355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Фирдауса Хазипова » Чертополох с окраины Уфы » Текст книги (страница 5)
Чертополох с окраины Уфы
  • Текст добавлен: 21 сентября 2020, 16:30

Текст книги "Чертополох с окраины Уфы"


Автор книги: Фирдауса Хазипова



сообщить о нарушении

Текущая страница: 5 (всего у книги 5 страниц)

15.01.1969 г. Родная школа. Так не хочется уходить от этой бесконечно дорогой жизни. Здесь прожиты самые светлые дни. Я вся была наполнена школьными делами, здесь самые дорогие сердцу люди, которые многому научили меня. Только они помогали в трудные минуты дружеским советом, и только они радовались вместе со мной. Здесь родилась моя мечта, здесь проявился мой вокальный талант, здесь мои подшефные доставляли и радости, и огорчения. Я все пытаюсь забыть сейчас, разлюбить все это. Я пытаюсь уверить себя, что мне ничего не жаль. Но сердце напоминает счастливые и горькие дни, душа сопротивляется предать все забвению, и спазмы сжимают горло, и нет сил удержать неостановимо больной поток слез… Анна Ивановна, накинув пушистую шаль на плечи, шла навстречу мне по длинному школьному коридору, приобняла и со слезами в голосе говорила: «Я прошу тебя вернуться в школу. Я прошу, понимаешь! Не усугубляй свою ошибку».

28.01. Я хожу в школу, но у меня нет ощущения, что вернулась к занятиям. Моя дорога пошла под откос, меня ничто не волнует. Впереди – глубокая, зияющая чернотой пропасть. Я как трамвай без водителя, еду по колее, не обращая внимания на окружающую жизнь, не останавливаясь. А далеко впереди рельсы разобраны, и дорога обрывается…Но нет водителя, который мог бы прекратить это бездумное равнодушное движение. Трамвай все идет и идет, слегка покачиваясь. Он так может идти годами, пока не кончатся рельсы или не найдется смелый водитель, который вскочит на ходу и заставит механизм подчиняться его воле… Любовь к Ольге Кирилловне угасла. Ушла внезапно, а может, просто затаилась. Только что я любовалась золотым праздничным костром, а утром увидела остывшую золу. Угасло все. Пришла апатия.

1.02. Сегодня вечер встречи выпускников в честь 10-летия школы. Я пришла пораньше. Неприкаянно бродила по школе. Ближе к 6 часам стали собираться нарядные возбужденные учителя со счастливыми лицами в ожидании встреч. АИ была рассеяна и смотрела по сторонам. ВА взволнованно оглядывала украшенный зал. Я зашла в пустой класс и, не зажигая света, села за учительский стол. На всю школу гремела музыка. В класс неожиданно вошли трое парней, включили свет и, не обращая на меня внимания, расселись по партам и возбужденно стали вспоминать милые школьные мелочи. Я вышла. В коридоре АИ обнимала мужчину с седыми шелковистыми волосами, оказалось, бывший директор школы. Девушки посматривали на меня по-особенному, и одна из них сказала: «С каким бы удовольствием я надела фартук». По радио зазвучало объявление, приглашающее выпускников в зал: 1959-60 годы, 1963-64 и т.д. Начался концерт: лихо отплясывали наши танцоры. Выступив с песнями «С чего начинается Родина» и «Тополя», я ушла домой задумчивая.

20.02. Мы с Райкой Антиповой и Альфией решили издевнуться над Маринкой. Я написала ей записку, что ВА (находящаяся на больничном) передавала Маринке привет «лично», и я спрашивала, поедет ли та навестить ВА. Маринка покраснела от удовольствия, повернулась ко мне, а я устремила печальный взор вдаль, как бы ревнуя Маринку к ВА. Та обрадовалась еще больше. На перемене она подходит ко мне и спрашивает, когда поедем. Райка за ее спиной не выдержала, расхохоталась. Я, еле удерживаясь от хохота, успела вымолвить: «Спроси у Альфии», – вылетела из класса. Во время урока Рая согласно плану поворачивается к Маринке, чтобы спросить, так едет она или нет, но увидев ее самодовольное лицо, сгибается и начинает безудержно хохотать. Чтобы не вызвать подозрений, Райка сказала какую-то шутку, и они уже смеялись вместе, но над разными вещами.

27.02. Выступаю в ДК «Строитель». Начала петь и сразу поняла, что взяла слишком высоко. Остановилась. Я посмотрела назад за кулисы, чтобы успокоиться. В зале среди идеальной тишины кто-то громко охнул. Старалась петь громко, эмоционально, но думала об одном: как бы не упасть. У меня дрожали колени. Потом ко мне подошли ЛФ и ВА и сказали, что жюри понравилось мое пение и меня берут сразу на городской смотр, а учитель пения из школы №99 обещал аккомпанировать.

11.03. Во Дворце им. Орджоникидзе царило радостное оживление. Мне сказали, что я выступаю 6 или 7 номером. Замечательно спел хор нашей школы (рук. И.Клигер) и хор школы 99. Затем – я. «Ольга Александровна, благословите, – попросила я физичку. «Да ну, у тебя все нормально,– отмахнулась она, занятая танцорами. – Чего ты не идешь в училище искусств, а торчишь в 9 классе?»… За неделю отсутствия в школе я отвыкла от суеты, гомона. У меня в голове все еще мелькают разноцветные юбки танцоров, звучит разноголосая музыка. Праздник завершился. Надо приступить к занятиям, но мне понравилось бездельничать. Прочитала В. Гюго «Собор Парижской богоматери» и «Девяносто третий год»… Письмо от Нины: «Недавно была контрольная по физике из гороно. Один мальчишка так увлекся вычислениями в задаче на тему «Всемирное тяготение», что ответ у него получился с точностью до 0,0001. Зато вторую задачу не успел даже прочитать. За усердие ему поставили 4. Этот мальчишка такой шкодняк. В классе выше всех, а в голове детские мысли блуждают. Мы своих пацанов называли увальнями, но потом решили, что это слово не в каждом обществе назовешь, и решили звать валенками».

27.03. Сегодня ездила в центр в редакцию газеты. Вошла в тихое здание голубого цвета на ул. Пушкина. В нерешительности остановилась перед дверью с табличкой «Отдел писем». Дверь была распахнута, и оттуда доносились молодые голоса и смех. «Рашида, к тебе», – крикнул парень в комнату. Молодая женщина пригласила войти. Я удивленно смотрела на нее. Мне казалось, что в газете должны работать пожилые люди, опытные. «Я вам писала», – начала я. «Ты Фира, да?»– спросила она и предложила сесть. Изумлению моему не было предела, ведь прошел год, как отправила сюда заметку про АИ. «Ты извини, фамилию твою не помню, столько писем». Она положила на стол два конверта, поверх которых были прикреплены заметки и фото. Я узнала свой почерк. «Эти рассказы давно должны были пойти в печать, еще ко Дню учителя, – извиняющимся голосом сказала она. – Но редактор то ли забыл, то ли еще что. Надо еще раз подать заявку». Мы с ней долго разговаривали.

5.04. На педсовете АИ вручили значок «Отличник народного образования». Это уже третий в нашей школе. Я горячо поздравила ее! Райка Антипова уехала в санаторий в Крым лечиться. «Мне нравится читать твои письма. Я сразу представляю тебя такой, какая ты есть, слышу твой голос. Понимаешь: слышу и вижу тебя», – пишет она. Рая там во всех делах лидер… Вечером получила письмо от Нины: «Туманность Андромеды» мне тоже не понравилась. Много мути и философствования. Анфиса в «Угрюм-реке» и понравилась, и не понравилась. Ты правильно подметила, что в ней есть что-то отталкивающее, и в то же время привлекательное. Посмотрели спектакль «Криминальное танго», фильмы «Последний табор», «Деревенский детектив», «Новые приключения неуловимых». В первый день каникул побывали на Агурских водопадах и Орлиных скалах. Цветов полную сумку набрали».

7.05. На перемене физичка убеждала меня идти в училище искусств. «Жалко прямо, талант пропадает», – сказала она. «Да какой там талант», – смутилась я. «Да у тебя же редкий дар, – энергично заверила она. – Уж я-то разбираюсь».

27.05. Явно неохотно, но директор подписал мне заявление на выдачу документов. Пойду в педучилище… На экзамен по литературе я решила пойти. Отвечает Галанова. Она что-то мямлила по Лермонтову, Максима Максимовича назвала Максимом Петровичем. И замолкла. ВА шутливо сказала: «Вспомнишь, из какого произведения взят Максим Петрович, поставлю тройку». Светка думала, учителя, среди них была и Ольга Кирилловна, пересмеивались. Я под шумок и подсказала: из Грибоедова. «Из «Горя от ума», – обрадованно сказала Светка и добавила. – Ставьте тройку, и я пошел». Все грохнули со смеху. Я ответила очень и очень слабо.

25.06. Пришла к Рае домой. Двухкомнатная смежная квартира в хрущевке. В одной спальня родителей, а в проходной – зале – на двух диванах Рая и ее брат Вова. Она оделась, и мы вышли на улицу. Гуляли, говорили обо всем. Я предложила ей поступать со мной в педучилище в Оренбурге. «Я не могу уехать из дома, – ответила она. – Понимаешь, Вовка протянет только два года. Он умрет. Маму тоже клали в раковую больницу. Недавно мой двоюродный брат умер от этой болезни»… На меня повеяло могильным холодом. Я поняла, почему Рая и Вова часто болеют. Мне стало страшно за них.

28.06. Сегодня пришла к Валерию Петровичу домой: он взялся позаниматься со мной алгеброй. Жена сообщила, что он целый час пропадает где-то. Я вышла на солнечный двор и увидела его на скамейке у соседнего подъезда. Он разговаривал с парнем, потом подошли еще двое. Неожиданно в руках ВП я увидела зеленую бутылку. А я-то думала, он консультирует абитуриентов. Юнцы вошли в подъезд, за ними, еле держась на ногах, в измятом костюме, перепачканном известкой, пошел учитель. Они там что-то делали (я видела только подрагивающую спину ВП). Потом они вновь уселись на скамейку. Я не знала, как мне быть. После нескольких минут раздумья подошла и спросила: состоятся ли занятия. Он виновато улыбнулся, как бы извиняясь за то, что не может встать. «Видишь ли, я сегодня пьяный», – развел он руками. «Когда мне к вам подойти?» Он долго задумчиво курил. «Ты умная хорошенькая девчонка, а я дурак. Очень хотелось бы тебе помочь. Так чего ты хочешь?» – «Поступить в училище». Он уставился в одну точку. «Ну что я могу тебе сказать?» – «Так и скажите: ищи другого репетитора».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю