, встретить Победу в строю балтийских моряков-летчиков.
* * *
Окончилась война. Родина обеспечила меня всем необходимым. Но я не мог сидеть сложа руки. У меня еще были силы, знания, жизненный опыт. Товарищи опять помогли найти им применение. Иван Иванович Сербин, выросший до генерал-майора, заместителя командующего Военно-Воздушными Силами Краснознаменного Балтийского флота по политической части, услышал, что в Ленинграде решили восстановить аэроклуб. Нужен был человек на должность начальника. Когда ленинградские организации обратились в штаб с просьбой рекомендовать человека, знающего авиацию, обладающего определенными командными навыками и опытом, он сразу подумал обо мне: видимо, вспомнив свое первое предложение, высказанное еще при встрече после моего возвращения в Ленинград из Алма-Аты. И едва в нашем гвардейском полку закончилась боевая работа, меня вызвали в штаб ВВС флота.
Вначале разговор шел о жизни полка. Я пожаловался, что приходится очень редко летать. Сербин словно ждал этой «жалобы» и сразу уцепился за оброненную мною невзначай фразу.
– Да, да! Это правильно. Тебе сейчас следует летать больше. Кстати, и место соответствующее подвернулось. Ленинградскому аэроклубу нужен начальник. Надо учить летную смену, прививать молодежи любовь к авиации. Ты вполне подойдешь. И инструкторские навыки у тебя есть. Подумай. [60]
Я принял это предложение.
В июле 1945 года был подписан приказ о назначении меня начальником Ленинградского аэроклуба. В этот же день на стареньком «мерседесе», который Ройтберг еще во время войны выпросил для меня у начальника трофейного отдела округа, я приехал в Озерки, где расположился аэроклуб. Впечатление от первого знакомства с его хозяйством осталось, мягко говоря, не блестящее. В разговоре работники аэроклуба чаще всех других слов произносили одно – «нет». Не было материальной части, не было учебных пособий, не было запасных частей… Но у людей было главное – желание сделать все, чтобы аэроклуб работал. Даже старик сторож и тот уже при первом знакомстве намекнул:
– Молодежь все время крутится здесь.
– Что, озорует?
– Да нет! Спрашивает все, когда откроется аэроклуб. Лето ведь такое хорошее…
С первых дней пришлось работать, прямо скажем, с «фронтовой» нагрузкой и настойчивостью, сжимая время отдыха до предела. По существу, аэроклуб создавался заново. Приходилось обращаться за помощью на заводы, в авиачасти. Как правило, не отказывали и давали все, что мы просили. Так постепенно «обросли» хозяйством. Вместе с начальником штаба Петровым, тоже участником войны, составили планы занятий, набрали курсантов. В Москве получили два планера, и свои же курсанты, ранее бывшие планеристами этого аэроклуба и снова поступившие в него, перегнали их к нам в Озерки.
С каждым днем аэроклуб становился богаче. Развернулась интенсивная учеба. Быстро летело время. И вот настал день выпуска первой группы курсантов в самостоятельный полет. Сколько волнений и радости, настоящей, большой доставил он мне! Да и как не радоваться, когда молодые рабочие, служащие, студенты становятся «хозяевами воздуха», готовясь прийти на смену много видавшим и пережившим на своем веку летчикам моего поколения.
И приятно сознавать, что сейчас немало питомцев [61] нашего возрожденного аэроклуба уже летают на современных скоростных самолетах, охраняя с воздуха границы нашей Родины…
Меня спрашивают иногда, где нашел я силы, чтобы преодолеть все невзгоды, выдержать все испытания и вернуться в строй. Я нашел их в ленинской партии, которая меня вырастила и воспитала. Я нашел их в нашем народе, который всегда помогал мне в трудные дни. Я нахожу их в сознании величия дела, на которое ведет нас партия, – дела построения коммунизма. Отдать этому делу все свои силы для меня святой долг коммуниста, гражданина Советского Союза.
This file was created
with BookDesigner program
24.03.2015