412 000 произведений, 108 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Игорь Гриньков » Хроники судебного медика-2 » Текст книги (страница 10)
Хроники судебного медика-2
  • Текст добавлен: 11 октября 2016, 23:35

Текст книги "Хроники судебного медика-2"


Автор книги: Игорь Гриньков



сообщить о нарушении

Текущая страница: 10 (всего у книги 10 страниц)

Мне не нравится Ваша экспертиза!

Пришлось объяснить даме, что экспертиза – не девушка, она не может нравиться или не нравиться. Она должна быть, прежде всего, объективной, а если по каким-то причинам это не так, то это уже и не экспертиза или дефектная экспертиза. Если какая-то из сторон процесса считает, что она не объективна, то надо конкретно указать на те несоответствия закону, которые, по ее мнению, имеют место быть. А то интересная картина получается: если экспертное заключение подтверждает версию обвинения – оно хорошее; если нет – плохое, вызывающее сомнение. Оценка экспертизы должна производиться не в терминах «любит, не любит», а в правовой медико-юридической плоскости.

Мне, например, до сих пор непонятно, почему судебно-медицинского эксперта, вызванного в судебное заседание, усаживают за одним столом с представителем государственного обвинения? Ведь на моем «веку» было немало прецедентов, когда благодаря квалифицированно проведенной экспертизе подсудимого оправдывали, поскольку его вина не подтверждалась экспертными исследованиями…

Затронули мы и злободневную тему – массовый отъезд наших соотечественников в первопрестольную (она же белокаменная и златоглавая), одним словом, в столицу нашей Родины Москву. Словно «черная дыра», она втягивает в себя и все лучшее, что есть в республике, и всякую накипь. Совсем как в песне-частушке стиляг конца 50-х годов:

«Все чуваки давно схиляли в Лос-Анджелес,

И там для них лабает джаз»

Если этот процесс будет продолжаться в таких же масштабах, то скоро в Калмыкии совсем не останется дееспособных, самодостаточных людей, которым необходимы условия для самореализации, и которые могли бы принести пользу своей малой родине.

Понятны мотивы, когда люди из депрессивного региона уезжают, чтобы элементарно заработать на кусок хлеба и прокормить семью. Материально-финансовый аспект даже не подлежит обсуждению. Но когда доминирует посыл, что настоящая, полноценная жизнь возможна только в столице, а провинции уготовано лишь жалкое прозябание, это огорчает. Москва стала для многих «землей обетованной», как для евреев Израиль.

Сдается мне, что люди с такими представлениями и в Москве (да и в любом другом месте на планете) не будут жить полнокровно и интересно, ведь ощущение не напрасно проживаемой жизни возникает у человека вне зависимости от места его пребывания, а от внутреннего ощущения душевного комфорта, лада с самим собой. Можно быть счастливым и удовлетворенным, находясь в затерянном в горах маленьком селении, возделывая свой виноградник, то есть, делая полезную, осмысленную, действительно нужную работу, наблюдая, как растут твои дети.

Насмотрелся я на москвичей, задроченных бессмысленной суетой, транспортными пробками, переполненными вагонами метро, тратящих по 3-4 часа в день на дорогу от дома до работы и обратно, взмыленных и остервеневших от сумасшедшего ритма, не имеющих возможности перевести дух и просто расслабиться. В Москве надо работать, не думая ни о чем другом, работать с раннего утра до поздней ночи, с полной отдачей; это потогонный конвейер, выжимающий из человека последние соки. Если кому-то нравится такая действительность, – пожалуйста!

Преставление о какой-то особенной жизни в Москве – миф. Нет существа, более несвободного, более ограниченного в своих инициативах, запрограммированного только на зарабатывание денег, причем, любой ценой и любым способом, чем обитатель столицы. Времени для созерцания не остается. Москва мне нравится, но я в ней гость. Жить там постоянно мне бы не хотелось. Что касается мероприятий из категории «культур-мультур», то посещение выставки Сальвадора Дали в Доме художника на Крымском Валу, рок-шоу «Роллинг Стоунз» в «Лужниках» и концерта Пола Маккартни на Красной Площади я могу себе позволить, не будучи москвичом.

Наверное, на какой-то ветке моего генеалогического древа сидит случайный древний предок – восточный человек, турок или перс, от которого мне досталась склонность к неспешности, к патриархальному, уходящему навсегда в прошлое, укладу; нелюбовь к суетности и к решению искусственных проблем, навязанным нам цивилизацией-прогрессом, которым не должно быть места в простой, нормальной жизни. Мила моему сердцу буколическая картинка, когда двое степенных мужчин, сидя под тенью чинары вблизи чайханы с пиалами в руках, запахнув полы стеганых халатов, прежде чем приступить к деловой части беседы, полчаса отдают неторопливому разговору о детях, родственниках, баранах и верблюдах. А куда спешить? До захода солнца еще так далеко.

Может, это ощущение истинного Востока – искаженное, но, тем не менее, очень многим русским Восток никогда не был чужд.

А, может, во мне говорит домосед, не охочий к перемене мест. Я люблю сидеть дома, мне интересно среди своих книг, фотографий, музыкальных записей, видеофильмов, небольшого архива и рядом с компьютером. И дома мне никогда не бывает скучно…

Так наш ужин прошел в полезных, интересных для обеих сторон беседах. Правда, говорил больше я, а Кема слушала, но такие неофициальные встречи, на мой взгляд, дают молодому эксперту больше, чем выслушивание монотонной лекции, отпечатанной чуть ли не с момента изобретения бумаги на пожелтевших от времени страницах.

После ужина Кермен Алексеевна спешно засобиралась, боясь опоздать на автобус в свой отдаленный район. Заперев за коллегой дверь, я на кухне выкурил еще одну порцию зловредного зелья, завезенного по недомыслию Петром Великим из Голландии.

Периодически меня навещали молодые подружки, особи не старше 30-35 лет, без излишних старомодных комплексов, что, по моему глубочайшему убеждению, приостанавливало неизбежный процесс энтропии – естественного старения организма и крайне благоприятно влияло на ход выздоровления ноги. Причем, делалось это, как вы правильно понимаете, исключительно в лечебно-профилактических целях, без обременительной атрибутики и куртуазных реверансов.

Сегодня вечером должен был состояться очередной сеанс необходимой, благотворной, целительной терапии. Так не без пользы прожитый день обещал закончиться не менее плодотворно.

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

(краткий обзор)

Архивные документы о состоянии судебно-медицинской службы в довоенной Калмыкии отсутствуют, поэтому этот период является абсолютным белым пятном.

В 1958 году восстановлена Калмыцкая АССР после депортации калмыцкого народа в 1942 году. Но не все государственные и управленческие органы полностью сформированы. Так, например, судебно-медицинская экспертиза еще находится на бюджете Ставрополья.

Из справки Национального архива Республики Калмыкия: «…из информации о работе Калмыцкого облздрава за 1958 г. следует, что судебно-медицинская экспертиза находится на бюджете Ставропольского краевого Бюро судебно-медицинской экспертизы и обслуживание производится из края. На месте не было специалиста-врача и поэтому констатировалось, что судебно-медицинская экспертиза в области была поставлена неудовлетворительно…»

На заседании Президиума Совета Министров Калмыцкой АССР от 3 июля 1959 года за № 255 был рассмотрен вопрос о размещении республиканского Бюро судебно-медицинской экспертизы; министерству финансов КАССР поручено выделение министерству здравоохранения денежных средств в сумме 86 тысяч рублей за счет свободного остатка бюджетных средств для приобретения помещения для Бюро СМЭ.

К этому времени министерством здравоохранения КАССР (первый министр Евдокия Александровна Дойникова) было утверждено штатное расписание Бюро СМЭ, где перечислялся административный, управленческий и медицинский персонал.

1959 год является официальной датой рождения судебно-медицинской службы в Калмыкии.

Первым начальником Бюро СМЭ был назначен Юрий Иванович Прокофьев. К сожалению, его фотографию мне нигде не удалось найти.

Этапы развития и основные даты

1959 год – создание самого Бюро и танатологического отдела (морга). Экспертам-танатологам вменялось также производить экспертизы живых лиц.

1960 год – создание судебно-химического отделения.

1960-61 годы – организация судебно-гистологического отделения.

1963 год – появление отделения по исследованию вещественных доказательств (судебно-биологического отделения).

1964 год – назначение начальником Бюро СМЭ Ивана Максимовича Кирюхина, который проработал в этой должности до 1998 года (уникальный случай «долголетия» для главного врача).

1973 год – пожар в здании Бюро, расположенном рядом со старым роддомом, в результате чего все отделения оказались разбросанными по всему городу. Администрация и химическое отделение – на улице Энгельса, дом 25; морг – на 101-ом квартале, во дворе противотуберкулезного диспансера. Судебно-биологическое отделение вообще не имело постоянного помещения.

1980 год – восстановление физико-технического отделения (отделения медицинской криминалистики).

1982 год – переход структурных подразделений Бюро СМЭ в здание на улице Правды, 4 (один из старых корпусов медицинского училища имени Тамары Хахлыновой), а морга – в новое помещение ЦПАО Республиканской больницы.

1987 год – образование АКНОСМ – Астраханско-Калмыцкого научного общества судебных медиков (по шуточному выражению И. М. Кирюхина, «татаро-монгольского»).

