Текст книги "Сахара — не только песок"
Автор книги: Иржи Галеш
Жанр:
Путешествия и география
сообщить о нарушении
Текущая страница: 11 (всего у книги 11 страниц)
На песчаных массивах – эргах, или арегах, – изредка попадаются злаки аристида и дантония. Кустарники песчаных морей Сахары укрепляются на подвижном субстрате с помощью разветвленной корневой системы. Это каллигонум, или джузгуы, тамарикс, эфедра и сахарский дрок.
На щебнистых грунтах регов, или сериров, встречаются лишь отдельные экземпляры растений. Приземистые, подушковидные кустарники фредолия проникают своими корнями сквозь плотный грунт и используют влагу на глубинах более метра.
Во впадине Каттара на засоленных почвах шоттов образуется соляная корка, и здесь могут выживать только ярко выраженные галофиты – сарсазан, солерос и сведа.
Если же на ровную поверхность шотта наметет небольшой слой песка, на нем сразу поселяется парнолистник или верблюжья колючка, и вокруг них образуется миниатюрный барханчик.
В приатлантической Сахаре можно увидеть своеобразные растительные сообщества из крупных суккулентов – кактусовидных молочаев.
По сухим руслам – вади, – заполняющимся водой только после редких дождей, растительность заметно богаче. Причем эрозионная сеть в Сахаре более развита, чем можно было бы ожидать при том количестве осадков, которое выпадает здесь сейчас. Это еще одно свидетельство того, что в прошлые геологические периоды климат Сахары был более влажным. В руслах вади растут акации, тамарикс, эфедра. Здесь можно сорвать плоды с небольшого дерева – баланитеса египетского; ветви его колючи, зато плоды вполне съедобны и называются «египетские финики».
Повсюду в пустыне, между барханами, среди щебня и камней, внимательно присмотревшись, можно увидеть крошечные комочки причудливой формы, которые при малейшем дуновении ветерка начинают катиться по поверхности. На вид они совсем сухие и безжизненные, но как только на них попадают капли дождя, эти комочки набухают и, напитавшись влагой, начинают прорастать. Оказывается, это лишайник – леканора съедобная, или пустынная манна. Даже в самой, казалось бы, безжизненной пустыне можно утолить голод, собрав горсть этой «манны» и размочив ее в воде.
Там, где в пустыне имеются постоянные выходы подземных вод, артезианские источники или реки, вокруг них формируются островки зелени и жизни – оазисы. Несомненно, что и до появления человека в Сахаре оазисы существовали, но теперь можно лишь гадать, какие естественные растительные сообщества формировались в них. Теперь наиболее характерное дерево сахарских оазисов – финиковая пальма. Плоды этой пальмы найдены в гробницах египетских фараонов; она возделывалась человеком еще в IV тысячелетии до нашей эры.
Финиковая пальма дает человеку и вкусные плоды, и древесину, и листву для покрытия крыш и плетения всевозможных изделий. Но, пожалуй, самое главное, что дает пальма, – это тень: ведь в тени пальм сохраняются источники воды, там можно выращивать многие культуры, которые погибли бы под открытым солнцем, и здесь находит спасение и отдых измученный жарой и палящим солнцем путник.
Фауна Сахары, так же как и флора, сравнительно бедна – в пределах этой пустыни распространено примерно 70 видов млекопитающих, 80 видов гнездящихся птиц, 100 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных, 80 видов муравьев, 300 видов жуков-чернотелок, 120 видов прямокрылых. Видовой эндемизм в среднем по всем группам животных составляет около 40 процентов. Из общего числа видов животных Сахары – примерно четыре тысячи – лишь около 500 видов глубоко приспособлены к обитанию в пустыне, остальные же связаны с более или менее увлажненными местами обитания или оазисами.
Хорошо приспособлены к обитанию в пустынях разнообразные грызуны – песчанки, иглистые мыши, тушканчики, гунди. Гунди – это зверьки длиной до 25 см, с коротким хвостом, покрытые мягкой, пушистой шерстью. Живут они в скалах, среди камней. Они греются на камнях, ловя утренние лучи солнца.
Песчанки живут колониями, роют глубокие норы, часто это целые подземные городки с ходами сообщения между ними. Песчанки размножаются очень быстро – в году у них бывает по два-три выводка, в каждом по шесть-восемь детенышей.
Помимо самых обычных – краснохвостых песчанок в Сахаре обитают своеобразные жирнохвостые песчанки; у них в коротком толстом хвосте откладываются жировые запасы, используемые в период засухи и бескормицы. Самая крошечная песчанка – монодия, населяющая Эль-Джуф, длиной всего 5,5 см, с хвостом – до 8 см.
Египетский тушканчик, широко распространенный в Сахаре, имеет длину до 15 см да еще хвост с кисточкой до 25 см. На задних лапах у него по три пальца и щетки из длинных жестких волос. Такие щетки позволяют тушканчику легко прыгать по сыпучему песчаному субстрату.
Из крупных копытных в Сахаре сохранились еще несколько видов антилоп. Самая крупная из них – антилопа орикс, длиной более 2 м, высотой в холке до полутора метров, весом более 100 кг. Острые длинные рога слегка загнуты назад. Ориксы не привязаны к водопоям, могут подолгу кочевать в пустыне, довольствуясь влагой, получаемой из зеленых растительных кормов. Немного уступает о размерам орнксу антилопа аддакс, с большими и острыми лирообразно изогнутыми рогами. Аддаксы населяют все типы пустынь – от востока до запада Сахары, но всюду стали редкими из-за преследования человеком, впрочем, как и все другие антилопы. В различных районах Сахары можно встретить еще небольшие стада мелких антилоп – обыкновенной газели, песчаной газели и газели доркас. По южной окраине Сахары обитает более крупная газель – дама.
В нагорьях Тибести, Ахаггар, Аир, Эннеди живет гривистый баран, ростом до метра, с характерной шейной гривой, свисающей у самцов почти до земли. Гривистые бараны – обитатели скал, обрывов, ущелий, каменистых склонов. Они ловко лазают по крутым скалам, кормятся травой, ветками и листвой кустарников.
Среди хищных зверей наиболее приспособлен к жизни в пустыне фенек – миниатюрная лисичка, столь любовно описанная автором книги. При длине тела около 40 см фенек имеет уши длиной до 5 см. Живет фенек в песчаных пустынях, где роет норы, в которых прячется днем. Ночью он охотится на грызунов, ящериц, птиц, насекомых, поедает также и сочные растительные корма. Если застать фенека врасплох вдали от норы, он может быстро зарыться в песок.
Из птиц заслуживают особого упоминания рябки – быстрокрытые, похожие в полете на голубей. Рябки кладут три яйца в небольшую лунку или просто на землю. Почва около гнезда накаляется днем до 70 градусов и более, и родителям приходится по очереди «прерывно сидеть на гнезде, защищая кладку своим телом от перегрева. Рябки поочередно летают к источнику, порой за десятки километров, и приносят влагу в оперении груди и брюшка. Этой влагой они охлаждают кладку, а позже и поят вылупившихся птенцов. Оперение у рябков обладает повышенной способностью к водонасыщению. Одна птица может вобрать в оперение до 40 мг воды, и даже после 30 км полета у нее в оперении остается еще около 10 мг.
Разнообразны пустынные ящерицы, многие из них упомянуты автором и описаны их ловля и содержание в неволе. Это и «песчаные рыбы» – аптечный сцинк и африканский хальцид, легко «плавающие» в песке, и крупные вараны и шипохвосты, и мелкие изящные ящурки и гребнепалые ящерицы. Тщательные поиски позволяют обнаружить в Сахаре и ядовитых змей – песчаную эфу и рогатую гадюку, гюрзу и египетскую кобру.
Крокодилов Сахары, живущих в нагорьях Ахаггар, Тибести и Эннеди, истребили на нашем веку, и нельзя допустить, чтобы подобная судьба постигла и других замечательных обитателей пустыни Сахары, поэтому так жизненно необходимы срочные меры по охране природных экосистем этой великой пустыни, меры, предлагаемые автором книги и многими другими исследователями.
Острейшая необходимость резко изменить привычное отношение к природе пустыни диктуется прежде всего тем, что технический прогресс XX века породил такие формы и такие темпы и уровни воздействия, о которых не могли и думать кочевники, скотоводы и древние охотники. Ни для кого не секрет, что освоение нефтяного месторождения полностью разрушает природу на десятках и сотнях квадратных километров вокруг. Поэтому так неотложны меры по охране природы Сахары. Их разрабатывают ученые стран Северной Африки, им помогают такие международные организации, как Международный союз охраны природы и природных ресурсов, им оказывают помощь и ученые различных стран.
В этой книге – живое и красочное описание многолетней исследовательской работы, самоотверженной борьбы за природу Сахары, которую вели чехословацкие ученые. Автор убедительно обосновывает свою творческую и человеческую позицию – он считает своим долгом ученого и гражданина помочь развивающейся стране в сохранении ее уникального природного наследия. Это и фрески Тассилин-Аджер, это и живописные скалы в пустыне, это и удивительные обитатели барханов и каменистых россыпей – газели, фенеки, шипохвосты. Сейчас оказалось уже поздно спасти сахарских крокодилов, живших в пустынных водоемах еще несколько десятилетий назад. Теперь нам не узнать, насколько они отличались от типичных нильских крокодилов после многовекового изолированного существования в пустыне.
Тем важнее сейчас поддерживать таких исследователей, таких энтузиастов охраны природы, как автор книги и его друзья, дать им возможность в полную силу работать на благо охраны природы, на благо человечества. Пожелаем же им новых дорог, новых открытий, новых славных дел и будем ждать от них новых, таких же прекрасных книг.
Н. Н. Дроздов
ИЛЛЮСТРАЦИИ

Джанет

Следы на песке

Chalcides sepsoides

Нога геккона из Таманрассета

Серия фресок. Тагит

Скальная скульптура. Тагит

Центральный Ахаггар, снятый широкоугольным объективом с горы

След пустынной змеи

Рогатый чертик

Солытуга из Тамапрассета


Охота песчаной змеи зеринге

Двойная скальная башня в Тан Зумаитаке.

Песчаные эфы в домашнем террариуме


Охотящийся хамелеон… «одним выстрелом» ловит двух сверчков

Скорпионы – опасные представители сахарской фауны

Гафинск по пути из Туниса в Палермо

Чучела варанов и шипохвостов на рынке в Гардае

Черный тассилийский шипохвост

Серый варан – величественный хищник

Варан с пойманной колючей мышью

Главная дорога в Тассили после дождя

Жук-златка вида юлодий. Восточный Ахаггар

«Татра» с трудом пробирается в песках долины Сирзуф

Чай в доме проводника Бухуша

Измерение глубины «гельты последнего крокодила» в Игерире

Жена и дети Бухуша

Фрески под скалой в Тин Тазарифте

Травертиновое озерцо в Азарифе

«Отель Тарот» – эндемический тассилийский кипарис с регистрационным номером «1» в Тамрите

Гельта Ифри. Спор о территории
INFO
ББК л8
Г 66
Галеш И.
Сахара – не только песок. Пер. с чешек. Послесл. Н. Н. Дроздова. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986.
144 с. с ил. («Рассказы о странах Востока»).
Г 1905020000-074/013(02)-86 66-86
Иржи Галеш
САХАРА – НЕ ТОЛЬКО ПЕСОК
Утверждено к печати Редколлегией серии
«Рассказы о странах Востока»
Редактор Л. З. Шварц. Младший редактор Г. А. Аристова. Художник Э. Л. Эрман. Художественный редактор Б. Л. Резников. Технический редактор В. П. Стуковнина. Корректор В. И. Мартынюк
ИБ № 15535
Сдано в набор 18.10.85. Подписано к печати 30.01.36. Формат 84×108 1/32. Бумага типографская № 2. Гарнитура литературная. Печать высокая. Усл. п. л. 7,56+0,84 вкладки на мелованной бумаге. Усл. кр. – отт. 11, 45. Уч. – изд. л. 9,01. Тираж 30 000 экз. Изд. № 5975. Зак. № 859. Цена 75 к.
Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Наука»
Главная редакция восточной литературы.
103031, Москва К-31, ул. Жданова, 12/1
3-я типография издательства «Наука».
107143, Москва Б-143, Открытое шоссе 28