1995 год – оснащение отделения медицинской криминалистики первым компьютерным комплексом.

1996 год – организация на базе судебно-биологического отделения производства цитологических исследований.

1999 год – научно-практическая конференция, посвященная 40-летнему юбилею организации судебно-медицинской службы в Калмыкии. В конференции приняли участие правительство республики, министерство здравоохранения, прокуратура и МВД, судебные медики из Астрахани.

– создание отделения сложных экспертиз.

2000 год – – смерть И. М. Кирюхина.

– 5-й съезд судебных медиков Российской Федерации в г. Астрахани, в котором начальник Бюро СМЭ МЗ РК входил в число членов оргкомитета по подготовке к съезду.

– создание отделения экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц. До этого экспертизы живых лиц и сложные экспертизы производились всеми экспертами общего профиля.

2002 год – преобразование Бюро СМЭ в Государственное учреждение «Республиканское Бюро судебно-медицинской экспертизы».

учреждение собственной бухгалтерии.

Нальники Бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РК

1. Юрий Иванович Прокофьев (1959-1964)

2. Иван Максимович Кирюхин (1964-1998)

3. Игорь Николаевич Гриньков (1998-2001)

4. Виктория Сергеевна Богаева (с 2001 года)

2006 год

За истекший почти полувековой срок судебно-медицинская служба Калмыкии изменилась как качественно, так и увеличилась в количественном отношении. На настоящий момент она имеет в своем составе, включая районное звено, 89 сотрудников: 29 врачей судебно-медицинских экспертов, 23 человека среднего медицинского персонала, 23 человека младшего медицинского персонала, 12 человек административно-хозяйственного подразделения.

Правоохранительные органы, суды и граждане республики имеют возможность получать весь комплекс исследований судебно-медицинского характера, необходимый для решения задач следствия и правосудия. Проблемы, разумеется, остаются, и немалые. Это изношенность оборудования, неотложная потребность в ремонте многих моргов в районах, необходимость перехода самого ГУ «РБСМЭ» в новое здание, низкие зарплаты, плохое финансирование. Но было бы неправильным не замечать и позитивные перемены, происходящие, несмотря на общее тяжелое положение, в котором находится все здравоохранение.

Но самый главный потенциал Бюро – его сотрудники, смотрящие в будущее с оптимизмом. Квалифицированные специалисты трудятся бок о бок с молодежью, которая в последнее время потянулась в судебную медицину, и этот факт отраден.

Автор счастлив, что ему довелось работать в этом коллективе более четверти века, и надеется, что сможет принести пользу своими знаниями и опытом.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предисловие «О судмедэксперте замолвлено слово» (В. Хотлин) 2. От автора

3. «Городничий»

4. «Следы остаются всегда»

5. «Сюжеты»

6. «День в жизни»

7. «Прошлое и настоящее»

ББК 58

Г 58

Гриньков И. Н.

Г 85 «Хроники судебного медика-2». – Элиста: АОр «НПП «Джангар», 2006. – 200 с. ил.

В АОр «НПП «Джангар» вышла в свет вторая книга главного внештатного судебно-медицинского эксперта Министерства здравоохранения Республики Калмыкия, заместителя начальника по экспертной работе ГУ «Республиканское Бюро судебно-медицинской экспертизы», врача высшей квалификационной категории, «Отличника здравоохранения Российской Федерации» Игоря Николаевича Гринькова.

В новой книге автор предстает перед читателем в новом свете. Кроме очерков о работе следователей, работников уголовного розыска и судебных медиков, она содержит материалы и другого, более личностного и исповедального характера.

Книга «Хроники судебного медика-2» может быть полезной для работников правоохранительных органов, студентов, изучающих уголовное право, медиков, а также для читателей, интересующихся данной проблематикой.

Обложка и рисунки (компьютерная графика) Анны Гриньковой

Компьютерная обработка фотографий, фотографии

автора на задней обложке и фото раздела «Прошлое и настоящее»

Владимира Курепина

ISBN5-94587-167-2Гриньков И. Н., 2006

Гринькова А. И. Обл., рисунки, 2006

Курепин В. И., 2006

Литературно-документальное издание

Игорь Николаевич Гриньков

ХРОНИКИ

СУДЕБНОГО МЕДИКА-2

Технич. редактор Э. Убушаева

Компьютерная верстка В. Манджиева

Корректоры Н. Горяева, Н. Меклеева

Подписано в печать 03.07.2006.

Формат 84х108/32. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 10,5. Бумага офсетная.

Тираж 1000 экз. Заказ 2897.

АОр «НПП «Джангар», 358000, Республика Калмыкия,

г. Элиста, ул. Ленина, 245.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю